Значение деятельности Самуила как судии и пророка.
а) В период судейской деятельности Самуила были одержаны первые победы и возвращены западные города, завоеванные филистимлянами, как это видно из 7, 2-14. Но полностью освободиться от филистимлян при Самуиле все же не удалось. Филистимское господство продолжалось (1 Цар. 9, 16), гарнизоны филистимлян продолжали стоять в самом центре страны: в Вефиле (10, 5), Гиве (13, 3), а филистимская гегемония на железном рынке не давала возможности ковать оружие (13, 19-21). Все это достаточно ясно объясняет природу филистимского угнетения, побудившую израильтян в недалеком будущем предпринять реформу правления с целью объединения всего народа для борьбы с врагом.
б) Результатом религиозной деятельности Самуила как пророка был отказ израильтян от служения ханаанским божествам Ваалу и Астарте; израильтяне всем сердцем обратились к Господу (7, 2-6). Следствием этого обращения было возвращение Божественного благословения и ослабление филистимского ига.
С целью поддержания истинной религии монотеизма в Израиле Самуил учредил в Раме Вениаминовой пророческую школу, ученики которой, называемые "пророческими сынами", то есть учениками, были помощниками пророка в борьбе с идолопоклонством и язычеством.
II. САМУИЛ И САУЛ 1 Цар. 8 – 15.
(Реформа правления и первый период царствования Саула до отвержения его).
Состарившись, Самуил поставил себе помощниками для суда двух сыновей своих, Иоиля и Авию, которые были судьями в Вирсавии на юге страны. Но сыновья Самуила не были подобны своему отцу, они были корыстолюбивыми и судили за взятки (8, 1-3). Страдая от угнетения филистимлян, несправедливого судейства сыновей Самуила и взирая на независимость соседних народов, имевших наследственных царей и регулярные армии, израильтяне пришли к мысли, что им необходимо иметь постоянную и сильную власть и решительно потребовали от Самуила царя. Самуил, убежденный, что предназначение и благоденствие Израиля заключается единственно в верности и повиновении Богу, против своей воли вынужден был провести реформу правления.
1 Цар 8 – 12. Реформа правления.
В повествовании о реформе правления можно различить две серии рассказов, в которых изложены две версии учреждения царской власти в Израиле: антимонархическая (l Цар. 8; 10, 17-24; 12) и промонархическая (1 Цар. 9, 1 – 10, 16; 11).
8; 10, 17-24; 12. Антимонархическая версия изложена в трех отрывках. Начинается она рассказом гл. 8 о том, как старейшины Израилевы собрались к Самуилу в Раму, и, указывая на его старость и корыстолюбие его сыновей, сказали: "ныне поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" (8, 5). Такая просьба старейшин показалась "лукавой" и оскорбительной Самуилу. Он обратился с молитвой к Богу, и Господь признал недовольство пророка на народ справедливым. "Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними..." и повелел ему возвестить старейшинам "права царя". Самуил от имени Бога раскрыл перед израильтянами, что "права царя", какого они просят, по подобию языческих народов, будут основаны на насилии, тяжелых трудовых повинностях и больших налогах, которые приведут к социальному неравенству, обнищанию народа и порабощению его царем и его слугами, так что царское управление в конце концов ляжет тяжелым бременем на народ (8, 11-18). Израильтяне однако не приняли вразумлений пророка и продолжали настаивать на реформе правления. Тогда Самуил вторично обратился к Богу с молитвой и получил указание уступить ввиду упорного желания народа, возлагавшего упование на царя больше, чем на Бога, который должен будет на себе испытать всю тяжесть царской формы правления.
10, 17-25. Продолжение версии. Собрание в Массифе. Самуил собирает народ в Массифу, и здесь избирается царем вениамитянин Саул – сын Киса.
12, 1-25. Окончание версии. Прощальная речь Самуила, в которой он говорит о сложении с себя звания судьи и дает наставление израильтянам о необходимости почитания Господа и послушания Его пророку со стороны царя и народа. Самуил напомнил израильтянам, что требуя себе царя, они совершили великий грех пред Господом (стт. 17-19), но если царь и народ будут послушны Господу и удалятся от идолослужения, то Бог будет продолжать охранять свой народ (ср. Втор. 17) так же, как он охранял его со времени Моисея, когда он былверен Ему. Если же царь и народ будут нечестивыми, то "рука Господня будет против" них, "как была против отцов" их, когда они не были верны Господу (ст. 15). "Если же вы будете делать злое, то погибнете вы и царь ваш" (ст. 25). В этой антимонархической речи очень ясно выражено требование первенства почитания Иеговы, которое позднее будет неоднократно напоминаться пророками северного царства, Амосом и Осией (Ам. 7, 10-13; Ос. 3, 4; 7, 7; 8, 4; 13, 11). Последующие священные писатели покажут, как исполняются пророческие предостережения Самуила в истории падения израильского и иудейского царств вместе с их царями.
