Король кротов и дерево желаний

Никого более не встретив, рыцарь не спеша, проехал остаток пути. Три великанши – дочери Вулкана - полетели вперед готовить следующее препятствие. Первые две дочери Вулкана были весьма сердиты, ведь им не удалось причинить вреда рыцарю. Осталась третья дочь – Копоть. Она всегда из них была искусней на злую выдумку, и поэтому замыслила нанести урон всаднику, заманив его в старый замок, что стоял за лесом, на краю равнины.

В том замке жил один человек, глупый и бестолковый, не потому чтоб природой ему не дадены были способности, как раз, наоборот. Только он их все использовал на разные глупости. Когда-то он имел красивое и звучное имя Иавин[8], что значит «разумный». Но он давно уже не слышал его, ведь он жил один, а вскоре и вовсе позабыл, как его звали.

Он стал звездочетом и постиг тайны алхимии. Не выходя из замка уже очень много лет, он изобретал разные эликсиры: молодости, власти, бессмертия, страха, беспамятства, жадности и другие.

С детства он страстно хотел стать знаменитым. Поэтому вся его жизнь прошла в лаборатории в проведении каких-то опытов. Так никто и не знает, удалось ли ему изобрести что-либо сверхъестественное, так как его давно уже никто не видел. Поговаривали, что он совсем выжил из ума под действием своих ежедневных экспериментов, называя себя королем подземной страны.

Но Вулкановы дочери знали, что хоть этот отшельник и потерял рассудок, зато он приобрел великую силу чародейства, вырастив одно дерево. С помощью него он мог исполнять любые желания и подавлять волю любого живого существа, в ком бьется сердце. Благодаря дереву, он и стал королем.

Действительно, старый затворник стал королем, загадав первое свое желание у этого дерева, - под землей образовалось великое королевство, в котором стали жить слепые кроты. Он назвал подземную страну Олдана[9] и стал царствовать над кротами, которые так же были глупы, как и он. Кроты обращались к нему «Ваше Глупейшество!» и боготворили его. Ведь в замке короля росло одно дерево, плоды которого обожали черные кроты. Это было Дерево желаний. За один такой плод с него кроты готовы были сделать для глупого короля что угодно.

Третья дочь Вулкана решила напомнить королю кротов, что однажды он слезно умолял ее отца Пепла продать ему магическую книгу волшебства за любые деньги. Но, получив отказ, он все-таки упросил его и пообещал Пеплу за эту книгу быть ему рабом по гроб жизни.

Копоть сказала: «Вулкан просил передать, что если «Их Глупейшество» не сделает все, что прикажет его дочь, он сам прилетит и сотрет твой замок и дерево желаний вместе с ним с лица земли. Черная великанша не сомневалась, что король кротов испугается таких угроз. Трусость и глупость всегда шли рука об руку. Так и случилось. Их Глупейшество согласился на все из-за страха перед Вулканом.

Когда дочери Вулкана побежали вперед рыцаря, то они нарочно повернули дорожный указатель в другую сторону, так что последний рыцарь непременно должен был выйти к замку короля.

И вот, наконец, всадник показался. Увидев на пути древние стены и башни, в окнах которых горел свет, Дваш направил коня прямиком к замку в надежде, что там им не откажут в горячей еде и ночлеге.

Король кротов встретил их весьма радушно, даже с чрезмерной услужливостью. Их Глупейшество старался угодить гостям во всем, лишь бы они кое-чего не заподозрили и не покинули его владения раньше времени. Но все это было так неестественно и глупо, что более наводило на подозрения, чем предполагал король. «Утром я покажу всаднику дерево желаний, и уж там воля рыцаря будет сломлена. Тогда я отдам его трем великаншам, а сам вновь буду царствовать над своими кротами! Поскорей бы они убрались восвояси, проклятые дочери Пепла!» - думало про себя Их Глупейшество.

Их Глупейшество никому никогда не собирался подчиняться. Сейчас он не чувствовал себя королем. Их глупейшество ощущал себя королем, лишь властвуя над кротами, которые были глупее его, и, трепеща, подчинялись ему беспрекословно. Чтобы так было всегда, король решил сделать все, как скажут посланницы Пепла. Он дрожал от страха при одной мысли, что Пепел прилетит и заберет его дерево. Король боялся потерять свое королевство.

На ужин король кротов предложил путникам жареного кролика, свиные отбивные, запеченного барашка и телятину. Все это успели приготовить кроты за неимоверно короткое время. В мясо король добавил свое зелье, расслабляющее память. Съев такое мясо, рыцарь на время должен был забыть, зачем он отправился в путь. В таком состоянии легче подвести к дереву желаний.

