Студент выбирает только одну из предложенных на выбор тем
Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению.
Методические указания по выполнению контрольной работы
Самостоятельная работа студентов заключается в выполнении одной контрольной работы по предложенным темам.
Контрольная работа должны быть представлены в сроки, определенные учебным графиком. Студенты, не выполнившие контрольную работу или получившие за нее неудовлетворительную оценку, не допускаются к сдаче экзамена. Контрольная работа, выполненная не по указанной теме, не засчитывается.
Контрольная работа должна показать умение студента самостоятельно работать с литературными источниками, обобщать и анализировать необходимый материал, кратко, четко и аргументировано отвечать на вопросы, заданные темой работы.
Необходимо использовать не только список литературы, рекомендованной в методических указаниях, но и материалы периодических изданий, ресурсы информационных систем. Контрольная работа по своему объему должны составлять 10-24 страницы ученической тетради.
При написании и оформлении контрольной работы необходимо соблюдать следующие правила:
· работа может быть представлена в рукописном виде в отдельной тетради или распечатана с компьютера на листах формата А-4, помещенных в скоросшиватель;
· страницы контрольной работы должны быть пронумерованы и иметь поля (2-2,5 см);
· текст должен быть написан разборчиво, без сокращений слов и терминов.
Контрольную работу завершает список использованной литературы, оформленный в строгом соответствии с установленными правилами:
· при ссылке на учебник, учебное пособие, монографию указываются фамилия и инициалы авторов, точное наименование издания, место издания, название издательства и год издания;
· при ссылке на журнальные статьи указываются фамилии и инициалы авторов, наименование статьи, название журнала, год и номер выпуска.
В конце контрольной работы указываются дата выполнения и ставится личная подпись студента.
Варианты выполнения контрольных работ
студент выбирает только одну из предложенных на выбор тем
№ п\п | Начальная буква фамилии студента | Номера тем |
А | 1,29 | |
Б | 2, 55 | |
В | 3, 54 | |
Г | 4, 53 | |
Д | 5, 52 | |
Е (Ё) | 6, 51 | |
Ж | 7, 50 | |
З | 8, 40 | |
И | 9, 41 | |
К | 10, 42 | |
Л | 11, 43 | |
М | 12, 44 | |
Н | 13, 45 | |
О | 14, 46 | |
П | 15, 47 | |
Р | 16, 48 | |
С | 17, 49 | |
Т | 18, 30 | |
У | 19, 31 | |
Ф | 20, 32 | |
Х | 21, 33 | |
Ц | 22, 34 | |
Ч | 23, 35 | |
Ш | 24, 36 | |
Щ | 25, 37 | |
Э | 26,38 | |
Ю | 27,39 | |
Я | 28, 56 |
2. Тематика контрольных работ
1. Социально-экономический строй рабовладельческой формации, ее стадии развития и особенности на Востоке и Западе.
2. Исторические процессы формирования феодализма и стадии его развития. Исторические корни наиболее крупных современных цивилизаций (китайской, индийской, арабской, западноевропейской, российской).
3. Особенности формирования и характера западноевропейской и российской цивилизаций.
4. Этапы развития и исторические личности Древнерусского государства. Причины и последствия его распада.
5. Иноземное иго и его влияние на развитие Руси.
6. Этапы освобождения от иноземного ига и объединения русских княжеств в Русском государстве. Факторы, определившие объединение. Исторические личности, сыгравшие в нем главную роль.
7. Особенности формирования многонационального евро-азиатского Российского государства.
8. Социально-политические процессы Смутного времени, исторические личности, итоги и последствия.
9. Отличительные черты мирового исторического процесса Нового времени и геополитические условия развития России.
10.Основные направления модернизации российского общества реформами Петра I. Итоги и последствия реформ. Значение присоединения Прибалтики.
11.Войны и расширение территории Российской империи, итоги завершения модернизации российского общества во второй половине XVIII в.
12.Формирование светской русской культуры Нового времени, особенности российской цивилизации в конце XVIII в.
13.Россия в Наполеоновских войнах. Причины победы в Отечественной войне 1812 г. Изменение роли Российской империи в системе европейских государств после победы над Наполеоном.
14.Причины и последствия усиления консерватизма при Николае I. Изменение роли России в системе европейских государств после поражения в Крымской войне.
15.Основные направления развития общественной мысли и развитие русской культуры в первой половине XIX в.
16.Характер общемирового процесса перехода от феодализма к капитализму, факторы, определившие формирование европейского центра капиталистического развития, его влияние на другие страны мира.
17.Особенности перехода России к капитализму, характер второй модернизации российского общества.
18.Первые либеральные реформы и революционное движение разночинцев. Контрреформы и их последствия, распространение марксизма в России.
19.Характерные черты российского капитализма в конце XIX в.
20.Характерные черты российской цивилизации и русской культуры на рубеже XIX—XX вв.
21.Особенности империалистической стадии капиталистической формации, изменение геополитических условий развития России.
