Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплин
Цель и задачи учебной дисциплины
Цель:фрагментарно познакомить обучающихся воскресной школы с содержанием Священного Писания Нового Завета
Задачи:
- изложить обучающимся основы православной концепции мира с точки зрения Нового Завета;
- в определенной хронологии познакомить детей с некоторыми фрагментами Священного Писания Нового Завета;
- пополнять словарный запас детей, работая над чтением и смыслом историй Нового Завета;
- развивать связную речь, кругозор обучающихся;
- на примерах новозаветных историй формировать представление о положительных и отрицательных чертах поведения;
- на примерах притч закладывать основы нравственного поведения, учить анализировать свои поступки;
- развивать чувство ответственности за свои поступки;
- воспитывать любовь и сострадание к окружающему миру: людям, животному и растительному миру.
Место учебной дисциплины в ряду других дисциплин
«Священное Писание Нового Завета» как учебный предмет, изучаемый в воскресной школе во 2 классе, является базой для дальнейшего изучения «Христианской этики», «Истории христианской церкви» во 3 и 4 классах воскресной школы. Курс новозаветной истории рассчитан на детей 8-10 лет.
Учебная дисциплина, преподаваемая в воскресной школе состоит из 2 уроков. На первом уроке обучающиеся фрагментарно знакомятся с содержанием Священного Писания Нового Завета. На втором уроке, являющимся продолжением первого, дети совместно с преподавателем просматривают и анализируют фрагменты подобранных детских кинофильмов. Данная работа позволяет закрепить материал фрагментов Священного Писания Нового Завета (Приложение 1. Приложение 2). Стоит отметить, что подбор кинофильмов к таким урокам носит рекомендательный характер и не является обязательным в течение последующих учебных лет, что связано с разным уровнем подготовленности детей, поступающий ежегодно для обучения в воскресную школу.
Требования к уровню подготовки выпускника, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся воскресной школы должны
знать:
- основы православной концепции мира с точки зрения Нового Завета;
- отдельные фрагменты Священного Писания Нового Завета;
- содержание отдельных притч, включенных в Новый Завет.
уметь:
- анализировать свои поступки и поступки своих одноклассников в соответствии с притчами, изложенными в Новом Завете;
- на детском уровне пояснять некоторые притчи, содержащиеся в Новом Завете;
- на примерах притч и историй Священной Писания Нового Завета рассуждать о собственных положительных и отрицательных поступках и поступках своих одноклассников.
Содержание тем учебной дисциплины
1 полугодие
Тема 1. Для чего Господь Иисус Христос пришел на землю.
Вспомним истории Адама и Евы, Каина и Авеля. Для чего Господь послал на землю всемирный потоп? Изменились ли люди после потопа (привести несколько примеров жизни ветхозаветных людей после потопа)?
Тема 2. Рождество и Введение во храм Пресвятой Богородицы.
События, с которыми связаны праздники Рождества и Введения в храм Пресвятой Богородицы. Почему православные христиане почитают эти праздники? Примеры из жизни Пресвятой Богородицы.
Тема 3. Рождество Христово.
События, связанные с Рождеством Христовым и поклонением волхвов. Почему христиане особо почитают этот праздник? Примеры из художественной литературы и из своей жизни, подтверждающие то, как своим поведением мы должны показывать почтение Господу за то, что он сошел на землю ради нашего спасения.
Тема 4. История Иоанна Крестителя (Предтечи).
История Иоанна Крестителя, его характеристика. Какие качества его характера считаем наиболее важными? Почему эти качества необходимы в жизни?
Тема 5. Крещение Господне.
История, связанная с Крещением Господним. Почему Иисусу Христу необходимо было креститься? Если сам Бог исполняет закон, то как мы должны его исполнять? Что значит жить по закону?
Тема 6. Искушение Иисуса Христа в пустыне.
История об искушении Христа в пустыне. Что поучительного для нас в этой истории? Как мы боремся с искушениями?
Тема 7. Чудо на браке в Кане Галилейской.
Понятие чуда. Библейская история чуда, произошедшего на браке в Кане Галилейской. Является ли чудом молитва? Почему? Чем для нас является молитва, и почему она важна в жизни?
Тема 8. Чудеса Иисуса Христа над природой (укрощение бури, хождение по водам).
Библейские истоиии о чудесах Христа над природой (укрощение бури, хождение по водам). Тренировка воли, своего характера - это чудо и почему?
Тема 9. Изгнание торгующих из храма.
История об изгнании торгующих из храма. Что поучительного для нас в этой истории? Для чего необходимо посещать храм? Как мы посещаем храм и как там себя ведем.
Тема 10. Притча о добром самарянине.
