Тематика экзаменационных вопросов по ТиМОИ
Для государственных экзаменов 2012-2013 уч. год
(исторический факультет, ДО)
- Методика обучения истории как наука: предмет, задачи и основные факторы. Методы научного исследования.
- Становление и развитие методики обучения истории в России в XVII – XVIII вв.
- Методические идеи обучения истории в XIX – начале XX вв.
- Школьное историческое образование в 1917 г. – 1930-е гг.
- Развитие школьного исторического образования и методики обучения истории в советской школе в 1930–80-е гг.
- Реформирование системы школьного исторического образования в 90-е годы ХХ в. Характеристика линейной и концентрической структуры школьного исторического образования.
- Структура исторического образования в настоящее время. Временный Государственный образовательный стандарт по истории: структура и содержание.
- Планирование обучения истории. Виды планов.
- Современные учебные программы по истории, их роль в работе учителя.
- Школьный учебник истории. Основные структурные компоненты учебника, требования к нему.
- Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративными материалами учебника на уроке истории.
- Содержание учебно-методических комплексов по истории, их применение в школе.
- Понятие о методах обучения, их классификация. Понятие о методических приёмах и средствах обучения.
- Общая характеристика умений учащихся, их классификация. Методика формирования умений при обучении истории.
- Исторические факты на уроке истории. Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов.
- Основные приемы и средства изложения фактического материала (повествование, описание, характеристика).
- Приёмы изучения теоретического содержания учебного материала (объяснение, доказательство, рассуждение, характеристика).
- Основные типы и виды наглядных пособий. Приёмы работы с наглядными средствами обучения на уроках истории.
- Условно-графическая наглядность на уроках истории (схемы, графики, диаграммы, аппликации, таблицы).
- Хронология в обучении истории. Основные приемы формирования хронологических умений и навыков учащихся.
- Характеристика картографического материала, применение его на уроках. Формирование пространственных представлений учащихся. Методика работы с исторической и контурной картой.
- Методика работы с историческими документами. Приемы работы со статистическими сведениями в школьных курсах истории.
- Использование художественной литературы в обучении истории.
- Методика проведения структурно-функционального анализа учебного материала. Определение поурочных целей занятия по истории.
- Урок истории в школе. Современные требования к уроку.
- Содержание подготовки учителя к уроку: этапы и функции.
- Типы уроков истории и их классификация. Структурные компоненты комбинированного урока.
- Основные требования к составлению конспекта и развёрнутого плана к уроку истории.
- Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории: задачи, функции, содержание и приемы проверки на различных уровнях познавательной деятельности учащихся.
- Требования к знаниям и умениям учащихся. Результаты обучения истории, способы их диагностики и оценивания. Тестовый контроль знаний.
- Анализ урока истории: структурный и комплексный.
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
- Современные электронно-технические средства обучения и правила их использования на уроке. Компьютеризация в обучении истории.
- Основные направления и формы внеурочной работы по истории. Историческое краеведение в современной школе.
- Внутрикурсовые, межкурсовые и межпредметные связи в обучении истории.
- Формы занятий в старших классах при обучении истории, их возможности в развитии познавательной самостоятельности учащихся.