9, 1 – 10, 16; 11. Вторая версия, одобряющая реформу правления, излагается в двух рассказах. Согласно этой версии, инициатива реформы исходит от Бога (9, 16), а не от народа. Саул, посланный отцом искать заблудившихся ослиц, неожиданно для себя встречает Самуила и помазывается им сначала частным путем, тайно (10, 1), а несколько позднее, после победы над Наасом, царем аммонитским, (11, 1-11), он публично провозглашается царем в Галгале (11, 12-15). В этой серии подчеркивается богоизбранность Саула и харизматический характер царской власти. Саул – помазанник (евр. машиах). Дух Господень сходит на него. Доказательством того, что Бог с ним, являются его победы над аммонитянами и филистимлянами в самом начале его царствования, когда он еще не имел ни столицы, ни регулярной армии, а народное ополчение не имело надлежащего вооружения (ср. 13, 19-22).
Обе эти версии в равной степени исторически достоверны. Они хорошо и исторически правдиво отражают действительные события и настроения среди израильтян. Если в середине эпохи судей среди израильских колен, составлявших федерацию племен и управляющихся на автономных началах, преобладали антимонархические настроения (Суд. 9), то в конце этой эпохи большинство израильтян требовало реформы правления, несмотря на то, что среди антимонархического меньшинства были такие великие личности, как пророк Самуил. Убежденный в том, что земные цари Израиля будут способствовать удалению народа от Бога и надеяться на коней и колесниц больше, чем на Господа, пророк Самуил тем не менее вынужден был предпринять реформу правления, но он провел ее так, что победа промонархической фракции оказалась только видимой, так как в конечном счете восторжествовала основная линия пророческой концепции Самуила, выражающая сущность религии Завета. С изменением внешней формы царства Божия в результате реформы правления монотеистическая религия и теократия в своей основе остались прежними. Бог по-прежнему остается единственным истинным Царем и Владыкой Израиля. Земной же царь, которого теперь будет иметь Израиль, не должен быть похожим на языческих царей окружающих народов и не должен подражать им. Он должен быть представителем Бога, истинного Царя, хранителем монотеистической религии и орудием осуществления божественных планов. Поэтому он должен подчиняться Законам Моисея и пророкам Господним как вестникам воли Божией. С наибольшей ясностью и полнотой обязанности теократического царя выражены во Втор. 17, 14-20, где излагаются Законы, ограничивающие права израильского царя.
Священный автор, включивший в свою книгу обе версии реформы правления, имел целью показать, что в настойчивом требовании израильтянами царя проявилась их недостаточная вера в Бога, что они совершили тяжкий грех (12, 17-19) и что только верность и послушание Господу может спасти их от гибели в новых условиях их исторического существования.
Со времени реформы правления наступил новый пророческо-царский период ветхозаветной священной истории, продолжавшийся до вавилонского плена. Во весь этот период активно действовал институт пророков, воздвигаемых Богом, который как бы контролировал народ и институт царства с точки зрения требований монотеистической религии Завета.
1 Цар. 13 – 15. Первый период правления Саула (до отвержения его).
Избранный на царство пожизненно, Саул был признан всеми израильскими коленами, в то время как судьи признавались лишь одним или несколькими коленами. Его правление началось в сложных условиях. Господство филистимлян продолжалось, их гарнизоны стояли в самом центре страны (10, 5; 13, 3), а израильтяне были почти безоружными, вследствие запрещения профессии кузнеца (13, 19-21); мечи и копья имели только Саул и его сын Ионафан (13, 22). Несмотря на это, уже в начале своего царствования Саул начал наступление против филистимлян и нанес им ряд поражений.
13, 3-4. Победа Ионафана и Саула над гарнизоном филистимлян в
Гиве явилась началом войны с филистимлянами. (Другая, более пространная версия описания этой победы дана в 14,1-15). Одержав ряд побед, Саул восстановил территориальную связь между северными и южными коленами, что было очень важно для поддержания их единства в борьбе с врагами.
13, 8-14. Первое отвержение Саула. В начале новой войны с филистимлянами Саул приносит в Галгале жертву всесожжения, не дождавшись Самуила, обличается пророком в неисполнении повеления Господня и слышит от него страшные слова об отвержении, о чем пророк угрожал Саулу в своей прощальной речи (12, 13-24).
14, 47-51. Краткий рассказ о Сауле в расцвете его карьеры и побед над окружающими народами, аналогичный кратким обзорам о Самуиле (7, 15-17) и Давиде (2 Цар. 8) в расцвете их правления и побед.
