Глава 3. Тело как энергетическое поле или Путь к личной Силе Энергия 5 страница

Те, кто мучают, приводя людей в ярость.

Как говорится в <Огне изнутри>, для общения с мелкими тиранами сталкеры опираются на первые четыре элемента стратегии сталкера, к рассмотрению которых мы сейчас и приступим.

12. Стратегия сталкера

Шесть перечисленных ниже элементов взаимодополняют друг друга. Пять первых относятся к внутреннему миру воина и называются <атрибутами воина> (VII-31). Шестой элемент принадлежит внешнему миру. Все элементы, за исключением пятого, относятся к миру известного.

Контроль - обретение духом точного настроя, когда мелкий тиран попирает вас.

Дисциплина - сбор информации о тиране, в то время как он наносит тебе удары.

Выдержка - терпеливое ожидание, без спешки и нетерпения; сдерживание себя до момента сведения счетов.

Выбор подходящего момента - это время, когда надо пустить в дело все, что подготовили контроль, дисциплина и выдержка; иными словами, открыть шлюзы плотины.

Воля - единственный элемент, относящийся к миру неизвестного.

Мелкий тиран - это мучитель, делающий жизнь невыносимой. Воин использует его, чтобы уничтожить чувство собственной важности и научиться быть безупречным.

Эта техника требует определенного опыта работы и осознания, которых нет у начинающих. Здесь необходимо поддерживать хотя бы минимальное хладнокровие, чтобы следовать избранной стратегии в ситуациях, когда

обычные люди бывают оглушены взрывами собственных эмоций. Важно уметь взглянуть на ситуацию со стороны.

Комментарий к технике

Всякая встреча с мелким тираном, пусть даже с самым незначительным,

несет обычным людям вред и причиняет обиду. Однако наиболее сокрушительный удар не связан с ущербом, который причиняет нам тиран, - этот удар наносит

нам чувство обиды и унижения, возникающее из-за того, что мы слишком

серьезно относимся к себе самим. Давайте рассмотрим роль мелких тиранов в нашей жизни и спросим себя: так ли велик вред, который они нам причинили? Собранное наблюдение позволит нам осознать, что настоящий враг находится в нас самих. Это чувство собственной важности, оно гложет нас изнутри, когда

мы попадаем в неприемлемую для нашего эго ситуацию. Воину можно причинить физический ущерб, но он не будет чувствовать себя оскорбленным действиями мелкого тирана. Воина можно ударить, но не унизить. Преимущество воина над мелким тираном (чья основная отличительная черта и слабость - предельно серьезное отношение к самому себе) заключается в излишке энергии, который

не был израсходован на поддержание чувства собственной важности. Обладая избытком энергии, воин следует своей стратегии, он сохраняет способность к контролю и наблюдению, а затем расставляет свои ловушки и ждет. В конце концов, воин выходит победителем, укрепив при этом свой дух.

Воин внимательно рассматривает каждую возникшую ситуацию, воспринимает ее как вызов и ведет себя в соответствии со стратегией. Такой образ

действия может быть не только использован для общения с мелкими тиранами, но и применим к любой ситуации, в которой мы можем стать жертвой нападения, почувствовать себя униженными или оскорбленными. Какие новые возможности откроются перед нами, если в своих действиях мы перестанем руководствоваться чувством собственной важности? Ответ на этот вопрос можно получить только на практике.

Человек, не занятый самоистязанием в связи с полученным оскорблением, оказывается в лучшем положении - он может избежать какого-либо ущерба. Вспомним случай с человеком, за которым гонится лев: человеку приходится спасаться бегством. Если он потеряет время, сердясь на льва или чувствуя

себя оскорбленным <дурным обращением> со стороны животного, то погибнет. То же самое в человеческих взаимоотношениях: наше чувство собственной важности делает нас неспособными к действиям в необходимый момент; соответственно, результаты оказываются вполне предсказуемыми.

