Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.
1. Чтение и анализ.
2. Сопоставительный анализ источника и мнения.
3. Анализ и аргументация автора.
4. Постановка вопросов к тексту.
5. Сравнительный анализ.
6. Отбор материала.
Памятка-алгоритм написания конспекта.
1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
2. Конспектированию предшествует составление плана.
3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.
5. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
6. В конспекте можно использовать цитаты.
7. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.
Памятка-алгоритм написания эссе.
1. Начинать эссе целесообразно с определения личной позиции (на мой взгляд; в данном высказывании есть…; я согласен с тем, что…).
2. В следующем предложении сформулировать свое понимание этого высказывания, перефразировать его.
3. В форме тезисов изложить собственное мнение по теме. Тезисы обосновать с помощью фактов, примеров. Фразы должны быть короткими, емкими, лаконичными.
4. Обосновать взгляд на проблему, обращаясь к теоретическим положениям. Нельзя опираться на примеры из личной жизни.
5. В заключение (1-2 предложения) подводятся итоги работы. Здесь можно перечислить вопросы, которые остались нераскрытыми, обозначить перспективу.
6. Дополнительные аргументы в пользу автора эссе:
- если дается информация об авторе высказывания,
- если упоминаются его предшественники или научные противники,
- если описываются различные точки зрения или подходы к решению проблемы.
- если указывается значение используемых понятий и терминов.
III.Критерии оценивания
1. Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".
2. Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".
3. Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на "5".
IV. Темы самостоятельных внеаудиторных работ по истории
Самостоятельная работа№1
Тема: «Чудеса света древности»
Цели:
1) Развитие общей компетенции использования информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности.
2) Овладение умениями комплексного анализа, поиска и систематизации исторической информации.
3) Приобщение к культурному наследию древних цивилизаций.
Время выполнения – 4 часа
Источник: интернет-ресурсы
Задание: 1) составить таблицу «7 чудес света древности» по следующей форме:
Название чуда света | Время постройки | Место построй ки | Предназначение постройки | Сохранилось ли до наших дней | Причина разру шения |
Описать одно из семи чудес света
Сделайте вывод о значении древних построек для мировой цивилизации.
Критерии оценивания:
Полнота и правильность заполнения таблицы и наличие вывода - оценивается оценкой 5;
Наличие небольших неточностей и наличие вывода- оценивается оценкой 4;
Отсутствие полноты ответа и вывода – оцениваются оценкой 3.
Самостоятельная работа №2
Тема: Культура и духовная жизнь Руси в X-XVIвв.
Цели:
1) Развитие общей компетенции использования информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности.
2) Овладение умениями комплексного анализа, поиска и систематизации исторической информации.
3) Приобщение к культурному наследию Древней и Средневековой Руси.
Время выполнения – 4 часа
Литература:
1.Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1 /В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков. – М.: «Академия», 2011 § 22,30.
2. Интернет-ресурсы.
Задание 1:
1) Выявите наиболее важные культурные достижения Руси X-XIII вв. и заполните таблицу, используя материалы§ 22:
Культура Руси X-XIII вв.