Значение деятельности Самуила как судии и пророка.

а) В период судейской деятельности Самуила были одержаны первые победы и возвращены западные города, завоеванные филистимлянами, как это видно из 7, 2-14. Но полностью освободиться от филистимлян при Самуиле все же не удалось. Филистимское господство продолжалось (1 Цар. 9, 16), гарнизоны филистимлян продолжали стоять в самом цент­ре страны: в Вефиле (10, 5), Гиве (13, 3), а филистимская гегемония на железном рынке не давала возможности ковать оружие (13, 19-21). Все это достаточно ясно объясняет природу филистимского угнетения, побудившую израильтян в недалеком будущем предпринять реформу пра­вления с целью объединения всего народа для борьбы с врагом.

б) Результатом религиозной деятельности Самуила как пророка был отказ израильтян от служения ханаанским божествам Ваалу и Астарте; израильтяне всем сердцем обратились к Господу (7, 2-6). Следствием этого обращения было возвращение Божественного благословения и ослабление филистимского ига.

С целью поддержания истинной религии монотеизма в Израиле Самуил учредил в Раме Вениаминовой пророческую школу, ученики которой, на­зываемые "пророческими сынами", то есть учениками, были помощника­ми пророка в борьбе с идолопоклонством и язычеством.

II. САМУИЛ И САУЛ 1 Цар. 8 – 15.

(Реформа правления и первый период царствования Саула до отверже­ния его).

Состарившись, Самуил поставил себе помощниками для суда двух сыновей своих, Иоиля и Авию, которые были судьями в Вирсавии на юге страны. Но сыновья Самуила не были подобны своему отцу, они были корыстолюбивыми и судили за взятки (8, 1-3). Страдая от угне­тения филистимлян, несправедливого судейства сыновей Самуила и взи­рая на независимость соседних народов, имевших наследственных царей и регулярные армии, израильтяне пришли к мысли, что им необходимо иметь постоянную и сильную власть и решительно потребовали от Саму­ила царя. Самуил, убежденный, что предназначение и благоденствие Израиля заключается единственно в верности и повиновении Богу, про­тив своей воли вынужден был провести реформу правления.

1 Цар 8 – 12. Реформа правления.

В повествовании о реформе правления можно различить две серии рассказов, в которых изложены две версии учреждения царской власти в Израиле: антимонархическая (l Цар. 8; 10, 17-24; 12) и промонархи­ческая (1 Цар. 9, 1 – 10, 16; 11).

8; 10, 17-24; 12. Антимонархическая версия изложена в трех отры­вках. Начинается она рассказом гл. 8 о том, как старейшины Израилевы собрались к Самуилу в Раму, и, указывая на его старость и коры­столюбие его сыновей, сказали: "ныне поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" (8, 5). Такая просьба старейшин показалась "лукавой" и оскорбительной Самуилу. Он обратился с молит­вой к Богу, и Господь признал недовольство пророка на народ спра­ведливым. "Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не цар­ствовал над ними..." и повелел ему возвестить старейшинам "права царя". Самуил от имени Бога раскрыл перед израильтянами, что "пра­ва царя", какого они просят, по подобию языческих народов, будут основаны на насилии, тяжелых трудовых повинностях и больших нало­гах, которые приведут к социальному неравенству, обнищанию народа и порабощению его царем и его слугами, так что царское управление в конце концов ляжет тяжелым бременем на народ (8, 11-18). Израиль­тяне однако не приняли вразумлений пророка и продолжали настаивать на реформе правления. Тогда Самуил вторично обратился к Богу с мо­литвой и получил указание уступить ввиду упорного желания народа, возлагавшего упование на царя больше, чем на Бога, который должен будет на себе испытать всю тяжесть царской формы правления.

10, 17-25. Продолжение версии. Собрание в Массифе. Самуил собирает народ в Массифу, и здесь избирается царем вениамитянин Саул – сын Киса.

12, 1-25. Окончание версии. Прощальная речь Самуила, в которой он говорит о сложении с себя звания судьи и дает наставление израильтянам о необходимости почитания Господа и послушания Его проро­ку со стороны царя и народа. Самуил напомнил израильтянам, что тре­буя себе царя, они совершили великий грех пред Господом (стт. 17-19), но если царь и народ будут послушны Господу и удалятся от идолослужения, то Бог будет продолжать охранять свой народ (ср. Втор. 17) так же, как он охранял его со времени Моисея, когда он былверен Ему. Если же царь и народ будут нечестивыми, то "рука Господня будет про­тив" них, "как была против отцов" их, когда они не были верны Госпо­ду (ст. 15). "Если же вы будете делать злое, то погибнете вы и царь ваш" (ст. 25). В этой антимонархической речи очень ясно выражено тре­бование первенства почитания Иеговы, которое позднее будет неодно­кратно напоминаться пророками северного царства, Амосом и Осией (Ам. 7, 10-13; Ос. 3, 4; 7, 7; 8, 4; 13, 11). Последующие священные писатели покажут, как исполняются пророческие предостережения Самуила в ис­тории падения израильского и иудейского царств вместе с их царями.

