Вопрос авторства и времени происхождения.
Иудейское предание утверждает, что автором 1-2 книг Царств был пророк Самуил (Бава батра 15а). Это свидетельство полностью не может быть принято, поскольку в 1 Царств 25, 1 и 28, 3 говорится о смерти Самуила; следовательно, он не мог быть автором следующих далее глав, повествующих о конце царствования Саула и о правлении Давида, но можно предполагать, что он был автором источников большей части 1 Царств. Важное свидетельство об авторстве содержится в 1 Пар. 29, 29: "Деяния царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка, и в записях Гада прозорливца". Поскольку Самуил жил почти до конца царствования Саула, а Нафан и Гад пережили Давида, их записи являлись летописями современников и очевидцев событий. Самуил был главой пророческой школы, к которой известное отношение могли иметь также Нафан и Гад. Пророческие школы при Самуиле (l Цар 10, 5, 10; 19, 18-21) и после него (4 Цар 2, 3-7, 15-18; 4, 38-44; 6, 1-7) представляли собой общины истинных ревнителей ягвизма, руководимые пророками, и в них, по мнению ортодоксальных исследователей, должны были сохраняться источники: подлинные записи пророков и более ранние священные писания.
В свете этих свидетельств, подтверждающих очень большую древность источников, а также данных литературного анализа, свидетельствующих о компилятивном характере и более позднем происхождении 1-2 книг Царств в современной редакции, эти книги, несомненно, имеют продолжительную литературную историю, но в своей основе содержат очень древний материал, который можно датировать временем неразделенной монархии. Написанные на основании древних источников и прошедшие в своем становлении ряд этапов, 1-2 книги Царств получили свою окончательную редакцию до вавилонского плена.
ХРОНОЛОГИЯ. Все даты от рождения Самуила до воцарения Давила – приблизительные, но относятся к XI веку до Р.Х. Рождение Самуила – 1090 г. Призвание Самуила Богом – 1080. Самуил судья 1070 – 1040. Саул – царь 1040 – 1010. Давид – царь в Хевроне 1010-1003, в Иерусалиме 1003-970 до Р.Х.
I. ИЛИЙ И САМУИЛ 1 Цар 1–7.
(Последние судьи, ИЛИЙ и САМУИЛ, филистимское иго).
Общие замечания. В конце эпохи судей Самсон, Илий и Самуил, последние судьи, тщетно пытались освободить угнетенный народ от господства филистимлян. Особенно печальным был конец эпохи судей. Битва с филистимлянами при Афеке окончилась полным поражением израильтян, захватом Ковчега Завета, разрушением Силома – религиозного центра израильтян – и внезапной смертью первосвященника и судии Илия при известии о пленении Ковчега. В это особенно тяжелое время филистимского господства Господь воздвиг Самуила – пророка и последнего судью.
1 Цар 1–3. В первых трех главах книги говорится о благочестивых родителях Самуила, его необычайном рождении, воспитании и призвании к пророческому служению.
1,1-8. Во время судейства первосвященника Илия в г. Армафеме, в колене Ефремовом, жил левит Елкана со своими женами: Анной и Феннаной. Вместе с семейством Елкана в положенное время (ежегодно, согласно Суд. 21, 19) совершал паломничество в Силом, где во времена Судей была Скиния и где в то время первосвященствовал Илий, а сыновья его, Офни и Финеес, были священниками. После благодарственной жертвы, по закону (Втор. 12, 18; 26, 11) учреждалась праздничная трапеза, и тогда Елкана выделял от жертвенного животного несколько частей Феннане с сыновьями ее и дочерями, а бездетной Анне давал одну часть, хотя любил Анну больше Феннаны. При этом Феннана, ревновавшая и ненавидевшая Анну, всегда оскорбляла ее напоминанием о неплодстве, поэтому Анна на праздничных пиршествах всегда была печальной, в слезах, и не ела; доброе отношение мужа не могло заменить ей радости быть матерью.
1, 9-19а. Во время одного из паломничеств в Силом, исполненная скорбью бездетная Анна сразу после священной трапезы пошла во двор Скинии и здесь обратилась к Господу с усердной и слезной молитвой о даровании сына, дав обет посвятить его на пожизненное служение Богу при Скинии. "И бритва не коснется головы его" (l, 11) – молилась св. Анна, т.е. длинные волосы, которые в Ветхом Завете носили назореи, будут знаком этого пожизненного посвящения. Долго молилась она, произнося слова молитвы шепотом. Первосвященник Илий, сидевший в это время у входа в Скинию, сначала принял ее за опьяневшую и обличил, но когда она объяснила ему свое горе как причину ее молитвы, он утешил ее обещанием исполнения Господом ее прошения, и Анна ушла со двора Скинии обрадованной, с верой в милость Божию.
