Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений и расстройств методами арт-терапии. Выход из сложных жизненных ситуаций
Нарушение – менее патологическое состояние; расстройство – более тяжелые, имеют классификацию.
Эндогенные депрессии имеют определенную периодичность (например, обостряются весной и осенью), требуют антидепрессантов.
Аффективные нарушения психогенной природы (реактивная депрессия) возникают вслед за психической травмой.
Эндореактивная депрессия возникает на основании внутренней предрасположенности или психотравмы. Данный вид депрессии может лечиться с помощью психологических методов, в т.ч. с помощью арт-терапии.
Разработка концепции вмешательства должна проводиться с учетом факторов среды, а также личностных и возрастных особенностей клиента.
Внутренние факторы защиты:
копинг-стратегии, т.е. сознательно регулируемые личностью стратегии преодоления стрессовых ситуаций иди бессознательные механизмы, включающиеся автоматически в стрессовых ситуациях);
сублимация как защитный механизм;
замещение потребности;
телесно-ориентированные приемы(релаксация, дыхание, визуализация – представление себя на берегу моря или визуализация воды в принципе), раскрывающие и поддерживающие визуализации;
создание картины ресурсного места, создание истории в рисунке, лепке, песочнице;
создание галереи исцеляющих образов: серии рисунков или фотографий, альбома, фотоколлажа, вызывающих у клиента положительные эмоции;
активная фототерапия или прогулки с фотоаппаратом: клиент фотографирует сам и на основе снимков создает мультимедийную презентацию, просмотр которой дает положительный заряд, активизирует резервные механизмы;
повествовательные техники (погружение в гармоничную среду и описание ее) – могут использоваться самостоятельно или совместно с другими, например с активной фототерапией;
Самооценка и особенности Я- концепции клиента
Депрессивный характер – ряд личностных черт, приводящих к частным депрессиям.
В целях повышения самооценки клиента терапевт акцентирует внимание на достоинствах клиента, использует похвалу.
Арт-методики, позволяющие вжиться в ресурсное состояние:
дигитальные истории (digital stories) – рассказ человека о себе, о ситуации из которой он вышел победителем с помощью мультимедийной презентации (ряда фотографий);
накопление историй и создание на их основе книги или альбома;
создание плакатов, с использованием фото, рисунков, текста, демонстрирующих ценные качества, жизненное кредо клиента;
создание персонального / семейного герба, связанного с личными или семейными ценностями, родственными связями, хобби клиента;
создание общегруппового герба (в групповой работе) – можно использовать не только краски, пастель, карандаши, но и пластилин, глину, нарративные техники, позитивную музыку;
развитие коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, умения принимать позиции других людей, решать конфликтные ситуации, понимать и выражать свои чувства; здесь можно использовать интерактивные игровые техники арт- терапии;
невербальное выражение агрессии, страха и других негативных эмоций через арт-методы (выплеск, проживание, отреагирование);
Арт – материалы и методы для работы с состоянием напряжения:
глина (высокий терапевтический эффект достигается посредством тактильных ощущений за счет хороших пластических свойств, податливости глины);
разливание, разбрызгивание краски (могут использоваться как акварельные, так и пальчиковые краски);
создание отпечатков рук, ног;
выплеск агрессии через крик, игру на «громких» музыкальных инструментах, например, на барабане;
Агрессия может быть связана с органическими поражениями головного мозга, личностными особенностями и другими факторами.
* создание костюмов, головных уборов, подзорной трубы из газеты, украшений, миниатюрных игрушек, масок для последующего проигрывания сценок; м.б. создание маски, которую нужно раскрасить, а потом обсудить.
