Объем дисциплины и виды учебной работы.
направление | юриспруденция | экономика |
форма обучения | очное | очное |
Семестр | 3, 4 | 3, 4 |
Аудиторные занятия: | ||
лекции | ||
семинарские занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Всего часов на дисциплину | ||
Текущий контроль | Работа на семинарских занятиях, выполнение контр. работ | Работа на семинарских занятиях, выполнение контр. работ |
Промежуточный контроль | 3 семестр - зачет, 4 семестр - экзамен | 3 семестр - зачет, 4 семестр – экзамен |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
«История средних веков стран Запада»
№ | Тема | Общая трудо-емкость | Аудиторные занятия в т.ч. | Самост. работа студентов | |
лекции | семинары | ||||
Введение. Периодизация истории средних веков. Источники | — | ||||
Сущность феодализма и его генезис | — | ||||
Великое переселение народов и образование варварских королевств | — | ||||
Королевство франков: возникновение и развитие | |||||
Германия и Англия в раннее средневековье | — | ||||
Византия в IV-ХII вв. Западные и южные славяне в VI-ХI вв. | |||||
Феодальное общество к XI-XII вв. Основные черты феодального строя | — | ||||
Западноевропейский средневековый город и его роль в складывании и развитии европейской цивилизации | |||||
Христианская церковь в средние века | — | ||||
Крестовые походы: причины и последствия | — | ||||
11-12 | Европа в сер.XI- н.XIV вв. | ||||
13-14 | Европа в сер.XIV- к.XV вв. | ||||
15-16 | Основные этапы и особенности развития средневековой культуры | ||||
Итоговое занятие. Историческое значение западноевропейской средневековой цивилизации | — | ||||
ВСЕГО ПО ПРЕДМЕТУ: |
Содержание курса
Место дисциплины в системе социально-экономического образования:
Курс призван сформировать систему знаний об определенном этапе исторического развития европейской цивилизации и всемирной истории в целом, а также способствовать формированию исторического мышления, которое является обязательной составляющей современного социогуманитарного образования. Современный специалист должен уметь сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам отечественной и зарубежной истории и современности. Историческое образование должно способствовать формированию национальной идентичности, демократизма, толерантности. уважения к историческому пути своего и других народов.
В концептуальном плане курс истории средних веков базируется на современных историографических подходах, отраженных в исследованиях Ж. Ле Гоффа, Ж.Дюби, Ф. Броделя, А.Я. Гуревича, Л.П. Репиной, Ю.Л. Бессмертного, А.Л Ястребицкой, Л.М.Баткина и др. Она учитывает сложившиеся отечественные традиции изучения мировой истории, заложенные Р.Ю. Виппером, М.И. Кареевым, Л.П.Карсавина и др. Исследования этих и других авторов представлены в списке основной литературы к программе дисциплины «История средних веков». Программа составлена в соответствии с современными подходами к периодизации европейской средневековой истории. Период к. XV-XVII вв. выделен в самостоятельный курс Истории Раннего нового времени и будет изучаться в конце четвертого семестра. Курс истории средних веков состоит из разделов базирующихся на проблемно-региональном подходе. Каждый раздел состоит из тем, включающих историю регионов в данную эпоху. Темы представлены основными линиями содержания. Они включают историко-хронологическую последовательность событий и явлений, а также важнейшие историографические факты (научные дискуссии, основополагающие работы историков). Курс «История средних веков стран Запада» отражает системное содержание исторического материала, изучаемого на соответствующих лекциях, семинарах и практических занятиях студентами заочного отделения.
Содержание курса
«История Средних веков стран Запада»