9, 1 – 10, 16; 11. Вторая версия, одобряющая реформу правления, излагается в двух рассказах. Согласно этой версии, инициатива реформы исходит от Бога (9, 16), а не от народа. Саул, посланный отцом искать заблудившихся ослиц, неожиданно для себя встречает Самуила и пома­зывается им сначала частным путем, тайно (10, 1), а несколько позд­нее, после победы над Наасом, царем аммонитским, (11, 1-11), он пуб­лично провозглашается царем в Галгале (11, 12-15). В этой серии под­черкивается богоизбранность Саула и харизматический характер царской власти. Саул – помазанник (евр. машиах). Дух Господень сходит на не­го. Доказательством того, что Бог с ним, являются его победы над аммонитянами и филистимлянами в самом начале его царствования, ког­да он еще не имел ни столицы, ни регулярной армии, а народное опол­чение не имело надлежащего вооружения (ср. 13, 19-22).

Обе эти версии в равной степени исторически достоверны. Они хоро­шо и исторически правдиво отражают действительные события и настрое­ния среди израильтян. Если в середине эпохи судей среди израильских колен, составлявших федерацию племен и управляющихся на автономных началах, преобладали антимонархические настроения (Суд. 9), то в кон­це этой эпохи большинство израильтян требовало реформы правления, несмотря на то, что среди антимонархического меньшинства были такие великие личности, как пророк Самуил. Убежденный в том, что земные цари Израиля будут способствовать удалению народа от Бога и надеять­ся на коней и колесниц больше, чем на Господа, пророк Самуил тем не менее вынужден был предпринять реформу правления, но он провел ее так, что победа промонархической фракции оказалась только видимой, так как в конечном счете восторжествовала основная линия пророче­ской концепции Самуила, выражающая сущность религии Завета. С изме­нением внешней формы царства Божия в результате реформы правления монотеистическая религия и теократия в своей основе остались преж­ними. Бог по-прежнему остается единственным истинным Царем и Владыкой Израиля. Земной же царь, которого теперь будет иметь Израиль, не должен быть похожим на языческих царей окружающих народов и не дол­жен подражать им. Он должен быть представителем Бога, истинного Царя, хранителем монотеистической религии и орудием осуществления божествен­ных планов. Поэтому он должен подчиняться Законам Моисея и пророкам Господним как вестникам воли Божией. С наибольшей ясностью и полнотой обязанности теократического царя выражены во Втор. 17, 14-20, где излагаются Законы, ограничивающие права израильского царя.

Священный автор, включивший в свою книгу обе версии реформы правления, имел целью показать, что в настойчивом требовании израильтянами царя проявилась их недостаточная вера в Бога, что они совершили тяжкий грех (12, 17-19) и что только верность и послуша­ние Господу может спасти их от гибели в новых условиях их историче­ского существования.

Со времени реформы правления наступил новый пророческо-царский период ветхозаветной священной истории, продолжавшийся до вавилон­ского плена. Во весь этот период активно действовал институт проро­ков, воздвигаемых Богом, который как бы контролировал народ и ин­ститут царства с точки зрения требований монотеистической религии Завета.

1 Цар. 13 – 15. Первый период правления Саула (до отвержения его).

Избранный на царство пожизненно, Саул был признан всеми израильски­ми коленами, в то время как судьи признавались лишь одним или несколь­кими коленами. Его правление началось в сложных условиях. Господство филистимлян продолжалось, их гарнизоны стояли в самом центре страны (10, 5; 13, 3), а израильтяне были почти безоружными, вследствие за­прещения профессии кузнеца (13, 19-21); мечи и копья имели только Саул и его сын Ионафан (13, 22). Несмотря на это, уже в начале своего царствования Саул начал наступление против филистимлян и нанес им ряд поражений.

13, 3-4. Победа Ионафана и Саула над гарнизоном филистимлян в
Гиве явилась началом войны с филистимлянами. (Другая, более простран­ная версия описания этой победы дана в 14,1-15). Одержав ряд побед, Саул восстановил территориальную связь между северными и южными ко­ленами, что было очень важно для поддержания их единства в борьбе с врагами.

13, 8-14. Первое отвержение Саула. В начале новой войны с фили­стимлянами Саул приносит в Галгале жертву всесожжения, не дождавшись Самуила, обличается пророком в неисполнении повеления Господня и слышит от него страшные слова об отвержении, о чем пророк угрожал Саулу в своей прощальной речи (12, 13-24).

14, 47-51. Краткий рассказ о Сауле в расцвете его карьеры и побед над окружающими народами, аналогичный кратким обзорам о Самуиле (7, 15-17) и Давиде (2 Цар. 8) в расцвете их правления и побед.

