Глава 20. Одних доказательств недостаточно
«Мы часто сталкиваемся с тщетностью попыток сломать твердо устоявшиеся убеждения…
Предположим что, человек верит во что-либо от всего сердца *как и Свидетели+; предположим, что
он имеет определенные обязательства в связи со своей верой *как и Свидетели+, и поэтому он со-
вершил непоправимые поступки *как и Свидетели+. Что если такому человеку предоставить четкие
и бесспорные доказательства того, что эти убеждения ложны? Что тогда? У такого человека поя-
вится не просто твердость, а еще более непоколебимая уверенность в истинности своих убежде-
ний, чем когда-либо прежде» («Когда не сбываются пророчества», стр.4, 1956 г.)
Свидетели Иеговы хорошо знакомы с вышеописанным феноменом. Они постоянно сталкиваются с
ним во время «служения от дома к дому» и изучений Библии, пытаясь «сломать твердо устоявшиеся
убеждения» других. Однако, чего сами они не в состоянии заметить, так это то, что и другие нередко
сталкиваются с тем же феноменом, пытаясь сломать твердо устоявшиеся убеждения самих Свидетелей.
На протяжении 20 лет я старался научить людей тому, что, как я ошибочно считал, было «Истиной».
Последний год своего пребывания в Свидетелях я старался помочь местным старейшинам увидеть, что
то, что мы считали «Истиной», вовсе ей не являлось. Меня не удивляло отсутствие интереса к Организа-
ции среди не Свидетелей, но увидеть его в старейшинах было поразительным. Описанный далее лич-
ный опыт помог мне понять, что «четкие и бесспорные доказательства» не играют решающей роли в
осознании собственного положения для людей с «твердо устоявшимися убеждениями».
Четкие и бесспорные доказательства
Каждому старейшине моего собрания я предоставил официальное письмо Общества, а также пись-
ма из филиала в Мексике, доказывающие, что Президент Норр позволил Свидетелям в этой стране под-
купать представителей государственной власти с целью получения сертификата об успешном окончании
годовой воинской службы и приписывающий их к Первому запасу мексиканской армии (во всем мире
Свидетели считают подобные действия неприемлемыми).
Я как мог старался объяснить старейшинам, что тщательно исследовал эту информацию, но так и не
смог удостовериться, правда это или нет. Я просил их написать в Руководящий совет, чтобы тот хоть что-
то прояснил в отношении этих писем. Мне хотелось, чтобы старейшины увидели реакцию на вопрос,
который сами бы не задали. Но они не захотели опускаться до того, чтобы проверять правдивость пред-
ставленной информации. Их волновало лишь, откуда у меня эти письма. Они спросили: «Где ты их
взял?». Я ответил, что письма приводятся в книге, написанной бывшим членом Руководящего совета
Реймондом Френцем. Затем они спросили: «Как же ты можешь читать книгу, написанную отступни-
ком?». Вот и все, что я услышал. Позже я обсудил эти письма с самым кротким старейшиной моего соб-
рания. Его единственным ответом было: «Если это не Божья Организация, тогда мне остается есть, пить
и жениться». Я понял, что он имел ввиду: если Общество - это не Организация Бога, то и самого Бога не
50
существует». Другие старейшины больше не хотели меня слушать и говорили: «Лучше умереть обма-
нутым, чем выяснить, что Общество – не то, за кого себя выдает»; «Они не могли сказать нам всю
правду об Организации, потому что иначе она развалится»; «Я знаю, что есть проблемы, но я готов
ждать и 30 лет, пока Иегова не исправит свою Организацию»; «Даже если бы все члены Руководяще-
го совета были отступниками, я все равно поступил бы так, как они мне велят, ведь этой Органи-
зацией пользуется Иегова».