22.Сущность кризиса в российском обществе в начале XX в. Характер революции 1905-1907 гг. и причины ее поражения.
23.«Думская» монархия и итоги второго этапа буржуазных реформ.
24.Причины Первой мировой войны и ее характер. Роль России в войне и причины ее поражения.
25.Причины и характер Февральской революции 1917 г. Сущность двоевластия.
26.Причины новой революционной ситуации осенью 1917 г.
27.Революционные потоки, слившиеся в Октябрьской революции 1917 г.,
ее историческое значение.
28.Значение Брестского мира и характер деятельности советской власти в мирных условиях 1918 г.
29.Причины развертывания всеобщей Гражданской войны.
30.Революции 1918-1919 гг. в Европе и причины их поражения.
31.Сущность коренного перелома в ходе Гражданской войны.
32.Окончание Гражданской войны и причины победы советской власти.
33. Факторы, обусловившие объединение советских республик в единое государство, и историческое значение создания СССР.
34.Расстановка политических сил в мире после победы советской власти в России и образования СССР.
35.Переход к мирному строительству, сущность и цели НЭП, пути и условия развития социализма при НЭП, историческое значение эпохи Ленина.
36.Экономические и социальные итоги первого этапа НЭП. Начало индустриализации страны в условиях многоукладное™ ее экономики, причины обострения противоречий.
37.Мировой экономический кризис 1929-1933 гг., пути выхода из него капиталистических государств, сущность фашизма.
38.Причины отказа от НЭП и перехода к форсированным темпам экономического и социального развития. Методы руководства общественным развитием.
39. Экономические итоги первых пятилеток: достижения и издержки.
40.Социальная структура трудового общества, развитие социальной сферы и черты общественной жизни в 30-е годы XX в.
Культурная политика советской власти и содержание культурной революции.
41.Развитие культуры в 30-е годы, характерные черты советской цивилизации и формационная характеристика сложившегося советского общества.
42.Общие (формационные) причины мировых войн XX в. и виновники Второй мировой войны. Социально-политическая сущность фашизма.
43.Методы развертывания Второй мировой войны фашистским блоком и причины, позволившие ему нарастить военную мощь. Причины подписания договоров Советским Союзом с Германией в 1939 г.
44.Война в Европе в 1939—1941 гг. и меры по укреплению Советским Союзом безопасности западных границ. Начало Великой Отечественной войны советского народа. Причины поражения Красной Армии в начальном периоде войны и историческое значение победы под Москвой.
45.Образование антифашистской коалиции. Борьба за коренной перелом в войне, ее основные этапы. Политика США и Англии в отношении второго фронта в Европе и характер стратегии союзников.
46.Завершающий период войны, освободительная миссия Красной Армии в Европе. Разгром и капитуляция Германии.
47.Завершающий этап войны с Японией. Причины применения США атомной бомбы против японских городов.
48.Изменение соотношения сил в мировом сообществе и основные направления общественного развития после Второй мировой войны.
49.Изменение соотношения сил в мировом сообществе и основные направления общественного развития после Второй мировой войны.
50.Итоги первых послевоенных пятилеток, характеристика советского общества в конце сталинской эпохи и противоречия раннего социализма в средине 50-х годов.
51.Основные направления реформаторской деятельности Хрущева и Косыгина. Экономические, научно-технические и социальные достижения СССР за 25 послевоенных лет.
52.Холодная война: цели, сущность методы и этапы.
53.Новые условия соревнования двух социальных систем и характеристика новой стадии развития капитализма в 70—80-е годы. Основные тенденции и противоречия экономического развития СССР в 70-е — начале 80-х годов.
54.Главные факторы и основные социальные силы, определившие разрушение СССР. Этапы разрушения Советского Союза. Изменения геополитической обстановки после разрушения СССР и цели четвертого этапа холодной войны.
55.Основные факторы и главные направления общественного развития стран СНГ в 90-х годах. Причины ликвидации советской власти в РСФСР, основные направления ельцинских реформ и их результаты.
56.Характерные черты государственного строя и экономики периферийного российского капитализма в начале XXI в.
3. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
а) основная литература
1. Зуев М.Н. История России : учебное пособие для бакалавров / М.Н. Зуев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 655 с.
2. История мировых цивилизаций: учебное пособие / под науч. ред. Г. В. Драча; Т. С. Паниотовой. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 464 с. - (Бакалавриат)
3. Кириллов В. В. История России: учебное пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 663 с., схемы.- (Бакалавр)
4. Мединский В. Р. Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра. / В. Р. Мединский. - М.: Олма Медиа Групп , 2012. - 608 с.
5. Некрасова М. Б. Отечественная история: учебное пособие для бакалавров / М. Б. Некрасова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 415 с., таблицы.- (Бакалавр)
6. Семин В. П. История: Россия и мир: учебное пособие / В. П. Семин. - Москва: КНОРУС, 2013. - 544 с. - (Бакалавриат). - *Библиогр. : с. 533-534.
