Условия эффективного урока с позиций нлп
1. Начало урока с позитивного якоря. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно.
2. Мотивация на обучение. Создайте причину для учебы, связанную с семантикой самого ребенка.
3. Использование на уроке правополушарного и левополушарного подхода, укрупнение-разукрупнение информации (определите наименьший кусок, с которого можно начинать процесс обучения), операция сравнения (что общего и что различного), полимодальная речь (использование предикатов всех трех систем), ключи глазного доступа, учет разных репрезентативных систем. Информация, поданная по всем трем модальностям, воспринимается как реальная.
4. Использование состояния непонимания. Одни, когда начинают не понимать, злятся и теряют информацию, другие используют это состояние. Ошибка - тоже результат деятельности. Непонимание - дверь к пониманию. Найдите что-то, что было сделано хорошо.
5. Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Реже говорите частицу НЕ.
6. Позитивное якорение.
7. Обмен стратегиями, использование эффективных стратегий.
8. Поддержание группового и индивидуального раппорта.
9. Подстройка к будущему в конце урока. Успешный ученик знает, где, когда и как он будет применять изучаемое. Завершение урока метафорой.
МЕТАФОРЫ
С точки зрения НЛП, метафора не тождественна термину “метафора” в филологии, хотя в основе метафоры и там и здесь лежит сходство. Скорее, метафору в НЛП можно назвать притчей. Мы же будем пользоваться термином “метафора” как закрепившимся в нейролингвистическом программировании понятием. Итак, метафора основана на сходстве. Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики. Для создания эффективной метафоры используется особый язык - паттерны языкового влияния или Милтон-модель.
Структура метафоры:
Проблемное состояние | связующая стратегия Þ | Желаемое состояние |
(сбор информации с использованием метамодели, репсистем и речевых предикатов, переформирование) | (сбор информации, условия хорошо сформулированной цели) |
Так, например, в метафоре из последнего занятия связующей стратегией является стратегия грамотного письма.
День 1.
Если вы хотите маркировать начало занятий, то удобнее всего подобрать музыкальный фрагмент, который вы сможете превратить в аудиальный якорь, начиная каждый день с этой мелодии. Почему удобно начинать именно с аудиального якоря? Очевидно, это дает возможность участникам настроиться на восприятие голоса преподавателя, переключить внимание на работу в аудиальном канале. Можно начинать с ритмичных хлопков, предложив участникам откалибровать темп и ритм хлопков и подстроиться, хлопая в такт. Интересно проследить, как общий ритм и темп хлопков влияют на готовность к началу работы, включают в общее действие. Вы, конечно, понимаете что хлопки становятся полимодальным позитивным якорем.
Во время занятий мы часто рассказываем истории, на первый взгляд, не имеющие отношения к обучению грамотному письму. В НЛП такие истории называются метафорами. Если вы хотите, чтобы метафора была понята неверно, обязательно разберите ее содержание. Объяснив смысл метафоры, вы непременно сузите ее, ограничите контекст, тогда как без объяснения каждый воспримет рассказанную историю так, как это удобно и важно для него.
Тот, кто останавливается у портрета Джоконды, понимает ее загадочную улыбку по-своему. Каждый понимает что-то свое, что нужно ему именно сейчас. Метафоры активизируют мышление, задействуют глубинные структуры памяти, устанавливают индивидуальные связи. Первые метафоры, кроме всего прочего, позволяют заключить договор с группой о взаимной работе.