Эти утверждения произносили «духовно зрелые» мужчины, которых Руководящий совет «под руко-
водством Святого Духа» назначил быть пастырями. Они должны были защищать собрание от тех, кто
хочет обмануть и ввести в заблуждение. Но как старейшина может уберечь собрание от обмана, если он
сам скорее согласится быть обманутым, нежели взглянуть правде в глаза? Как старейшина может огра-
дить кого-либо от отступников, когда он спокойно допускает мысль, что все члены его Руководящего
совета вполне могут быть отступниками? И как старейшина может не позволить ввести собрание в за-
блуждение, если он твердо настроен и дальше позволять Руководящему совету вводить в заблуждение
себя самого? Ответ прост: никак! И до тех пор, пока старейшины не будут в состоянии взглянуть в лицо
фактам, они не смогут защитить кого-либо от заблуждений собственного Руководящего совета. Безза-
ветная преданность Обществу любой ценой берет вверх над преданностью истине, и заблуждение ве-
дущих поддерживает заблуждение ведомых58.
В конце концов, старейшины дали мне ответ на все мои вопросы. Это случилось так: однажды один
бывший старейшина пожаловался мне, что его несправедливо отстранили от назначения в собрании. Я
посоветовал ему прочитать «Кризис совести» и объяснил, что эта книга может помочь понять, в чем
причина таких мыслей и поступков старейшин. На следующий день он вернул мне книгу, не прочитав ни
строчки, и сказал: «Все равно необходимо, что бы кто-то вел нас за руку». Потом он сообщил мне о том,
что рассказал обо всем старейшинам. Впоследствии меня лишили общения за отступничество. Таким
образом они сохраняли чистоту собрания.
За пару дней до объявления о лишении общения, я раздал возвещателям моего собрания около ста
десятистраничных писем, чтобы у них была возможность познакомиться с моей версией произошедше-
го и фактами, которые старейшины, конечно, не стали бы им сообщать. Насколько мне известно, ни од-
но из тех писем не возымело должного действия59.
Почему и десяти тысяч слов мало
Как-то я наткнулся на фразу, которая объясняла, почему любые «четкие и бесспорные доказатель-
ства» могут превратиться в пустой звук. Звучала она примерно так: «Для тех, кто действительно готов
взглянуть правде в глаза, даже одно слово будет иметь огромное значение. Для тех же, кто не в состоя-
нии этого сделать, и десяти тысяч слов будет мало». Моих десяти тысяч слов действительно оказалось
мало, потому что никто в моем собрании не смог или не захотел взглянуть правде в глаза.
Я часто обращаюсь к словам апостола Павла к фессалоникийцам. У Павла не было образа мышле-
ния, присущего Обществу Сторожевой Башни. Свои жизненные принципы он применял ко всем, осо-
бенно, когда речь шла об Божьих истинах. О ком-то Павел говорил: «Они не приняли любви истины… И
за это послал им Бог действие заблуждения, чтобы они верили лжи» (2 Фес.2:10, 11). Большинство Сви-
детелей не может смотреть правде в глаза, поскольку «не приняли любви к истине». Очевидно, старей-
шины, которые говорили мне, что готовы быть обмануты, тоже не имели такой любви. Их разум и мысли
находились в плену бесконечных ошибочных суждений. С каким результатом? Они были готовы и
В 1978 году я пытался оставить свое назначение старейшины. Мою просьбу отклонили, вместо этого меня исключили на основании
«отсутствия преданности Организации». В тот момент я чувствовал себя так, будто перестал быть преданным Богу.
Я изучал Библию с одной семьей. Они все же решились исследовать эти доказательства. Позже, все они вышли из Организации.
51
|
|
дальше верить лживой идее о божественности Организации. И поскольку они этого очень хотели, –
верить лжи, - Бог им это позволил. И насколько я знаю, позволяет до сих пор.
Все это помогает понять, почему, некоторые Свидетели обеспокоены тем, что происходит в их Ор-
ганизации, в то время как остальные – нет. И сколько бы они не повторяли, что «ходят в истине», лишь
когда они посмотрят правде в глаза, станет очевидным, принимают они любовь к истине или нет.
Такие разные Свидетели Иеговы
1. Некоторых Свидетелей волнует то, что они видят в Организации. Они способны абстрагироваться
от пропаганды Общества и собственной интеллектуальной слепоты. Они стараются рассматривать
имеющиеся доказательства и многие из них, порой тайно, используют для этого Интернет.
2. Некоторые соглашаются прочесть так называемую «отступническую литературу», хотя знают, что
ходят по краю пропасти. Если кто-либо в собрании, включая даже членов их семей, узнает, что такой
человек «копает под Организацию», об этом обязательно сообщат старейшинам, чтобы те «исправили
его мышление».