Последнее уточнение относительно техники. Необходимо применять ее осторожно. Не следует забывать, что мелкий тиран - враг. Я подчеркиваю это, потому что всегда найдется тот, кто скажет: <Ах, какая удача! У меня уже есть мелкий тиран - дома... это моя жена (или муж)>. Будьте осторожны

с таким легкомысленным отношением к технике. В вашей ситуации, возможно, потребуется скорее честность и сочувствие, а не противостояние, пусть даже оно будет вестись по всем правилам стратегии. Следует помнить, что сталкер не должен давать воли чувству собственной важности, - это применимо к

любой ситуации. Мелкий же тиран должен находиться по отношению к сталкеру в позиции силы, представлять собой внешний фактор, не находящийся в обычных условиях под нашим контролем. Нельзя приклеивать ярлычок <мелкий тиран> к тем, кто нам просто не нравится.

13. Изменение внешности

Работа с внешним видом - еще одна техника сталкинга, она может стать для вас развлечением, а может и опустошить вас. Она близка к

артистическому творчеству в его подлинном смысле. До определенной степени это и искусство актера, и искусство переодевания.

Главное в этой технике (практикуя которую, вам приходится переодеваться и/или действовать в качестве другого, совершенно непохожего на того человека, каким вас привыкли видеть в повседневной жизни) убедить не только зрителей, но и самого себя в реальности происходящего, убедить

настолько, чтобы ваша убежденность передалась зрителям. Это видоизменение восприятия, некоторое смещение точки сборки.

Доведенное до предела искусство лицедейства становится искусством мага и нагуаля - искусством перевоплощения. Что испытывает маг, когда

превращается в ворона и улетает? Вначале он чувствует, что летит, ощущает себя вороном, видит и воспринимает мир всеми органами чувств, как если бы он был вороном. Его секрет в способности изменить свое восприятие соответственно восприятию ворона, для чего маг изменяет положение своей точки сборки. Знание магии, убежденность и проделываемая им на протяжении многих лет работа позволяют добиться желаемого. Но здесь перед нами встает вопрос - тот самый, который Кастанеда задавал дону Хуану: что увидел бы в этот момент посторонний наблюдатель? Все зависит от наблюдателя. Обычный зритель сможет увидеть только спящего человека, и может счесть, что

тот пьян или находится под воздействием наркотиков. Но наблюдатель в

состоянии повышенного осознания или наблюдающий за могущественным магом - таким, который силой своего убеждения может сдвинуть точку сборки наблюдателя, - увидит нечто, похожее на настоящее чудо: человек

превращается в ворона и начинает летать. И вновь на вопрос Кастанеды:

<Было ли реальным то, что я ощущал?> следует ответ дона Хуана: <Нет другой реальности чем та, что ты ощущал... реальность есть ощущение>. Нечто подобное, хотя и в меньших масштабах, происходит и с настоящими актерами. Если, конечно, речь не идет о человеке знания, личным искусством которого является лицедейство, - как, например, у нагуаля Хулиана в <Силе безмолвия>. В этом случае все, что происходит, тем и является.

Те, кому довелось наблюдать искусство подлинного перевоплощения на театральной сцене, своими глазами мог видеть эту магию. Обычная реальность исчезает, уже нет театра, нет ни зрителей, ни актеров. Магия лицедейства открывает дверь в альтернативную реальность. Актеры проникают туда и переносят нас вместе с собой. Они оставляют не только повседневный мир, но и свое прежнее эго, перевоплощаясь в своих персонажей, которые при этом становятся реальными.

В ходе многих моих практикумов по сталкингу мы устраивали театральное действо в самых различных условиях, от уличного до закрытого театра, где зрители оказывались вовлеченными в действие наравне с его участниками, не подозревая о том, что участвуют в представлении. Круг наших занятий был чрезвычайно широк - от искусства мимики до постановки спектаклей в индейских общинах, где не говорят по-испански.