15, 1-35. Война с амаликитянами и второе отвержение Саула. При описании этой войны мало говорится о военных событиях, особое же внимание обращается на ее религиозное значение. Подчеркивается осо­бый характер этой войны, как священной, в духе представлений ветхо­заветных времен: все захваченное у врага подлежало "херему" (закля­тию, уничтожению). Однако Саул не выполнил отого условия и сохранил часть добычи, желая угодить избравшему его на царство израильскому народу. Тем самым он допустил второй случай непослушания пророку, вестнику воли Божией, за что был им обличен. Саул пытался оправды­ваться, ссылаясь на народ и желание угодить Богу жертвоприношением захваченных животных: "Народ же из добычи, овец и волов, взял лучшее для жертвоприношения Господу, Богу твоему в Галгале" (15, 20-21). Пророк Самуил в своем ответе Саулу, не отвергая значения жертвоприношений, указал, что истинное служение и угождение Богу заключается в послушании Ему, которое выше всех жертв и всесожжений, непослуша­ние же, напротив, – великий грех пред Ним, тяжесть которого пророк сравнил с грехами идолопоклонства и чародейства. "Неужели всесожже­ния и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо не­покорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство" (15, 22-23). Саул проявил непослушание, "отверг слово Господа", и за это Господь отвергнет его от царства. С этого времени царь и пророк больше не видели друг друга (15, 35), кроме случайной встречи, описанной в 19, 22-24.

Рассмотренный конфликт довольно ясно показывает, почему произо­шел разрыв между Самуилом и Саулом и за что был отвергнут первый царь израильский. Саул раздваивался в своих стремлениях быть послуш­ным Богу и одновременно угодить народу и потому правил не как по­слушный слуга Божий и Его орудие, но в угоду израильскому народу, избравшему его на царство. Подобные конфликты между царями и проро­ками будут иметь место во весь период монархии вИзраиле, вплоть до вавилонского плена.

Ближайшим следствием богоотвержения Саула, царствование которо­го еще продолжалось, было лишение его харисматических даров. От него "отступил Дух Господень" (16, 14). Саул был предоставлен своим есте­ственным силам.

В дальнейшем повествовании священный автор основное внимание уде­ляет уже не отверженному царю Саулу, а Давиду, изображая его истин­ным избранником Божиим на фоне событий, имеющих отношение к его лич­ности и жизни.

III. САУЛ И ДАВИД 1 Цар. 16 – 2 Цар. 1.

1 Цар.16 – 19, 11. Помазание Давида и служба его при дворе Саула. Тайно помазанный пророком Самуилом на царство по велению Господа (16, 1-13), Давид вскоре был приглашен ко двору Саула (16, 14-23). После победы над Голиафом Давид становится популярным в стране, на­циональным героем и быстро возвышается до звания командира в армии Саула (18, 5, 13-16), а сын Саула Ионафан становится его верным дру­гом. Но нормальные отношения между Саулом и Давидом продолжались недолго. Еще песнь женщин, восхвалявшая Давида больше, чем Саула после победы над филистимлянами (18, 6-8), породила зависть у царя, которая продолжала расти по мере популярности и славы Давида. Постепенно у Саула созревала мысль устранить Давида. Сначала Саул решил сделать это руками врагов-филистимлян, предложив Давиду опасный план женить­бы на царской дочери (18, 20-25); когда же этот замысел царя не удал­ся и его дочь Мелхола была выдана за Давида, проявившего храбрость и героизм в борьбе с филистимлянами, Саул решает убить Давида, но в это время вмешивается Ионафан и спасает Давида (18, 26 – 19, 7). Новые успехи Давида в начавшейся войне с филистимлянами еще более разжи­гают подозрительность и зависть в Сауле, который в припадке ярости пытается копьем поразить Давида (19, 7-10; ср. дублет этого эпизода в 18, 10-11) и затем отдает приказ убить Давида в его доме.

1 Цар 19, 12 – 26, 25. Бегство Давида и преследование его Саулом.

19, 12–21, 15. Начальный период. Спасенный Мелхолой от покушения ночью, Давид бежит к Самуилу в Раму, затем в священнический город Номву и далее к филистимлянам в Геф; слуги же Саула и сам царь без­успешно преследовали его (19, 19-24). Вторая попытка заступничества Ионафана за Давида не имела успеха (20, 28-33). Во время краткой оста­новки в священническом городе Номве Давид получает священные хлебы и меч Голиафа от священников (21, 1-9), потом умерщвленных Саулом по доносу Доика Идумеянина (22, 9-19), который считается прообразом Иуды. По прибытии в филистимский город Геф проницательный Давид трезво оценивает обстановку и спасает себя, имитировав безумие перед Анхусом, царем Гефским (21, 10-15), и затем оставляет этот город.

