Лексическое лото. Групповая работа.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель начинает урок с чтения небольшого отрывка.

«Здравствуйте! Я— Маленький принц. Я прилетел к вам с далекой планеты. Моя планета очень маленькая, вся-то величиной с дом! На ней, как и на любой другой, растут травы — полезные и вредные. Непременно надо каждый день выпалывать вредную траву. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

Учитель. Итак, задача нашего урока — выполоть вредную траву, которая растет в нас. Ну что, попробуем? А справиться с этим нам помогут стихи.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «Мечтатель».

— Удалось ли нам прочитать это стихотворение выразительно?

— К какому важному выводу вы пришли?

— Помните, мечты сбываются, если постараться.

3. Сообщение темы и цели урока. Работанад новым материалом.

Учитель.Только что звучали стихи замечательного поэта С. В. Михал­кова, на доске уже портрет другой поэтессы.

— Кто узнал ее? (Ответы.) Какие стихи писала А. Барто?

— Стихи веселые, а часто заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким расти человеком.

Чтение стихотворения учителем.

— Какое было у вас настроение, когда вы слушали это стихотворение?

— В начале и в конце прочтения настроение было одинаковым?

— Посмотрим, что и почему мешает нам радоваться?

Чтение учениками.

— Перечитайте стихотворение вполголоса и представьте себе картину, описываемую в нем.

Анализ стихотворения.

— Что делали дети в саду?

— Почему листья шуршали только о Шурочке?

— А может, это Шурочка никого не замечала?

— Она думала о работе или о том, чтобы ее непременно заметили? Зачем ей это было нужно?

— Внимательный читатель при чтении стихотворения не только может представить девочку, но и услышать, как шелестят в саду листья.

— Сейчас мы будем открывать тайну поэтической речи. Что вы услыша­ли? (Шелест листьев.)

— Каким образом поэт передает нам эти звуки?

— Какие еще звуки вы услышали? (Голоса детей.)

— Найдите повторяющиеся строчки. Как они связаны со смыслом сти­хотворения?

— Представим себя убирающими листья в саду. Увидели ребят? Увидели Шурочку?

Работа над выразительностью чтения.

— Прочтем стихотворение выразительно. Какие средства речи помогут нам это сделать? (Паузы, выделение голосом важных слов, темы, ускорение или замедление темпа и т. д.)

— Какое настроение надо передать?

5) Чтение в парах «учитель + ученик».

6) Чтение цепочкой и составление «партитуры» чувств автора.

■ Радость. (Дети с радостью бегут в сад.)

■ Хвастовство. (Шурочка старается, чтобы ее заметили.)

■ Грусть.

■ Сожаление.

7) Составление «партитуры» чувств.

--- Рассматривая чередующиеся картины произведения, мы можем четко проследить, как меняется настроение того или иного героя. Мы соотносим, анализируя текст, картинный план и стараемся разгадать, почувствовать душевное состояние героя, стоящее за каждой картиной, то есть получаем в итоге «партитуру» чувств.

Конкурс на лучшего чтеца.

— Как прочитали стихотворение? (Анализ.)

— Кто из ребят был лучшим?

--- А мы продолжаем путешествие в удивительную Страну Поэзию. Страну, где живут трепетные существа, рожденные талантом, фантазией и вдохнове­нием поэта. Существа эти — стихотворения. У них, как и у человека, есть своя история, судьба, душа. Чтобы увидеть все это, надо еще много уметь и знать.

А теперь сыграем в лексическое лото и повторим таким образом те по­нятия, которые нам нужны при работе над любым произведением.

Лексическое лото. Групповая работа.

Для игры понадобится любая картинка, которая разрезается на необхо­димое количество частей в зависимости от количества учащихся в классе. Например, в классе 24 ученика, значит для работы понадобится 8 карточек. На обороте каждой карточки записывается термин. В произвольном порядке карточки выдаются учащимся для работы в тройках. На обсуждение дается полминуты. Затем учитель читает лексическое значение понятия, по кото­рому ученики должны узнать то слово, которое записано у них на карточке. Они громко называют термин и прикрепляют карточку к основе на доске. Таким образом складывается необходимая картинка.

Таблица 13

1. Описание жизни человека Биография
2. Вымышленное имя писателя Псевдоним
3. Автор стихотворных произведений Поэт
4. Краткое мудрое изречение Афоризм
5. Звуковые совпадения в конце стихотворных строк Рифма
6. То. о чем говорится в произведении Тема
7. Точная выдержка из текста Цитата
8. Часть стихотворения, объединенная в единое целое рифмой, ритмом, содержанием Строфа

— Какой новый термин вы услышали? (Афоризм.)

— Что такое афоризм? (Ответы.)

— Чтобы закрепить это понятие, прочитаем строки из стихов А. Барто, ставшие почти афоризмами.

Меткий образный язык Агнии Львовны Барто превратил многие строки ее стихотворений в пословицы и поговорки:

■ Разумной хочешь ты расти — считай в уме до 30.

■ Есть такие люди — им все подай на блюде.

■ А что болтунья, Лида, мол, это Вовка выдумал.

■ Хорошо, когда теплом кто-нибудь поделится.

■ Очень плохо жить на свете, если видишь все не так.

■ Не завидуйте другому, даже если он в очках.

■ Случаются, что девочки бывают очень грубыми, хотя не обязательно они зовутся Любами.

10) Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Признание».

А) Чтение учителем.

Признание

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми!

Он всех в один несчастный день

Чуть не довел до слез.

Его зовут — стоит как пень,

Как будто в землю врос.

— Смотри не пей воды сырой! —

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми!

-- Придешь обедать к трем часам, —

Ему сказала мать.

Он пробурчал:

— Я знаю сам... —

А сам явился в пять.

-- Ну что с тобой, Андрюшенька? —

И сын признался ей:

— Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

— О ком это стихотворение?

Наши рекомендации