Помимо прочего, я открыл, что подлинное лицедейство служит входной дверью к другому я, к опыту вне эго - одно это делает подобное занятие стоящим. Когда вы превращаетесь в своего персонажа, когда оказываетесь способными изменить свое восприятие так, чтобы стать его живым воплощением, ваше прежнее эго открывается вам в его истинных размерах. Равно как и ваша прежняя жизнь. Вы понимаете, что и эго, и мир, который вы когда-то считали своей темницей, - всего лишь миражи, всего лишь еще одно действующее лицо еще из одной пьесы, в которой актеры увлеклись и забыли, что играют на сцене. Это становится особенно важным, когда представление, в котором вы участвуете, причиняет боль или вызывает скуку.

14. Актер па несколько дней

Данная техника может помочь преодолеть чувство собственной важности, стереть личную историю и увидеть собственную жизнь под другим углом

зрения. Техника состоит из нескольких шагов:

Сначала вы должны выбрать или создать персонаж с вполне определенными чертами - желательно такой, характер которого был бы диаметрально противоположен вашему.

Уделите время, чтобы хорошо изучить свой персонаж, проработайте все детали. Вам следует определить, как он или она говорит, как думает и чувствует, его манеру одеваться, двигаться и т.д.

Затем подготовьте ваш персонаж к выходу в мир. Приобретите соответствующий гардероб и начните без зрителей практиковать внешние проявления личности - жесты, лексику, интересы и действия.

Примите облик своего персонажа, выйдите во внешний мир и взаимодействуйте с людьми. При этом вам следует оставаться активным, быть на людях, участвовать в беседах, посещать общественные места, работать - делать все в соответствии с той ролью, которую вы играете. Вам потребуется

некоторый минимум дисциплины, чтобы оставаться избранным вами персонажем и не соскальзывать в свое обычное эго. Самое валяное - убедить самого себя,

что ваша роль и есть сама жизнь, глубоко прочувствовать ее и начать думать так, как это свойственно вашему персонажу, то есть стать им в действительности.

15. Переодевание

Идея этой техники заключается в таком переодевании, чтобы никто не смог вас узнать. Разумеется, это зависит не только от удачного переодевания, но и от вашей манеры вести себя. Жестикуляция, звучание

голоса - все должно соответствовать вашему внешнему облику. Все должно быть подобрано настолько хорошо, чтобы даже близкие не смогли вас узнать. Процедура такова:

а) Приобрести соответствующее платье.

б) Переодеться в приобретенные одежды и начать практиковаться в перевоплощении.

в) Переодевшись, на протяжении по меньшей мере одного дня наблюдать за тем пространством, где протекает ваша повседневная жизнь.

г) Переодевшись, вступите в обычном для вас месте во взаимодействие с людьми, которые вас знают, но при этом не выдавайте себя.

Это упражнение позволяет вам наблюдать за вашим повседневным миром, вашими отношениями, близкими вам людьми под необычным углом зрения. Естественно, ваше переодевание должно быть достаточно эффективным и давать возможность вступить во взаимодействие с теми, кто вас хорошо знает, но в

этот момент считает незнакомцем. Сыграйте роль продавца религиозных книг, производящего опрос, а может быть бродяги или пожарного - подойдет любая из этих ролей. Приведя свой облик в соответствие с избранной ролью, пойдите домой, на работу или в школу, заведите разговор с членами семьи, друзьями и знакомыми. Чем продолжительнее будет взаимодействие, чем большее пространство собственной жизни вам удастся обозреть, тем поразительнее окажутся результаты.

Это упражнение можно практиковать так часто и так долго, как вам

покажется желательным, но не менее одного полного дня. Время от времени в него можно привносить изменения - менять образ, или, наоборот, день за

днем все глубже вживаться в первоначально избранную роль. Выполняя это упражнение, вы должны быть готовы к самым неожиданным сюрпризам.

16. Переодевание в существо иного пола

Эта разновидность предыдущего упражнения заслуживает отдельного рассмотрения в связи с его совершенно необычайным эффектом. В <Силе безмолвия> дои Хуан говорит: <... только переодевшись женщиной, мужчина может действительно овладеть искусством сталкинга> (VIII-88). Это упражнение - превосходный способ тренировки в четырех упомянутых выше принципах сталкинга.