Что такое притча? Для чего Христос говорил притчами с народом? Перескажите притчу о добром самарянине. Что для нас поучительного в этой притче? Как мы должны вести себя с окружающими нас людьми, одноклассниками?
Тема 11. Обобщение и закрепление ранее изученного материала.
Подведение итогов 1 полугодия.
2 полугодие
Тема 12. Притча о добром самарянине (продолжение).
Перескажите притчу о добром самарянине. Что для нас поучительного в этой притче? Примеры литературных героев из художественной литературы, напоминающие своим поведением доброго самарянина. Приведите примеры из художественной литературы или из фильмов, где действующие лица были бы похожи на доброго самарянина. Были ли такие случаи, когда вы поступали, как добрый самарянин?
Тема 13. Притча о мытаре и фарисее.
Что такое притча? Для чего Христос говорил притчами с народом? Содержание притчи о фарисее. Что для нас поучительного в этой притче? Не ведем ли мы себя по отношению к другим, как фарисеи?
Тема 14. Притча о блудном сыне.
Содержание притчи о блудном сыне. Что для нас поучительного в этой притче. Как мы ведем себя по отношению к родителям.
Тема 15. Притча о талантах.
Содержание притчи о талантах. Что для нас поучительного в этой притче? Приумножаете ли вы свои таланты? Каким образом?
Тема 16. Притча о жестоком заимодавце (Притча о добром царе и злом рабе).
Содержание притчи о жестоком заимодавце. Что для нас поучительного в этой притче? Примеры из художественной литературы или из фильмов, где главный герой был бы похож на заимодавца или доброго царя. На кого в жизни больше похожи мы?
Тема 17. Притча о сеятеле.
Содержание притчи о сеятеле. Что для нас поучительного в этой притче? Как вы считаете ваша душа является какой почвой?
Тема 18. Повторение и закрепление материала о новозаветных притчах.
Что такое притча? Для чего Христос говорил притчами с народом? Какие евангельскик причти вам известны? Расскажите их?
Тема 19. Вход Господень в Иерусалим.
Евангельская история Входа Господня в Иерусалим. Как вы объясните, почему во время этого праздника Христа встречали, как царя и через неделю предали казни? Чему нас учит данная история?
Тема 20. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду.
Почему Христос, несмотря на трудности всех испытаний, все-таки принимает страдания на кресте за людей? Стоит ли нам ценить мучения Христа и как это должно отражаться на нашей жизни?
Тема 21. Предательство Иисуса Христа Иудой.
Евангельская истоирия предательства Иуды. Какими чертами обладал Иуда? Нравятся ли вам эти качества? Расскажите о том, как вы ведете себя по отношению к родителям, друзьям, одноклассникам.
Тема 22. Воскресение Христово (Пасха).
Евангельские события Светлого Христова Воскресения. Вспомните, с какими событиями связано празднование этого праздника в Ветхом Завете. Дайте различие между ветхозаветной и новозаветной Пасхой.
Тема 23-24. Обобщение и закрепление ранее изученного материала.
Подведение итогов 2 полугодия.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплин
Основная литература
- Библия для детей (любое издание)
- Захарова Л.А., Новый Завет. Рабочая тетрадь. Методическая разработка для уроков
Закона Божия в воскресной школе. – Пущино, 2010. - Захарова Л.А., Новый Завет. Конспект учителя. Пущино. – 2010.
- Слободской С. прот. Закон Божий: Руководство для семьи и школы. – М.: Елеон, 2000.
Дополнительная литература
- Ганаго Б.А. Детям о вере: Рассказы для детей / худ. Сорока Н. –Минск: Изд. Белорусского экзархата, 2005. – 540 с.
- Соколов А. прот. Библия для детей: Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома с прорисями из Лицевой Библии 1914 г. – СПб: Сатисъ, 2002.
Список произведений художественной литературы, рекомендуемых преподавателю для привлечения в качестве дополнительного материала на 1-м уроке
- Л. Толстой. Рассказы для детей.
- К. Ушинский. Рассказы для детей.
- В. Осеева. Рассказы.
- В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Н. Носов. Рассказы.
- А. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино.
- В. Бианки. Рассказы о природе.
- С. Аксаков. Аленький цветочек.
- К. Паустовский. Тёплый хлеб.
- Н. Сладков. Рассказы о живой природе.
- Г. Х. Андерсен. Сказки.
- Братья Гримм. Сказки
- А. Куприн. Белый пудель.
- А. Погорельский. Чёрная курица.
- В. Губарев. Королевство кривых зеркал.
