Раздел III. Арабский халифат

Коран1

Публикуется по: Коран / Пер. И. Ю. Крачковского.

м., то

Сура 2. Корова

173 (178). О те, которые уверовали! Предписано вам возмез­дие за убитых: свободный — за свободного, и раб — за раба, и женщина — за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то — следование по обычаю и возмещение ему во благе.

220 (221). Не женитесь на многобожницах, пока они не уве­руют: конечно, верующая рабыня лучше многобожницы, хотя бы она и восторгала вас. И не выдавайте замуж за многобожни-ков, пока они не уверуют: конечно, верующий раб — лучше мно-гобожника...

276 (275). Те, которые пожирают рост, восстанут только та­кими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикос­новением. Это — за то, что они говорили: «Ведь торговля — то же, что рост», а Аллах разрешил торговлю и запретил рост.

Сура 4. Женщины

3 (3). А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиро­тами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех...

(4) И давайте женам их вено в дар.

7. А когда вы отдаете... [детям] их имущество, то берите к ним свидетелей. И довольно Аллаха как счетчика!

12 (11). Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерей. А если они [дети] — женщины, числом более двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина. А родителям его, каждо­му из двух — одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка и ему наследуют его родители, то матери — одна треть. А если есть у него братья, то матери — одна шестая после завещанного, которое он завещает, или дол­га...

13 (12). И вам — половина того, что оставили ваши супруги, если у них нет ребенка. А если... есть... то вам — четверть того, что они оставили после завещанного... или долга.

15. А если мужчина бывает наследником по боковой линии, или женщина, и у него есть брат или сестра, то каждому из них обоих — одна шестая. А если их больше этого, то они — соуча­стники в трети после завещанного... или долга...

19 (15). А те из ваших женщин, которые совершат мер­зость, — возьмите в свидетели против них четырех из вас. И если они засвидетельствуют, то держите их в домах, пока не упокоит их смерть или Аллах устроит для них путь.

26 (22). Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы, разве только это произошло раньше.

27 (23). И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери, которые вас вскормили, и ваши сестры по кормлению, и матери ваших жен, и ваши вос­питанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен...

94 (92). Не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке. А кто убьет верующего по ошибке, то — ос­вобождение верующего раба и пеня, вручаемая его семье, если они не раздадут ее милостынею. А если он из народа враждеб­ного вам и верующий, то — освобождение верующего раба. А если он из народа, между которым и вами договор, то — пеня, вручаемая его семье, и освобождение верующего раба. Кто же не найдет, то — пост двух месяцев последовательных, как пока­яние перед Аллахом.

95 (93). А если кто убьет верующего умышленно, то воздаяние ему — геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!

Сура 5. Трапеза

35 (32). По этой причине предписали мы сынам Исраила: кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех.

42 (38). Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха.

48 (44). Мы низвели Тору...

49 (45). И предписали мы в ней, что душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение. А кто пожертвует это милостыней, то это — искупление за него.

Сура 17. Перенес ночью

16 (15). Кто идет прямым путем, тот идет для самого себя, а кто заблуждается, то заблуждается во вред самому себе; не по­несет носящая ношу другой, и мы не наказывали, пока не посы­лали посланца.

23 (22). Не делай с Аллахом другого божества, чтобы не оказаться тебе порицаемым, оставленным.

24 (23). И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние. Если дос­тигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное.

33 (31). И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их — великий грех!

34 (32). И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это — мерзость...

35 (33). И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву, а если кто был убит несправедливо, то мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь.

36 (34). И не приближайтесь к имуществу сироты иначе, как с тем, что лучше, пока он не достигнет своей зрелости, и испол­няйте верно договоры: ведь о договоре спросят.

37 (35). И будьте верны в мере, когда отмериваете, и взвеши­вайте правильными весами.

Сура 24. Свет

2 (2). Прелюбодея и прелюбодейку — побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним... И пусть присутствует при их наказании группа верующих.

3 (3). Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка — на ней женится только пре­любодей или многобожник.

4 (4). А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, — побейте их 80 удара­ми и не принимайте от них свидетельств никогда; это — распут­ники.

6 (6). А те, которые бросают обвинение в своих жен, и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них — четыре свидетельства Аллахом, что он правдив,

7 (7). а пятое, — что проклятие Аллаха на нем, если он лжец.