15, 1-35. Война с амаликитянами и второе отвержение Саула. При описании этой войны мало говорится о военных событиях, особое же внимание обращается на ее религиозное значение. Подчеркивается особый характер этой войны, как священной, в духе представлений ветхозаветных времен: все захваченное у врага подлежало "херему" (заклятию, уничтожению). Однако Саул не выполнил отого условия и сохранил часть добычи, желая угодить избравшему его на царство израильскому народу. Тем самым он допустил второй случай непослушания пророку, вестнику воли Божией, за что был им обличен. Саул пытался оправдываться, ссылаясь на народ и желание угодить Богу жертвоприношением захваченных животных: "Народ же из добычи, овец и волов, взял лучшее для жертвоприношения Господу, Богу твоему в Галгале" (15, 20-21). Пророк Самуил в своем ответе Саулу, не отвергая значения жертвоприношений, указал, что истинное служение и угождение Богу заключается в послушании Ему, которое выше всех жертв и всесожжений, непослушание же, напротив, – великий грех пред Ним, тяжесть которого пророк сравнил с грехами идолопоклонства и чародейства. "Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство" (15, 22-23). Саул проявил непослушание, "отверг слово Господа", и за это Господь отвергнет его от царства. С этого времени царь и пророк больше не видели друг друга (15, 35), кроме случайной встречи, описанной в 19, 22-24.
Рассмотренный конфликт довольно ясно показывает, почему произошел разрыв между Самуилом и Саулом и за что был отвергнут первый царь израильский. Саул раздваивался в своих стремлениях быть послушным Богу и одновременно угодить народу и потому правил не как послушный слуга Божий и Его орудие, но в угоду израильскому народу, избравшему его на царство. Подобные конфликты между царями и пророками будут иметь место во весь период монархии вИзраиле, вплоть до вавилонского плена.
Ближайшим следствием богоотвержения Саула, царствование которого еще продолжалось, было лишение его харисматических даров. От него "отступил Дух Господень" (16, 14). Саул был предоставлен своим естественным силам.
В дальнейшем повествовании священный автор основное внимание уделяет уже не отверженному царю Саулу, а Давиду, изображая его истинным избранником Божиим на фоне событий, имеющих отношение к его личности и жизни.
III. САУЛ И ДАВИД 1 Цар. 16 – 2 Цар. 1.
1 Цар.16 – 19, 11. Помазание Давида и служба его при дворе Саула. Тайно помазанный пророком Самуилом на царство по велению Господа (16, 1-13), Давид вскоре был приглашен ко двору Саула (16, 14-23). После победы над Голиафом Давид становится популярным в стране, национальным героем и быстро возвышается до звания командира в армии Саула (18, 5, 13-16), а сын Саула Ионафан становится его верным другом. Но нормальные отношения между Саулом и Давидом продолжались недолго. Еще песнь женщин, восхвалявшая Давида больше, чем Саула после победы над филистимлянами (18, 6-8), породила зависть у царя, которая продолжала расти по мере популярности и славы Давида. Постепенно у Саула созревала мысль устранить Давида. Сначала Саул решил сделать это руками врагов-филистимлян, предложив Давиду опасный план женитьбы на царской дочери (18, 20-25); когда же этот замысел царя не удался и его дочь Мелхола была выдана за Давида, проявившего храбрость и героизм в борьбе с филистимлянами, Саул решает убить Давида, но в это время вмешивается Ионафан и спасает Давида (18, 26 – 19, 7). Новые успехи Давида в начавшейся войне с филистимлянами еще более разжигают подозрительность и зависть в Сауле, который в припадке ярости пытается копьем поразить Давида (19, 7-10; ср. дублет этого эпизода в 18, 10-11) и затем отдает приказ убить Давида в его доме.
1 Цар 19, 12 – 26, 25. Бегство Давида и преследование его Саулом.
19, 12–21, 15. Начальный период. Спасенный Мелхолой от покушения ночью, Давид бежит к Самуилу в Раму, затем в священнический город Номву и далее к филистимлянам в Геф; слуги же Саула и сам царь безуспешно преследовали его (19, 19-24). Вторая попытка заступничества Ионафана за Давида не имела успеха (20, 28-33). Во время краткой остановки в священническом городе Номве Давид получает священные хлебы и меч Голиафа от священников (21, 1-9), потом умерщвленных Саулом по доносу Доика Идумеянина (22, 9-19), который считается прообразом Иуды. По прибытии в филистимский город Геф проницательный Давид трезво оценивает обстановку и спасает себя, имитировав безумие перед Анхусом, царем Гефским (21, 10-15), и затем оставляет этот город.
22 – 26 глл. Подробности скитаний Давида, преследуемого Саулом. По возвращении из Гефа в Иудею Давид некоторое время жил в. пещере в Адолламе, недалеко от родного Вифлеема, где к нему присоединились его родители, братья и многие недовольные или обиженные Саулом – до 400 человек. "И сделался он начальником над ними" (22, 1-3). Когда Давид стал предводителем отряда, Саул расценил это как открытое восстание против него и стал систематически преследовать Давида вооруженной рукой с целью убить его. Вынужденный покинуть Адоллам, Давид снова направляется к иноплеменникам, на этот раз в Массифу Моавитскую. Через некоторое время, по совету пророка Гада, он оставляет здесь своих родителей, а сам возвращается в Иудею, в Херетский лес /22, 5/. К этому времени люди Давида были уже настолько хорошо организованы и обучены, что могли отражать набеги филистимлян. Давид освободил захваченный филистимлянами иудейский город Кеиль и некоторое время пребывал в нем, но затем вынужден был оставить его, так как жители его, далекие от благодарности, собирались предать его Саулу. Давид и весь отряд его, насчитывавший уже до 600 человек, удалились в пустыню Зиф (23, 1-14), где он имел последнюю встречу с Ионафаном. Зифеи донесли Саулу о месте пребывания Давида и предложили предать его (23, 19-24а). Давид перешел в пустыню Маон, где его настиг Саул, но неожиданно вынужден был прекратить преследование и возвратиться для отражения нападения филистимлян (23, 24б-28). После этого Давид скрывался в труднодоступных местах Эн-Гадди, где вновь настигнувший его Саул оказался в его власти в пещере, но Давид пощадил его, лишь отрезав край его одежды (24, 1-23). Далее он скрывался в пустыне Фаран, где имел место благополучно окончившийся инцидент столкновения с богатым скотоводом Навалом (25, 1-42), и снова в пустыне Зиф. Когда зифеи опять открыли Саулу место, где скрывался Давид и его люди (холм Гахила), царь с отборным трехтысячным отрядом появился в этой пустыне, где Давид еще раз пощадил жизнь его, приказав только взять копье и сосуд с водой у изголовья спящего Саула (26, 1-12).