3. Есть Свидетели, которые либо не видят проблем (обычно новокрещенные), либо твердо на-
строены до бесконечности «ждать, когда Иегова исправит свою Организацию».
4. Некоторые сознают проблемы, но не оставляют Организацию, потому что не видят ничего луч-
шего. Они все еще верят, что «больше идти некуда».
5. Другие же остаются лишь для того, чтобы избежать лишения общения, ведь в этом случае их от-
ношения с теми членами семьи, которые не собираются покидать Организацию, будут разрушены.
6. Кто-то остается, потому что жизнь Свидетеля для него вполне комфортна, и он не желает что-то
менять. Таких людей, как правило, не волнует, является ли Организация Божьей или нет.
7. Некоторые Свидетели достигли положения, которое позволяет им просто плыть по течению в
ожидании «мирного нового мира, который вскоре заменит эту развращенную систему вещей».
8. Есть и такие, кто не очень-то старается применять библейские принципы в своей жизни, несмот-
ря на свою принадлежность к «Божьей Организации». Тысячи Свидетелей ежегодно лишаются общения
по причине безнравственности60.
9. Ну и наконец, есть много Свидетелей Иеговы, глубоко переживающих из-за происходящего в Ор-
ганизации, но, либо не знающих что делать, либо не осмеливающихся предпринять что-либо.
Не так легко распознать к какому типу относится конкретный Свидетель, особенно, когда их больше
одного. К примеру, оба свидетеля, стоящих перед вашей дверью, могут иметь недопонимания и сомне-
ния касательно доктрин и политики Общества, однако вряд ли они осмелятся открыться друг перед дру-
гом. Скорее, они постараются показать свою беззаветную преданность Божьей Организации. И лишь в
приватной беседе такой Свидетель может разоткровенничаться и поделиться своими страхами и со-
мнениями. Но как бы сильно не довлела над ними идея божественности Организации, какое бы огром-
ное давление не оказывалось на них, чтобы удержать в этом плену, ни что не в силах помешать Богу
помочь освободиться. И сколько бы лет они не жили иллюзией, этих лет никогда не будет слишком мно-
го, чтобы не позволить Богу помочь увидеть реальность. Другими словами, какой бы немыслимой с че-
Они даже готовы мириться с серьезной проблемой домогательства к детям в «христианском собрании Свидетелей Иеговы». Чтобы
понять, насколько распространена эта проблема, смотрите http://www.silentlambs.org.
52
|
ловеческой точки зрения ни казалась возможность осознать свое положение, Бог поможет в этом, ведь
для Него нет ничего невозможного.
Свидетели, которым Бог решает помочь
Если Бог позволяет тем, кто не принимает любви к истине, верить лжи, то вполне логично предпо-
ложить, что тем, кто принимает эту любовь, Он поможет от лжи освободиться. Это видно из совета Пав-
ла Тимофею в отношении того, как доносить истину верящим лжи. Перефразируя 2 Тим.2:23-26, можно
сказать так: «Рабу же Господа не нужно вступать в распри со Свидетелями Иеговы, но нужно быть мяг-
ким, способным учить, сдерживать себя, с кротостью наставлять настроенных недоброжелательно —
быть может, Бог даст им раскаяние, ведущее к точному знанию истины об Обществе Сторожевой Башни,
и они смогут прийти в себя». Было бы не плохо иметь на вооружении те факты, которые необходимо
знать Свидетелям (например, приведенные в главе 3), и уметь представлять их с кротостью и уважени-
ем. Смогут они принять суть этих фактов или нет, в конце концов зависит от того, что сделает Бог. По-
этому стоит отметить, что не факты приводят человека к точному знанию истины об Организации, а рас-
каяние, которое дает только Бог. И, как сказал Павел, такое раскаяние Бог дает только тем, кто «прини-
мает любовь к истине» (2 Фес.2:10,11). Человека нельзя заставить иметь такую любовь. Нельзя заставить
Свидетеля Иеговы изменить свой настрой, если он не желает смотреть правде в глаза. Однако можно
обратить его внимание на интересные аспекты из книги «Возвещатели», и затем предоставить Богу от-
крыть сердце этого человека, чтобы он смог увидеть подлинный смысл вещей.