Об авторе, времени происхождении и цели написания книги.

2 Маккавейская книга является сокращением истории, описанной в пяти книгах Иасона Киринеянина (2, 20-33) с добавлением двух по­сланий палестинских иудеев к египетским иудеям.

Автор книги неизвестен, но, по всей вероятности, им был александ­рийский иудей, так как изящный стиль его книги, написанной на гре­ческом языке, характерен для эллинистических авторов, а язык оби­лен риторическими оборотами. Автор больше проповедник и оратор, чем историк, и в то же время он значительно превосходит писателя 1 Маккавейской книги в знании эллинистических учреждений и полити­ческой жизни той эпохи. Он пишет для александрийских иудеев с целью побудить их к единению с палестинскими собратьями, пережившими тя­желое время борьбы за религиозную и этническую свободу.

В 1, 10 второе письмо палестинских иудеев к египетским собратьям датируется 188 годом эры Селевкидов, который соответствует 124 г. до Р. X. Книга, следовательно, написана после этой даты.

Историческое и учительное достоинство книги.

1. Автор говорит, что в написанной им книге он "мешает вино с водой" (15, 39), что, по мнению митрополита Филарета (Дроздова), означает произвольное обращение его с пятью книгами Иасона Киринеянина, которые служили для него источником, – добавление к истори­ческим сведениям Иасона народных сказаний и собственных прикрас с целью прославления иудеев. Но некоторые исторические, географи­ческие и хронологические неточности могли происходить и из произ­ведения Иасона, например, упомянутая выше перестановка в третьей части книги, нарушающая хронологию событий.

Эти особенности книги однако не уменьшают общей исторической ценности Второй Маккавейской книги. В своей основе она содержит вполне достоверные исторические сведения; в частности, заслужива­ют полного доверия все повествования, согласные с Первой Маккавей­ской книгой и древними небиблейскими памятниками, затем повествова­ния о событиях, предшествовавших ограблению храма Антиохом IV, со­державшиеся только во 2 Маккавейской книге (гл. 4),а также описан­ное в 6, 18 – 7, 41 мученичество старца-книжника Елеазара, семи братьев и их матери, ежегодно прославляемое Церковью с древ­них времен (1/14 августа), и другие рассказы.

Хронология книги следует не эре Селевкидов (начало – октябрь 312 г. до Р. Х.), как в Первой Маккавейской книге, а иудео-вавилонскому исчислению (начало – нисан-апрель 311 г до Р. Х.), за исключением писем, которые датируются по греческой эре Селевкидов.

2. С точки зрения веро- и нравоучительной, Вторая Маккавейская книга представляет некоторые идеи, заслуживающие особого внимания. Так, в ней говорится о сотворении мира "из ничего", о воскресении мертвых и древней вере в это иудеев (7, 9-11, 23, 29, 36; 14, 44-46), о загробном возмездии (6, 26); в ней представлены примеры молитвенно­го ходатайства умерших святых за живых (15, 12-16) и живых за умерших (12, 39-45), придается значение подвигам мучеников (6, 18 – 7, 41). В книге, таким образом, излагается учение о загробной жизни, о вос­кресении мертвых и о действенности молитвы живых за умерших и мо­литвы усопших праведников за живых, то есть о связи Церкви земной и небесной.

Кроме того, в книге содержится много поучительных примеров не­поколебимой веры и надежды на Бога, не посрамляющей верующих людей (1, 8-29; 2, 17; 3, 15, 33-35; 8, 18, 27) и явного наказания беззаконников: Иасона, Антиоха Епифана, Менелая, Никанора (5, 7-10; 9, 5-28; 13, 6-8; 15, 32-35). Поэтому эта книга может дать назидательное чте­ние для людей всех времен, вдохновить их в борьбе за свою святую веру и независимость.

ТРЕТЬЯ МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА

Содержание этой книги не имеет отношения ни к деяниям, ни к эпохе Маккавеев. Главная тема ее повествования – гонение на иудеев в Египте от Птоломея IV Филопатора (221 – 204 г до Р. Х.).