22 – 26 глл. Подробности скитаний Давида, преследуемого Саулом. По возвращении из Гефа в Иудею Давид некоторое время жил в. пещере в Адолламе, недалеко от родного Вифлеема, где к нему присоединились его родители, братья и многие недовольные или обиженные Саулом – до 400 человек. "И сделался он начальником над ними" (22, 1-3). Ког­да Давид стал предводителем отряда, Саул расценил это как открытое восстание против него и стал систематически преследовать Давида воо­руженной рукой с целью убить его. Вынужденный покинуть Адоллам, Да­вид снова направляется к иноплеменникам, на этот раз в Массифу Моавитскую. Через некоторое время, по совету пророка Гада, он оставляет здесь своих родителей, а сам возвращается в Иудею, в Херетский лес /22, 5/. К этому времени люди Давида были уже настолько хорошо орга­низованы и обучены, что могли отражать набеги филистимлян. Давид освободил захваченный филистимлянами иудейский город Кеиль и некото­рое время пребывал в нем, но затем вынужден был оставить его, так как жители его, далекие от благодарности, собирались предать его Саулу. Давид и весь отряд его, насчитывавший уже до 600 человек, удалились в пустыню Зиф (23, 1-14), где он имел последнюю встречу с Ионафаном. Зифеи донесли Саулу о месте пребывания Давида и предложи­ли предать его (23, 19-24а). Давид перешел в пустыню Маон, где его настиг Саул, но неожиданно вынужден был прекратить преследование и возвратиться для отражения нападения филистимлян (23, 24б-28). После этого Давид скрывался в труднодоступных местах Эн-Гадди, где вновь настигнувший его Саул оказался в его власти в пещере, но Давид пощадил его, лишь отрезав край его одежды (24, 1-23). Далее он скрывался в пу­стыне Фаран, где имел место благополучно окончившийся инцидент столк­новения с богатым скотоводом Навалом (25, 1-42), и снова в пустыне Зиф. Когда зифеи опять открыли Саулу место, где скрывался Давид и его люди (холм Гахила), царь с отборным трехтысячным отрядом появил­ся в этой пустыне, где Давид еще раз пощадил жизнь его, приказав только взять копье и сосуд с водой у изголовья спящего Саула (26, 1-12).

27, 1-12. Когда, вследствие постоянных преследований Саула, ста­ло невозможно скрываться в израильской земле, Давид находит прибежи­ще у филистимлян и поселяется в пограничном городе Секелаге как вас­сал царя гефского Анхуса, обязанный защищать его южную границу (ср. 21, 1-15). Здесь Давид находился до смерти Саула, последовавшей через два года.

Во время преследований Давида Саулом ярко проявились высокие духовные качества личности Давида, его глубокая вера и надежда Бога, преданность воле Божией, великодушие и благородство. Давид два­жды щадил жизнь Саула, в то время как Саул продолжал преследовать Давида, нарушая свои обещания и клятвы.

1 Цар. 28 – 31; 2 Цар. 1. Конец правления Саула. Филистимляне реши­ли воспользоваться ослаблением царства Саула для восстановления сво­его господства и начали концентрацию своих войск в районе Сонама, на равнине Изреельской, планируя нападение с севера на холмистую южную часть страны. В это же время Саул собирал свого армию на горе Гелвуй и готовился к решающему сражению (28, 1-4). В плохом расположении ду­ха он направляется в Аэндорф к волшебнице и здесь слышит слова, под­тверждающие его богоотверженность и предрешение гибели (28, 5-25). В сражении с филистимлянами у Гелвуйских гор, в восточной части Ездрилонской равнины, израильтяне потерпели полное поражение. Три сы­на Саула были убиты, а сам он пал на свой меч и умер (31, 1-6). Давид не принимал участия в этой битве, так как филистимские князья, не доверяя ему, отослали его обратно в Секелаг, где ему пришлось воевать с амаликитянами (29–30).

2 Цар. 1. Давид получает известие о полном поражении израильтян (1, 1-16) и выражает свою скорбь в составленной им замечательной элегии на смерть Саула и Ионафана, своего лучшего друга (1, 17-27).

IV. Давид – царь Иудеи (2 – 4) и всего Израиля (5 – 20). 2 Цар. 2 – 20.

2 Цар. 2 – 4. Давид – царь в Хевроне. После смерти Саула Давид возвращается из Секелага в Хеврон, главный город колена Иудина, и здесь помазывается царем Иудеи в 30-летнем возрасте (2, 1-4).

2, 8-11. Военачальник Саула Авенир, собравший остатки армии Саула вМаханаиме, в Заиорданье, через пять лет после поражения израильтян при Афеке, провозгласил царем над северными коленами Иевосфея (Ишбаала), сына Саула, власть которого скорее была номинальной, ввиду того, что центральная часть страны к западу от Иордана была занята филистимлянами (1 Цар. 31,7).

2, 12 – 3, 1. С образованием двух государств национальное единство израильских колен снова распалось. Между сторонниками Давида и Иевосфея начались военные столкновения, которые свидетельствовали о том, что "Давид все более и более усиливался, а дом Саулов все более и бо­лее ослабевал" (3, 1).

3, 6-21. Военачальник Иевосфея Авенир решил порвать с этим царем и перейти на сторону Давида, после того как Иевосфей истолковал его отно­шения с Рицпой, одной из бывших наложниц Саула, как попытку узурпации престола, убедившись к этому времени в полной неспособности Иевосфея как царя (3, 6-11). Он посылает своих людей к Давиду и ведет с ним тай­ные переговоры. Давид, испытывая намерения Авенира, потребовал возвра­щения своей жены Мелхолы (3, 13-16). Авенир объединяет старейшин израилевых., предлагая им воцарить Давида (3, 17-19), затем встречается с Давидом в Хевроне и обещает подчинить ему северные колена (3, 20-21).

3, 22-29. Убийство Авенира полководцем Давида Иоавом, как кровавая месть за своего брата Асаила, убитого Авениром в сражении (2, 20-23), почти разрушило надежду объединения всех колен (3, 26-30), но истинная скорбь Давида и почетные похороны Авенира освободили Давида от подо­зрения в убийстве со стороны северных колен.