8 (8). И отклоняется от нее наказание, если она засвидетель­ствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он лжец,

9 (9). а пятым, что гнев Аллаха на ней, если он правдив. 33 (33). И пусть будут воздержаны те, которые не находят

возможности брака, пока не обогатит их Аллах своей щедрос­тью. А те, которые хотят записи [о свободе], из тех, которыми овладели десницы ваши, — записывайте их, если знаете, что в них есть добро, и давайте им из достояния Аллаха то, что он дал вам; и не принуждайте ваших девушек к распутству, если они хотят целомудрия, стремясь к случайностям жизни ближней. А кто их вынудит... то ведь Аллах и после принуждения их — прощающий, милосердный!

Сура 83. Обвешивающие

1 (1). Горе обвешивающим,

2 (2). которые, когда отмеривают себе у людей, берут полно­стью,

3 (3) а когда мерят или вешают, сбавляют!

10 (10). Горе в тот день обвиняющим во лжи,

11 (11). которые считают ложью день суда!

12 (12). А считает его ложью лишь всякий преступник греш­ный.

Сунна1

Публикуется по: Хадисы Пророка / Пер. и коммент. Иман Валерии Пороховой; Под. ред. Мухаммада Сайда Алъ-Рошда. М., 2000. С. 62-148

Хадис 41.По свидетельству Абдуллы ибн Амр ибн аль-Аас...:2 К грехам первого порядка относятся: почитание с Алла­хом наравне другого божества; непослушание по отношению к родителям; лишение человека жизни и лжесвидетельство [на суде]. (Бухари)3

Хадис 59.По свидетельству Уасиля бин алъ-Аска...: Тот, кто продает вещь, заведомо зная о наличии в ней дефекта, и не сообщает об этом покупателю, навсегда останется под гневом Аллаха. (Ибн Маджа)

Хадис 95.По свидетельству Ибн У мара...: Для каждого мусульманина [строго] необходимо слушать и повиноваться [ве­лениям мусульманского правителя], но только если эти веления не принуждают [мусульманина] ослушаться [Господних] запо­ведей; а потому, если указ правителя вступает в противоречие с Господним вероуставом, к нему не следует ни прислушиваться, ни повиноваться. (Бухари и Муслим)

Хадис 96.По свидетельству Абу Хурейра...: Люди каждой страны сообща владеют: питьевыми источниками; лесными и пастбищными массивами; энергетическими запасами. (Бухари и Муслим)

1 Сунна (ас-Сунна; от араб, «обычай», «пример») — второй по зна­чимости источник религиозных, моральных и правовых предписаний для всех мусульман, в котором повествуется о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда. Письменная фиксация и кодификация текстов Сунны началась сравнительно рано — уже в начале VIII в. Основная составляющая единица Сунны — хадис (араб, «рассказ»), подразделя­ется на две неравные части: сопроводительно-удостоверяющую (иснад; араб, «опора») и повествовательную (матн; араб, «текст»),

2 Курсивом выделена сопроводительно-удостоверяющая часть ха-диса (иснад), перечисляющая поколения передатчиков информации. В настоящем издании сокращена.

3 Курсивом в круглых скобках воспроизводится присутствующая в конце каждого хадиса ссылка на предшествующие сборники хадисов, из которых автор цитируемого нами сборника заимствовал материал.

Хадис 104.По свидетельству Абу Хурейра...: Пророк... поднялся на ноги и заговорил с нами об «аль гулюл[е]»\ подчер­кивая важность вопроса и заявляя при этом, что «аль гулюль» является большим грехом: «Никогда не совершайте «аль гулюль», так как мне не хотелось бы видеть никого из вас в Судный День, несущего на своей шее блеющую овцу или ржащую лошадь... золото и серебро и взывающего [ко мне]... (Сахих аль-Бухари)

Хадис 115.По свидетельству Абу Хурейра...: Если кто-то, крадучись, заглядывает в ваш дом и вы бросаете в него камнем, повреждая при этом его зрение, — на вас не ляжет грех. (Сахих аль-Бухари)

Хадис 120.По свидетельству Абу Хурейра...: Тот, кто женил­ся на женщине, пообещав калым [предбрачный дар], но не наме­ревался выплатить его, тот — прелюбодей; тот, кто занял в долг, не собираясь возвратить его, тот — вор. (Сахих аль-Бухари)

Хадис 121.По свидетельству Абу Бакра... Пророк... ска­зал: «Если два мусульманина скрестят мечи, то и убивший и убитый попадут в ад».