Упражнение состоит в том, чтобы переодеться в женщину (если вы мужчина), но так, чтобы никто не догадался, что перед ним не настоящая женщина. Действуя как женщина, вы должны быть безжалостным, хитрым,

терпеливым и приятным, какими женщины нередко бывают от природы. Поскольку мир женщин совершенно чужд мужчинам, рекомендуется основательно порепетировать, чтобы <иметь хотя бы самое общее представление, что это

такое - быть женщиной> (VIII-88).

Если вы женщина, то для выполнения этого упражнения вам следует переодеться мужчиной и соответственно себя вести. В этом случае вы должны будете открыть для себя и попытаться воспроизвести грани мужской вселенной

- такие как твердость, склонность к соперничеству, озабоченность общественным признанием и т.д.

Данная техника немало потеряет в эффективности, если мы будем заниматься ею в <более управляемой> среде, например, в компании друзей.

Чтобы это упражнение возымело ценность, им следует заниматься, общаясь с незнакомыми людьми, которые, благодаря вашему переодеванию, поверят, что общаются с женщиной, если сталкер - мужчина, и мужчиной, если сталкер - женщина.

17. Наблюдение тоналей

Описание этого упражнения в <Сказках о Силе> (IV-137) может показаться некоторым читателям слишком фантастичным. Если они не могут увидеть людей как <светящиеся яйца>, то, возможно, они сочтут эту практику для себя недоступной. Однако для начинающих существует упрощенный вариант, который, тем не менее, дает весьма положительные результаты.

Начните с выбора места, откуда вы можете, оставаясь незамеченными, наблюдать большое число людей, спешащих по своим повседневным делам, - это может быть станция метро, парк, улица или любое другое место с большим скоплением людей. Начинающий сталкер должен расслабиться и просто наблюдать за людьми, избегая выносить суждения или строить предположения о их внешности или манере вести себя. Вместо этого попытайтесь почувствовать каждую из наблюдаемых вам личностей. Остановка внутреннего диалога при этом хотя и не является необходимой, однако в высшей степени желательна. Мысленное повторение слов <ничего, ничего, ничего> может помочь избавиться от посторонних мыслей. Ваша главная задача - сосредоточиться на ощущении

от каждого из наблюдаемых вами людей.

Среди прочего, вы должны воспринимать, каков тональ наблюдаемого -

<хороший> или нет. Говоря обычным языком, вы должны понять, хороша ли жизнь этого человека, заботится ли он о себе, силен ли он и счастлив ли. Если вам удастся найти человека с <хорошим тоналем> - вы просто счастливчик.

Если появится кто-то с указанными характеристиками, то следует обратиться к этому человеку, попытаться завести разговор, не раскрывая ему

смысл своих поступков. Вы должны держаться естественно, не стремясь каким-то образом <загнать в угол> такого человека, не пытаясь установить с ним связь, кроме тех случаев, когда этому способствуют обстоятельства, - и то лишь если вы ощущаете, что дальнейшее развитие событий соответствует природе вашей работы. Вашей главной заботой при этом должно оставаться

лишь получение подтверждения вашим наблюдениям путем взаимодействия с объектом наблюдения; в остальном же следует быть готовым к адекватному ответу, готовым сделать то, чего потребует от вас создавшаяся ситуация. Посмотрим, столько здоровых людей вам удастся найти.

Глава 5. Не-деяние собственного <я>

Разрушение структуры эго

Не-деяние - основная стратегия, которую маг использует для вхождения в отдельную реальность. Под именем этой стратегии объединены различные техники, в их числе сталкинг и сновидение. Недеяние собственного <я> образует особую область в совокупности техник сталкинга. Под этими техниками понимают практики, специально предназначенные для деструктурирования эго воина, а также его обычных воззрений на окружающий мир - эти явления тесно связаны друг с другом.

