Клубы или общественные собрания.
Праздники эпохи Екатерины ll.
.
.
Реферат
По курсу «Истории праздничной культуры»
Студента гр. 23142 -
Вирц Е.А.
Санкт-Петербург
Содержание.
Введение
Карусель
Кадриль
Клубы или общественные собрания
Балы и маскарады
Маскарад Нарышкина
Фейерверки и иллюминации
Масленица
Эрмитажные собрания
Введение.
Екатерина II Великая захватила власть в 1762 г. во время переворота, спланированного офицерами Императорской гвардии. «Золотой век» Екатерины Второй - один из интереснейших этапов российской истории - в последнее десятилетие оказался в фокусе внимания общества. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения. Если «век Петра был веком не света, а рассвета», много сделавшим «во внешнем, материальном отношении преимущественно», о в свершениях второй половины XVIII в., по определению С.М. Соловьева, «ясно видны признаки возмужалости народа, развития сознания, обращения от внешнего к внутреннему, обращения внимания на самих себя, на свое». Суть происходивших перемен образно передал видный екатерининский вельможа И.И. Белецкой в словах, обращенных к императрице: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». В отличие от ее мужа, Екатерину II любила и уважала элита страны, поэтому, устраивая маскарады и балы, для нее было очень важно показать своим зарубежным гостям всю роскошь и богатство страны.
Двор Екатерины утопал в роскоши. Она была первой из российских государей, перебравшихся на постоянное место жительство в недавно построенный Зимний Дворец. Екатерина Великая положила начало Императорской художественной коллекции, которая позже превратилась во всемирно известный Эрмитаж. Для возрастающего числа экспонатов в Императорских коллекциях были выстроены дополнившие ансамбль Зимнего Дворца здания: Старый Эрмитаж и Малый Эрмитаж. При ней был построен Эрмитажный Театр, благоустроена вся территория вокруг Зимнего Дворца и Эрмитажа, где разрешалось отныне только дворцовое строительство.
Балы и маскарады.
Маскарады часто устраивали и в загородных резиденциях. Екатерина устроила в Ораниенбауме театральное действо — его могли посетить люди разных сословий, в том числе и те, кто не мог попасть в Зимний дворец. Для людей неблагородных сословий тоже устраивались маскарады — «вольные маскарады» (билеты — 3 руб. / штука). Вывешивались афиши. На таких мероприятиях можно было отужинать, выпить, поиграть в карты (итальянец Лакателли). При Екатерине маскарады должны были показываться мощь и богатство России перед иностранцами. Екатерина ознаменовала празднествами свое восшествие на престол («Торжествующая Минерва» — сценарий актёра Волкова).
«Екатерина II в образе торжествующей Минервы» (Стефано Торелли) — картина в Третьяковской галерее, есть повторения в Царском Селе. Коронация проходила в Москве в 1763 г., затем Екатерина вернулась в Петербург. Маскарад в Зимнем дворце и Царском Селе.
Возрастной ценз посещения маскарадов — 13 лет, затем был повышен до 15 лет. В Зимнем дворце проводилось по 8 маскарадов в год. Вход — бесплатный, рассылалось 10 тыс. билетов, приходило около 5 тыс. Могли присутствовать не только дворяне, но и купцы и мещане (но не все). Существовали и детские маскарады — они проходили в Зимнем дворе (в южном крыле, половине Павла I). Проводились для детей с 7 до 12 лет (детей могли сопровождать родители в обычном, не маскарадном, платье). Для одного из таких праздников сделали турецкие костюмы (Павел был султаном). 1770 г. — празднества в честь прусского принца Генриха (зал Аполлона, 3, 5 тыс. масок). Часто маскарады устраивались после театральных представлений в Оперном доме. Частный Нарышкинский сад на Мойке — каждую среду и воскресенье. (1 руб. — билет, если были представления — 2 руб.).
