Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины 180 часа
Аудиторные занятия (всего) 72 часа
В том числе:  
Лекции 36 часов
Семинары 36 часов
Самостоятельная работа 71 часов
В том числе:  
1. Конспекты
2. Подготовка сообщений и рефератов
3. Подготовка к контрольным работам
4. Защита контрольных работ
Вид итогового контроля экзамен 36

4.1.2. Разделы дисциплины «История русского языка» и трудоемкость по видам занятий (в часах)

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (в часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа
всего лекции практ.
«Имя существительное в древнерусском языке. История грамматических категорий»   1-10 10 ч. 10 ч. 10 ч. 12 ч. 1-2 неделя - проверка конспектов лекций; 3-4 неделя - контроль устных ответов; 5-6 неделя - проверка конспектов научных работ, собеседование; 7-8 неделя – подготовка к к/р; 9-10 неделя – отработка к/р.
«Местоимение. Имя прилагательное в древнерусском языке. История грамматических категорий»   11-16 6 ч. 6 ч. 4 ч. 10 ч. 11-12 неделя – проверка письменного домашнего задания; устный опрос 13-14 - проверка конспектов научных работ; собеседование. 15-16 – тестирование, устный опрос.
«Глагол в древнерусском языке. История грамматических категорий»   17-26 10 ч. 10 ч. 10 ч. 10 ч 17-18 неделя – проверка конспектов лекций, собеседование. 19-20 неделя – проверка письменного домашнего задания; устный опрос 21-22 неделя – тестирование, устный опрос 23-24 неделя - подготовка к к/р; 25-26 неделя – отработка к/р.
4. «Простое и сложное предложение в древнерусском языке»   27-34 27-28 неделя - проверка конспектов лекций, собеседование. 29-30 неделя - проверка письменного домашнего задания; устный опрос 31-32 неделя - тестирование, устный опрос 33-34 неделя – чтение, анализ древнерусского текста.. Экзамен в 4 семестре

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины «История русского языка»