Король предположил, что изголодавшиеся путешественники бросятся на мясные блюда с жадностью. Но Дваш даже и не взглянул на эти яства. Рыцарь с аппетитом жевал свежие листья салата, остался доволен овощным ассорти. Поблагодарил за медовый напиток.

Дело в том, что Давар предупредил рыцаря еще в воротах, чтобы он не ел мяса, ибо оно будет отравлено. От такого поведения гостей Их Глупейшество запаниковал. Мясо осталось нетронутым! Как же ему удастся подавить волю рыцаря, когда у него осталась ясность разума? Придется использовать вернейшее средство, которое действует даже на тех, кто не потерял здравый смысл, – это жалость.

Их Глупейшество решило придумать какую-нибудь жалостливую историю про какой-нибудь несуществующий народец, про его страдания и беды и рассказать все это храброму рыцарю. «Добрая душа всадника на белом коне сама потянется за плодом к дереву желаний, желая помочь бедным людям. И тогда рыцарь окажется под властью дерева, как бы благородно не выглядело его желание. Я уверен, дерево желаний околдовывает любого, кто протягивает свою руку к его плодам. Ведь так было написано в магической книге, и именно так действуют чары дерева желаний. Попробовав раз, хочется снова и снова вкушать эти плоды. Ведь желаниям нет предела», - размышлял король кротов и был весьма рад, что рыцарю все равно не пройти мимо волшебного дерева. Худое ли, доброе ли желание – конец один и тот же. Король рассказал о своем плане Копоти, и та даже похвалила за находчивость, похлопав его по плечу своей огромной пыльной рукой, и пожелала удачи, от чего королю стало жутковато.

Надо сказать, что дерево желаний у короля всегда цвело и плодоносило. Плоды на нем вызревали именно тогда, когда кроты тайно вынашивали в себе страстные желания. А когда кроты видели свои желания на дереве, им хотелось их сорвать и съесть поскорее, ведь желания исполнялись.

Но только первые три желания кротов были добрыми, а после все – дурные. Так были устроены и дерево, и кроты. Вслед за добрыми побуждениями всегда приходили злые помыслы. Вот потому плоды на этом дереве висели почти все гниловатые. Рыцарь с мечом это сразу приметили, когда украдкой осматривали местность. Дваш поднес свой меч зеркальной стороной к дереву, чтобы узнать, как оно появилось на свет. Он потом подумал:

«Вот было бы здорово, если бы это дерево отдать в добрые руки – пересадить в сад к какому-нибудь радетельному хозяину, который бы привил его как на благо всем! Оно исполняло бы только добрые желания и влекло бы вновь и вновь творить добрые дела. А пока дерево желаний растет в замке Их Глупейшества и его плодами питаются одни слепые кроты, на нем снова и снова появляются плоды их пустой и гнилой фантазии.

Рыцарь и меч уже знали, что они утром будут делать!

Настало утро. Король кротов подал кофе со сливками и ароматной коврижкой. С мясными блюдами было покончено. Их Глупейшество, наверное, в первый раз за несколько последних лет сделал разумный вывод, что рыцарь все равно мясо не будет есть. После завтрака он повел рыцаря в сад, где росло его дерево.

Сад короля напоминал жалкое зрелище. Кругом было грязно и неухожено. Сорнякам привольно жилось всюду. Их Глупейшество почитал сорняки за скороспелую культуру и достижение садоводства! Ежегодно сорняки, как он похвастался гостям, занимали первое место по объему всходов среди других его насаждений. Неужели король не знал, что сорняки следует вырывать с корнем, а не выращивать? Несчастный, он так оторван был от жизни, с головой погрузясь в постижение волшебной книги, что плоды в своем саду он видел только на дереве желаний.

Да, если бы король кротов хотя бы догадывался, кого он принял под свой кров на это короткое время! Наверное, он ухватился бы за рыцаря, а дочь Вулкана прогнал прочь. Ведь в глубине души он все же имел тайное желание - все изменить: вернуться в то старое время, когда он, его жена и детишки жили в скромном домике, а он был простым неприметным учителем астрономии. Но жгучее желание быть Кем-то заставило его когда-то бросить семью и поселиться в старом заброшенном замке для познания тайных наук, чем он и занимался все эти годы, забывая элементарные житейские вещи.

- Уважаемый рыцарь, помогите мне, - начал король кротов свою речь.