Маскарады в честь военных побед — 1791 г. — в честь победы над Измаилом (3 тыс. участников). При Павле маскарадное платье стало обязательным (при Екатерине можно было использовать только маску + жесткий регламент вплоть до цвета)[13]. Празднества в конце века стали изысканными (а в начале века в них, как правило, участвовали юродивые). Эволюция от петровских святочных забав к стилизованным красочным маскарадам.
Балы, маскарады - все поражало великолепием, красотою и огромностью затрат при дворе Екатерины II. Императрица являлась всегда во всей пышности своего высокого положения и была прозвана в Европе «Северною Семирамидою». Даже французы, видевшие блеск версальского двора, бывали поражены великолепием двора Екатерины.
Свои выходы из внутренних покоев государыня обставляла возможной торжественностью, стремясь поддержать величие русской императрицы.
Записки иностранцев полны изумления и восторга перед ее величием и роскошью.
Выходные и приемные аудиенции Екатерины II были двух родов: малые - по воскресеньям и церемониальные- в особо назначенные дни. В первом случае государыня проходила в 10 часов утра в церковь из внутренних покоев через столовую, малою боковою церковною дверью, без большего штата, и становилась на своем месте позади правого клироса. За нею были два камер-пажа с мантилией и платками.
Шествие во внутренние покои дворца продолжались. Впереди шли камер-юнкеры по два в ряд; по правую сторону государыни - обер- камергер, по левую- шталмейстер. За ними статс-дамы и фрейлины. Государыня вступала в тронную залу со всею своей свитою, куда входили также и все особы, имевшие вход. В зале императрица отдавала по-мужски три поклона: один направо, другой налево и третий к середине, и принимала поздравления, допуская к руке и со многими разговаривая. Аудиенция более получаса никогда не продолжалась.
Большие выходы отличались только тем, что государыня по особому церемониалу выходила в церковь через бриллиантовую, тронную и кавалерскую залы с большой свитой.
Вот как описывает такой выход англичанин Кок, бывший в Петербурге в 1778 году:
«Императрица в церкви стояла за решеткой. После обедни потянулся длинный ряд придворных обоего пола, идущих попарно. Императрица шла одна, подвигаясь вперед тихим и торжественным шагом, с гордо поднятой головой и беспрестанно кланялась на обе стороны. При входе она останавливалась на несколько секунд и приветливо разговаривала с иностранными послами, которые приложились к ее руке. Государыня была одета в русском наряде: светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами. Волосы ее были низко причесаны и слегка посыпаны пудрою, головной убор весь унизан бриллиантами. Особа ее очень величественна, хотя рост ниже среднего; лицо полно достоинства и особенно привлекательно, когда она говорит. Екатерина вышла из приемной тем же медленным шагом; никто из придворных не последовал за нею».
В высокоторжественные дни Екатерина II надевала на себя бриллиантовую корону и две орденские ленты с цепями этих орденов и двумя звездами, приколотыми на корсаже одна над другою.
По словам того же иностранца, богатство и пышность русского двора превосходили самые яркие описания: следы старого великолепия смешивались с европейскою утонченностью; всегда огромная свита следовала впереди и позади государыни. Роскошь и блеск придворных нарядов и обилие драгоценных каменьев далеко оставляли за собою великолепие других европейских дворов. На мужчинах были французские костюмы; платья дам с небольшими фижмами, длинными висячими рукавами и с короткими шлейфами. Обилие драгоценных каменьев в то время в Европе можно было встретить только на женщинах. Почти все вельможи были усыпаны бриллиантами: пуговицы, пряжки, рукоятки шпаг, эполеты и нередко шляпы были унизаны бриллиантами в несколько рядов.
Как и Елисавета Петровна, Екатерина особенно любила маскарады, дававшие ей возможность надевать мужской костюм. Балы и маскарады, помимо двора, устраивались и придворными. Императрица охотно посещала такие праздники.
Князь Потемкин Таврический не жалел средств, чтобы порадовать государыню, а его примеру следовали и остальные придворные.
Кадриль.