4, 1-12. Авторитет слабого Иевосфея, оставшегося без Авенира, окон­чательно упал. Вскоре он был убит в Маханаиме во время полуденной жа­ры двумя командирами его армии, вениамитянами Бааной и Рихавом, кото­рые были потом казнены Давидом.

Со смертью Авенира и Иевосфея оппозиция Давиду прекратилась и для него открылся путь занять место дома Саула.

Давид – царь всего Израиля 2 Цар. 5–20.

5, 1-5. Представители всех колен, собравшиеся в Хевроне (380 тыс. воинов по 1 Пар. 12, 23-40), единодушно провозгласили и помазали 37-летнего Давида царем над всем Израилем. С небольшими перерывами, вызванными восстаниями Авессалома и Савея (2 Цар. 15 – 20), его царство­вание продолжалось 40 лет (1010 – 970), включая семилетнее правление в Хевроне.

Излагая историю воцарения Давида, священный автор при этом ста­рался показать, что Давид никогда не применял силу, чтобы стать ца­рем, хотя неоднократно имел возможность овладеть троном; он стал ца­рем сначала по просьбе Иудеи, а затем и остальных колен. Таким обра­зом, законность его и дома его установилась через волю Божию (ср. 1 Цар. 16 – помазание Давида Самуилом) и через ясно выраженную волю двенадцати колен.

5, 6-9. Взяв хитростью (через подземный ход) с помощью храброго Иова Иерусалим (ср. 1 Пар. 11, 6), принадлежавший Иевусеям, Давид сде­лал этот древний ханаанский город новой столицей страны, исходя из стратегических соображений (центральное положение и неприступность этого города, расположенного на скалистой горе) и из политических причин (его расположение вне Иудаи, в пределах небольшого колена Вениаминова, что устраняло причины для соперничества племен и со­действовало укреплению связей с северными коленами).

5, 17-25. Филистимляне, услышавшие об объединении всех колен под властью Давида, решили продемонстрировать свою военную силу и восста­новить господство в Израиле. Но первые же вторжения их окончились неудачей. Они были поражены от Гаваона до Гезера. В добавлениях, име­ющихся в конце книги, описываются отдельные подвиги героев во время войн с филистимлянами /21, 15-22; 23, 8-39/, которые свидетельствуют о том, что борьба с ними была продолжительной и упорной.

6, 1-23. Перенесение Ковчега. Давид переносит Ковчег Завета в новую столицу – Иерусалим – в два этапа. Первый этап перенесения, описан­ный в 6, 1-11, окончился неудачей, так как походил скорее на светскую, чем религиозную процессию. Давид собрал в Иерусалиме 30 тыс (70 тыс. по Семидесяти) человек и с согласия военачальников и представителей народа начал перенесение Ковчега таким же способом, который употребили язычники-филистимляне при возвращении его из плена. Ковчег был по­ставлен на новую колесницу (ср. 1 Цар. 6, 10-12), левиты Оза и Ахия, сыновья Аминадава, управляли волами, а позади шли Давид и израильтяне, играя "пред Господом" ка разных музыкальных инструментах. Внезапная смерть левита Озы сильно подействовала на Давида, и он распорядился остановить процессию и поставить Ковчег в находившемся поблизости доме Аведдара Гефянина из опасения, как бы гнев Божий не поразил и его дома.

Через три месяца Давид услышал, что Бог благословил дом Аведдара,
и решил продолжить перенесение Ковчега с великим благоговением. Ков­чег теперь не везли, а как великую святыню несли священники и левиты, "как заповедал Моисей... на плечах, на шестах" (6, 13; 1 Пар. 15, 15), в сопровождении певцов и музыкантов из левитов и через каждые шесть шагов приносили в жертву по тельцу и по овну. Сам Давид, облаченный не в царские одежды, а льняной эфод, проявлял знаки крайнего смирения, чтобы привлечь милосердие Божие и отвратить Его гнев. В Иерусалиме Ковчег Завета был поставлен в Святая Святых новоустроенной на Сионе Скинии (ср. 1 Пар. 13, 1-5; 15, 1). С этого времени Иерусалим стал религиозным центром ветхозаветной Церкви и сохранял это значение до конца ветхозаветных времен.

7, 1-16. Мессианское пророчество Нафана, возвещенное им в связи с намерением Давида построить храм Господень в новой столице Иерусалиме, является важнейшим местом книги; в нем впервые предвозвещается проис­хождение Мессии из рода Давида (ср. Быт. 49, 10, где говорится о проис­хождении Мессии из колена Иудина).

Давиду показалось неподобающим, что он живет в кедровом дворце, в то время как Ковчег Завета находится в палатке – Скинии. Он сообщает о своем намерении построить храм Господу в Иерусалиме пророку Нафану и слышит его одобрения. "В ту же ночь" пророк Нафан получает открове­ние и именем Господним запрещает Давиду строить храм, но при этом со­общает емувеликие божественные обетования, которые хотя частично и исполнились на Соломоне, устроителе ветхозаветного храма, и его преем­никах, но полностью осуществились только на Иисусе Христе, великом Потомке Давида по плоти и Сыне Божием по Божеству (Пс. 109, 1 слл), основавшем нерукотворный храм Божий, Церковь Свою, имеющую обнять все народы (3 Цар. 8, 15-20; Евр. 1, 5; Лк. 1, 31-33; Деян. 2, 29-31; 13, 22723). /Толкование откровения см. после обозрения кн. Паралипоменон/.