* создание истории вместе с терапевтом с последующим обсуждением «кем бы ты мог быть в этой истории?», «какой герой тебе ближе?», «чем он тебя привлекает?», «какой герой вызывает негативные чувства?», «какой совет ты бы мог дать герою истории?» и т.п.;
* разыгрывание сценок с использованием марионеток, изготовленных из ткани, ваты, лент или бумажных тарелок; обсуждение;
* создание рисунка на тему «Что я чувствую сейчас?», «Рисунок ситуации», рисунок «Кто я?» с последующим обсуждением:
- написание ассоциативных слов к рисунку;
- сложение поэтического текста из этих слов;
- внесение изменений в рисунок при желании
На занятии важно сначала создать ситуацию отработки эмоции, а затем гармонизировать состояние (через обсуждение, подведение итогов занятия, ритуалы завершения; одним из таких ритуалов может стать уборка помещения, создающая ощущение завершенности);
Нельзя выпускать участников с занятия /тренинга с «открытыми» эмоциями, т.к. у высокочувствительных людей это может вызывать состояния подавленности, неудовлетворения.
Чтобы завершающий ритуал, в частности уборка, не вызвал также негативных чувств важно предупредить о нем заранее, в начале занятия. Терапевт может сказать: «На выполнение данной методики (указать) в вашем распоряжении время (указать сколько), но важно также оставить время на подведение итогов, уборку».
Рабочие моменты и их решение
При отказе клиента рисовать можно использовать методику «Каракули» (расслабление, снижение контроля, создание доверительных отношений с терапевтом). Также помогают включиться в работу методика «Акватипия», «Рисование на влажной бумаге», фотоколлаж, рисуночный тест Сильвера.
При анализе рисунка клиента терапевт должен задавать мягкие уточняющие вопросы, избегать резких категоричных суждений и оценок, учитывать личностные особенности клиента. Например, он может сказать так: «Я воспринимаю твой рисунок так … мое восприятие может отличаться от твоего».
Формальные и содержательные признаки рисунка и их
смысловая нагрузка
К формальным признакам рисунка можно отнести реализм, количество использованных цветов и адекватность выбора цвета, размер рисунка, детализированность, время, затраченное на рисунок, интеграция (взаимосвязь между элементами), характеристики линий и т.д. Одним словом, формальные признаки рисунка – это то, как нарисован рисунок.
К формальным проективным методикам можно отнести методику «Человек, срывающий яблоко с дерева».
Взаимосвязь элементов рисунка с эмоциональными нарушениями:
Сигналом к наличию депрессивных тенденций может являться слишком малое количество деталей в рисунке, выбор более плотных, контролируемых художественных материалов, бедность цветовой палитры;
Слишком большое количество деталей рисунка, особенно мелких, хаотично расположенных, не связанных друг с другом также могут являться проявлением некоторых эмоциональных нарушений и даже шизофрении;
Ротация («заваливание» предмета) как правило связано с органическими поражениями мозга;
Наличие штриховки в рисунке, особенно в большом количестве, может говорить о тревожности личности;
Об агрессии могут говорить нарушения интеграции элементов;
О состоянии аффекта – негативное содержание рисунка и игровой деятельности.
Методика «Создание истории в картинках»
Назначение: повышение самооценки, веры в собственные силы, осмысление ситуации, подведение ее итогов, вербальное и невербальное отреагирование; в терапевтических группах способствует обмену опытом, выработке адаптивных механизмов; методика связана с личным опытом.
Время проведения: около 60 минут. Возможно проведение в ходе двух занятий, тогда первое занятие должно быть посвящено созданию рисунка, а второе – его описанию.
Этапы проведения:
- Вспомнить сложную жизненную ситуацию, которая была;
- Вспомнить временные рамки ситуации (т.е. сколько она длилась);
- Актуализировать и описать внешние стороны ситуации (что, где, когда происходило);
- Отразить развитие, изменение ситуации и действия человека в ней;
- Отразить внутренние стороны ситуации (что я получил(а),
раскрыл (а) в себе?, почему эта ситуация важна для меня?
- Дать название ситуации.
2. Иллюстрирование повествования в 3-х и более рисунках – реалистичных или образных, абстрактных.
При этом рисунок №1 должен отражать начало ситуации, рисунок №2 – кульминацию, рисунок №3 – итог.