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
I. Имя существительное в древнерусском языке. История грамматических категорий
1. Предмет исторической грамматики как научной дисциплины, цели, задачи. Причины морфологических изменений: внутрисистемные противоречия, интерсистемные факторы, межъязыковые причины, экстралингвистические факторы воздействия языкового союза. Типы морфологических изменений: внутрисистемные, аналогическое воздействие, заимствование формы, общая характеристика морфологической системы и частей речи. ОК-1 ОК-2 ПК-1  
2. Имя существительное в древнерусском языке Характеристика основных категорий: рода, числа, категории лица/одушевленности. Распределение по типам склонения. Структурно-семантические основания индоевропейской поры способствовали формированию следующих типов склонения: *а, *о, *и, *i, *и, *и и согласного (на *t, *s, *n, *r). Состав каждого типа склонения в древнерусском языке. Противоречия системы склонения. ОК-1 ОК-2  
3. История склонения на согласный звук. Состав склонения, особенности парадигмы (варианты именительного и косвенных падежей). Причины разрушения данного склонения. Перераспределение существительных по устойчивым склонениям на новых основаниях. ПК-1 ОК-2  
4. История склонения с древней основой на *й и *i. Основные тенденции в истории склонения существительных: унификация и специализация. Участие парадигм *й и *i в образовании нового мужского склонения. Вариантные флексии в составе *о совр. 2 склонений - результат обобщения древнерусских склонений.   ОК-1 ОК-2  
5. История числа. История категории одушевленности. Функции и синтаксические особенности двойственного числа. Постепенное его устранение и формирование новых грамматических оппозиций по бинарному признаку. Унификация падежных форм косвенных падежей во множественном числе. Новые формы И. п. множественного числа в “мужском” склонении. Формальные средства выделения и семантическая основа изменения, связь с категорией рода и падежа. Последовательное распределение родительно-винительного падежа. Роль литературного языка в окончательном формировании новых категорий.   ОК-1 ОК-2  
II. Местоимение. Имя прилагательное в древнерусском языке. История грамматических категорий
1. История местоимения. История личных местоимений и возвратного. Энклитические местоимения и причина их устранения. История указательных местоимений. Местоимения къто, чьто. Система местоименного склонения в древнерусском языке ОК-2 ПК-2  
2. Имя прилагательное. Категории и формы прилагательного. Суффиксация прилагательного как основное формальное средство вычленения прилагательных. Именное склонение прилагательных, его история. Местоименное склонение. Изменения падежных форм в связи со стабилизацией новых парадигм. ОК-1 ОК-2  
3. История сравнительной степени прилагательного История форм сравнительной степени. История системы кратких и полных форм. Закрепление за ними новых синтаксических функций, утрата парадигмы. Происхождение и история склоняемых форм превосходной степени в русском языке. ОК-1 ПК-1
III. Глагол в древнерусском языке. История грамматических категорий
1. Глагол. История спрягаемых форм. Глагольные классы и основы. Основные формы глагола. История форм настоящего времени: утрата нетематического класса глаголов, изменения форм 3-го лица тематических глаголов. Условия и причины отвердения флексии - ть в 3 лице, формы без т и теории их происхождения. ОК-1 ОК-2  
2. История форм прошедшего времени исходная система прошедших времен (имперфекта, аориста, перфекта, плюсквамперфекта). Отношение форм времени к формам вида. Причина разрушения старой системы времен - развитие формальных средств выражения видовых противопоставлений. Утрата имперфекта и аориста, плюсквамперфекта. Развитие формы перфекта. Следы утраченных форм прошедшего времени в современном русском языке ОК-1 ОК-2  
3. История будущего времени Будущее простое и будущее сложное. Разграничение простого и сложного будущего на основе видового противопоставления. Аналитические формы сказуемого, связанные с выражением будущего времени. Развитие новой формы будущего времени с вспомогательным глаголом быти.Следы старых форм в современном русском языке. Развитие видового противопоставления в связи с перестройкой старой системы времен. ОК-1 ОК-2  
4. История форм повелительного и сослагательного наклонения Значение, образование. Утрата вспомогательным глаголом изменения по лицам и превращение его в неизменяемую частицу. Формы повелительного наклонения и их история. Унификация тематического гласного во множественном числе. Взаимодействие с формами настоящего времени. Неопределенное и достигательное наклонение. История инфинитива и супина. ОК-1  
5. История именных форм Причастия в древнерусском языке. Типы и виды причастий. Зависимость причастного образования о интенциональных возможностей глагольного слова. Противоречия в системе полных и кратких форм и последовательное её разрушение. История формирования деепричастий. Значение причастных форм в русском предложении. ОК-1 ОК-2
IV. Простое и сложное предложение в древнерусском языке
1. Синтаксис. Предмет исторического синтаксиса. Исторические изменения в семантике предложения: предикативность, модальность, определенность. ОК-2 ПК-2
2. Простое предложение Простое предложение. Его типы. Предложение двусоставное и односоставное. Развитие безличных предложений. Средства выражения главных членов предложения. Система вторых падежей и её история. ОК-2
3. Сложное предложение. Роль «дательного самостоятельного» в развитии синтаксического яруса русского языка. Сочинения и подчинение, развитие сложносочиненных предложений, их типы, формальные средства подчинения.   ОК-2  
4. Хронология возникновения новых типов предложения Хронология возникновения новых типов предложения. Совершенствование синтаксического строя русского языка как результат развития человеческого мышления (от конкретного к абстрактному). ОК-1  
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