27, 1-12. Когда, вследствие постоянных преследований Саула, стало невозможно скрываться в израильской земле, Давид находит прибежище у филистимлян и поселяется в пограничном городе Секелаге как вассал царя гефского Анхуса, обязанный защищать его южную границу (ср. 21, 1-15). Здесь Давид находился до смерти Саула, последовавшей через два года.
Во время преследований Давида Саулом ярко проявились высокие духовные качества личности Давида, его глубокая вера и надежда Бога, преданность воле Божией, великодушие и благородство. Давид дважды щадил жизнь Саула, в то время как Саул продолжал преследовать Давида, нарушая свои обещания и клятвы.
1 Цар. 28 – 31; 2 Цар. 1. Конец правления Саула. Филистимляне решили воспользоваться ослаблением царства Саула для восстановления своего господства и начали концентрацию своих войск в районе Сонама, на равнине Изреельской, планируя нападение с севера на холмистую южную часть страны. В это же время Саул собирал свого армию на горе Гелвуй и готовился к решающему сражению (28, 1-4). В плохом расположении духа он направляется в Аэндорф к волшебнице и здесь слышит слова, подтверждающие его богоотверженность и предрешение гибели (28, 5-25). В сражении с филистимлянами у Гелвуйских гор, в восточной части Ездрилонской равнины, израильтяне потерпели полное поражение. Три сына Саула были убиты, а сам он пал на свой меч и умер (31, 1-6). Давид не принимал участия в этой битве, так как филистимские князья, не доверяя ему, отослали его обратно в Секелаг, где ему пришлось воевать с амаликитянами (29–30).
2 Цар. 1. Давид получает известие о полном поражении израильтян (1, 1-16) и выражает свою скорбь в составленной им замечательной элегии на смерть Саула и Ионафана, своего лучшего друга (1, 17-27).
IV. Давид – царь Иудеи (2 – 4) и всего Израиля (5 – 20). 2 Цар. 2 – 20.
2 Цар. 2 – 4. Давид – царь в Хевроне. После смерти Саула Давид возвращается из Секелага в Хеврон, главный город колена Иудина, и здесь помазывается царем Иудеи в 30-летнем возрасте (2, 1-4).
2, 8-11. Военачальник Саула Авенир, собравший остатки армии Саула вМаханаиме, в Заиорданье, через пять лет после поражения израильтян при Афеке, провозгласил царем над северными коленами Иевосфея (Ишбаала), сына Саула, власть которого скорее была номинальной, ввиду того, что центральная часть страны к западу от Иордана была занята филистимлянами (1 Цар. 31,7).
2, 12 – 3, 1. С образованием двух государств национальное единство израильских колен снова распалось. Между сторонниками Давида и Иевосфея начались военные столкновения, которые свидетельствовали о том, что "Давид все более и более усиливался, а дом Саулов все более и более ослабевал" (3, 1).
3, 6-21. Военачальник Иевосфея Авенир решил порвать с этим царем и перейти на сторону Давида, после того как Иевосфей истолковал его отношения с Рицпой, одной из бывших наложниц Саула, как попытку узурпации престола, убедившись к этому времени в полной неспособности Иевосфея как царя (3, 6-11). Он посылает своих людей к Давиду и ведет с ним тайные переговоры. Давид, испытывая намерения Авенира, потребовал возвращения своей жены Мелхолы (3, 13-16). Авенир объединяет старейшин израилевых., предлагая им воцарить Давида (3, 17-19), затем встречается с Давидом в Хевроне и обещает подчинить ему северные колена (3, 20-21).
3, 22-29. Убийство Авенира полководцем Давида Иоавом, как кровавая месть за своего брата Асаила, убитого Авениром в сражении (2, 20-23), почти разрушило надежду объединения всех колен (3, 26-30), но истинная скорбь Давида и почетные похороны Авенира освободили Давида от подозрения в убийстве со стороны северных колен.