Рисунки могут быть черно-белыми, цветными, можно включать в рисунки вырезки из журналов, фотографии (в том числе ассоциативные).
Возможно парное использование методики, например, в терапии детско-родительских отношений. Тогда ребенок наговаривает историю на диктофон, а родитель, прослушав запись, иллюстрирует ее. Пары могут быть и другими (супружеские, дружеские, деление на пары в рамках групповой терапии).
В парной терапии методика дает развитие эмпатии, проработку опыта.
Заключительная часть: формулирование клиентом результатов работы, уроков.
Дневник самонаблюдений. Арт- джорнелинг. Дигитальная история.
Дневник самонаблюдений ведется на протяжении всего курса терапии и в конечном итоге дает опыт решения проблемы (возможно не совсем типичный для клиента) и способствует выработке стратегий поведения.
Арт-джорнелинг предполагает ведение дневника, включающего тексты, образы, переживания, мысли, фантазии, сновидения, дополненные иллюстрациями или фотоколлажами. Иногда это могут быть отдельные слова в сопровождении рисунков. Допускается формат монолога, диалога, разговора со своим телом или отдельными органами (соматический джорнелинг).
Методика требует времени, мотивации. Тексты могут создаваться как на сеансе, так и дома. Если клиент готов и / или нуждается в этом, то он может поделиться наработками с терапевтом, с группой, что будет дополнительной проработкой.
Дигитальная история
Назначение: создание дигитальной (т.е. жизненной) истории направлено на работу с самооценкой посредством трансляции собственного жизненного опыта другим людям; техника также затрагивает когнитивные и эмоциональные аспекты.
Этапы проведения:
Создание диктофонной записи своей жизненной истории, а точнее – сложной жизненной ситуации из которой автору удалось выйти победителем;
Подбор нескольких десятков иллюстраций (можно использовать как фото из личного архива, так и подборку фото из интернета, ассоциирующихся с описываемой ситуацией);
Подбор музыкального сопровождения, способствующего передаче эмоционального контекста истории;
Для изложения ситуации может быть выбран один из четырех типов повествования:
Интеллектуально-рефлексивные тексты, например, мысли клиента по поводу ситуации;
Аффективные (катарсические) тексты как правило краткие, эмоционально заряженные, иногда негативно окрашенные. Примером подобных текстов могут быть некоторые рекламные слоганы и граффити;
Интуитивные тексты: отражают фантазии, свободные ассоциации; иногда напоминают поэзию; в отдельных случаях для создания интуитивных текстов необходимо введение клиента в транс, после чего ему предлагается писать не задумываясь в течении 2 – 3 минут (данный метод носит название автоматического письма и способствует раскрытию творческих ресурсов и интуиции; на основе автоматического письма могут быть созданы эссе, биографические тексты);
сенсорные тексты создаются путем настройки человека на свои соматические, осязаемые ощущения, обоняние.
Вся презентация должна быть рассчитана на 5 – 7 минут.
Работа с цветом
У каждого цвета множество значений, поэтому интерпретация использования того или иного цвета в рисунке не может быть однозначной, необходимо учитывать контекст использования цвета, оправданность, уместность и адекватность, интенсивность, количество в одном рисунке.
Из вышесказанного становится понятно, что существуют определенные принципы в работе с цветом.
Это принцип многозначности цвета, например, красный цвет в разных случаях может трактоваться как бегство, секс, агрессия, тревога.
Принцип необходимости учета условий, в которых происходит восприятие цвета, в том числе отношения клиента с терапевтом, сезонный фактор (зимой оправдано большее использование холодных, летом – теплых оттенков), время суток, возраст, пол.
Принцип достаточности цветового выбора означает, что в арт-терапевтическом кабинете должна быть большая палитра цветов для возможного использования их в процессе рисования; также важно понимание клиентом нюансов цвета. Кроме ярких, чистых цветов нужно наличие грязных.