  Практическое занятие № 1: Что изучает историческая грамматика? Какое место занимает историческая грамматика в ряду других лингвистических дисциплин? Каковы источники изучения? Каких ученых в области исторического языкознания можете назвать? Прочтите послесловие к «Остромирову Евангелию». Определите фонетические и грамматические черты, характеризующие живую восточнославянскую речь   ОК-1 ПК-1 ПК-8  
  Практическое занятие № 2: Назовите грамматические категории имени существительного и их особенности. Объясните, по каким признакам распределяются существительные по типам склонения в современном русском и древнерусском языках. Назовите типы склонения имен существительных в древнерусском языке и определите состав. Следующие существительные распределите по типам склонения: старьць, чара, садъ, вhче, чюдо, змии, полянинъ, вьюга, житие, дhтя, чинъ, разбои, дьнь, свhча, пътица, полюдие, око, вьрхъ, мытарь, пламя, мъркы, соловии, имя, море, краи, плачь, вода, путь, букы, медвhдь, ребя, звhрь, сынъ, ходатаи, волъ, пустыни, тhло. Просклоняйте следующие существительные: вода, трава, туча, ноша, лучь, врагъ, море, окно. ОК-1 ОК-2 ПК-8  
  Практическое занятие № 3 Расскажите о составе склонения существительных с древней основой на согласный звук. Следующие современные существительные запишите в древнерусских формах именит., винит., родит. Падежей ед. ч.: ремень, камень, пламя, мать, любовь, церковь, бровь, буква, тыква, клюква, имя, племя, семя, слово, тело, чудо, колесо, котенок, поросенок, козленок, дитя, теленок. Объясните варьирование звукового состава основы именительного падежей существительных с разными детерминантами. Расскажите, как в соответствии с новым, формально-грамматическим принципом происходило перераспределение существительных с древней основой на согласный звук по другим, более устойчивым типам склонения.   ОК-1 ОК-2 ПК-1  
  Практическое занятие № 4: Расскажите о склонении слов с основой на *ŭ: содержание, хронология и причины разрушения. Вариантные падежные формы существительных второго склонения как результат обобщения парадигм слов с основой на *ŏ и с основой на *ŭ: содержание, хронология и причины разрушения. Вариантные падежные формы существительных второго склонения как результат обобщения парадигм слов с основой на *ŏ и с основой на *ŭ. Пути преодоления внутрипарадигматической синонимии, разграничения сферы использования вариантных форм. Знать парадигму. Каков состав склонения с основой на *ĭ? Как определяется тип склонения у существительных мужского рода с основой на *ŏ мягкой разновидности и мужской род с основой на * ĭ, например: голубь, медвhдь, гость, путь, зять, огнь, гвоздь, тать, мужь, отець, корабль, рубль, вождь, лучь, сторожь, кънязь. Знать парадигму. Прочитать отрывок из «Повести временных лет», «Месть Ольги», произвести грамматический анализ имен существительных по схеме: тип склонения и разновидность, род, число, падеж, исконная ли форма.   ОК-1 ПК-1 ПК-8  
  Практическое занятие № 5 Грамматическая категория двойственного числа в древнерусском языке: её употребление, причины и хронология утраты. Прокомментируйте с точки зрения их происхождение формы множественного числа: а) бока, глаза, рукава, рога, берега, города, леса, луга, маляра, слесаря, учителя, зеленя, площадя; б) колени, очи, уши, плечи, лапти, огни, кони, соседи. Определите основную тенденцию в истории склонения имен существительных во множественном числе. Расскажите об унификации форм дательного, творительного и местного падежей множественного числа. Какова причина унификации форм именительного и винительного падежей множественного числа у существительных мужского рода с древней основой на *ŏ. Прокомментируйте формы Им. п. в системе современного второго склонения: а) кони, лучи, мужи, огни, соседи, огурцы, пастухи, враги; б) плоды, поборы, морозы; в) глаза, бока, рога, города, луга, болота, поля, телята, колеса, слова; г) братья, господа, листья, перья; д) кумовья, сыновья, братовья; е) крестьяне, миряне, кемеровчане.   ОК-1 ПК-1 ПК-8  
  Практическое занятие № 6 Дайте определение категории одушевленности, расскажите о причинах её возникновения, о хронологии развития. Объясните, почему при выражении объектных отношений винительный падеж принял форму, омонимичную родительному падежу? Назовите случаи употребления в современном русском языке имен существительных, обозначающих людей и животных, в форме винительного падежа, омонимичный И.п. (т.е. случаи отсутствия категории одушевленности). Из контрольной работы № 2 выпишите все предложения, в которых отражена категория одушевленности (варианты № 3, 4, 5). Ролевая игра «Что? Где? Когда?» ОК-1 ОК-2 ПК-8  
  Практическое занятие № 7 Расскажите о семантической классификации древнерусских местоимений. Дайте морфологическую характеристику древнерусских местоимений. Личные (и возвратное) местоимение: их состав, особенности склонения, история парадигмы. Каково происхождение личных местоимений 3 лица, объясните их семантические и морфологические особенности в современном русском языке. Указательные местоимения, особенности их семантики. Изменения в составе указательных местоимений. Прочесть текст «Поучение Владимира Мономаха», перевести, выписать местоимения и проанализировать их по схеме: разряд, род, число, падеж (если есть), исконная ли форма.   ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-8  
  Практическое занятие № 8 Сопоставьте систему имен прилагательных древнерусского языка и в современном русском: грамматическое значение, семантическая классификация, наличие кратких и полных форм, способность к изменению по родам, числам и падежам. Именные прилагательные, черты их генетической общности с именами существительными. Склонение кратких форм. Полные прилагательные, их происхождение, структура. Склонение полных форм: древний принцип, русская парадигма. История имен прилагательных: утрата первоначальных семантических различий и характер последующих изменений в системе прилагательных относительных, качественных, притяжательных. Произвести грамматический анализ имен прилагательных, указывая форму (полная или краткая, род, число, падеж). См. контрольную работу по исторической грамматике русского языка № 2 (варианты 1, 2, 3, 4).   ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-8  
