Работа по формированию бережного отношения к учебнику и «Рабочей тетради».
Актуализирующая беседа.
· Вспомните ещё раз, какую ценность для нас представляют книги. А учебные книги представляют для людей какую-либо ценность?
· Чтобы книги долго хранились и люди долго могли пользоваться ими, как необходимо к ним относиться?
· Что значит беречь и бережно относиться? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?
Практическая работа.
· Давайте покажем, как правильно нужно перелистывать страницы учебника и «Рабочей тетради». Послушаем, какой ряд это делает тише.
· А как правильно убирать в портфель «Рабочую тетрадь» и учебник, как правильно доставать? Покажите, пожалуйста. Послушаем, какой ряд это делает тише, аккуратнее.
· Кто из вас догадается, что нужно сделать с учебником и «Рабочей тетрадью», чтобы обложка не испачкалась, не помялась? (Надеть дополнительную обложку.)
· Какие виды обложек вы знаете?
· А что нужно сделать, чтобы быстро найти ту или иную страницу в учебнике, чтобы не перелистывать все страницы и не искать долго страницу, на которой остановился? (Сделать закладку.)
· Какие виды закладок вы знаете?
Выбор наиболее подходящих обложек и закладок для учебника и тетради в совместной работе в группах.
· Сейчас каждая группа получит один вид обложки и одну закладку. Ваша задача — доказать, подходит такая обложка и закладка к учебнику или тетради, если да, то почему, а если нет, то тоже объяснить, почему.
· Сейчас каждая группа выскажет свои предположения, а остальные дополнят и поправят, если это необходимо.
· Молодцы, я надеюсь, что вы будете аккуратно относиться у своим учебникам и «Рабочей тетради», а дома обязательно подберёте для них обложки и закладки.
Подведение итогов урока, рефлексия.
· С каким новым учебным предметом и учебником мы сегодня познакомились?
· Что ещё нового узнали на уроке?
· Чему научились?
· Какие выводы сделали из своей практической работы с учебником и тетрадью? О чём всегда нужно помнить?
· Что особенно понравилось на уроке? Возникло ли у вас желание учиться по новым учебникам? Почему?
· Обсудите дома с родителями, какую обложку вам хотелось бы надеть на свой новый учебник.
· Также подумайте и над вариантом закладки для учебника «Литературное чтение». Постарайтесь свой выбор обосновать.
Рекомендации для занятий в семье.[2]
Так как работа на уроке была посвящена осмыслению всех элементов учебной книги и прояснению назначения каждого элемента, а также воспитанию бережного отношения к учебнику, то родители могут дома закрепить с детьми все знания и умения, полученные на уроке. Повторите с ребёнком, какие элементы книги он знает, какую роль выполняет каждый элемент учебника, почему нужно бережно относиться к учебным книгам. Далее хорошо бы предложить ребёнку придумать какой-то свой оригинальный вариант обложки к учебнику, а также вариант закладки. Прежде чем помочь ребёнку выбрать обложку, спросите, к каким выводам относительно выбора обложки и закладки дети пришли в классе и почему. Далее обсудите, какую обложку хотелось бы надеть на учебник и тетрадь, а какая в большей степени подойдёт. Также поговорите с ребёнком о том, что дорогая обложка — не значит хорошая и подходящая, что выбирать обложку нужно, исходя из материальных возможностей семьи. А ещё обложку можно сделать своими руками, но такую, чтобы она не была слишком тяжёлой для корочек. Обложку можно красиво подписать, раскрасить и т. д. Такую же работу можно проделать и по отношению к закладке.
Урок 2
Тема:В. Данько. «Загадочные буквы»
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать, что такое выставка книг, как на ней размещаются книги; уметь читать текст цепочкой, в паре и выборочно; понимать читаемое, отвечать на вопросы учебника; определять смысл выражения «загадочные буквы», заменять слово «загадочные» синонимами; знать автора и название изучаемого произведения.
Метапредметные:
регулятивные: интерпретировать цели изучения темы, оценивать результаты своей деятельности на уроке и деятельности одноклассников;
познавательные: уметь заменять модель слова на слово, обозначающее предмет, изображённый на картинке (работа с моделями); уметь считывать информацию с моделей обложек книг, интерпретировать её (работа с информацией);
коммуникативные: толковать учебные задачи урока, сформулированные учителем, осознавать цели изучения темы; уметь договариваться о последовательности выполнения работы в паре;
Личностные:осознавать смысл работы со шмуцтитулом и учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при составлении двустиший о буквах.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс», часть 1, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне; зелёные — есть небольшие недочёты в работе; фиолетовые — надо подтянуться), мультимедиапроектор (по возможности).
Ход урока.