Короткометражные фильмы Мэриэна Дора
Мэриэн Дора снял более 60 короткометражных фильмов – как документальных, так и художественных. Если рассматривать темы, которым уделил внимание режиссер в своих короткометражках, то в основном это смерть и изнасилование, а также их комбинация в разной последовательности. При этом часто Мэриэн обращается к теме судебно-медицинской экспертизы и подготовки тел к погребению. Он показывает смерть и то, что происходит с телом после смерти — показывает так, как это и должен делать настоящий художник, не упуская ни единой детали.
В документальной работе «Opus Hominis» режиссер знакомит зрителя с работой мясников на свиноферме. Заснято почти все – от заточки ножа на первой минуте до продажи отбивных, сосисок и колбас в мясной лавке в самом конце. Впрочем, и подготовка животных к убою, и продажа конечного продукта в 11-минутной короткометражке занимает не более минуты экранного времени. Все остальное – процесс убийства и разделывания свиней. От камеры не ускользает ни одна деталь. Вот на экране мясник вонзает нож в горло свиноматки — фокус в кадре смещается, и внимание зрителя переключается на дергающуюся в агонии ногу подвешенного, истекающего кровью животного за мясником.
Тема изнасилования встречается во многих короткометражных фильмах, идущих бонусами к официальным европейским DVD-изданиям. В 15-минутной короткометражке «Provocation» рассказывается история о взаимоотношениях мужчины и молодой девушки. В фильме Дора прямо не указывает на их родственную связь, но зритель вполне может догадаться, что речь идет об отце и дочери. Первая треть короткометражки сопровождается достаточно веселой музыкой — зритель, которому случайно попадется этот фильм, будет жестоко обманут, если решит, что это комедия или, в крайнем случае, мелодрама. Намеками режиссер сообщает, что мужчина потерял жену, и теперь у него осталась лишь дочь. Мимолетный взгляд на спящую девочку/девушку, подглядывание за дочерью в туалете — уже здесь впечатлительным лицам следует прекратить просмотр. Дальше будет только хуже. Ссора отца с дочерью, и вот уже девушка лежит на полу, а мужчина насилует ее и душит. А дальше он пальцами проникает в ее анус, размазывает дерьмо по ягодицам и пробует кал на вкус… и это тоже еще не конец. Экстремальная провокация для любителей экстрима.
Изнасилование встречается в красивой 3-минутной короткометражной работе «Carribbean Sunrise», правда уже без откровенных подробностей. Вначале Дора показывает раннее утро на побережье моря или, если исходить из названия фильма, — океана. Пальмы, плеск волн, птицы — первые кадры словно гипнотизируют зрителя, настраивая на что-то приятное и спокойное. Вот меняется кадр, и на экране появляется обнаженный труп изнасилованной женщины. Кровь стекает из промежности, на теле глубокие раны. Такой вот символичный карибский рассвет у Мэриэна Дора. Некоторые рецензенты отмечают, что «Вояж в Агатис» — это растянутая до полнометражного фильма работа «Carribbean Sunrise». В чем-то они и правы.
Работы «Sommerliebelei» и «Der Puppenschander II» тоже посвящены теме изнасилования. В первой короткометражке показана женщина, которая где-то на пустыре или в лесополосе подверглась нападению незнакомца. Жертву избили, изнасиловали и убили. В отличие от других работ, здесь камера находится достаточно далеко от происходящего, что не совсем привычно для Дора. Впрочем, этому находится объяснение уже в конце фильма, когда насильник подбегает к камере и вместе с оператором уходит с места убийства. Этакая документальная съемка преступления, сделанная самими преступниками.
Что касается «Der Puppenschander II», то здесь Мэриэн рассказывает историю двух мужчин, одного из которых сыграл Карстен Франк. Сюжет пересказывать смысла нет, поскольку все действие, происходящее в квартире, можно описать так: изнасилование и реализация сексуальных фантазий — в том числе и с использованием куклы а-ля Барби.
Фильм «Christian B.» по сравнению с другими короткометражными работами Дора более сложный для восприятия и оценки. На протяжении почти 10 минут зритель станет свидетелем нескольких сцен, соединяющихся в итоге в одну вполне понятную без слов картинку. Автомобильная авария, одинокая девушка (знакомая по другим фильмам Мэриэна актриса Карина Палмер), тело мужчины, которое подвергают странным манипуляциям, готовя к похоронам, сцены секса и церковь, кладбище и могильная табличка. Все это сопровождается непрерывной волнующей музыкой. Вот так за 10 минут режиссер рассказывает историю жизни и смерти одного человека по имени Кристиан Б.
Фильмы «Cadavericon» и «Fruehling» целиком посвящены теме подготовки тела к погребению. Первый сделан более художественным, мрачным, атмосферным. Здесь и история из жизни человека, показанная в нескольких кадрах, и вскрытие, удаление органов, бальзамирование, и тело в гробу, и похороны на кладбище. Вторая короткометражка сделана больше в документальной манере и рассказывает о работе патологоанатомов. Работа «Fruehling» входит в цикл «Blue Snuff». Как-то Дора сказал, что у него есть короткометражки и для продолжения «Blue Snuff II», но фильмы оказались настолько экстремальными, что он не планирует их где-либо издавать.
Также в цикл «Blue Snuff» входят короткометражки «Subcimitero 2: Guanajuato» и «Erotic Fantasy». В документальной работе «Subcimitero 2: Guanajuato» Мэриэн приглашает зрителей посетить склеп, наполненный мумифицированными телами и останками тел взрослых мужчин и женщин, детей и стариков.
Короткая, но при этом яркая и запоминающаяся «Erotic Fantasy» содержит много символов, некоторые из которых уже давно знакомы зрителям по полнометражным работам Дора. Это и свиная голова, в глазницы которой вставлены зажженные свечи, и сороконожка крупным планом, и отрезание соска девушки. Здесь нет сцен пыток как таковых, изнасилования, убийства. Это действительно чья-то эротическая фантазия или сон.