4, 1-12. Авторитет слабого Иевосфея, оставшегося без Авенира, окончательно упал. Вскоре он был убит в Маханаиме во время полуденной жары двумя командирами его армии, вениамитянами Бааной и Рихавом, которые были потом казнены Давидом.
Со смертью Авенира и Иевосфея оппозиция Давиду прекратилась и для него открылся путь занять место дома Саула.
Давид – царь всего Израиля 2 Цар. 5–20.
5, 1-5. Представители всех колен, собравшиеся в Хевроне (380 тыс. воинов по 1 Пар. 12, 23-40), единодушно провозгласили и помазали 37-летнего Давида царем над всем Израилем. С небольшими перерывами, вызванными восстаниями Авессалома и Савея (2 Цар. 15 – 20), его царствование продолжалось 40 лет (1010 – 970), включая семилетнее правление в Хевроне.
Излагая историю воцарения Давида, священный автор при этом старался показать, что Давид никогда не применял силу, чтобы стать царем, хотя неоднократно имел возможность овладеть троном; он стал царем сначала по просьбе Иудеи, а затем и остальных колен. Таким образом, законность его и дома его установилась через волю Божию (ср. 1 Цар. 16 – помазание Давида Самуилом) и через ясно выраженную волю двенадцати колен.
5, 6-9. Взяв хитростью (через подземный ход) с помощью храброго Иова Иерусалим (ср. 1 Пар. 11, 6), принадлежавший Иевусеям, Давид сделал этот древний ханаанский город новой столицей страны, исходя из стратегических соображений (центральное положение и неприступность этого города, расположенного на скалистой горе) и из политических причин (его расположение вне Иудаи, в пределах небольшого колена Вениаминова, что устраняло причины для соперничества племен и содействовало укреплению связей с северными коленами).
5, 17-25. Филистимляне, услышавшие об объединении всех колен под властью Давида, решили продемонстрировать свою военную силу и восстановить господство в Израиле. Но первые же вторжения их окончились неудачей. Они были поражены от Гаваона до Гезера. В добавлениях, имеющихся в конце книги, описываются отдельные подвиги героев во время войн с филистимлянами /21, 15-22; 23, 8-39/, которые свидетельствуют о том, что борьба с ними была продолжительной и упорной.
6, 1-23. Перенесение Ковчега. Давид переносит Ковчег Завета в новую столицу – Иерусалим – в два этапа. Первый этап перенесения, описанный в 6, 1-11, окончился неудачей, так как походил скорее на светскую, чем религиозную процессию. Давид собрал в Иерусалиме 30 тыс (70 тыс. по Семидесяти) человек и с согласия военачальников и представителей народа начал перенесение Ковчега таким же способом, который употребили язычники-филистимляне при возвращении его из плена. Ковчег был поставлен на новую колесницу (ср. 1 Цар. 6, 10-12), левиты Оза и Ахия, сыновья Аминадава, управляли волами, а позади шли Давид и израильтяне, играя "пред Господом" ка разных музыкальных инструментах. Внезапная смерть левита Озы сильно подействовала на Давида, и он распорядился остановить процессию и поставить Ковчег в находившемся поблизости доме Аведдара Гефянина из опасения, как бы гнев Божий не поразил и его дома.
Через три месяца Давид услышал, что Бог благословил дом Аведдара,
и решил продолжить перенесение Ковчега с великим благоговением. Ковчег теперь не везли, а как великую святыню несли священники и левиты, "как заповедал Моисей... на плечах, на шестах" (6, 13; 1 Пар. 15, 15), в сопровождении певцов и музыкантов из левитов и через каждые шесть шагов приносили в жертву по тельцу и по овну. Сам Давид, облаченный не в царские одежды, а льняной эфод, проявлял знаки крайнего смирения, чтобы привлечь милосердие Божие и отвратить Его гнев. В Иерусалиме Ковчег Завета был поставлен в Святая Святых новоустроенной на Сионе Скинии (ср. 1 Пар. 13, 1-5; 15, 1). С этого времени Иерусалим стал религиозным центром ветхозаветной Церкви и сохранял это значение до конца ветхозаветных времен.
7, 1-16. Мессианское пророчество Нафана, возвещенное им в связи с намерением Давида построить храм Господень в новой столице Иерусалиме, является важнейшим местом книги; в нем впервые предвозвещается происхождение Мессии из рода Давида (ср. Быт. 49, 10, где говорится о происхождении Мессии из колена Иудина).
Давиду показалось неподобающим, что он живет в кедровом дворце, в то время как Ковчег Завета находится в палатке – Скинии. Он сообщает о своем намерении построить храм Господу в Иерусалиме пророку Нафану и слышит его одобрения. "В ту же ночь" пророк Нафан получает откровение и именем Господним запрещает Давиду строить храм, но при этом сообщает емувеликие божественные обетования, которые хотя частично и исполнились на Соломоне, устроителе ветхозаветного храма, и его преемниках, но полностью осуществились только на Иисусе Христе, великом Потомке Давида по плоти и Сыне Божием по Божеству (Пс. 109, 1 слл), основавшем нерукотворный храм Божий, Церковь Свою, имеющую обнять все народы (3 Цар. 8, 15-20; Евр. 1, 5; Лк. 1, 31-33; Деян. 2, 29-31; 13, 22723). /Толкование откровения см. после обозрения кн. Паралипоменон/.