Кадриль – это парный веселый танец, который танцевали и при дворе, и на деревенских и фабричных пирушках….Других значений не знаем. Но зато знает историк придворного быта:
«Карусель состояла из четырех кадрилей: славянской, римской, индийской и турецкой. В два часа пополудни был дан сигнал из трех пушек с крепости адмиралтейства, чтобы дамы и кавалеры каждой кадрили собирались в назначенные им места. Первые две кадрили, славянская и римская, съехались у летнего дворца в поставленные на лугу шатры; индийская и турецкая в приготовленных шатрах на улице. В 4 часа дан был второй сигнал, дабы дамы вступили на колесницы, кавалеры садились на лошадей, а зрители занимали свои мета в амфитеатре. В половине пятого послышался третий сигнал, по которому все четыре кадрили выступили в следующем порядке: славянской кадрили шефом был граф И Салтыков, римской - граф Гр.Орлов индийской – князь Н.Репнин, турецкой – граф Ал. Орлов.
Когда кадрили стали входить в амфитеатр звук музыки поразил всех. Мелодии музыкальных инструментов оказались для того времени неслыханными: все инструменты были сделаны на манер существовавших в глубокой древности. При воде в амфитеатр кадрили остановились за ложею своих судей, вне барьера, и по данному сигналу начинались «курсы»: сперва дамские на колесницах, потом кавалерские на лошадях.
По окончании курсов все кадрили сделали кругом амфитеатра марш и пошли перспективою до летнего дворца к большому крыльцу, где государыня, стоя на верхней балюстраде крыльца, смотрела на шествие.
Главный судья, фельдмаршал Миних, со всеми судьями, выступил из конференц-залы. Вслед за ними были внесены пажами на золотых подносах богатые «прийсы» (призы), которые после речи фельдмаршала были розданы. Первый приз, состоящий из богатой бриллиантовой броши
Получила графиня Н. Чернышева; второй приз, табакерку с бриллиантами – А. Панина; третий приз, перстень бриллиантовый - графиня Е.Бутурлина. из кавалеров: первый приз получил князь И. Шаховской – бриллиантовая пуговица и петлица на шляпу, второй – полковник Ребиндер – трость с бриллиантовой головкой» Такая вот драгоценная кадриль…
Карусели.
Среди развлечений при дворе Екатерины Великой известны несколько роскошных каруселей. Это было не что иное, как конные маскарады. На них все участники, помимо костюмов, должны были еще блистать искусством верхней езды.
Карусель взята у нас с Запада. При средневековых западноевропейских дворах пышной забавой являлись турниры, на которых рыцари, закованные в латы, показывали свою удаль. Когда же рыцарство исчезло, эти развлечения обратились в мирную карусель. Кавалеры и дамы наряжались в костюмы и показывали свое искусство в верховой езде, составляя хитрые фигуры, устраивая состязания. Отличившиеся получали награды. Карусель заканчивалась пиршеством.
Екатерина ll сама очень увлекалась верховою ездою и считалась отличным наездником – особенно она любила ездить по-мужски, верхом. В форме кавалерийского полка она нередко показывалась перед войсками, во время парадов и рахводов.
16 июня 1765 года на дворцовой площади была дана карусель в нарочно построенном амфитеатре. Карусель была устроена по мысли князя Н.И. Репнина. Изобретатель и директор, как гласит рескрипт государыню, «показал не только талант своего знания в таковых экзерцициях и изобилие вкуса в пристойных нардов и аллегорических украшениях, заимствуемых от довольнагого сведения древней и новой истории, но и все оное распорядил и произвел в самом действии до самой малейшей части сего увеселения без всякого помешательства, будучи и сам при том шефом кадрили индийской. К неоспоримо в том должной его сиятельству справедливости, всеми любимая государыня, в знак своему к нему удовольствия при милостивейших изображениях по окончании каруселя, пожаловать…»
Клубы или общественные собрания.
В царствование Екатерины Великой в Петербурге открылись первые клубы или общественные собрания, где веселились люди всех сословий. Даже среди забав двора бывали зимние, святочные игры. Вот так описывает такие игры в день Рождества 1765 года историк Порошин: «Справа, взявшись за ленту, все в круг встали, некоторые ходили в кругу и других по рукам били. Как игра кончалась, стали опять все в круг, без ленты, уже по двое, один за другого гоняли третьего. После сего золото хоронили, «заплетеся плетень» пели; по-русски плясали, польские, менуэты и контрданцы танцевали.