7. Чураков Д. О., Саркисян С. А., Панов В. Н. и др. ; под ред. Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна История России (XX - начало XXI века) : учебник для бакалавров (Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения). Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы(ВУЗы) – М.:Юрайт2013. – 336с.
б) дополнительная литература
- Фортунатов В.В. История. – СПб.: 2012. - 464 с.
- Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. - 752 с.
- История России в схемах, таблицах и картах: учебное пособие для высшей школы/В.В. Касьянов, С.Н. Шаповалов, А.Я. Шаповалова ; под ред. В.В. Касьянова. - Ростов н/Д, Феникс: 2011. - 288 с.
- Шевелев В.Н. История России. Конспект лекций. 8-е изд. - Р н/Д: 2012. - 250 с .
- Якушев А.В. История России (конспект лекций). М., 2011. - 368 с.
- Карпачев С.П. История России. Краткий курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 273 с.
- История России с древнейших времен до конца XVII века. ... История России с древнейших времен до конца XVII века. Под ред. Милова Л .В. М.: 2010.
- Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917–2009.– М.: Аспект Пресс, 2010, 3-е изд., 846с.
- Жиромская В.Б., Морозов С.Д. История России в вопросах и ответах: учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2012. 192 с.
- История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. Т. 1. Учебник / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова. М.: Проспект, 2012. 544 с.
- История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. Т. 2. Учебник / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова. М.: Проспект, 2012. 720 с.
- Леонтьева О.Б. Интеллектуальная история России XIX – начала ХХ вв. Учебное пособие. Самара: Изд-во: Самарский государственный университет. 2012. 428 с.
- Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология и психология (на материале российских войн ХХ века). Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных специальностей высших учебных заведений. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. 223 с.
- Сенявская Е.С. История войн России ХХ века в человеческом измерении: проблемы военно-исторической антропологии и психологии. Курс лекций для студентов и магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «история». М.: РГГУ, 2012.
- Устинова И.А. Русское государство и православная церковь в X — начале XX в. Учебное пособие. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2012. 216 с.
- 1. Боханов А.Н. История России: XIX век. Учебник. 8 класс. М.: Русское слово, 2011. 288 с.
- Жиромская В.Б. Курс лекций по исторической демографии. М.; Пенза: СГПА, 2011. 180 с.
- Журавлев С.В. К переосмыслению советского прошлого: Новые источники и методы исследования. М.: РАГС, 2011.
- История России. С древнейших времен до начала XXI века / Сахаров А.Н., Морозова Л.Е., Рахматуллин М.А.; под ред. А.Н.Сахарова. М.: АСТ, 2011. 1263 с.
- Красовицкая Т.Ю. (в соавт.) История России, ХХ век: курс лекций. М.: Проспект, 2011. 28 п.л.
- Красовицкая Т.Ю. (в соавт.) История СССР/РФ в контексте современного россиеведения: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. 400 с.
- Москва, 1941–1945: атлас / научн. ред. Г.А.Куманев. М.: Феория, 2011. 320 с. 52 п.л. 3000 экз.
- Сахаров А.Н. Основа религиозных культур народов России. Учебное пособие. М.: Русское слово, 2011. 128 с. (в соавт. с К.А. Кочегаровым)
- Звягин Ю.Ю. Великий путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории Серия: Тайны Земли Русской М Вече 2009г. 240с., илл.
- Битвы цивилизаций. Русь между Югом, Востоком и Западом. Миронов В.Б., Голубев С.А. М.: Вече, 2009. — 768 с.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Большой энциклопедический словарь. М., 1983 и последующие издания.
- Великая Октябрьская социалистическая революция: энциклопедия / Гл. ред. Голуба П.А., Кораблёва Ю.И., Кузнецова М.И., Фигатнер Ю.Ю. М., 1987.
- Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия / Гл. ред. Козлов М.М. и др. М.,1985.
- Всемирная история: Энциклопедия. М.: Дрофа, 2003.
- Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / Гл. ред. Хромов С.С. и др. М., 1983.
- Деятели СССР и революционного движения России: Энциклопедический словарь. Гранат. М.,1989.
- История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / Ред. сост. Блохин В.Ф./, 1999.
- История Отечества: Энциклопедический словарь (сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Кареев, Е.И. Куксина и др. Первое издание – М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
- Князев Е.А. Родная старина. Слова, термины, образы. М.,1996.
- Макаревич В.М. Всемирная история: Энциклопедия. – М.: Дрофа, 2003.
- Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М.,1997.
- Отечественная история. Учебный словарь. Пермь, 2005.
- Политические партии России: история и современность / Ред. А. И. Зевелев, В. В. Шелохаев, Ю. П. Свириденко. М.: РОССПЭН, 2002.
- Политические партии России: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2002.
- Филатов Н. М. История краев и областей Российской Федерации. Пермь, 2007.
- Яковер Л.Б. Краткий справочник по отечественной истории. М.,1996.