7, 18-29. Молитва Давида. Получив через Нафана божественные обетова­ния, Давид в полной мере понял их непреходящее значение и "предстал перед лицом Господа", вероятно, в Скинии, с благодарственной молитвой. Его молитва проникнута величайшим смирением, глубокой верой и предан­ностью воле Божией. Давид изумляется, что Господь избрал такого незна­чительного человека, как он, для осуществления своих спасительных пред­начертаний. "Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой... ты воз­вестил еще о доме раба твоего вдаль" (стт. 18-19). "Ты Бог, и слова твои непреложны" (ст. 28). Из этой молитвы видно, что, являясь земным царем, Давид в то жевремя считает себя лишь рядовым членом царства Божия, таким же, как и всякий человек из народа Господня.

8, 1-14. Повествования об успешных войнах с филистимлянами, моавитянами, сирийцами и эдомитянами. Египет и Ассирия, ослабленные внутрен­ними смутами, в это время не могли влиять на события в соседних малых странах.

8, 15-18. Краткое описание правления Давида в период расцвета его успехов и славы (с перечислением должностных лиц), сходное с аналогич­ными описаниями Самуила (1 Цар. 7, 15-17) и Саула (l Цар. 14, 49-52). До­бавлено одним из редакторов книги, так же, как и аналогичный фрагмент 20, 23-26.

2 Цар. 9 – 20. В этом большом отделе излагается хроника семьи Да­вида и борьбы за престолонаследие, заимствованная из произведения хорошо информированного автора, вероятно, пророка, очевидца событий; очень высоко ценится по своим литературным достоинствам и объектив­ному, беспристрастному изложению фактов. Эта хроника прерывается в глл. 21 – 24, в которых помещены документы различного происхождения, от­носящиеся к царствованию Давида, и оканчивается в 3 Цар. 1 – 2, где описывается конец царствования Давида в связи с восхождением Соломона.

9, 1-13. Доброе отношение Давида к Мемфивосфею, сыну Ионафана (2, 4), который получил все земли Саула и доступ ко двору.

10 – 12 глл. Война с аммонитянами. Поводом к ней послужили бесче­стие послов Давида и заключение новым аммонитским царем Анноном союза с сирийцами. Эта война описана подробнее других войн в связи с тем, что она представлена священным автором как сцена, на фоне кото­рой показаны прелюбодеяние Давида с женой Урия Хеттеянина и убий­ство ее мужа. В то время как храбрый военачальник Урия вместе с главнокомандующим Иоавом осаждал Равву, столицу аммонитян, Давид со­вершил прелюбодеяние с его женой – красавицей Вирсавией (11, 1-4). Когда не удалась попытка скрыть прелюбодеяние от умного, хитрого и мужественного Урии, специально вызванного из действующей армии (11, 5-33), Давид предписал главнокомандующему Иоаву устроить смерть Урии в битве (11, 14-25), и после исполнения приказа взял Вирсавию в жены (11, 26-27).

12, 1-14. Пророк Нафан своей мудрой притчей о богатом человеке, отобравшем у бедняка единственную овечку, обличил царя в прелюбодея­нии и убийстве и пробудил совесть Давида, признавшего себя виновным и глубоко раскаявшегося, но в то же время пророк возвестил ему о воз­мездии – трагических бедствиях в его собственной семье, которые бу­дут продолжаться до конца его жизни: "меч не отступит от дома твоего во веки", т. е. во всю его жизнь.

Все дальнейшее повествование хроники, начиная с 12, 15, фактически описывает, как исполнилось грозное предречение Нафана. В 12, 15-25 и далее глл. 13 – 20 описываются страшные бедствия в царской семье, а так­же смуты в стране, исходившие из царской же семьи.

12, 15-25. Первый сын от брака с Вирсавией вскоре умер, как предска­зал об этом пророк Нафан, вторым сыном Вирсавии, родившимся после раскаяния Давида, был Соломон. Нафан назвал его Иедидиа.

13 – 14 глл. Семейные бедствия царского дома, имевшие своим послед­ствием смуты во всей стране, начались с насилия и братоубийства в царской семье. Амнон, обесчестивший свою двоюродную сестру Фамарь, и не захотевший жениться на ней (13, 1-19), во время специально устроен­ного пира был убит Авессаломом, родным братом Фамари по матери, бе­жавшим затем к Фалматию, царю Гессурскому, своему деду по матери, где он пробыл три года до помилования его Давидом (13, 20 – 14, 24).

2 Цар. 15 – 20. Восстания Авессалома (15 – 19) и Савея (20, 1-22).

15 – 19 глл. Излагая историю восстания Авессалома, священный автор показывает, как Авессалом, возвращенный в Иерусалим, хитро и льстиво вербовал себе сторонников среди всех колен (15, 1-6) и как внезапно он поднял восстание в Хевроне (15, 7-12), застигнувшее Давида врасплох и положившее начало гражданской войне. Среди изменников оказался совет­ник Давида Ахитофел (15, 12), славившийся своей мудростью. Советовать­ся с ним считалось все равно, что спрашивать Бога (16, 23).

