Тематика экзаменационных вопросов по ТиМОИ

Для государственных экзаменов 2012-2013 уч. год

(исторический факультет, ДО)

  1. Методика обучения истории как наука: предмет, задачи и основные факто­ры. Методы научного исследования.
  2. Становление и развитие методики обучения истории в России в XVII – XVIII вв.
  3. Методические идеи обучения истории в XIX – начале XX вв.
  4. Школьное историческое образование в 1917 г. – 1930-е гг.
  5. Развитие школьного исторического образования и методики обучения истории в советской школе в 1930–80-е гг.
  6. Реформирование системы школьного исторического образования в 90-е годы ХХ в. Характеристика линейной и концентрической структуры школьного ис­торического образования.
  7. Структура исторического образования в настоящее время. Временный Госу­дарственный образовательный стандарт по истории: структура и содержание.
  8. Планирование обучения истории. Виды планов.
  9. Современные учебные программы по истории, их роль в работе учителя.
  10. Школьный учебник истории. Основные структурные компоненты учебника, требования к нему.
  11. Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративными материалами учебника на уроке истории.
  12. Содержание учебно-методических комплексов по истории, их применение в школе.
  13. Понятие о методах обучения, их классификация. Понятие о методических приёмах и средствах обучения.
  14. Общая характеристика умений учащихся, их классификация. Методика формирования умений при обучении истории.
  15. Исторические факты на уроке истории. Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов.
  16. Основные приемы и средства изложения фактического материала (повествование, описание, характеристика).
  17. Приёмы изучения теоретического содержания учебного материала (объяснение, доказательство, рассуждение, характеристика).
  18. Основные типы и виды наглядных пособий. Приёмы работы с наглядными средствами обучения на уроках истории.
  19. Условно-графическая наглядность на уроках истории (схемы, графики, диаграммы, аппликации, таблицы).
  20. Хронология в обучении истории. Основные приемы формирования хронологических умений и навыков учащихся.
  21. Характеристика картографического материала, применение его на уроках. Формирование пространственных представлений учащихся. Методика работы с исторической и контурной картой.
  22. Методика работы с историческими документами. Приемы работы со статистическими сведениями в школьных курсах истории.
  23. Использование художественной литературы в обучении истории.
  24. Методика проведения структурно-функционального анализа учебного материала. Определение поурочных целей занятия по истории.
  25. Урок истории в школе. Современные требования к уроку.
  26. Содержание подготовки учителя к уроку: этапы и функции.
  27. Типы уроков истории и их классификация. Структурные компоненты комбинированного урока.
  28. Основные требования к составлению конспекта и развёрнутого плана к уроку истории.
  29. Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории: задачи, функции, содержание и приемы проверки на различных уровнях познавательной деятельности учащихся.
  30. Требования к знаниям и умениям учащихся. Результаты обучения истории, способы их диагностики и оценивания. Тестовый контроль знаний.
  31. Анализ урока истории: структурный и комплексный.
  32. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
  33. Современные электронно-технические средства обучения и правила их использования на уроке. Компьютеризация в обучении истории.
  34. Основные направления и формы внеурочной работы по истории. Историческое краеведение в современной школе.
  35. Внутрикурсовые, межкурсовые и межпредметные связи в обучении истории.
  36. Формы занятий в старших классах при обучении истории, их возможности в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

Наши рекомендации