Развитие памяти и внимания
Кто с рогами?
Нарисуйте малышу несколько разных животных: зайца, козу, корову, оленя, кошку, лису, собаку. «Забудьте» нарисовать рога тем, у кого они должны быть. Попросите ребенка показать вам этих животных. Может быть, кроха сам захочет дорисовать рога, если нет, закончите рисунки сами. Вместе с этим повторите, какие из животных дикие, а какие домашние. Кто, где живет. Кто, как «кричит». Игра способствует развитию памяти, внимания.
Что умеет делать кошка?
Вам потребуются: карточки с изображениями различных животных. Показывайте ребенку картинку и спрашивайте, что умеет делать это животное. Например, кошка —. мяукает (изобразите), ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает. Собака — лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т.п. Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
Куда уместится кошка?
Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» - пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку. Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.
Я вижу цветок
Предложите малышу угадать, о каком цветке вы рассказываете. На прогулке выберите растение и, не показывая его крохе, опишите. Потом попросите ребенка найти цветок. Например: «Я вижу цветок с желтой серединкой и белыми лепестками». Можно описывать деревья, птиц, животных. Игра способствует развитию внимания, памяти.
Диван или тарелка?
Объясните ребенку правила игры: если вы называете предмет посуды, он хлопает в ладоши. Если - предмет мебели, он топает ногой. Перечисляя предметы, добавляйте объекты из других категорий вещей, например: фрукты или овощи, одежду и т.п. Наблюдайте за реакцией ребенка. Игра способствует развитию внимания, навыков классификации предметов.
Вспомни и покажи
Вам потребуются: 4 карточки с разными картинками. Разложите картинки перед ребенком, рассмотрите их. Затем переверните изображениями вниз, не изменяя их местоположения. Попросите малыша показать вам, где спряталась та или иная картинка. «Сейчас мы проверим, ну-ка, кто у нас здесь прячется? Молодец, правильно показал!». Раскрыв все карточки, поменяйте их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь переверните и повторите игру. Игра способствует развитию памяти, внимания.
За покупками
Сделайте импровизированный магазин с разнообразным ассортиментом товаров. Попросите малыша сходить за покупками. Перечислите то, что необходимо купить. В первые занятия список товаров может ограничиваться двумя-тремя единицами, в дальнейшем количество необходимых вещей увеличивается. «Сходи, пожалуйста, в магазин и купи 1 кубик и 2 детали от конструктора» и т.п. Если кроха не справляется с заданием, помогите ему, сходите в «магазин» вместе, выбирая покупки, проводите сравнительный анализ: «Нам надо купить 2 кубика, 1 красный, 1 синий. Давай их поищем. Вот лежит кубик, он красный? Нет? А может быть, он синий? Нет, конечно, он зеленый. Зеленый кубик нам пока не нужен и т.п.». Можно играть в специализированные магазины: «Одежда», «Игрушки», «Хозтовары». Таким образом ребенок обучается обобщению предметов по их свойствам. Игра способствует развитию памяти, внимания.
Собери картинку
Вам потребуются: крупная яркая картинка с изображением одиночного предмета. Разрежьте картинку пополам, покажите ребенку, как из двух половинок можно составить целое изображение. Усложняя задание, разрежьте картинку на четыре части, но, желательно, чтобы в этом случае перед глазами у малыша была картинка-образец. Помогайте крохе, комментируя свои действия: «Это что такое? Это хвост собачки. Давай посмотрим, где у собаки должен быть хвост». И т.д. Игра способствует развитию памяти, внимания, мелкой моторики.
Зайцы бывают...
Вы описываете малышу какое-нибудь животное, а он должен изобразить это в действии, например: «Зайцы бывают длинноухие (ребенок машет руками над головой, изображая уши), прыгучие (кроха прыгает), маленькие (малыш присаживается на корточки)». «Медведи бывают косолапые, большие, ходят на четырех лапах» и т.д. Игра способствует развитию внимания, координации движений.
Веселый заяц
Дайте ребенку мягкую игрущку, себе возьмите другую. Объясните, что ваша игрушка будет показывать
движения, а игрушка малыша должна их повторить. Затем поменяйтесь ролями. Читайте веселое стихотворение:
Шаг ногой, теперь — другой.
Покивай мне головой.
Помаши передней лапой,
Покажи, как машешь папе.
Вправо, влево наклонись,
Не зевай и не ленись!
Игра способствует развитию внимания, координации движений, моторики.
Сложи домик
Вам потребуются: геометрические фигуры для складывания домиков (прямоугольники, треугольники, квадраты). Разложите перед малышом фигуры разного цвета. Попросите собрать все домики из деталей одинакового цвета. Придумайте, кто будет жить в этих домиках. Затем от имени «жильцов» вносите предложения по переустройству жилища, например: «Зайка из синего домика хочет, чтобы ты поменял ему крышу. Вместо синей поставил красную. А мышка из желтого домика хочет, чтобы окно у нее стало квадратное». Игра способствует развитию внимания, помогает изучить цвет и форму предметов.
Геометрический магазин
Вам потребуются: игрушки с четкими геометрическими формами: мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки, формочки для песка и т.п.) геометрические фигуры, вырезанные из картона. Пригласите малыша в магазин. Покажите ему вырезанные фигурки и объясните, что в вашем магазине игрушки продаются только за такие деньги, но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует вырезанной геометрической фигуре. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик - за квадрат, домино — за прямоугольник и т.д. Можно усложнить задание, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика, за три круга — три кольца от пирамидки. Играя, ребенок изучает форму предметов.
Сделай как я
Вам потребуются: шарик, кубик, конус, цилиндр, геометрические фигуры, вырезанные из картона, кукла, нарисованный человечек. Отдайте малышу картонные фигуры, объемные возьмите себе. Предложите нарисованному человечку поиграть с куклой. Кукла будет создавать конструкции из объемных фигур, а человечек — из вырезанных. Поставьте кубик на цилиндр, попросите малыша повторить ваши действия, но с картонными фигурами. Меняйте местоположение игрушек: шар на кубике, конус на цилиндре и т.д. Затем поменяйтесь образцами. Теперь вы раскладываете плоские фигуры, а малыш играет с объемными. Игра помогает изучить форму предметов, развивает умение соотносить плоскостные и объемные фигуры.