Принцип точности обозначения цвета, ассоциации с цветом. Отмечено, что теплые оттенки дают стимулирующий эффект и определенные физиологические реакции организма – учащение сердцебиения, повышение мышечного тонуса. Холодные оттенки напротив дают релаксирующий эффект.
Промежуточные цвета, например, зеленый несут уравновешенность, контроль эмоций, стабильность.
Словарь: Синестетическая арт-терапияподразумевает «одушевление» цвета, присвоение ему имени, звучания, создание рисунка под музыку (точнее после прослушивания музыкального произведения), ассоциации с запахами, вкусами.
Формы работы с цветом
1.Импрессивная – пассивное восприятие материала, цветовых карточек. Цель: актуализировать воспоминания, переживания, фантазии.
Используемые цвета: золотой, серебряный, фольга, блестки
Пример работы с картами: выбрать карту, которая больше понравилась, которая наиболее точно соответствует текущему состоянию, передает его. Прокомментировать свой выбор.
Как работает перенос внутреннего состояния на карту, т.е. вовне способствует снятию напряжения, что ценно во многих случаях, в т.ч. в работе со страхом.
Также в работе со страхом с использованием карт можно перевернуть карту, спрятать ее в конверт, коробку.
*Работа с картами для прояснения внутренней картины болезни. В этом случае может использоваться группа цветов, карты могут рассматриваться как сопутствующие симптомы.
* Карты и состояние здоровья, комфорта. Создание визуальной модели здоровья на основании выбранной карты. Аутогенная тренировка «Я верну себе здоровье».
* Диагностика отношения к людям, членам семьи с помощью карт. Формический портрет семьи/ группы. Интерпретируется по принципу присвоения карты того или иного цвета/ значения какому-либо человеку. В случае расположения карт на листе бумаги важна стратегия расположения, удаленность /приближенность к клиенту, вкладываемый в подобное расположение клиентом смысл и др.
* Ассоциация карт с периодами жизни, классами школы, стадиями семейной жизни.
* Повествовательные техники и карты клиенту или участникам терапевтической группы предлагается создать историю, сценарий сказки или фильма на основе выбранных карт.
Примерный план обсуждения истории, созданной на основании ассоциативных карт
Терапевт может задавать группе вопросы, касающиеся истории, уточнять некоторые моменты, например:
- каковы основные сюжетные линии?
- с чем связаны резкие изменения сюжета?
- в чем заключается конфликт?
- кто главные действующие лица?
- какие роли играли участники группы? кто внес значимый вклад в развитие сюжета?
- в чем драматизм истории?
- прокомментируйте свой вклад в сочинение истории
- какое отношение история / герой имеют к тебе?
При создании истории лучше не включать в нее, а использовать метафорические образы.
Повторный выбор карточек после прослушивания сказки. Изменился ли выбор или остался прежним? Что повлияло?
Выбор карты, ассоциирующейся с героем повествования.
Возможно переписывание истории («что могло бы быть, если…»), но это уже более сознательный вариант повествования.
Возможно также создание группового рисунка из пластилина, глины или проигрывание сценки.
* Цветомедитация и карты. Клиенту предлагается выбрать цвет, отражающий в его представлении желаемое состояние или качество, которого ему недостает. Цветомедитация основана на принципе самовнушения. Происходит под музыку (в данном случае за счет нее усиливается терапевтический эффект).
* Нестандартное решение: По аналогии с картами можно использовать фото из журналов, разноцветные лоскуты такни.
* Использование репродукций картин. Клиенту предлагается выбрать из предложенных репродукций картин ту, которая наиболее соответствует его состоянию. При этом диагностическим компонентом в большей степени является хроматическая окраска выбранной картины, сюжет менее важен.
*Экспрессивные техники. Здесь используются раскраски, цветоконструирование графического образа, работа с символическими, архитипическими образами.
Может быть использован набор «Драконовы ключи»
После раскрашивания предлагается в случае индивидуальной работы – описать персонажа или, в случае групповой работы – создать панно из раскрашенных рисунков.
