Тема 2. Басенное творчество И.А. Крылова и его предшественников

Литература

Тексты

1. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли».

2. А.Д. Кантемир «На хулящих учение. К уму своему».

3. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия… имп. Елисаветы Петровны… 1747 года», «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Разговор с Анакреоном».

4. А.П. Сумароков «Димитрий Самозванец», «Рогоносец по воображению» или др. комедии и трагедии.

5. Н.И. Новиков «Отписки крестьянские», «Помещичий указ ко крестьянам», «Отрывок из путешествия в *** И*** Т***», «Лечебник», «Ведомости», «Письма к Фалалею», «Опыт модного словаря щегольского наречия» и др. тексты.

6. Д.И. Фонвизин «Бригадир», «Недоросль».

7. Г.Р. Державин «Фелица», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Приглашение к обеду», «Евгению. Жизнь Званская», «Цыганская пляска», «Русские девушки», «Памятник» и др.

8. Н.М. Карамзин «Что нужно автору?», «Бедная Лиза» и одну повесть на выбор: «Наталья, боярская дочь», «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Марфа Посадница, или покорение Новагорода».

9. И.А. Крылов Басни.

10. А. Погорельский «Лафертовская маковница»; В. Одоевский «Последний квартет Бетховена», «Импровизатор», «Живописец», «Себастьян Бах», «Бал», «Княжна Мими», «Сильфида»; Н. Полевой «Блаженство безумия»; О. Сомов «Русалка», «Оборотень», «Бродящий огонь»; А. Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга», «Вечер на бивуаке», «Замок Эйзен», «Страшное гаданье» или др. повести названных авторов – одну на выбор.

11. В.А. Жуковский «Сельское кладбище», «Вечер», «К мимопролетевшему знакомому гению», «Невыразимое», «Лала Рук», «Таинственный посетитель», «Певец во стане русских воинов», «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа», «Замок Смальгольм», «Кубок».

12. К.Н. Батюшков «Мои пенаты», «К Дашкову», «Умирающий Тасс», «На развалинах замка в Швеции» и др. стихотворения.

13. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

14. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Капитанская дочка», стихотворения.

Семинарские занятия и коллоквиумы

Сатирические типы в русской журналистике и комедиографии

Второй половины XVIII века

  1. Самостоятельно подготовить в виде монолога или диалога отрывок из писем щеголих в журнале Н.И. Новикова «Трутень», «Писем к Фалалею» в журнале Н.И. Новикова «Живописец», комедии «Урок дочкам» И.А. Крылова, комедии «Рогоносец по воображению» А.П. Сумарокова, «Бригадир», «Недоросль» Д.И. Фонвизина.
  2. Каковы речевые способы создания сатирического образа (книжная или разговорная лексика, употребление бранных слов, фольклорные обороты, «профессиональные слова», иностранные слова)? Какой образ в итоге создаётся? Сатирический эффект в диалогах носителей разных речевых масок.
  3. Охарактеризуйте социальные типы, воплотившиеся в масках «щеголя» и «щеголихи», «дурака» и «дурищи», грубого помещика, «солдафона», «семинариста», «иностранца». Какие проблемы общества второй половины XVIII века отразились в них?
  4. Насколько они могут быть актуальны сегодня? Насколько актуальны подобные способы создания образов в современном театре? Нужна ли модернизация при постановке комедий XVIII века? Какие способы актуализации драматургии XVIII века Вы бы предложили?

Тема 2. Басенное творчество И.А. Крылова и его предшественников

  1. Найти басни В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, И.И. Хемницера, И.И. Дмитриева, написанные на тот же сюжет, что и известные басни И.А. Крылова (Стрекоза и Муравей, Ворона и Лиса, Богач и Бедняк, Лиса и виноград, Два голубя и др.)
  2. Сравнить басни Крылова с баснями авторов XVIII века:

а) Передача пластики животного

б) Речь персонажей и автора

в) Бытовые детали, пейзаж

3. Каково соотношение животного и человеческого в персонажах? Насколько сложен характер персонажа? Каково отношение автора к каждому из них? Полностью ли соответствует мораль басенному сюжету и характеру изображения персонажей? Что преобладает – дидактика или художественность? Каков драматургический потенциал басен?

Тема 3. Русская романтическая повесть 20–30-х годов

  1. Прочитать одну повесть Погорельского, Одоевского, Сомова, Бестужева-Марлинского. Уметь кратко пересказать сюжет.
  2. К какому типу повестей относится выбранное произведение (историческая, фантастическая, фольклорная, этнографическая повесть)?
  3. Какова проблематика повести?
  4. Образ главного героя (внешность, речь, поведение).
  5. Источники фантастического (западноевропейская литература, европейский или русский фольклор). Функции фантастики.
  6. Особенности стиля.
  7. Какие проблемы эпохи романтизма, особенности романтического мировидения, романтического стиля отразились в повести?

Тема 4. «Повести Белкина» А.С. Пушкина и русская повесть его времени

1. Сравнить сюжет и героев «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина и «Барышни-крестьянки» А.С. Пушкина. Какие традиции сентиментализма и как использует Пушкин? Как Вы думаете, почему Пушкин делает финал счастливым?

2. Сравнить сюжет «Бедной Лизы» и «Станционного смотрителя».

3. Какие клише романтического героя обыгрывает Пушкин в «Барышне крестьянке»?

  1. Как переосмыслен романтический сюжет в «Метели»?
  2. Как оценивается романтический герой в «Выстреле»?
  3. Образ главного героя и функция фантастики в «Гробовщике»?
  4. Образ Белкина, система рассказчиков, эпиграф из «Недоросля».
  5. Насколько «реалистичны» повести Пушкина по сравнению с произведениями предшественников и современников, что делает их таковыми?

Тема 5. Коллоквиум по книге Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре

(Быт и традиции русского дворянства XVIII – начало XIX века)»

Наши рекомендации