1, 19б-28. По возвращении в дом свой Анна вскоре зачала и родила сына, которого назвала "Самуил", что значит "испрошенный у Бога". На следующий год Анна не пошла с мужем в Силом, так как кормила грудью младенца Самуила. В древности на Ближнем Востоке кормление грудью продолжалось до трех лет /2 Макк. 7, 27/. Когда младенец был отнят от груди, Анна и Елкана явились с мальчиком в Силом для принесения благодарственной жертвы и во исполнение обета передали его первосвященнику Илию, чтобы Самуил служил Господу "все дни жизни его", согласно обету, в то время как по "закону" левиту положено отправлять очередное служение при Скинии не пожизненно, а от 30 до 50 лет /Числ. 4, 3/. Об обете Елканы хотя и не говорится, но предполагается, что он был тот же, что и Анны, ибо мужимел право утвердить или же отменить обет жены /Числ. 30, 7-9/.
2, 1-11. Благодарственная песнь Анны. Вдохновенная мать будущего пророка воспела хвалебно-благодарственную песнь, в которой возблагодарила Бога как защитника своего от врагов /Феннаны с ее детьми/ и спасителя, Который по правде и святости Своей и всеведению возвышает смиренного и низлагает гордого, дает по достоинству, богатство и бедность, силу и слабость, чадородие и бесчестие, здоровье и болезнь, жизнь и смерть /стт. 1-9/. Господь "будет судить концы земли", укрепит и возвысит своего Царя-Помазанника (ст. 10). Эта благодарственная песнь является исповеданием ветхозаветной веры, она заканчивается пророчеством о Помазаннике Ягве. Божественное правосудие и справедливость в конце концов восторжествуют, что особенно подчеркивается в заключительном 10-м стихе, повествующем о возмездии врагам Божиим, всеобщем суде и Царе-Помазаннике Господнем, под которым в ближайшем смысле имеется в виду будущий мессианский царь, в конечном исполнении пророчества – Господь Иисус Христос, согласно толкованиям свв. отцов и учителей Церкви.
Благодарственная песнь Анны, на которую похожа Песнь св. Девы Марии (Лк. 1, 46-56), могла быть прототипом для нее, но возможно, что песнь св. Девы Марии является приспособлением к собственным обстоятельствам Ее жизни другой песни благодарения, употреблявшейся в ветхозаветном богослужении.
Песнь св. Анны, имевшая богослужебное употребление в ветхозаветной церкви, служит основанием третьей песни утренних канонов в православно-христианском богослужении. По толкованию свв. отцов, эта песнь имеет мессианский смысл: в ней предвозвещается о Церкви, сначала неплодной, а потом породившей иереев Богу, подобных Самуилу, а также о Мессии – Иисусе Христе, Спасителе Церкви (ст. 10).
2, 12-36. Повествование о нечестивых сыновьях первосвященника Илия, Офни и Финеесе, с предвозвещением отверженной участи всему дому Илия. – Это повествование, прерывающее рассказ о Самуиле, священный автор поместил в данном месте, вероятно, с целью объяснить отвержение и гибель дома Илия, о чем он будет говорить ниже, (l Цар. 4, 11; 22, 18-19) и переход первосвященнической власти к дому Садока во времена Соломона (3 Цар. 2, 27).
3, 1-21. Призвание Самуила к пророческому служению. В то время, когда Самуил проходил свое служение при Илии, откровения от Господа были весьма редки. "Слово Господне было редко... видения не часты" (3, 1). Самуилу была поручена первосвященником священническая обязанность – возжигать светильник в святилище и смотреть, чтобы он не погас (Исх. 27, 20-21) Самуил поэтому спал в самом святилище Скинии, а престарелый, ослабевший зрением первосвященник Илий спал в палатке при Скинии; Самуил прислуживал также и ему. При таких обстоятельствах в одну ночь Самуилу, спавшему в святилище, "где Ковчег Божий", последовало откровение от Господа: он услышал взывающий к нему голос Господа: "Самуил! Самуил!" Это был не сон, так как голос Божий трижды будил юного Самуила, и не видение, ибо Самуил не видел Бога, а только слышал Его. Господь открыл Самуилу, что грозный суд Божий над домом Илия приближается и что грех его дома непростителен. На следующий день, утром, вследствие заклятия первосвященника, Самуил вынужден был рассказать ему о полученном откровении. Престарелый Илий со смирением и покорностью выслушал грозный приговор Божий о его доме и сказал: "Он – Господь, что Ему угодно, то да сотворит" (3, 18). Первое откровение Божие, бывшее Самуилу в Скинии, имело для него значение призвания к пророческому служению. После этого Самуилу последовали другие откровения от Господа, и он стал известен всем израильтянам от Дана до Вирсавии как пророк Господень, прославившийся своими предречениями.
1 Цар. 4 – 7. История пленения и возвращения Ковчега филистимлянами. Самуил - освободитель и последний судия.