Я сказал: «О Посланник Аллаха! Это понятно по отношению к убившему, но как же относительно убитого?»

Посланник Аллаха ответил: «У них обоих, несомненно, было одно и то же намерение: убить своего недруга». (Сахих аль-Бухари)

Хадис 133.По свидетельству Абу аль-Аска Уасля бин алъ-Аска...: [Одним из величайших виновных деяний] ...является лжепретензия на отцовство... (Аль-Бухари)

Хадис 136.По свидетельству Ибн Аббаса...: «Не старай­тесь перехватить в дороге караван [с грузом, с тем чтобы пере­купить у владельцев товар, не называя им его рыночную цену]. И жители города не должны торговать товаром крестьян от лица последних».

Ибн Аббаса спросили: «А что значит, что городской житель не должен продавать товар жителя деревни?» Абу Аббас отве­тил: «Он не должен становиться его... [сэмсаром2]». (Сахих аль-Бухари)

1 Аль гулюль — вымогательство подарка в счет оплаты за оказан­ную услугу, незаконное присвоение части военных трофеев, взяточни­чество.

2 Термином «сэмсар» сейчас называют торговых посредников, аген­тов, брокеров.

Хадис 147.По свидетельству Аббаса...: Если бы люди по­лучали все, на что они претендуют, они бы претендовали на имущество и жизнь [других] людей, а потому (при высказыва­нии таких претензий) бремя доказывания... ложится на истца, тогда как принесение клятвы возлагается на его оппонента. (Сахих аль-Бухари)

Хадис 175.По свидетельству Абдуллы бин У мара: [Суро­вое наказание Аллаха за] одно из самых страшных злодеяний с тяжелым последствием, от которого нет избавления, ложится на того, кто пролил кровь человека без права на это. (Сахих аль-Бухари)

Сады праведных. Из слов Господина посланников1

Публикуется по: Сады праведных. Из слов Господина посланников. Составитель: имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа Йахйа бин Шараф бин Мурри бин Хасан бин Хусайн бин Мухаммад бин Джум'а бин Хизам ан-Навави (631—676 гг. х. / 1233—1277 гг. н. э.) / Пер. и примеч. В. М. Нирши (Абдуллы). М., 2001

Глава 2. О покаянии (тауба)

Хадис 22.Передают со слов Абу Нуджайда Имрана бин алъ-Хусайна аль-Хузаи... что однажды к посланнику Алла­ха... явилась одна женщина из племени джухайна, забереме­невшая в результате прелюбодеяния, которая сказала ему: «О посланник Аллаха, я совершила то, что требует наказания, так подвергни же меня [этому наказанию]!» Тогда Пророк... призвал к себе ее опекуна и сказал [ему]: «Обращайся с ней хорошо, а когда она родит, приведи ее ко мне». [Этот человек так] и сделал, [а когда после родов он привел ее], Пророк... отдал соответствующее распоряжение, и одежду на ней крепко затянули, потом по его приказу ее подвергли побиванию камня­ми, а потом он совершил по ней заупокойную молитву. После

1 Сборник хадисов имама ан-Навави «Рийад ас-салихин» относится к числу наиболее известных и любимых в мусульманском мире книг. Он заключает в себе часть Сунны Пророка, при этом автором выбрана весьма удачная компоновка материала, распределенного по тематичес­кому принципу (мусаннаф).

этого Умар спросил его: «О посланник Аллаха, ты совершаешь молитву по ней, [несмотря на то что] она совершила прелюбоде­яние?!» [В ответ ему Пророк...] сказал: «Она принесла такое покаяние, которое охватило бы собой 70 [человек] из числа жи­телей Медины, будь оно поделено между ними! Неужели ты считаешь [, что она могла сделать нечто] более достойное, чем пожертвовать собой ради Аллаха?!» (Муслим)

Хадис 24.Передают со слов Абу Хурайры...: Аллах Всевыш­ний, слава Ему, улыбнется двоим, один из которых [немусульма­нин] убьет другого [мусульманина], [после чего] оба они войдут в Рай. Этот [мусульманин] станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах простит убившего, он примет Ислам и [тоже] погибнет в сражении за веру. (Аль-Бухари; Муслим)

Наши рекомендации