Все техники в общем приводят к приблизительно тому же самому

результату, однако данная группа упражнений оказывает немедленное и прямое воздействие на жизненный опыт собственного <я>, на то, как человек воспринимает самого себя.

В <Путешествии в Икстлан> (эта книга, на мой взгляд, одна из самых полезных в практическом отношении) Кастанеда описывает три

основополагающих формы не-деяния собственного <я>: использование смерти в качестве советчика, утрата чувства собственной важности и стирание личной истории - при этом каждая форма распадается на отдельные техники. Их применение ведет к тому, что в антипсихиатрии назвали бы деструктурированием эго*. Такое разрушение структур открывает добившемуся подобного результата воину дверь к свободе, а для обычного человека, у которого разрушение структур эго произошло случайно, во время эмоционального кризиса, - дверь к психозу.

* CM. David Cooper. La Muerte de la Familia, Barcelona, Ariel, 1985

Рабы описания

Говоря <эго>, я подразумеваю все то, на что мы ссылаемся, произнося слово <я>. Что такое это <я>? Не знаю, но кажется, это что-то в моей голове, где-то там, за глазницами. А как насчет всего остального, например, тела? Я ощущаю, что тело - это не <я>, а что-то, чем <я> владеет и что использует в моих интересах; то есть для перемещения меня в пространстве, для выхода на люди и так далее. Поэтому оно и называется

<моим> телом. А как обстоят дела с энергией? Например, с тем энергетическим полем, которое есть моя сущность и которое простирается за пределы пространства, ограниченного моей кожей? Об этом не говорит никто. Будучи обыкновенными людьми, мы, как правило, даже не имеем представления об этом поле, не говоря уже о том, чтобы считать его частью собственного

<я>.

Если эго не является частью моего тела или моей энергии, тогда что же это такое? Из чего оно состоит? Правильный ответ звучит абсурдно: из

ничего. Если кто-нибудь усомнится - пусть попробует поискать. При вскрытии человеческого тела мы обнаружим внутренности - сердце, легкие, кровеносные сосуды, кровь, железы, мозг и многое другое. Но эго мы там не найдем, Эго нельзя найти ни в теле новорожденного, ни в трупе старика.

На это человек нормальный и рассудительный вполне может ответить: <Да не может быть! Эго - это ничто? Это я-то ничто? Значит, я на самом деле не существую? Ну нет, я безусловно существую!> (В этих словах звучит обида эго, а не всего человека.)

Ответ рассудительного, но не совсем нормального человека может прозвучать так: <Очень хорошо, я полагаю, что вы существуете. Но если вы имеете <я> (эго) и, говоря <я>, не ссылаетесь при этом на какую-то часть своего тела, тогда на что же вы ссылаетесь? Что вы такое? Кто вы такой,

называющий себя <я>? Из чего вы состоите?> Вот типичные ответы нормальных людей:

Ну, на самом деле, я даже не знаю как вам сказать... А, я, кажется, понял!

Я - честный человек.

Я сын своей матери.

Я хороший муж.

Я лентяй.

Я боюсь женщин.

Я - и т.д., и т.д., и т.д.

Правильно. Эго и есть все эти вещи. Эго и есть их описание. (Выполните упражнение №22 <Эго: словесный портрет>).

Именно так. Эго представляет собой описание, и ничего другого. Слова, просто слова. Оно не обладает собственной реальностью. Более того, эго - это особое скопление, состоящее из ничего, его квазиреальность возникает из нашего упорного желания вести себя так, как будто оно существует.

Но в действительности человеческие существа - это не только то, что содержится в описании их эго, - хотя сами люди считают именно так, старательно подстраивая свое поведение под описание. Это проявляется в их

привычном образе действий, который и есть живое воплощение содержания того описания, которое мы называем эго.

Доказать это можно только практикой недеяния собственного <я>.

Совершая повседневные <поступки>, мы выказываем себя так-то или так-то. Мы способны совершать одни поступки и не способны совершать другие. Однако практикующий недеяние обнаруживает, что способен совершить такие поступки, о которых раньше не помышлял, потому что их не было в его описании. Разумеется, это не может не радовать.