15, 14 – 16, 14. Бегство из столицы Давида и его сторонников при под­ходе войска восставшего Авессалома описано с некоторыми подробностями, важными для характеристики личности Давида, его духовных качеств: глу­бокой веры, смирения и терпения, сознание содеянного греха, заслуженности бедствий, как правосудного возмездия, и надежды на милосердие Божие. Давид отдает распоряжение главным священникам Садоку и Авиафару, взявшим Ковчег Завета, возвратить его в город и вверяет себя правосуд­ной и милосердной воле Божией, "Если я обрету милость пред очами Госпо­да, то Он возвратит меня и даст мне видеть Его и жилище Его, а если… нет... то вот я, пусть творит со мною, что Ему благоугодно" (15, 25-26). Узнав об измене Ахитофела, Давид обратился ко Господу с молитвой: "Господи, разрушь совет Ахитофела" (15, 31). Спустившись с горы Елеонской, он получает известие об измене Мемфивосфея, сына Ионафана (16, 1-3), смиренно и терпеливо переносит злословие вениамитянина Семея, родственного дому Саула, отдавприказание не трогать его (16, 5-14).

16, 15 – 17, 29. Авессалом, занявший столицу, действует по совету Ахитофела и овладевает дворцовым гаремом (16, 15, 21-22), но затем от­вергает другой совет Ахитофела о немедленном преследовании Давида и принимает совет Хусия (17, 1-14), сторонника Давида, специально оста­вленного им в столице (15, 32-37). Давид получает возможность беспрепят­ственно прибыть в Маханаим, бывшую столицу Иевосфея, сына Саула, в Заиорданье и здесь создать армию из своих сторонников. Ахитофел же по­сле отвержения его совета оставляет столицу и совершает самоубийство, такое же, как потом Иуда, одним из прообразов которого он считается (17, 23).

18, 1 – 19, 8. Конец восстания Авессалома. Полководец Иоав в лесу
Ефремовом разбивает армию сторонников Авессалома и убивает его самого,
несмотря на приказ Давида сохранить жизнь Авессалома в предстоящем сра­жении.

19, 9-15. Возвращение Давида. Северные колена обратились к Давиду с просьбой возвратиться и снова управлять ими (19, 9-10), но Иудея, руко­водимая Амессаем, военачальником Авессалома, медлила до тех пор, пока не было получено согласие Давида назначить Амессая главнокомандующим вместо Иоава (11, 11-14), после чего Давид начал возвращение из Маханаима в Иерусалим.

19, 15-43. Прибывшего в Галгал, у Иордана, Давида встретили предста­вители Иудеи и других колен, среди которых были злословивший Давида Семей (19, 15-23) и изменник Мемфивосфей (19, 24-30), получившие прощение. Здесь возникли споры о царе между северными коленами и иудеями (19, 41-43), ставшие причиной нового восстания.

20, 1-22. Восстание Савея. Вениамитянин Савей ловко использовал рас­при, возникшие в Галгале, и поднял новое восстание северных колен (20, 1-2). Новый военачальник Амессай, получивший приказ Давида в Иеру­салиме, замедлил с преследованием Савея, Иоав же и Авесса начали дей­ствовать немедленно и вывели наемников. У Гаваона Иоав встречает Амессая, предательски убивает его так же, как раньше Авенира (20, 4-12; ср. 3, 8), таким образом самовольно возвращает себе пост главнокомандующего. Продолжив преследование Савея, Иоав осадил его в Авел-Беф-Маахе. Восстание окончилось, когда жители осажденного города доставили Иоаву голову Савея (20, 13-22).

20, 23-26. Дубликат отрывка 8, 15-18, перечисляющий должностных лиц в государственном аппарате Давида. Вставка редактора.

V. ДОПОЛНЕНИЯ. 2Цар. 21 – 24.

Последние четыре главы книги являются дополнениями священного редактора, который собранные им различные документы, относящиеся к разным периодам жизни Давида, по не вполне ясным для нас причинам, присоединил к концу уже написанной книги. В этих главах содержатся шесть рассказов: /а/ 21, 1-14; /б/ 21,15-22; /в/ 22, 1-51; /г/ 23, 1-7 /д/ 23, 8-39; /е/ 24, 1-25.

21, 1-14. Рассказ о трехлетнем голоде и казни сыновей Саула от наложницы Рицпы евеями-жителями Гаваона, к которым в свое время проявлял жестокости Саул, предавая их смерти в нарушение клятвенного обещания израильтян, данного при И. Навине, обеспечить гаваонитянам безопасное существование (ст.1 ср. с И. Нав. 9). Описанные в 21, 1-14 факты, вероятно, имели место в начале царствования Давида над всеми коленами.

21, 15-22. Первый из двух рассказов, повествующих о подвигах героев Давида, в основном в войнах с филистимлянами, следовательно, относится к раннему периоду деяний Давида, когда филистимляне еще не были сокрушены и являлись опасным противником. Герои четырех очер­ков (Авесса, Савохай, Елханан и Ионафан) побеждают противников необычайного роста или вида, что свидетельствует о воинской доблести и отваге победителя. Военачальник Авесса – герой первого очерка, спа­сает жизнь Давида в кризисный момент. Имя Елханана из Вифлеема, по­разившего Голиафа Гефянина, является первоначальным именем героя, позднее названного Давидом.