Разделение и содержание книги.

В семи главах книги сначала описывается повод к гонению (1, 1 – 2, 18), затем гонение и благополучный исход его (2, 19 – 7, 20).

1, 1 – 2, 18. Египетский царь Птоломей IV Филопатор после своей победы над сирийским царем Антиохом III Великим при Рафии (в Малой Азии) в 217 году до Р. Х. возвращался в Египет и на пути посещал главные города, где в местных капищах приносил благодарственные жертвы богам. В Иерусалиме он упорно хотел войти в Святое святых, несмотря на протесты первосвященника Симона II, священников и наро­да. Тогда первосвященник обратился с пламенной молитвой к Богу о том, чтобы Сам Господь не попустил язычнику осквернить Его святое место. И вот внезапно Птоломей затрясся и пал без чувства на зем­лю, когда же пришел в себя, то страшно озлобился на иудеев за свое бесчестие и с угрозами удалился в Египет.

2, 19 – 7, 29. В Египте, особенно в Александрии, было много иуде­ев, пользовавшихся при трех первых Птоломеях большими льготами и правами. Озлобленный Птоломей IV решил лишить их не только всех льгот и преимуществ, но даже повелел зачислить в "рабское состоя­ние.". На пирах знатных александрийцев, по примеру царя, вместе с иудеями поносили и их религию. Во дворце был вывешен письменный приказ о запрещении входа тем, кто не приносит жертвы богам; иудеев, записанных в рабское состояние, клеймили "киссовым листом Диониса". Непокорных приказано было убивать, принявшим же языческую религию обещались все права александрийского гражданина (2, 19-22).

Некоторые из иудеев изменили своей религии, но большей частью они остались верными закону Моисееву и либо откупались деньгами от позорной записи и клеймения, либо спасались при помощи друзей из александрийских эллинов, товарищей по торговле, которые укрыва­ли их от преследования. Птоломей, узнав об этом, издал грозный указ, повелевающий всем областным начальникам в оковах доставить всех иудеев в Александрию, где их ожидала казнь на ипподроме через потоптание 500 слонами. Но это намерение Птоломея трижды оставалось бее исполнения. 1-й раз в назначенный для казни день он необычно долго проспал, и казнь была отложена до следующего дня; на другой день он помешался а рассудке и, к удивлению придворных, не только забыл свое вчерашнее распоряжение, но даже разгневался на Ермона, началь­ника над слонами, когда ему напомнили об этом. Потом, упившись на пиру, Птоломей снова стал гневаться на Ермона уже за то, что он до сих пор не исполнил его приказания, и назначил следующий день для казни, угрожая после этого опустошить всю Иудею и сжечь храм (2, 28 – 5, 28).

На утро Птоломей с многочисленной свитой и все языческое насе­ление Александрии явились на ипподром, где собранные для казни иу­деи в отчаянии рыдали, а иерей Елеазар возносил пламенную молитву к Богу о спасении. Когда же выпущены были слоны, предварительно на­поенные вином, внезапно явились два грозных ангела, слоны обрати­лись на царских воинов и стали их попирать. Птоломей увидел в этом кару "небесного Вседержителя", приказал освободить иудеев и, устро­ив для них пиршество, отпустил по домам. Иудеи, прославляя Бога Спасителя, торжественно отпраздновали свое избавление и определили праздновать ежегодно те три дня (5-7 дни) месяца Епифа (евр. "ав" – наш июль), в которые они ожидали смерти, но были избавлены Богом. Отпуская иудеев по домам, Птоломей разослал областеначальникам но­вый указ, которым повелевалось охранять чтителей Иеговы от всякого оскорбления. Со своей стороны, иудеи выпросили у Птоломея разреше­ние наказать отступников веры иЗакона своего, которые "чрева ради своего божественная повеления преступивши, ниже царским повелением благопослушны будут" (5 ,29 – 7, 20).

Наши рекомендации