  Практическое занятие № 9 Расскажите о формах степеней сравнения в древнерусском языке в следующем порядке: значение, состав форм, их грамматические характеристики. Расскажите о формообразовательной структуре сравнительной степени. Суффиксы – ьш и - hbbbbиш, их происхождение и использование в древнерусском языке. Особенности форм именительного падежа ед. ч. мужского и среднего рода. Парадигма склонения кратких форм. Полные формы сравнительной степени, их образование и склонение. История кратких и полных форм сравнительной степени. Прилагательные скорый, далекий, сильный, рhдъкий, строгый, теплый, светлыи поставить в формах именительного и родительного падежей единственного числа женского, мужского и среднего рода, краткие и полные.   ОК-1 ОК-2 ПК-1
  Практическое занятие № 10 Противопоставленность глагола и имени: а) в области частеречной семантики; б) в области морфологии (состав грамматических категорий, степень их формализации); в) в области словообразования и формообразования. Система глагольных форм, формы личные и именные. Разряды (классы) глаголов по структуре основы настоящего времени, определить класс следующих глаголов: вражьдовати, тронути, полоти, завернути, задати, пhnbти, сияти, зhвати§, кляти, кынути, прясти, начати, красти, помочи, точити, жити, раздувати, жевати, беречи, колоти, совати, тьрпhти, гнити, сhдети, стояти, быти, недоумhвати, hсти. Формы настоящего времени. Глаголы нетематические: структура, спряжение. История форм настоящего времени глаголов быти, имати, вhдhти, дати, hсти. Расскажите о системе форм прошедшего времени в древнерусском языке, об их структурной и формально-семантической противопоставленности. Аорист. Его значение, формообразовательная структура, спряжение и история. Имперфект. Особенности значения, формообразования, спряжения и история. Перфект. Плюсквамперфект. Особенности значения, формообразовательная структура, спряжение и история. Следующие глаголы поставить во всех формах прошедшего времени 1 лица, ед. ч., 2 лица дв. ч., 3 лица мн. ч.: вести, мочи, видhти, сhдhти, искати, читати, родити, ловити, просити, возити, купити, быти, просити, речи, течи.   ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-8
  Практическое занятие № 11 Повторение материала, относящегося к истории форм изъявительного наклонения: а) формы настоящего времени; б) формы будущего времени. Расскажите о составе форм будущего времени в древнерусском языке. Охарактеризуйте каждую форму. Каким образом развитие категории вида повлияло на перестройку системы форм будущего времени? Выполнить упражнения (см. Сборник упражнений по истории русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Е.Н. Иваницкой и др. – М.: Просвещение, 1986): а) письменно № 605, 603; б) устно № 606, 607, 637, 639, 640, 644, 645; в) проанализировать спрягаемые формы в тексте «Восточнославянские племена и их соседи» из «Повести временных лет» (см. Хрестоматия по истории русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Авт.-сост. В.В. Иванова и др. – М.: Просвещение, 1990).   ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-8
  Практическое занятие № 12 Повелительное наклонение: значение, образование, спряжение, история. Сослагательное наклонение: значение, образование, спряжение, история. Выполнить упражнения (см. Сборник упражнений по истории русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Е.Н. Иваницкой и др. – М.: Просвещение, 1986): а) письменно - № 638, 642 б) письменно - № 641, 646 (первые 6 примеров из каждого упражнения, остальные устно)   ОК-1 ПК-1 ПК-8
    Практическое занятие № 13 Значение причастий. Причастие как признаковая форма глагола. Зависимость причастного формообразования от субъектно – объектных свойств глагола. Формообразовательная структура причастий. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие причастия. Их изменения по родам, числам и падежам. История полных и кратких действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Выполнить контрольную работу по исторической грамматике русского языка. Задание № 9, 10.   ОК-1 ОК-2 ПК-8
  Практическое занятие №14 Назовите типы простого предложения в древнерусском языке. Какими грамматическими средствами выражались основные члены предложения (сопоставьте с современным русским языком). Грамматические средства выражения составного сказуемого в древнерусском языке (сопоставьте именную часть составного именного сказуемого с именной частью составного именного сказуемого в русском языке; объясните причины различий). Для закрепления теоретического материала предлагается выполнить следующие упражнения (см. Сборник упражнений по истории русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Е.Н. Иваницкой и др. – М.: Просвещение, 1986): а) письменно - № 637 (первые десять предложений); б) устно - № 672, 676, 677, 685; в) произвести синтаксический анализ «Восточнославянские племена и их соседи» из «Повести временных лет» (см. Хрестоматия по истории русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Авт.-сост. В.В. Иванова и др. – М.: Просвещение, 1990). ОК-1 ПК-1 ПК-8
  Практическое занятие № 15 Расскажите об употреблении и значении причастий в синтаксических конструкциях. Оборот «дательный самостоятельный» в древнерусском языке, его типы и причина утраты. Роль литературного языка в постепенном совершенствовании синтаксических средств русского языка (хронология возникновения новых типов предложения). Провести синтаксический анализ текста «Смерть Олега» ОК-1 ПК-1 ПК-8
  Практическое занятие № 16 Назовите типы сложного предложения в древнерусском языке. Расскажите о развитии сочинительной, подчинительной связи, о формальных средствах подчинения. Расскажите о хронологии возникновения новых типов предложения. Подготовка к Неделе славянской письменности ОК-1 ПК-1 ПК-8
  Практическое занятие № 17 Комплексный историко-грамматический анализ древнерусского текста «Крещение Ольги» » из «Повести временных лет» (см. Хрестоматия по истории русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Авт.-сост. В.В. Иванова и др. – М.: Просвещение, 1990). Ролевая игра «Путешествие в Древнюю Русь» ОК-1 ПК-1 ПК-8
         