7, 18-29. Молитва Давида. Получив через Нафана божественные обетования, Давид в полной мере понял их непреходящее значение и "предстал перед лицом Господа", вероятно, в Скинии, с благодарственной молитвой. Его молитва проникнута величайшим смирением, глубокой верой и преданностью воле Божией. Давид изумляется, что Господь избрал такого незначительного человека, как он, для осуществления своих спасительных предначертаний. "Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой... ты возвестил еще о доме раба твоего вдаль" (стт. 18-19). "Ты Бог, и слова твои непреложны" (ст. 28). Из этой молитвы видно, что, являясь земным царем, Давид в то жевремя считает себя лишь рядовым членом царства Божия, таким же, как и всякий человек из народа Господня.
8, 1-14. Повествования об успешных войнах с филистимлянами, моавитянами, сирийцами и эдомитянами. Египет и Ассирия, ослабленные внутренними смутами, в это время не могли влиять на события в соседних малых странах.
8, 15-18. Краткое описание правления Давида в период расцвета его успехов и славы (с перечислением должностных лиц), сходное с аналогичными описаниями Самуила (1 Цар. 7, 15-17) и Саула (l Цар. 14, 49-52). Добавлено одним из редакторов книги, так же, как и аналогичный фрагмент 20, 23-26.
2 Цар. 9 – 20. В этом большом отделе излагается хроника семьи Давида и борьбы за престолонаследие, заимствованная из произведения хорошо информированного автора, вероятно, пророка, очевидца событий; очень высоко ценится по своим литературным достоинствам и объективному, беспристрастному изложению фактов. Эта хроника прерывается в глл. 21 – 24, в которых помещены документы различного происхождения, относящиеся к царствованию Давида, и оканчивается в 3 Цар. 1 – 2, где описывается конец царствования Давида в связи с восхождением Соломона.
9, 1-13. Доброе отношение Давида к Мемфивосфею, сыну Ионафана (2, 4), который получил все земли Саула и доступ ко двору.
10 – 12 глл. Война с аммонитянами. Поводом к ней послужили бесчестие послов Давида и заключение новым аммонитским царем Анноном союза с сирийцами. Эта война описана подробнее других войн в связи с тем, что она представлена священным автором как сцена, на фоне которой показаны прелюбодеяние Давида с женой Урия Хеттеянина и убийство ее мужа. В то время как храбрый военачальник Урия вместе с главнокомандующим Иоавом осаждал Равву, столицу аммонитян, Давид совершил прелюбодеяние с его женой – красавицей Вирсавией (11, 1-4). Когда не удалась попытка скрыть прелюбодеяние от умного, хитрого и мужественного Урии, специально вызванного из действующей армии (11, 5-33), Давид предписал главнокомандующему Иоаву устроить смерть Урии в битве (11, 14-25), и после исполнения приказа взял Вирсавию в жены (11, 26-27).
12, 1-14. Пророк Нафан своей мудрой притчей о богатом человеке, отобравшем у бедняка единственную овечку, обличил царя в прелюбодеянии и убийстве и пробудил совесть Давида, признавшего себя виновным и глубоко раскаявшегося, но в то же время пророк возвестил ему о возмездии – трагических бедствиях в его собственной семье, которые будут продолжаться до конца его жизни: "меч не отступит от дома твоего во веки", т. е. во всю его жизнь.
Все дальнейшее повествование хроники, начиная с 12, 15, фактически описывает, как исполнилось грозное предречение Нафана. В 12, 15-25 и далее глл. 13 – 20 описываются страшные бедствия в царской семье, а также смуты в стране, исходившие из царской же семьи.
12, 15-25. Первый сын от брака с Вирсавией вскоре умер, как предсказал об этом пророк Нафан, вторым сыном Вирсавии, родившимся после раскаяния Давида, был Соломон. Нафан назвал его Иедидиа.
13 – 14 глл. Семейные бедствия царского дома, имевшие своим последствием смуты во всей стране, начались с насилия и братоубийства в царской семье. Амнон, обесчестивший свою двоюродную сестру Фамарь, и не захотевший жениться на ней (13, 1-19), во время специально устроенного пира был убит Авессаломом, родным братом Фамари по матери, бежавшим затем к Фалматию, царю Гессурскому, своему деду по матери, где он пробыл три года до помилования его Давидом (13, 20 – 14, 24).
2 Цар. 15 – 20. Восстания Авессалома (15 – 19) и Савея (20, 1-22).
15 – 19 глл. Излагая историю восстания Авессалома, священный автор показывает, как Авессалом, возвращенный в Иерусалим, хитро и льстиво вербовал себе сторонников среди всех колен (15, 1-6) и как внезапно он поднял восстание в Хевроне (15, 7-12), застигнувшее Давида врасплох и положившее начало гражданской войне. Среди изменников оказался советник Давида Ахитофел (15, 12), славившийся своей мудростью. Советоваться с ним считалось все равно, что спрашивать Бога (16, 23).