4, 1-22. Битва с филистимлянами при Афеке (в середине XI века), описанная в этом отрывке, закончилась полным поражением израильтян и пленением Ковчега Завета филистимлянами (4, 1-11). Первосвященник-судия Илий умирает при известии о пленении Ковчега (4, 12-18). Последствия этого поражения были очень тяжелыми. Филистимляне поставили гарнизоны в центре оккупированной ими страны и запретили среди израильтян кузнечное дело, чтобы лишить их возможности ковать оружие и вооружаться. Силом, бывший религиозный центр евреев в эпоху судей, был разрушен и сожжен. Об этом мы узнаем из книги пророка Иеремии (7, 12; 26, 9) и из исследований развалин Сило-ма. Но Скиния и медный жертвенник не погибли, а были перенесены в Номву, а потом в Гаваон (1 Цар. 21, 1-6; 2 Пар. 1, 3-5). Во время этих трагических событий Самуил был еще относительно молодым человеком.
5, 1 – 7, 1. Ковчег Завета в плену. Возвращение его.
В глазах язычников филистимлян исход сражения в их пользу и захват Ковчега были доказательствами превосходства их богов над Богом евреев. Потеряв свою святыню, израильтяне, по их мнению, теперь были лишены небесного покровительства навсегда. После битвы при Афеке филистимляне отвезли Ковчег в Азот – ближайший из пяти главных городов Филистии – и поставили его в капище идола Дагоиа. Устрашенные чудесами, исходившими от Ковчега, филистимляне переместили Ковчег из капища в город. Но вскоре они убедились, что, победив израильтян, они не победили их Бога. Бедствия преследовали язычников-филистимлян везде, куда бы они ни перевозили Ковчег: в самом Азоте, в Гефе и Аскалоне.
После грозного проявления славы Ковчега Господня в плену у филистимлян и в Вефсамисе по возвращении его из плена (6, 13-18), Ковчег Завета, по предложению жителей Вефсамиса, перенесен был в Кириафиарим, город в колене Иудином, и поставлен в доме благочестивого левита Аминадава на холме, а его сын, Елеазар, назначен был хранить Ковчег (6, 20–7,1). Здесь он находился до перенесения его Давидом в Иерусалим (l Цар. 7, 1; 2 Цар. 6).
Особый стиль повествования о Ковчеге в 4, 1–7, 1, юмор, применяемый в отношении к филистимлянам, а также акцентирование чудесного элемента указывают на то, что эти повествования имеют своим первоначальным источником предания, возможно, рассказы священников, передававшиеся ими с целью поддерживания веры и благоговения паломников.
Рассмотренный отрывок о Ковчеге имеет целью подчеркнуть господство филистимлян и крайне бедственное состояние народа, что в конце концов привело к требованию реформы правления, описанной в следующей группе глав (1 Цар. 8 – 12).
7, 2-14. Самуил-судья и освободитель. Ослабление филистимского ига.
Со времени установления Ковчега в Кириафиариме прошло много времени, лет 20, а израильтяне все еще страдали под игом филистимлян, (ст. 2). Наконец, они с полным раскаянием обратились к Господу, оставив служение Ваалам и. Астартам. Тогда пророк и судия Самуил назначил всеобщее собрание народа для покаяния и молитвы в Массифе Вениаминовой, недалеко от Кириафиарима, где находился Ковчег. Здесь народ постился и совершал покаянный обряд пролития воды пред Господом.
Филистимляне, услышав о народном собрании и опасаясь восстания, направили в Массифу карательное войско. Безоружный народ пришел а ужас и обратился к Самуилу с просьбой о молитвенном ходатайстве пред Богом об избавлении от. врагов (стт. 3-8). Жертвоприношение Самуилом восьмидневного ягненка (ср. Исх. 22, 29-30 и Лев. 22, 27) во всесожжение, сопровождаемое усиленной молитвой пророка и всего народа о спасении, были услышаны Богом. Сильная гроза, разразившаяся над отрядами приближающихся к Массифе филистимлян, расстроила их ряды, а воспрянувшие духом израильтяне довершили поражение обратившихся в бегство врагов (стт. 9-14). Следствием победы при Массифе были возвращение прежде завоеванных филистимлянами городов пограничного с Филистией колена Данова (7, 14) и ослабление филистимского ига.
7, 15-17. В трех последних стихах главы дано краткое описание судейской деятельности Самуила в период расцвета его власти и славы (ср. аналогичные описания Саула и Давида в 1 Цар. 14, 47-52 и во 2 Цар. 8, 13-18). Согласно этому описанию, все остальное время своей судейской деятельности, продолжавшейся до реформы правления и избрания Саула, Самуил мирно управлял народом. Он ежегодно посещал "священные города": Вефиль, Галгал и Массифу "и судил Израиля во всех этих местах". Но постоянным местопребыванием Самуила был его родной город Рама, в колене Вениаминовом. Лаконичность этого описания показывает, что автор или редактор книги не имел намерения дать подробную историю тех времен, но останавливал свое внимание главным образом на тех событиях, которые имели религиозное значение и прокладывали путь к реформе правления и возвышению Давида.