Приложение 1
Предлагаемые виды работ для закрепления учебного материала фрагментов Священного Писания Нового Завета
(см.п. 2, приложение 2)
1 полугодие
Тема 1. Для чего Господь Иисус Христос пришел на землю.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Щенок».
Тема 2. Рождество и Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Рождественский ангел».
Тема 3. Рождество Христово.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Рождественская звезда».
Тема 4. История Иоанна Крестителя (Предтечи).
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Варвара-краса – длинная коса».
Тема 5. Крещение Господне.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Буратино» (Почему важно послушание родительской воле?).
Тема 6. Искушение Иисуса Христа в пустыне.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Принцесса-пастушка».
Тема 7. Чудо на браке в Кане Галилейской.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Рождественская девочка».
Тема 8. Чудеса Иисуса Христа над природой (укрощение бури, хождение по водам).
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Принцесса-пастушка».
Тема 9. Изгнание торгующих из храма.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Золотая антилопа».
Тема 10. Притча о добром самарянине.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Король Дроздобород».
Тема 11. Обобщение и закрепление ранее изученного материала.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Чучело».
2 полугодие
Тема 12. Притча о добром самарянине (продолжение).
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Чучело».
Тема 13. Притча о мытаре и фарисее.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Звездный мальчик».
Тема 14. Притча о блудном сыне.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Буратино».
Тема 15. Притча о талантах.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Полианна».
Тема 16. Притча о жестоком заимодавце (Притча о добром царе и злом рабе).
Просмотр и анализ детского мультипликационного фильма «Волк и Олень».
Тема 17. Притча о сеятеле.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Маленькая принцесса» (режиссер В. Грамматиков).
Тема 18. Повторение и закрепление материала о новозаветных притчах.
Просмотр и анализ детского мультипликационного фильма «Полкан и Шавка».
Тема 19. Вход Господень в Иерусалим.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Госпожа Метелица».
Тема 20. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Госпожа Метелица».
Тема 21. Предательство Иисуса Христа Иудой.
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Белый пудель».
Тема 22. Воскресение Христово (Пасха).
Просмотр и анализ фрагмента детского кинофильма «Золотые рога».
Тема 23-24. Обобщение и закрепление ранее изученного материала.
Просмотр и анализ фрагментов детского кинофильма «Частное пионерское».
Приложение 2
Список фрагментов детских кинофильмов и мультипликационных фильмов, рекомендуемых преподавателю для просмотра и анализа на 2-х уроках
(см. п. 2, приложение 1)
1. х/ф «За имя Моё…»
2. х/ф «Финист - ясный сокол»
3. х/ф «Частное пионерское»
4. х/ф «Рождественская девочка
5. х/ф «Рождественское чудо»
6. х/ф «Православные притчи»
7. х/ф «Два капитана» - 1955 г.
8. х/ф «Морозко»
9. х/ф «Варвара – краса, длинная коса»
10. х/ф «Буратино»
11. х/ф «Чучело»
12. х/ф «Огонь, вода и … медные трубы»
13. х/ф «Король Дроздобород»
14. м/ф «Золотая антилопа»
15. м/ф «Полкан и Шавка»
16. м/ф «Олень и Волк»
17. х/ф «Принцесса-пастушка»
18. х/ф «Полианна»
19. х/ф «Маленькая принцесса»
20. х/ф «Чудотворные Богродичные иконы Афона»
Пояснения к данному списку даны в п.2, где сказано, что подбор кинофильмов к таким урокам носит рекомендательный характер и не является обязательным в течение последующих учебных лет, что связано с разным уровнем подготовленности детей, поступающий ежегодно для обучения в воскресную школу. Это отмечено и в заголовках обоих приложений:
Предлагаемые виды работ для закрепления учебного материала фрагментов Священного Писания Нового Завета
(см.п. 2, приложение 2)
Список фрагментов детских кинофильмов и мультипликационных фильмов, рекомендуемых преподавателю для просмотра и анализа на 2-х уроках
(см. п. 2, приложение 1)
То есть фильмы, предложенные в Приложении 1 не являются обязательными ежегодно для применения. А в Приложении 2 даны еще и другие фильмы, которые не использованы в Приложении 1. Так как выбор фрагментов фильмов зависит от уровня развитости обучающихся, что и было сказано в п.2. НЕВОЗМОЖНО ОДИН И ТОТ ЖЕ УРОК ПРОВЕСТИ ОДИНАКОВО ДВАЖДЫ (из опыта работы).
Этот список может изменятся ежегодно (в данной программе на данный момент такой список, на следующий год м.б. внесены некоторые изменения), т.к. по правилам учебного процесса НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ МОЖНО И РЕКОМЕНДОВАНО ВНОСИТЬ ЕЖЕГОДНО.