Императрица во всех этих играх сама участвовала и по-русски плясала вместе с Н.И. Паниным. Вначале увеселения вышли из внутренних покоев одетые в женские платья Гр. Орлов, А.Строганов, Н. Головин, П.Пассек, Л.Нарышкин, М.Басскаков и князь А.Белосельский. Проще всех был одет М.Белосельский: он представлял гувернантку или маму и смотрел за прочими «дамами».
На больших собраниях Эрмитажа, которые начинались в седьмом часу и кончались в девять императрица первая танцевала менует, но обыкновенно открывал их великий князь польским с одной из старейших придворных дам…
Происходила игра в карты, устраивались балы, давались маскарады, и царило веселье. На балы и маскарады в клубы съезжались и знатные люди, высокие чинами и титулами придворные. Здесь же бывали небогатые дворяне и именитое купечество.
Вечера с балами и маскарадами начинались обычно в восемь часов и оканчивались в три часа ночи.
Государыня сама езжала в такие маскарады, замаскированная, причем отправлялась всегда в чужой карете, но полиция в тот час же узнавала императрицу и по сопутствующей ей свите.
П.Ф.Карабанов рассказывает, что раз императрица пожелала неожиданно джать маскарад. Назначенный день на вечернем собрании в Эрмитаже государыня, играя в карты, вдруг услышала звук расстроенной скрипки и приказала всем разведать, но посланные явились без ответа. Звук раздался в третий раз очень громко: императрица положила карты и пошла, все общество последовало за ней. Вошли в комнату, где растворились двери, ведущие в две комнаты – одну для дам, другую – для кавалеров, здесь лежали маскарадные наряды.
Наскоро и без разбора все оделись и вышли в масках, так что одни других не скоро узнавали. Екатерина, одетая волшебницей, отдала приказ, чтобы все общество размаскировалось, когда она снимет маску.
В своих увеселительных затеях Екатерина Великая всегда была остроумна и изобретала все новые и новые развлечении.
Иногда она заказывала «мещанский бал» и все должны были являться одетыми в простые камзолы и дешевые платья, - но это не исключало роскошного угощения за ужином.
На таких балах танцы обычно начинались менуэтом. В моду входил уже галоп и круглый вальс. Императрица любила «русскую», и ни один бал не проходил без этого танца, на маскарадах же русскую танцевали в костюмах.
Сама императрица танцевала первые годы царствования, а затем только смотрела на танцы, умея в тоже время разделять общее веселья.
Маскарад Нарышкина.
Особенно роскошный маскарад дал Нарышкин на своей приморской даче 29-го июля 1772 года.
«В этот день с трех часов дня, -пишет репортер того времени в «С.-Петербургских Ведомостях 1772 года. В седьмом часу императрица приехала из Петергофа со всей своей свитой. При приближении государыни к даче заиграла музыка на трубах и литаврах в горной китайской беседке. Государыня пошла вместе с хозяином в рощу. Там каждо место было разнообразно украшено.
На острове происходили разные театральные представления. Гуляя по саду, государыня незаметно вступила в гущу дремучего леса, в глубине которого находилась пещера; наверху пещеры лежали плоды и цветы .
Вдруг государыня услышала пастушечью свирель. Она подошла к холму, покрытому цветами. Наверху стояла хижина, у подножья холма виднелись пастухи и стада овец. С приближением государыни музыка умолкала, и две пастушки-Филиада и Лиза поспешили царицу пригласить в свою хижину.
Государыня пошла к хижине, но тут гора вдруг расступилась и вместо хижины открылся огромный великолепный храм победы, выстроенный от двух покоях; вход в него был с двух сторон. При дверях каждого входа стояли статуи представлявшие победы на море и на сухом пути. В середине был виден орел, на груди у него был вензель государыни, а в когтях свиток с надписью: «Екатерине ll победительнице».