Вдруг, поддавшись своим тайным желаниям избавиться от Пепла и его дочерей, он забыл, что должен хитростью заставить рыцаря сорвать плод, чтобы исполнившееся желание сломило его волю. Вместо этого он просто начал жаловаться. Вполне натурально. Может быть, он даже был искренен, так как был переполнен страхом, и даже плакал.

- Вулкан – злой волшебник и лиходей - не дает покоя мне и моему царству. Тсс! Тихо! – Их глупейшество приложил палец к губам, озираясь по сторонам. - Отойдемте-ка вон туда, там безопасней. Его дочь за нами сейчас наблюдает.

Король отвел рыцаря за оградку и прошептал на ухо, трясясь от ужаса:

- Она хочет стереть меня в порошок! Она сама так сказала. Я знаю, она вся в отца и не шутит. Ей нужно мое дерево, что исполняет желания! Я знаю, она вся в отца.

Безумец, округлив глаза, то понижал, то повышал свой голос, постоянно оглядываясь.

– Это дерево подавляет волю любого живого существа. Пеплу нужно мое королевство. Его дочери пришли, чтобы отнять у меня власть над моими кротами. Ооох! Сколько лет мне стоило вырастить его! – разрыдался сумасшедший старик.

Их Глупейшество, конечно, был глуп, что жалел свое царство, он начал рассказывать про притеснения со стороны Вулкана и его дочерей первому встречному. Но волей случая за столько лет его одиночества этим первым встречным оказался сам последний рыцарь. Он никому не отказывал в помощи, когда его просили, тем более, когда так дрожали от страха.

- Так ты говоришь, что твое дерево исполняет любые желания? – спросил рыцарь, улыбаясь.

- Да, только потом желающий не может остановиться в своих желаниях. А хочет все больше и больше для себя, как обжора. А добрых желаний становятся все меньше и меньше.

- Так, может, тебе срубить это дерево?

- Что ты, что ты? – запричитал король. – Это же моя гордость, моя слава! Благодаря этому дереву я король! Мои подданные бегают передо мной на лапках за его плоды.

- Неужели твое желание быть королем так велико?

- Конечно, я значимый человек.

- Не так уж ты и значим! Твоим кротам нужно исполнение их желаний, а не ты сам. С тобой хоть кто-нибудь из них просто так дружит, советуется, рассказывает о своих тревогах, о радостях?

- Нет! – сказал король, перестал плакать и задумался.

Глупый король сейчас напоминал свой запущенный позабытый сад, до которого никому нет дела. Он был жалок и совсем не походил на короля.

В это время мудрый Давар что-то сказал рыцарю очень тихо, так что никто более не услышал. И Дваш обратился к королю:

- Вот где ты действительно был значим, так это в своей школе. Все твои ученики глядели на тебя, слушая каждое твое слово. Им так интересны были твои уроки. Для них ты был как настоящий король вселенной, когда рассказывал им о небесных светилах и планетах.

- Как давно это было, - прищурил глаза король кротов, искоса посмотрев куда-то вдаль. – Да, припоминаю, мои занятия нравились детям. Мы долго говорили с ними о солнце и мерцающей луне, мы часто собирались по вечерам у реки и наблюдали, как зажигаются звезды. Мне сейчас даже кажется, что я был счастлив.

- Можно сорвать плод с твоего дерева? – прервал его ностальгию Дваш.

- Я думаю, что не стоит, - ответил король, мечтательно покручивая головой, видимо, еще не вернувшись из воспоминаний о том, как он был простым учителем.

Надо заметить, что эти воспоминания возвращали ему постепенно рассудок.

- Не стоит подвергать себя соблазну приучаться получать желаемое таким легким путем, как этот, - вполне здраво сказал он, - лучше обойди мое дерево стороной. А я буду до конца дней сторожить свое чудовищное творение. Помоги только мне защититься от Вулкановых дочерей, а потом ступай с миром.

Старик говорил так, а в горле у него стоял комок отчаяния. Еще пару минут назад он готов был хвалиться грандиозным созданием всей своей жизни, а теперь он готов был избавиться от него и сожалел о всех потерянных годах.

- Меня звали Иавин! Иавин! – рыдал король, вспоминая свое имя, желая снова вернуться туда, в забытое время. Вдруг он перестал плакать и ужасная тоска сдавила его так, что его лицо стало серым.

Король прекрасно осознавал, что он навечно привязан к своему детищу, охранять дерево и раздавать плоды всем желающим. Таково было заклятие. И ему никогда не разорвать эти узы. И если бы он даже захотел прямо сейчас, чтобы дерево исчезло, сорвал плод и загадал это желание, оно бы не исполнилось.