*Методика «Акватипия» представляет собой вариант принтинга (создания отпечатков) через вращение, движение стекла например, от фоторамки (как вариант – половины коробки от CD диска) с нанесенной на него краской (лучше акварельной, но можно и гуашевой) по листу бумаги. Стекло можно перемещать по листу, надавливать на него.
Также можно наложить бумагу на стекло. В этом случае клиент не видит рисунок.
Данная методика активизирует творческое воображение и сенсорную чувствительность, помогает в состоянии тревоги, может использоваться вместе с техниками медитации, релаксации.
Можно выбрать цвета, которые не нравятся, тогда выполнение методики будет способствовать проработке внутренних проблем, проживанию опыта.
Можно делать отпечатки на одном или нескольких листах.
Можно на влажном листе.
Можно делать многослойные отпечатки, накладывая один поверх другого.
После нанесения отпечатки можно оставить неизменными, а можно дорисовать их до образа, акцентировать их, по желанию добавить вырезки из журналов, пластилин (это придаст объемность).
Можно делать отпечатки без заранее заданной темы, а можно по теме, например:
- изобразить линию жизни / биографию в виде ряда отпечатков
- изобразить космос, подводный мир
- создать отпечатки на тему архетипов
Примечание: работа по теме наиболее приемлемый вариант при работе с тревожными клиентами, т.к. отсутствие темы может создавать условия для повышения уровня тревоги.
Дополнительный этап – создание рамки, функция которой заключается в усилении образности, удержании энергии пятна, создании границ.
Далее – обсуждение. Как понравился процесс? Что увидел(и) в отпечатке?
Можно создать серию отпечатков в течении нескольких занятий.
Книга Люсбринг «Континум экспрессивных терапий»
Теории работы с цветом. Система годичного цикла. Сезонные палитры и их влияние на человека.
Весенняя палитра – пастельные оттенки, пробуждение природы, активизация сознания и тела, эмоциональный подъем. Нежно-зеленый, фиолетовый, голубой цвета. Ассоциации: легкость, одухотворенность, надежда, полет фантазии, астения.
Летняя палитра – более насыщенные, тяжелые цвета. Удовольствие от физического контакта с миром, оптимизм, способность к переживанию ярких эмоций, цикличность, зрелость, активность.
Осенняя палитра – ранняя осень - больше желтого цвета, осмысление, инсайт. Нарастание дискомфорта, депрессия, ностальгия. Грязные оттенки. Увядание, страх смерти, постижение мудрости; глубокая осень – коричневый, оранжевый цвета. Подготовка к зимней спячке.
Зимняя палитра – преобладание белого цвета, также голубой, бледно-
желтый. Духовное начало, сила жизни. То, что не подвержено разрушению.
***
Алхимическая система
1.фаза обжига – оттенки красного, огонь; первая фаза развития новорожденного;
2. помещение белой золы в жидкость; вода; (растворение, приобщение к солнцу, развитие психики);
3. высушивание – фаза созревания, тепла;земля;
4. выпаривание – воздух.
Чакральная система
Цвета: красный – оранжевый – желтый – зеленый – голубой – индиго – фиолетовый.
Красный, оранжевый – биологическое;
Желтый, зеленый – развитие врожденного сознания и самосознания, утверждение в социальном мире;
Голубой – духовный рост; индиго – интуиция, третий глаз; фиолетовый – высшая реальность, космос.
Система цветового круга
Берет свое начало из средних веков. Представляет собой круг с шестиконечной звездой в нем.
Согласно этой системе первичные цвета – красный, желтый, синий; при этом желтый – анимус, амбиции; синий – анима – консерватизм, приверженность традициям.
Вторичные цвета – переход к более высоким уровням развития.
Комплементарные (дополнительные цвета) – борьба мотивов, внутренний конфликт, психосоматические и невротические состояния.
Зеленый – повышенный самоконтроль, оранжевый - взрыв, трансформация.
Институт современных психологических технологий, Россия, Москва, Копытин А.И., программа повышения квалификации "Арт-терапия: разнообразие методов". 2012