Целенаправленные действия

Мы можем действовать за пределами собственного описания. Каждый, кто совершает поступок, не согласующийся с содержанием его описания, именующего себя <я>, совершает тем самым поступок <не-деяния собственного "я">. Совершать такие поступки вполне возможно. Я доказал это собственным примером и работой с группами. Здесь нет места для предположений или игры воображения. Все совершенно реально.

Мы все воспитаны в убеждении, что эго и есть наша единственная реальность, что <>но - это мы сами и останемся им до самого конца. Мы забыли, что не всегда были такими. Мы забыли, что когда-то <не имели

формы>, что позволяло нам удивляться, ощущать все и каждого как открытие, как тайну. Мы забыли тайну в нас самих и таинственность окружающего мира, поскольку приучили себя к мысли о том, что являемся чем-то вполне определенным в рамках определенных границ (нашего эго). Точно так же мы поступаем со всем и со всеми вокруг нас, придавая силу заклятию черной магии, определяющему жизнь современных людей: мы сводим немыслимое, таинственное и чудесное в нашей жизни к чепухе. Причем к скучной чепухе. Мы заточаем себя в темнице и называем ее <я>. Чудесно! Вот и получился человек <с личностью>.

Но у меня для вас хорошие новости. Мы не приговорены к пожизненному заключению в ловушке описания. Нам по силам разрушить структуру собственного <я>. Мы можем стереть личную историю. Мы способны вновь обрести свободу,

Разрушение структуры эго и психическое заболевание

Такое явление, как психическое заболевание, заслуживает краткого рассмотрения. Психоз связан с насильственным разрушением структуры реальности и эго. Нельзя сказать, что психически больные люди <воображают> то, чего на самом деле не существует. Скорее можно сказать, что они

воспринимают реально существующие предметы, но организуют их психически и эмоционально таким образом., который отличается от общепринятого. Или воспринимают то, что обычные люди подсознательно отвергают, - и в

результате воспринимаемая психическими больными реальность оказывается для них болезненной, что еще больше разрушает структуры их эго. Такое

разрушение воспринимается ими как утрата определенности относительно того, что на самом деле реально, включая и их собственное эго, которое потеряло чувство собственной цельности в связи с <разборкой на составляющие элементы> привычной для него реальности. В этом состоянии психически больные охвачены серьезными сомнениями относительно собственной идентичности, поскольку не уверены в том, какими были первоначальные характеристики их эго. Разрушение структуры эго, образующего основу поведения, заставляет психически больного выглядеть рассеянным и непоследовательным.

За исключением случаев, когда психическое заболевание является следствием возникновения опухоли или следствием дефектов генетической структуры, - психически больной тот, кто вошел в неконтролируемый процесс разрушения структуры эго, хотя сам он этого не сознает, и вхождение это совершилось по мотивациям, сходным с мотивациями воина. Это поиск

альтернативного способа существования, отказ от больной нормальности, цена приверженности к которой - скука и страдания, если не боль и депрессия. Психически больной находится в отчаянном поиске свободы, что ранее приписывалось великим людям, или тем, кто переживает экзистенциальный кризис. Мы же говорим, что такой человек <выпал из жизни>.

Однако тропа, по которой идет психический больной, куда-то ведет. Она ведет к свободе от подавленного существования. Проблема психически больного человека заключается в недостатке Силы, чтобы достичь пункта назначения - свободы*.

* В своих исследованиях психических заболеваний специалисты в антипсихиатрии уже дошли до уровня, позволяющего им высказываться на эту тему с определенной уверенностью. (CM. David Cooper, Psiquiatria у Antipsiquiatria, Barcelona, Paidos. 1985.)

