Распределение количества пожаров по основным группам объектов.
- произошло пожаров в жилом секторе – 56 (63 – в 2012 г),
- произошло пожаров на объектах иного назначения – 7 (4 – в 2012 г) – из них на объектах муниципальной собственности 3 (п. Н-Пойма, д. Зубенкино)
Количество погибших увеличилось на 6 человек. Гибель всех людей произошла в индивидуальном жилье на шести пожарах.
Из них:
Погибло пенсионеров – 5
Погибло людей без определенного рода занятий – 1
Погибло детей - 1
Причинами пожаров с гибелью людей явились:
- в шести случаях неосторожное обращение с огнем при курении;
- в одном случае детская шалость.
За исключением ребенка, все погибшие находились в состоянии алкогольного опьянения и причиной пожаров явились их неосторожные действия. Гибель ребенка произошла по причине оставления его без присмотра, причиной пожара явилась детская шалость с огнем.
Пожары произошли по следующим причинам:
- Неосторожное обращение с огнем и при курении – 11 случаев ( 5 - 2012 г.)
- нарушение правил пожарной безопасности (НППБ) при устройстве и эксплуатации печей – 10 случаев (22 - 2012 г.)
- НППБ при устройстве и эксплуатации электрооборудования – 23 случаев ( 19 - 2012 г.)
- Детская шалость – 2 случая ( 3 - 2012 г.)
- Поджоги - 16 случаев (15 - 2012 г.)
- Неисправность транспортного средства - 1 случай (3-2012год).
Распределение пожаров по муниципальным образованиям:
- администрация п. Нижняя Пойма – 21 пожар, погибло 2 человека, пострадал 1 человек;
- администрация п. Нижний Ингаш – 18 пожаров, погибло 3 человека, пострадал 1 человек;
- администрация п. Тинской – 6 пожаров, погибших и пострадавших нет;
- администрация Тинский сельсовет – 5 пожаров, погиб 1 человек, пострадавших нет;
- администрация Канифольнинский сельсовет – 4 пожара, погибших и пострадавших нет;
- администрация Ивановский сельсовет – 3 пожара, погибших и пострадавших нет;
- администрация Верхнеингашский сельсовет – 3 пожара, погиб 1 человек, пострадавших нет;
- администрация Кучеровский сельсовет – 1 пожар, погибших и пострадавших нет;
- администрация Павловский сельсовет – 1 пожар, погибших и пострадавших нет;
- администрация п. Поканаевка – 1 пожар, погибших и пострадавших нет.
В остальных муниципальных образованиях пожаров не произошло.
Главный государственный инспектор
Нижнеингашского района по пожарному надзору П.В. Зверьков
История становления дознания по делам о пожарах
Одним из направлений работы органов надзорной деятельности является дознание по делам о пожарах и о нарушениях требований пожарной безопасности.
Ежегодно дознавателями Красноярского края проводится более 17 тысяч проверок по пожарам и загораниям с целью выявления причин и установления виновных в их возникновении. Сегодня в районах края дознанием занимаются 72 дознавателя. В большинстве районов независимо от площади и протяженности работает один дознаватель. Координирует работу дознавателей Отдел дознания Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, состоящий из 5 человек.
Но так было не всегда. Дознание как самостоятельное направление работы в пожарной охране появилось только в середине девяностых годов прошлого столетия. Приказом МВД России от 10 октября 1992 года № 368 была объявлена дата образования службы дознания милиции общественной безопасности. И только 22 февраля 1994 года приказом УВД администрации Красноярского края № 108 утверждены штаты Управления государственной противопожарной службы, в которых организовалось Отделение дознания по пожарам и административной практике. В состав отделения входило 4 человека, при этом должности дознавателя в отделении не было.
Исторической датой становления дознания в пожарной охране советского времени считается 23 января 1928 года. В этот день циркуляром НКВД и Народного комиссариата юстиции РСФСР органам Государственного пожарного надзора было предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил. Это поднимало авторитет работников пожарной охраны и, следовательно, способствовало более глубокому изучению причин нарушений противопожарного режима, а также принятию наиболее эффективных мер по предупреждению пожаров. Циркуляр был издан спустя всего полгода после утверждения в 1927 году ВЦИК и СНК РСФСР первого Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности работников Государственного пожарного надзора.
Но корни зарождения дознания уходят гораздо глубже в дореволюционную Россию. В законодательстве того времени в это понятие вкладывался совершенно иной, отличный от сегодняшнего понимания смысл.
Впервые термин «дознание» был употреблен в Судебных уставах уголовного судопроизводства 1864 года и определялся как «первоначальные изыскания, проводимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до них слухов и сведений о преступлении…». Фактически под дознанием понималась первоначальная проверка информации о преступлении, проводимая полицией. Порядок этой проверки был установлен ст.48, 312 Устава уголовного судопроизводства (УУС) России 1864 года, а более подробно регламентирован в Законе «О судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках». В соответствии с этими документами проводилась проверка сообщения о преступлении в форме полицейского дознания. В 19 веке в слово дознание вкладывалось понятие «удостовериться в чем-либо», «точно разузнать», т.е. «дознать», «дознаться».
В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля «дознавать» поясняется как допытываться, узнавать, разузнавать, разведывать, доведываться, разыскивать, доходить розыском, осведомляться; удостоверяться в чем, узнавать подробно и верно. В деловом порядке дознание разнится от следствия тем, что делается для предварительного удостоверения, есть ли основание приступить к следствию; посему строгий порядок последнего и не соблюдается при дознании, а делают одни расспросы, без присяги. Дознаватель (м.р.) -ница (ж.р.) - кто дознается чего либо.
Согласно ст.253-254 Устава уголовного судопроизводства полиция как орган дознания должна была удостовериться «через проведение дознания» в том, что действительно ли имело место происшествие и точно ли в нем заключаются признаки преступления или проступка.
В соответствии с Уставом, если о происшествии, «заключающем в себе признак преступления» первой узнавала полиция, то она была обязана не позднее суток сообщить об этом судебному следователю или прокурору либо его товарищу (ст.250). При отсутствии последних на «месте» полиция должна была начать производство дознания, в ходе которого все нужные ей сведения собирала «посредством розысков, словесных расспросов и негласного наблюдения, не производя ни обысков, ни выемок в домах».
Полиция осуществляла эти действия для закрепления доказательств «по горячим следам», когда до «прибытия на место судебного следователя следы преступления могли бы изгладиться» (ст.258).
При осуществлении дознания полиция не имела права на составление какого-либо протокола, а полученные сведения должна была заносить в общий акт за подписью лица, производящего дознание.
Полиция собирала не доказательства, а только сведения о них. Сенат не рекомендовал читать акты дознания в судебном заседании и в особенности подчеркивал, что признание обвиняемого на дознании, не подтвержденное в присутствии суда, не имеет доказательственного значения.
Анализ исторических источников позволяет сделать вывод о том, что дознание определялось как деятельность полиции по проверке поступившей информации о преступлении. Следует отметить, что и сегодня органы дознания осуществляют деятельность по проверке первичной информации о преступлении. Однако в настоящее время эта деятельность охватывает рамки уголовного судопроизводства, носит уголовно-процессуальный характер с правом расследования преступлений в полном объёме.
Начальник Отдела дознания
Управления надзорной деятельности
Главного управления МЧС России по Красноярскому краю
Дмитрий Сиянов