15, 14 – 16, 14. Бегство из столицы Давида и его сторонников при подходе войска восставшего Авессалома описано с некоторыми подробностями, важными для характеристики личности Давида, его духовных качеств: глубокой веры, смирения и терпения, сознание содеянного греха, заслуженности бедствий, как правосудного возмездия, и надежды на милосердие Божие. Давид отдает распоряжение главным священникам Садоку и Авиафару, взявшим Ковчег Завета, возвратить его в город и вверяет себя правосудной и милосердной воле Божией, "Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть Его и жилище Его, а если… нет... то вот я, пусть творит со мною, что Ему благоугодно" (15, 25-26). Узнав об измене Ахитофела, Давид обратился ко Господу с молитвой: "Господи, разрушь совет Ахитофела" (15, 31). Спустившись с горы Елеонской, он получает известие об измене Мемфивосфея, сына Ионафана (16, 1-3), смиренно и терпеливо переносит злословие вениамитянина Семея, родственного дому Саула, отдавприказание не трогать его (16, 5-14).
16, 15 – 17, 29. Авессалом, занявший столицу, действует по совету Ахитофела и овладевает дворцовым гаремом (16, 15, 21-22), но затем отвергает другой совет Ахитофела о немедленном преследовании Давида и принимает совет Хусия (17, 1-14), сторонника Давида, специально оставленного им в столице (15, 32-37). Давид получает возможность беспрепятственно прибыть в Маханаим, бывшую столицу Иевосфея, сына Саула, в Заиорданье и здесь создать армию из своих сторонников. Ахитофел же после отвержения его совета оставляет столицу и совершает самоубийство, такое же, как потом Иуда, одним из прообразов которого он считается (17, 23).
18, 1 – 19, 8. Конец восстания Авессалома. Полководец Иоав в лесу
Ефремовом разбивает армию сторонников Авессалома и убивает его самого,
несмотря на приказ Давида сохранить жизнь Авессалома в предстоящем сражении.
19, 9-15. Возвращение Давида. Северные колена обратились к Давиду с просьбой возвратиться и снова управлять ими (19, 9-10), но Иудея, руководимая Амессаем, военачальником Авессалома, медлила до тех пор, пока не было получено согласие Давида назначить Амессая главнокомандующим вместо Иоава (11, 11-14), после чего Давид начал возвращение из Маханаима в Иерусалим.
19, 15-43. Прибывшего в Галгал, у Иордана, Давида встретили представители Иудеи и других колен, среди которых были злословивший Давида Семей (19, 15-23) и изменник Мемфивосфей (19, 24-30), получившие прощение. Здесь возникли споры о царе между северными коленами и иудеями (19, 41-43), ставшие причиной нового восстания.
20, 1-22. Восстание Савея. Вениамитянин Савей ловко использовал распри, возникшие в Галгале, и поднял новое восстание северных колен (20, 1-2). Новый военачальник Амессай, получивший приказ Давида в Иерусалиме, замедлил с преследованием Савея, Иоав же и Авесса начали действовать немедленно и вывели наемников. У Гаваона Иоав встречает Амессая, предательски убивает его так же, как раньше Авенира (20, 4-12; ср. 3, 8), таким образом самовольно возвращает себе пост главнокомандующего. Продолжив преследование Савея, Иоав осадил его в Авел-Беф-Маахе. Восстание окончилось, когда жители осажденного города доставили Иоаву голову Савея (20, 13-22).
20, 23-26. Дубликат отрывка 8, 15-18, перечисляющий должностных лиц в государственном аппарате Давида. Вставка редактора.
V. ДОПОЛНЕНИЯ. 2Цар. 21 – 24.
Последние четыре главы книги являются дополнениями священного редактора, который собранные им различные документы, относящиеся к разным периодам жизни Давида, по не вполне ясным для нас причинам, присоединил к концу уже написанной книги. В этих главах содержатся шесть рассказов: /а/ 21, 1-14; /б/ 21,15-22; /в/ 22, 1-51; /г/ 23, 1-7 /д/ 23, 8-39; /е/ 24, 1-25.
21, 1-14. Рассказ о трехлетнем голоде и казни сыновей Саула от наложницы Рицпы евеями-жителями Гаваона, к которым в свое время проявлял жестокости Саул, предавая их смерти в нарушение клятвенного обещания израильтян, данного при И. Навине, обеспечить гаваонитянам безопасное существование (ст.1 ср. с И. Нав. 9). Описанные в 21, 1-14 факты, вероятно, имели место в начале царствования Давида над всеми коленами.
21, 15-22. Первый из двух рассказов, повествующих о подвигах героев Давида, в основном в войнах с филистимлянами, следовательно, относится к раннему периоду деяний Давида, когда филистимляне еще не были сокрушены и являлись опасным противником. Герои четырех очерков (Авесса, Савохай, Елханан и Ионафан) побеждают противников необычайного роста или вида, что свидетельствует о воинской доблести и отваге победителя. Военачальник Авесса – герой первого очерка, спасает жизнь Давида в кризисный момент. Имя Елханана из Вифлеема, поразившего Голиафа Гефянина, является первоначальным именем героя, позднее названного Давидом.