22, 1-51. Хвалебно-благодарственная песнь Давида, прославляющая Господа за спасение его от Саула и от всех врагов. Содержание ее по­казывает, что она составлена в то время, когда душа Давида была еще полна воспоминаниями пережитых великих опасностей и чудесных избавле­ний от них. В ней особенно наглядно изображается попечение Божие о Его избраннике, и поэтому именно этот псалом, из числа написанных Давидом, был включен священным редактором в историю Давида. С неболь­шими вариантами этот псалом имеется в Псалтири (Пс. 17).

23, 1-7. "Пооледние слова Давида, изречения Давида". Давид говорит в этом псалме как вдохновенный пророк Господень, изрекающий откровенное "слово Его" о непоколебимости его дома, впервые возвещен­ное через Нафана (см. гл.7). "Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный" (ст. 5). Из ветхозаветных книг известно, с каким благоговением относились в древности к "последним словам" избранников Божиих (ср. Быт. 49 – благословение Иакова, и Втор.33 – последнее благословение Моисея). Неудивительно поэтому, что и "пос­ледние слова Давида", зафиксированные письменно, были включены в книгу, посвященную описанию его деяний.

23, 8-37. Второй рассказ о героях с описанием подвигов наиболее знаменитых из них. Из этого повествования, дополняющего первый рас­сказ в 21, 15-22, мы узнаем, "что ядро воинов Давида составляли две "тройки" и "тридцать".

13-17 стт. Исбосеф, Елеазар и Шамма, самые знаменитые воины, входившие в первую тройку и известные как "трое", достают воду из колодца в Вифлееме, занятом филистимлянами, и приносят ее Давиду, который отказался пить ее, говоря: "Сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью для собст­венной жизни?" (ст. 17). "И вылил ее, и не захотел пить" (ст. 16). Этот случай, вероятно, имел место во время бегства Давида от Саула (ср. стт. 13 и 14). Он показывает храбрость воинов Давида, в также преданность, которую внушал Давид своим сторонникам.

18-24 стт. В этом отрывке упоминаются имена и подвиги второй "тройки", в которую входили два брата Иоава, сына Саруина: Авесса (стт. 18-19) и Асаил (ст. 24а), третьим был Ванея (стт. 20-23), позднее стяжавший сомнительную славу как палач Соломона (3 Цар. 2, 23-25, 28-34, 44-46). Здесь упомянуты подвиги Ванея, стяжавшие ему уваже­ние и славу среди народа, а из 2 Цар. 8, 18 и 20, 23 он известен как предводитель отряда фелефеев и хелефеев.

24б-39 стт. Список "тридцати" без упоминания их подвигов. В на­чале его стоит имя Елханана из Вифлеема, а в конце – Урии Хеттеянина, мужа Вирсавии.

"Всех было тридцать семь" (ст. 39), но упомянуты только 36. Без сомнения, опущено имя Иоава, самого знаменитого из трех братьев, сыновей Саруиних, вследствие его разрыва с Соломоном (см. 3 Цар. 1 – 2).

24, 1-25. По примеру языческих царей, Давид, возгордившийся своими успехами, решает произвести перепись всего Израиля и поручает это дело Иоаву. В продолжение девяти месяцев и двадцати дней Иоав и подчиненные ему военачальники и люди обошли Заиорданье, северную и южную часть страны и возвратились в Иерусалим, исчислив всех "мужей сильных, способных к войне" кроме колея Левиина и Вениаминова. (Цифры в ст. 9 значительно меньше, чем в параллельном месте 1 Пар. 21, 5). Из того, что перепись была поручена военным и распространя­лась только на зрелое мужское население, предполагают, что ее целью, возможно, было также принудительное использование рабочей силы или же введение новой, более тяжелой системы налогообложения народа (ср. 2 Цар. 20, 24а). Вероятно, под влиянием пророков, Давид сознает гре­ховность своих честолюбивых побуждений, раскаивается пред Богом (ст. 10), возвестившим ему через пророка Гада о наказании (ст. 11 слл.) и смиренно предает себя воле Божией с надеждой на Егомилосердие. "Пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердии Его; только бы мне в руки человеческие не впасть" (ст. 14). Когда прекратилась эпидемия ("Моровая язва"), пророк Гад возвестил Давиду повеление Господне о сооружении жертвенника для принесения благодарственных жертв на холме Мориа, в северной части Сиона, на месте видения Ан­гела у гумна Орны Иевусеянина. На этом именно богоизбранном месте во время царствования Соломона будет воздвигнут великолепный храм. Данное повествование, дополняя предшествующие рассказы о Давиде, имело целью также напомнить о богоизбранности иерусалимского Храма, как единственно законного места богослужения (Втор. 12) и осудить тем самым, как незаконные, все другие места жертвоприношений Ягве вне этого Храма (святилища в Дане и в Вефиле, а также рассеянные по стране высоты – бамот).

Наши рекомендации