Разрушение структуры эго у воина

Тропа, по которой воины продвигаются к свободе, может привести их к сумасшествию, но они сходят с ума не теряя себя. Это и есть то, что дон

Хуан в <Отдельной реальности> называл <контролируемой глупостью>. Люди с заболеванием психики погружаются в безумие не по собственной воле, они неспособны противопоставить этому процессу что-либо. Воины же проходят

через процесс разрушения структуры собственного эго не утрачивая внутренней гармонии. Их нормальность исчезает, но в то же время возрастают энергия, контроль и собранность. Им ведом <путь воина> и, вкладывая в него всю свою веру, они используют его для путешествия по миру удивительных событий и тайн. Это мир вызовов и битв, мир созидания. Обладая способностью контролировать свою судьбу, воины могут чрезвычайно эффективно идти по жизни вместе с остальным обществом, и потому их считают обычно <в высшей степени рассудительными людьми>.

Если принять во внимания, что мы рождаемся без эго, а у взрослых эго имеется, то, значит, мы подобрали его где-то по дороге. Нас заставили приступить к созданию эго еще в детстве, к совершеннолетию эта работа завершается. Однако, поскольку эго представляет собой наше собственное творение, мы в силах стереть его и создать на его месте другое, создать

самим, преднамеренно. С этой точки зрения сталкинг можно рассматривать как искусство повторного обретения себя. В результате поступков не-деяния сталкеры перестают быть рабами какого-то одного способа существования. Напротив, они могут создавать новые способы существования, соответствующие вновь возникающим ситуациям, трансформироваться в согласии с требованиями времени или в целях удовлетворения собственной любознательности.

Введение в упражнения, относящиеся к осознанию смерти

В так называемых современных обществах одним из основных <поступков>, на которых строится эго индивидуума, - а также, в соответствии с принципом экстраполяции, <эго> всего общества, - является отрицание смерти.

С раннего детства нас учат забывать тот факт, что все мы собираемся умереть. Это забвение естественным образом помогает бороться сбившими страхами перед неведомым. Однако оно взимает с нас чрезвычайно высокую цену, заставляя забыть магическую природу жизни.

Отрицание смерти широко распространено и преобладает в европейской, а также подобных ей культурах. Однако такое преобладание нельзя назвать повсеместным. Знание о смерти было одной из основных ценностей, определявших человеческую жизнь как на общественном, так и на личном уровне в доколумбовых культурах Американского континента, в частности у древних тольтеков.

В странах первого мира распространен обычай оплачивать полисы

<страхования жизни>, оплачивать в кредит собственные похороны, передавать собственность по наследству, здесь сильнейшим потрясением является стать свидетелем чьей-то смерти - это лишь несколько примеров, показывающих, как далеко мы зашли в своей привычке считать себя бессмертными. Важную роль в заговоре, цель которого - заставить нас забыть о том, что мы смертны,

играют различные религии, продающие' всевозможные варианты жизни на небесах и воскрешения из мертвых, через которые нам предстоит пройти после смерти. Хотя феномен этот распространен не только на Западе, именно здесь он опирается на логику потребительского отношения к жизни и его роль в отрицании реальности смерти наиболее явна и выразительна. Например, приношение даров церкви - поступок по сути своей потребительский, это в большей или меньшей степени бессознательная попытка человека прикупить себе <местечко на небесах>. Когда некоторые аспекты восточных религий, такие как, например, заимствованная из индуизма йога, проникают в наш западный мир, то некоторые их элементы, в частности реинкарнация,

представляются нам чрезвычайно привлекательными. Более утонченные аспекты

- такие, как внутреннее молчание или практика ведения простого образа жизни, - проходят почти незамеченными.

Мы готовы платить любую цену, лишь бы сохранить неприкосновенной веру в личное бессмертие.

Даже странно, что мы обучены забывать единственное неизбежное событие нашей жизни: факт смерти. Смерть - нечто таинственное. Она относится к области неизвестного. А нас учили бояться всего таинственного и неизвестного.

В конечном счете, именно наше эго боится смерти - и не зря. Очутившись перед ее лицом, эго сжимается до пределов того, чем на самом деле оно и является, превращаясь в ничто. Смерть - это не отрицание жизни, скорее это

Наши рекомендации