Этот храм окружали два перехода. Столбы храма были увиты лаврами и пальмами и другими трофеями.
В храме государыню встретил гений победы с лавровым венком. Раздался выстрел из пушки и Екатерина увидела перд собой целый ряд живых картин. Первая картина изображала взятия Хотина 9-го сентября 1779 года. Вторая картина представляла сражение при реке Ларге 7-го июля 1770 года. Третья картина- сражение и победа при реке Кагуле 21-го июля 1770 года. Четвертая картина изображала оттоманский флот, сожженный при Чесме 24-го июня 1770 года. Пятая картина представляла собой взятие Бендер 16-го сентября 1770 года. Шестая картина изображала покорение Кафы и всего Крыма в 1771 году.
Просмотрев все картины, государыня отправилась в Китайском домик, где пила прохладительные напитки и слушала китайские мусикийские игры. Оттуда императрица проследовала в зал, где был сервирован ужин с десертом из редчайших плодов.
Все здания были освещены налитыми воском плошками и стеклянными сосудами, а также слюдями и другими фонарями.
По возвращении императрицы в рощу, был сожжен на лугу, щит которого представлял Астрею, возвращающую золотой век: в одной руке держала она весы равенства, а в другой - рог изобилия.
Когда щит сгорел, пушено было несколько тысяч ракет и огненных шаров. Императрица Екатерина уехала от Нарышкина в один час ночи в Петергоф.
Фейерверки и иллюминации.
Среди развлечений двора не последнее место занимали фейерверки и иллюминации. И то, и другое ввел еще Петр l тешись «потешными огнями» и замысловатыми картинами, составленными из разноцветных плошек, Екатерина, пользуясь каждым случаем, чтобы жечь фейерверк и иллюминации. На иллюминации истреблялись десятки пудов сала и медвежьего жира, сжигалось до 15 тысяч ракет.
Масленица.
На масленицу императрица устраивала веселые катания. Выезжала несколько больших саней, запряженными 4-6 лошадьми. К саням на длинных веревках прицеплялись малые санки для двоих, и образовывался длинный забавный поезд. Кони быстро мчали большие сани, а за ними метались, извивались, подпрыгивали вереницы маленьких саней. На дороге часть их опрокидывалась и вываливалась немало веселых поезжан.
Эрмитажные собрания.
Императрица Екатерина ll для своих особых развлечений придумала эрмитажные собрания. В залах Эрмитажа собирался интимный кружок остроумных людей, и государыня проводила среди них вечера.
На эрмитажных собраниях государыня являлась всегда в русском платье. Ее примеру следовали и все приглаженные дамы. Здесь уже господствовал язык русский. Каждый гость занимался чем ему угодно: кто играл в жмурки, кто в билеты, кто ворожил, гадал, играл в веревочку, кто читал стихи и т.д. Любимой игрой была литературная: в «мысли», но как только государыня замечала, что гости начинали писать колкости и задевать личности, она тот час брала перо и зачеркивала написанное.
Всякое стеснение, всякая церемония были изгнаны на этих собраниях, особенно запрещено было государям вставать со стула перед нею, и то, кто не исполнял этого, нес штраф по червонцу в пользу бедных или выучивал 6 стихов из сочинения Тредьяковского «Телемахида». Л. А. Нарышкин чаще дроугих подвергался этому наказанию. Читал же он стихи Тредьяковского с такаим пафосом, что вызывал всеобщий неудержимый смех. Вельможи со способностями выделывать различные гримасы и изменять свою физиономию особенно ценились на этих вечерах.
Собрания происходили в той комнате, где теперь хранятся эскизы и рисунки Рафаэля и других великих художников. Эта уединенная комната дала Эрмитажу свое имя .
Из нее был выход в так называемую «алмазную комнату», в которой, по велнию императрицы, были собраны из всех дворцов и кладовых, а также из московской оружейной палаты, разные редкости из финифти и филиграна, агата, яшмы и других драгоценных камней. Тут поместили все домашние уборы русских царей и бывшие у них в употреблении вещи.
