Лексическое лото. Групповая работа.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель начинает урок с чтения небольшого отрывка.
«Здравствуйте! Я— Маленький принц. Я прилетел к вам с далекой планеты. Моя планета очень маленькая, вся-то величиной с дом! На ней, как и на любой другой, растут травы — полезные и вредные. Непременно надо каждый день выпалывать вредную траву. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».
Учитель. Итак, задача нашего урока — выполоть вредную траву, которая растет в нас. Ну что, попробуем? А справиться с этим нам помогут стихи.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения «Мечтатель».
— Удалось ли нам прочитать это стихотворение выразительно?
— К какому важному выводу вы пришли?
— Помните, мечты сбываются, если постараться.
3. Сообщение темы и цели урока. Работанад новым материалом.
Учитель.Только что звучали стихи замечательного поэта С. В. Михалкова, на доске уже портрет другой поэтессы.
— Кто узнал ее? (Ответы.) Какие стихи писала А. Барто?
— Стихи веселые, а часто заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким расти человеком.
Чтение стихотворения учителем.
— Какое было у вас настроение, когда вы слушали это стихотворение?
— В начале и в конце прочтения настроение было одинаковым?
— Посмотрим, что и почему мешает нам радоваться?
Чтение учениками.
— Перечитайте стихотворение вполголоса и представьте себе картину, описываемую в нем.
Анализ стихотворения.
— Что делали дети в саду?
— Почему листья шуршали только о Шурочке?
— А может, это Шурочка никого не замечала?
— Она думала о работе или о том, чтобы ее непременно заметили? Зачем ей это было нужно?
— Внимательный читатель при чтении стихотворения не только может представить девочку, но и услышать, как шелестят в саду листья.
— Сейчас мы будем открывать тайну поэтической речи. Что вы услышали? (Шелест листьев.)
— Каким образом поэт передает нам эти звуки?
— Какие еще звуки вы услышали? (Голоса детей.)
— Найдите повторяющиеся строчки. Как они связаны со смыслом стихотворения?
— Представим себя убирающими листья в саду. Увидели ребят? Увидели Шурочку?
Работа над выразительностью чтения.
— Прочтем стихотворение выразительно. Какие средства речи помогут нам это сделать? (Паузы, выделение голосом важных слов, темы, ускорение или замедление темпа и т. д.)
— Какое настроение надо передать?
5) Чтение в парах «учитель + ученик».
6) Чтение цепочкой и составление «партитуры» чувств автора.
■ Радость. (Дети с радостью бегут в сад.)
■ Хвастовство. (Шурочка старается, чтобы ее заметили.)
■ Грусть.
■ Сожаление.
7) Составление «партитуры» чувств.
--- Рассматривая чередующиеся картины произведения, мы можем четко проследить, как меняется настроение того или иного героя. Мы соотносим, анализируя текст, картинный план и стараемся разгадать, почувствовать душевное состояние героя, стоящее за каждой картиной, то есть получаем в итоге «партитуру» чувств.
Конкурс на лучшего чтеца.
— Как прочитали стихотворение? (Анализ.)
— Кто из ребят был лучшим?
--- А мы продолжаем путешествие в удивительную Страну Поэзию. Страну, где живут трепетные существа, рожденные талантом, фантазией и вдохновением поэта. Существа эти — стихотворения. У них, как и у человека, есть своя история, судьба, душа. Чтобы увидеть все это, надо еще много уметь и знать.
А теперь сыграем в лексическое лото и повторим таким образом те понятия, которые нам нужны при работе над любым произведением.
Лексическое лото. Групповая работа.
Для игры понадобится любая картинка, которая разрезается на необходимое количество частей в зависимости от количества учащихся в классе. Например, в классе 24 ученика, значит для работы понадобится 8 карточек. На обороте каждой карточки записывается термин. В произвольном порядке карточки выдаются учащимся для работы в тройках. На обсуждение дается полминуты. Затем учитель читает лексическое значение понятия, по которому ученики должны узнать то слово, которое записано у них на карточке. Они громко называют термин и прикрепляют карточку к основе на доске. Таким образом складывается необходимая картинка.
Таблица 13
1. Описание жизни человека | Биография |
2. Вымышленное имя писателя | Псевдоним |
3. Автор стихотворных произведений | Поэт |
4. Краткое мудрое изречение | Афоризм |
5. Звуковые совпадения в конце стихотворных строк | Рифма |
6. То. о чем говорится в произведении | Тема |
7. Точная выдержка из текста | Цитата |
8. Часть стихотворения, объединенная в единое целое рифмой, ритмом, содержанием | Строфа |
— Какой новый термин вы услышали? (Афоризм.)
— Что такое афоризм? (Ответы.)
— Чтобы закрепить это понятие, прочитаем строки из стихов А. Барто, ставшие почти афоризмами.
Меткий образный язык Агнии Львовны Барто превратил многие строки ее стихотворений в пословицы и поговорки:
■ Разумной хочешь ты расти — считай в уме до 30.
■ Есть такие люди — им все подай на блюде.
■ А что болтунья, Лида, мол, это Вовка выдумал.
■ Хорошо, когда теплом кто-нибудь поделится.
■ Очень плохо жить на свете, если видишь все не так.
■ Не завидуйте другому, даже если он в очках.
■ Случаются, что девочки бывают очень грубыми, хотя не обязательно они зовутся Любами.
10) Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Признание».
А) Чтение учителем.
Признание
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
Он всех в один несчастный день
Чуть не довел до слез.
Его зовут — стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
-- Придешь обедать к трем часам, —
Ему сказала мать.
Он пробурчал:
— Я знаю сам... —
А сам явился в пять.
-- Ну что с тобой, Андрюшенька? —
И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
— О ком это стихотворение?