О Боге как судии и мздовоздаятеле для всего человеческого рода

Одна из важнейших частей Откровения — это учение о Втором пришествии, а также о кончине мира и всеобщем суде, которые должны непосредственно последовать за Вторым пришествием. День Второго пришествия в Свщ. Писании называется Последним днем, днем кончины века и мира, днем, установленным от Бога, когда Он будет праведно судить Вселенную, Великим днем, днем Судным, днем Господним, днем Христовым и днем Господа нашего Иисуса Христа.

Неизвестность времени Второго пришествия

О неизвестности этого события говорит Сам Господь Иисус Христос: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36); «...бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42). Перед Вознесением Господь говорит апостолам:

«...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7).

Пришествие Христово будет для большинства людей неожиданным, день Господень «...придет, как тать ночью» (1 Фее. 5, 2). Аналогичное место есть в 2 Пет. (3, 10); «... в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24, 44), параллельное место в Лк. (21, 36). «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 37-39).

Признаки Второго пришествия

Свщ. Писание говорит о следующих признаках.

Распространение Евангелия во всем мире

Кончина мира последует не прежде, чем «...проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14).

Обращение Израиля ко Христу.

В Рим. (11, 25-27) говорится, что Израиль спасется, обратится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: «...если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?» (Рим. 11, 15), то есть если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших.

Явление пророка Илии

«...Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня...» (Мал. 4, 5). Господь подтвердил это пророчество:

«...правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17, 11; см. также Мк. 9, 12). Как Иоанн Креститель предварял Первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Второе пришествие. Иоанн Креститель предшел перед лицем Господа «в духе и силе Илии», как пророчествовал Ангел Гавриил праведному Захарии (Лк. 1, 17).

Усиление зла

Речь идет прежде всего о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной беззакония и отступления (греч. apostasi,a) (2 Фее. 2, 3 и 7).

Черты усиления зла:

Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений

«...многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят» (Мф. 24, 5); «и многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24, 11); «...в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4, 1); «...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4, 3).

Падение нравственности

«...по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12); «...друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» (Мф. 24, 10). Ненависть и разделение проникнут даже в семьи: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк. 13, 12; см. также Лк. 21, 10).

Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх (Лк. 21, 25-26), а также состояние скорби (Мф. 24, 29). An. Павел в 2 Тим. рисует картину нравов людей последних времен: «...в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся...» (2 Тим. 3, 1-5).

Наши рекомендации