На большие эрмитажные собрания приглашались все первые особы двора и иностранные минимстры, на средние – лица, пользовавшиеся особым благоволением государыни, а на малые собрания – только лица, близкие государыне. Гостей обязывали отказаться от всякого этикета. Императрица сама написала особые правила,выставленные в рамки под зановескою.
Вот эти правила:
1. Оставить все чины вне дверей, равномерно как и шляпы, а наипаче шпаги;
2. Местничество и спесь оставить тоже у двери;
3. Быть веселым, однако же, ничего не портить, не ломать, не грызть;
4. Садиться, стоять, ходить, как заблагорассудится, не смотря ни на кого;
5. Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих головы не заболели;
6. Спорить без сердца и горячности;
7. Не вздыхать и не зевать;
8. Во всяких затеях другим не препятствовать;
9. Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий мог найти свои ноги для выхода из дверей;
10. Ссору из избы не выносить, а что войдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступить из двери.
Если кто против вышеописанного проступился, то по доказательству двух свидетелей, должен выпить стакан холодной воды, не исключая дам, и прочесть страничку «Телемахиды»; а кто против трех статей провинится, тот повинен выучить шесть строк из «Телемахиды» наизусть. А если кто против десяти проступился, того боле не впускать.
В эрмитажных собраньях, при императрице Екатерине, некоторое время заведен был ящик для вклада штрафных денег за вранье. Всякий провинившийся обязан был опустить в него 10 копеек медью. При ящике назначен был казначеем Безбородко, который собранные деньги после раздавал бедным.
Между другими в эрмитажные собрания являлся один придворный, который, бывало, что ни скажет, все невпопад, или солжет. Неуклюжий казначей беспрестанно подходил к нему с ящиком, и этот враль почти один наполнял ящик деньгами. Раз, по разъезде гостей, когда при императрице остались немногие, самые приближенные, Безбородко сказал:
— Матушка-государыня, этого господина не надобно бы пускать в Эрмитаж, а то он скоро совсем разорится.
— Пусть приезжает,— возразила императрица,— мне дороги такие люди; после твоих докладов и после докладов твоих товарищей я имею надобность в отдыхе; мне приятно изредка послушать и вранье.
— О, матушка-императрица,— сказал Безбородко,— если тебе это приятно, то пожалуй к нам в первый департамент правительствующего Сената: там то ли ты услышишь!
На эрмитажные собрания малые, «les petites soirees», приглашалось избранное общество, приближенных к императрице. Государыня здесь была самая радушная хозяйка. Любимою забавою на этих вечерах была игра в вопросы и ответы. Во избежание каких-нибудь личностей, гости описывали события при дворе «бамбукового короля», например, его праздники, привычки, также характеристику его придворных. Иногда предлагались вопросы для философских трактатов; последние были разделены на главы.
Список использованной литературы.
1. Брикнер А. Г. История Екатерины II. — М.: Современник, 1991.
2. Грот Я.К Воспитание Екатерины II // Древняя и новая Россия, 1875. — Т. 1. — № 2. — С. 110—125.
3. Зарин А.Е. Царские забавы и развлечения за 300 лет – М.
ü Глава ll с.44-48
ü Глава lll с. 49-52
ü Глава lX с. 93-94
ü Глава Xll с. 123-130
4. Как развлекались в старину (При Екатерине ll) // Муз. Жизнь – 1993 №1 январь, с.3
5. Карпущенко С. Царские забавы // Вечер. Петербург – 2000 – 30 августа (№158) с.4
6. Павленко Н.И. Екатерина Великая. — М.: Молодая гвардия, 2000.
7. Танеев С.И. Маскарады в столицах (Материал для истории) // Русский архив, 1885. — Кн. 3. — Вып. 9. — С. 148—153.
8. Тимофеев С. По поводу статьи «Эпоха каруселей и маскарадов в России» // Исторический вестник, 1885. – Т. 22. - № 11. – С. 482-484.
9. Шенкман Г.С. Императрица Екатерина ll и ее охотничий домик – СПб., 2002, Гл. Вкус развлечений, с.14-23