5. Образовательные технологии,применяемые в курсе «История русского языка».

Наименование раздела дисциплины Используемые активные методы обучения Цель их применения Количество часов
История склонения существительного 1. Ролевая игра «Путешествие в Древнюю Русь» 2. Контрольная работа по истории склонения имени существительного 1. Развитие навыков анализа древнерусского текста 2. Формирование лингвистической эрудиции в ходе анализа языкового материала в диахронно-синхронном и синхронно-диахронном аспектах    
История спряжения глагола 1. Деловая игра «Что? Где? Когда?» 2. Контрольная работа по истории спряжения глагола 1. Формирование навыков анализа грамматических категорий глагола и развитие профессиональной компетенции при анализе текста в синхронии и диахронии 2. Формирование лингвистической эрудиции в ходе анализа языкового материала в диахронно-синхронном и синхронно-диахронном аспектах      

Деловые и ролевые игры (практическое занятие № 6 - ролевая игра «Что? Где? Когда?»; практическое занятие № 17 - ролевая игра «Путешествие в Древнюю Русь», практическое занятие № 16 - подготовка к Неделе славянской письменности). Деловые и ролевые игры занимают особое место в процессе подготовки студентов. Такие технологии обладают моделирующим потенциалом реальной действительности и служат для приобретения умений и навыков речевой деятельности, как в общекультурном, так и в профессиональном плане.

Деловая и ролевая игра обладает множеством возможностей для формирования и развития коммуникативной компетентности, так как является самой точной моделью общения, предполагает усиление личностной сопричастности участников ко всему происходящему,

Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых, что немаловажно для студентов 2 курса.

В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

Деловые игры позволяют наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

Этапы деловой игры

1. Этап проблематизации, когда участники должны осмыслить заданные проблемы.

2. Определение общей цели, для разрешения которой студенты создают оптимальную модель развития.

3. Этап поиска решения, с помощью которого можно достичь поставленной цели.

4. Этап организационного проектирования, заключительный, когда студенты отвечают на вопрос «Кто конкретно, что должен сделать».

Наши рекомендации