Развитие навыков классифицирования
Овощное ассорти
Вам потребуются: карточки с изображением овощей, знакомых ребенку (морковь, картофель, капуста, тыква, лук). Показывайте ребенку по одной карточке, называя овощи, дайте им краткую характеристику: «Это морковь. Посмотри, какая она оранжевая. Морковка сладкая. Из нее можно делать пюре или класть ее в суп. Морковь любят кушать зайчики и т.д.». (Капуста — белая, круглая, похожа на мяч, из нее варят щи; картофель — круглый или овальный, сверху покрыт коричневой кожурой, внутри — белый, рассказать, что из него можно приготовить и т.д.). Когда все карточки будут выложены, сделать обобщение: «Это — овощи». Для того, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, следует провести несколько подобных занятий. Для закрепления полученных знаний, проводится следующий цикл занятий.
Узнаем овощи
Вам потребуются: карточки с изображением овощей или муляжи овощей. Разложив перед ребенком все карточки, попросите его показать вам ранее изученный овощ, например, морковь. Задавайте малышу провокационные вопросы: «Морковь зеленая? Она похожа на мяч? Волк любит кушать морковку?». Игра способствует развитию памяти, внимания.
Варим суп
Вам потребуются: нарисованные и вырезанные изображения овощей. После того, как ребенок узнал, что такое овощи, предложите ему сварить суп. Разложите перед ним изображение овощей. Достаньте маленькую кастрюльку и попросите ребенка подавать тот или иной овощ. Например: «Мы с тобой сварим щи, дай мне, пожалуйста, капусту». Если ребенок не справляется с заданием, помогите ему. Еще раз назовите все овощи и продолжайте игру. Поменяйтесь ролями: малыш будет поваром, а вы — его помощником. Подавая ему «овощи», сознательно ошибайтесь, например, протягивая морковку, говорите: «Вот тебе капуста. Я правильно делаю?». «Сваренным» супом можно покормить куклу или другую игрушку. Игра способствует развитию памяти, внимания, навыков аудирования. Можно допустить ребенка и к приготовлению настоящего супа, но при этом следует обеспечить полную безопасность малыша: усадить его подальше от плиты, убрать все острые предметы, тщательно вымыть овощи.
Мамин помощник
Вам потребуются: овощи, необходимые для приготовления супа. Рассказать ребенку, какие овощи нужны для того, чтобы приготовить суп, одновременно выкладывая их на стол. Мама варит суп, подробно комментируя свои действия: «В суп надо положить морковку. Где у нас морковка?» Показать на картошку: «Это морковка? Нет, это — картошка. Дай мне пожалуйста, морковь». Продолжить комментарий: «Я ее потру на терке, посмотри, как много получилось». Если ребенок заскучает, можно дать ему поиграть с каким-нибудь овощем, не забывая при этом
описать основные свойства предмета: «Возьми картошку. Посмотри, она круглая и твердая. Без кожуры она белая. Картошку можно покатать по столу или постучать ею об стол» и т.д. Во время обеда следует обращать внимание малыша на овощи в супе: «Вот морковь, которую я потерла на терке, а вот нарезанный картофель».
Соберем урожай
Вам потребуются: карточки с изображением моркови, огурцов, капусты, 3 ведерка. Рассыпьте карточки на полу. Объясните ребенку, что все овощи на огороде перепутались, надо их собрать и разложить по разным ведеркам. В одно ведерко соберите капусту, в другое — морковку, в третье — огурцы, В дальнейшем расширяйте ассортимент овощей, увеличивайте количество карточек. Игра способствует развитию навыков классификации.
Овощной магазин
Вам потребуются: карточки с изображением овощей или муляжи овощей. Разложите овощи на импровизированных прилавках. Пригласите ребенка в овощной магазин. Объясните, что вам надо купить морковь, картофель, свеклу и т.д. «А вот капуста у нас есть, мы ее брать не будем». Пусть малыш соберет все названные вами овощи. Помогайте ему. Если он хочет взять овощ, выделенный вами, как ненужный, напомните крохе об этом. Игра имеет несколько вариантов: купить определенное количество овощей, не покупать те или иные овощи, купить овощи красного цвета и т.д. Игра способствует развитию памяти, внимания.
Огород
Вам потребуются: карточки с изображением овощей или муляжи овощей. Расскажите ребенку, что пришла весна, надо сажать овощи, чтобы они дали урожай. Перемешайте карточки или муляжи двух видов овощей. Предложите ребенку посадить грядку моркови и грядку капусты. Выбирая овощи, раскладывайте их группами на полу. Сделайте вид, что поливаете грядки. Объясните малышу, для чего нужен полив. После того, как овощи выращены, соберите их и разложите по разным ведеркам. Игра способствует развитию памяти, учит классифицировать предметы по признакам.
Фруктовый калейдоскоп
Вам потребуются: карточки с изображением фруктов (яблоки, груши, апельсины, бананы и т.д.). Показывая ребенку по одной карточке, подробно описывайте каждый фрукт: «Это яблоко. Оно круглое, красное или желтое, сладкое, сочное» и т.д. После того, как все картинки рассмотрены, попросите ребенка показать вам яблоко или апельсин и т.д. Игра способствует развитию внимания.
Яблочный пирог
Вам потребуются: карточки с фруктами или муляжи фруктов. Расскажите ребенку, что кукла Маша хочет испечь пирог с яблоками, но все фрукты перемешались и ей требуется помощь. Попросите малыша помочь кукле выбрать все яблоки. Игра развивает навыки классифицирования.
Кукольный праздник
Вам потребуются: куклы или мягкие игрушки, муляжи фруктов или картинки с их изображением. К кукле Маше пришли гости. Она хочет угостить их фруктами Доподлинно известно, что кукла Света любит апельсины, мишутка — яблоки, котенок — абрикосы, а кролику нравятся груши. Попросите ребенка угостить каждого гостя его любимым фруктом. Игра способствует развитию внимания, памяти.
Что вкуснее?
Вам потребуются: карточки с изображением фруктов, входящих в рацион ребенка. Разложите карточки перед ребенком. Поинтересуйтесь: «Какие фрукты кушает (имя ребенка)?». Показывая на изображения, спросите: «Яблоки кушает? Да. А бананы? Да. А что тебе нравится больше всего? А где мы берем эти фрукты? (покупаем, приносит бабушка, растет в саду)». После игры угостите ребенка любимым фруктом. Игра способствует развитию памяти.
Сбор урожая
Вам потребуются: 4 карточки с изображением яблок, 1 карточка с изображением груши, 1 карточка с
изображением абрикоса, кукла или мягкая игрушка, корзинка. Разложите карточки на полу. Расскажите, что кукла Маша пошла в сад собирать яблоки, надо ей помочь. Но в саду кроме яблок есть еще груши и абрикосы, кукла их не любит, поэтому в корзину надо собрать только яблоки Помогите ребенку сориентироваться. Игра развивает навыки классифицирования.