22, 1-51. Хвалебно-благодарственная песнь Давида, прославляющая Господа за спасение его от Саула и от всех врагов. Содержание ее показывает, что она составлена в то время, когда душа Давида была еще полна воспоминаниями пережитых великих опасностей и чудесных избавлений от них. В ней особенно наглядно изображается попечение Божие о Его избраннике, и поэтому именно этот псалом, из числа написанных Давидом, был включен священным редактором в историю Давида. С небольшими вариантами этот псалом имеется в Псалтири (Пс. 17).
23, 1-7. "Пооледние слова Давида, изречения Давида". Давид говорит в этом псалме как вдохновенный пророк Господень, изрекающий откровенное "слово Его" о непоколебимости его дома, впервые возвещенное через Нафана (см. гл.7). "Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный" (ст. 5). Из ветхозаветных книг известно, с каким благоговением относились в древности к "последним словам" избранников Божиих (ср. Быт. 49 – благословение Иакова, и Втор.33 – последнее благословение Моисея). Неудивительно поэтому, что и "последние слова Давида", зафиксированные письменно, были включены в книгу, посвященную описанию его деяний.
23, 8-37. Второй рассказ о героях с описанием подвигов наиболее знаменитых из них. Из этого повествования, дополняющего первый рассказ в 21, 15-22, мы узнаем, "что ядро воинов Давида составляли две "тройки" и "тридцать".
13-17 стт. Исбосеф, Елеазар и Шамма, самые знаменитые воины, входившие в первую тройку и известные как "трое", достают воду из колодца в Вифлееме, занятом филистимлянами, и приносят ее Давиду, который отказался пить ее, говоря: "Сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью для собственной жизни?" (ст. 17). "И вылил ее, и не захотел пить" (ст. 16). Этот случай, вероятно, имел место во время бегства Давида от Саула (ср. стт. 13 и 14). Он показывает храбрость воинов Давида, в также преданность, которую внушал Давид своим сторонникам.
18-24 стт. В этом отрывке упоминаются имена и подвиги второй "тройки", в которую входили два брата Иоава, сына Саруина: Авесса (стт. 18-19) и Асаил (ст. 24а), третьим был Ванея (стт. 20-23), позднее стяжавший сомнительную славу как палач Соломона (3 Цар. 2, 23-25, 28-34, 44-46). Здесь упомянуты подвиги Ванея, стяжавшие ему уважение и славу среди народа, а из 2 Цар. 8, 18 и 20, 23 он известен как предводитель отряда фелефеев и хелефеев.
24б-39 стт. Список "тридцати" без упоминания их подвигов. В начале его стоит имя Елханана из Вифлеема, а в конце – Урии Хеттеянина, мужа Вирсавии.
"Всех было тридцать семь" (ст. 39), но упомянуты только 36. Без сомнения, опущено имя Иоава, самого знаменитого из трех братьев, сыновей Саруиних, вследствие его разрыва с Соломоном (см. 3 Цар. 1 – 2).
24, 1-25. По примеру языческих царей, Давид, возгордившийся своими успехами, решает произвести перепись всего Израиля и поручает это дело Иоаву. В продолжение девяти месяцев и двадцати дней Иоав и подчиненные ему военачальники и люди обошли Заиорданье, северную и южную часть страны и возвратились в Иерусалим, исчислив всех "мужей сильных, способных к войне" кроме колея Левиина и Вениаминова. (Цифры в ст. 9 значительно меньше, чем в параллельном месте 1 Пар. 21, 5). Из того, что перепись была поручена военным и распространялась только на зрелое мужское население, предполагают, что ее целью, возможно, было также принудительное использование рабочей силы или же введение новой, более тяжелой системы налогообложения народа (ср. 2 Цар. 20, 24а). Вероятно, под влиянием пророков, Давид сознает греховность своих честолюбивых побуждений, раскаивается пред Богом (ст. 10), возвестившим ему через пророка Гада о наказании (ст. 11 слл.) и смиренно предает себя воле Божией с надеждой на Егомилосердие. "Пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердии Его; только бы мне в руки человеческие не впасть" (ст. 14). Когда прекратилась эпидемия ("Моровая язва"), пророк Гад возвестил Давиду повеление Господне о сооружении жертвенника для принесения благодарственных жертв на холме Мориа, в северной части Сиона, на месте видения Ангела у гумна Орны Иевусеянина. На этом именно богоизбранном месте во время царствования Соломона будет воздвигнут великолепный храм. Данное повествование, дополняя предшествующие рассказы о Давиде, имело целью также напомнить о богоизбранности иерусалимского Храма, как единственно законного места богослужения (Втор. 12) и осудить тем самым, как незаконные, все другие места жертвоприношений Ягве вне этого Храма (святилища в Дане и в Вефиле, а также рассеянные по стране высоты – бамот).