Он ясно помнил, что было сказано в магической книге: Дерево желаний само имеет желание всегда цвести и приносить плоды, поэтому оно вечно. Погубить дерево может только сам его вырастивший. Но если он пожелает, чтобы оно засохло, его желание не сбудется, так как его желание будет слабее желания самого дерева. Чтобы сгубить дерево необходимо, желать этого в два раза сильнее. С насадившим дерево кто-то должен согласиться, загадать это желание и тогда дерево исчезнет. Стерегущий дерево не имеет права никому никогда говорить о тайне, как дерево может погибнуть. Кто нарушит молчание, сам превратится в сухое дерево».

Потому-то разочарованный старик сейчас так горевал! Он так хотел избавиться от этого проклятого дерева прямо сию минуту! Но король знал, что его желание всегда будет одиноко, ведь никто никогда не захочет, чтобы дерево исчезло. «Новичок о гибели дерева подумать не сможет, а бывалый не захочет. Все жаждут исполнения своих желаний. Если слепые кроты с алчностью глядят на его плоды, желая положить себе их в рот, что будет с миром, когда дерево станет доступно людям! Что же я породил на белый свет?» - с ужасом думал Иавин.

А тем временем дочери Вулкана наблюдали за ними и радовались тому, как старик «правдоподобно» плачет, наверное, рассказывая рыцарю слезливую историю о каком-то народце, которому требуется помощь.

- Смотри-ка, - сказала одна великанша, - а рыцарь-то, видно, верит, даже обнял его. Значит, скоро и плод сорвет. Надо быть наготове.

- Почему бы тебе самому не загадать желание, чтобы исчезли отсюда Вулкановы дочери, если твое дерево так могущественно? – продолжал рыцарь разговор со стариком.

- Моего одного желания недостаточно. У них тоже есть волшебная сила. Не успеет мое желание исполнится, как они сотрут меня в порошок.

- А если пожелать этого вместе, быстрее будет?

- Сразу же, как согласимся.

- Тогда давай? – предложил Дваш.

- Что ты, незнакомец! – замахал руками старик. – Едва ты сорвешь этот плод, то окажешься под властью моего дерева.

- Кто сказал, что срывать плод буду я, это сделает мой друг.

- Его ждет та же самая участь.

- Почему ты так думаешь?

- Так было сказано в древнем заклинании. Твой друг живой?

- Да.

- А всех живых, в ком бьется сердце, ждет такая же участь. Его воля сломается.

- Не сломается. Хоть он и живой, сердце у него не бьется, как человеческое, трепеща от страхов или волнений. Оно закалено как сталь.

- Разве бывает такое?

- Сам посмотри! – и Дваш достал из ножен своего друга, который засиял на солнце и заговорил со стариком.

- Не видал такого чуда, - поразился король.

- Его зовут Давар! – с гордостью сказал рыцарь.

Когда Иавин увидел, что меч и вправду живой, король, будто окрыленный, восторженно промолвил:

- Тогда пусть Давар срывает, а ты загадывай вместе со мной, чтобы Вулкановы дочери меня покинули.

Рыцарский меч срубил один плод, который только что появился на дереве. Он был свежий и не гнилой. На нем было написано: «Самое большое ныне желание стерегущего это дерево».

Дваш взял в руки плод и загадал желание, но только свое. Рыцарь подумал: «Пусть старик загадывает желание, чтобы исчезли эти великанши. Хорошо без них ему, и мне безопасней идти вперед будет. Если они набросятся на него, я помогу ему.» А сам рыцарь решил загадать другое желание, которое ему так легло вдруг на сердце. Дваш ничего не знал ни о тайне дерева, ни о заклинаниях против него. Но он почувствовал, как страдает этот король, живя здесь в одиночестве, скучая по своему дому и охраняя это дерево, к которому, как показалось рыцарю, он начал питать отвращение. Дваш пожелал, чтобы старый учитель вернулся к своей семье и к ученикам, а это злосчастное дерево засохло.

И вы ни за что не поверите! Старый учитель на свой страх и риск загадал то же самое! Он так боялся, но решил попробовать. Пребывание смелого рыцаря в его замке удивительным образом наполнило и его сердце смелостью. Он подумал: «Вдруг случится чудо, и этот рыцарь загадает его самое страстное сейчас желание – вернуться домой?» Хорошо, что король отважился на это! Зло, что принесли дочери Вулкана в его обитель, обратилось для него добром. Чудо действительно случилось! Дерево на глазах засохло, а король кротов исчез, оставив после себя только свою волшебную книгу, которую он не выпускал из рук с момента их встречи.

Глава 13

Наши рекомендации