Нет гуру, нет метода, нет учителя 15 страница
Н.: Я знаю, что ты пытаешься сделать.
М.: Я пытаюсь освободить твой ум, Нео. Но я могу только показать тебе дверь. Войти в нее ты должен сам.
II
Последние несколько лет я пребывал в разъездах, рассказывая друзьям, знакомым, людям, с которыми довелось столкнуться во время моих шаманских путешествий, даже своему терапевту (что было несколько опасно), что реальность – совсем не то, за что она себя выдает. Я говорил, что вся структура реальности кажется мне слишком подозрительной: что это подделка, мистификация, ловушка. У меня были моменты, когда я, что бы ни делал, застывал на месте, настолько сильно было это ощущение. То, что ты знаешь, ты не можешь объяснить, но ты чувствуешь это. Ты чувствовал это всю свою жизнь. То, что с миром что-то не так. Подобно чувству deja vu, разве что это было ощущение, словно я почти увидел что-то: почти увидел сквозь голограмму, притворяющуюся так называемым реальным миром. Было чувство разочарования, потому что оно ни разу не проявилось целиком, оставаясь неуловимым, сидя занозой в моем уме.
Это ощущение возникало с особой силой, когда я читал о каких-то новых научных открытиях. Новая галактика где-то там, где ее искали раньше, но никогда ничего не видели. Астроном, дававший интервью, сказал, что, возможно, они «не замечали ее» прежде. Или новая субатомная частица, примкнувшая к мезонам, глюонам и кваркам. Каким-то образом все эти вещи просто то и дело возникали. Я не мог отделаться от чувства: «Ну да, конечно». Уж слишком удобно.
Своему психотерапевту я говорил о том, что начинаю убеждаться, что каким-то образом, по мере продвижения вперед, мы все это придумываем. Я не мог объяснить, как или почему, но все это просто не обнаруживало никакого смысла, не складывалось, не выдерживало проверки скептицизмом. Слишком много исключений у любого правила, слишком много необъяснимых случаев и последствий, на которые все: ученые, врачи, теологи, учителя, продавцы и торговцы коврами – в одинаковой степени пытались закрыть глаза и сбросить со счетов, неубедительно оправдываясь.
Именно эта заноза в моем мозгу заставила увлечься шаманизмом, вытворять странные вещи в компании племенных целителей в сердце тропического леса Амазонки, развлекаясь игрой на грани «как ты определяешь "реальность"»… когда все это резко оборвалось. Когда я наконец увидел то, что видел всегда.
Истина, Кто ты Есть, что Есть «в реальности», всегда здесь; всегда была здесь. Это не что-то новое, что вам необходимо изучить. Это на самом деле совершенно и полностью знакомо нам, даже если мы не осознаем этого. В этом заключается шок узнавания, когда оно случается: абсолютно знакомо. Ну конечно же, оно всегда было! Более, чем знакомо. Истина – это то, что наиболее близко вам: более знакомо и близко, нежели что-либо, что вы думаете, или во что верите, или «знаете» о себе. Потому что эти вещи оборачиваются концепциями, верованиями, добавленными слоями, внешними по отношению к самой знакомой истине, которую, как вы убедили себя, вы не знаете. Однако вы знаете. Сделайте шаг назад. Это ваше собственное Я.
Однажды, когда я был в Бомбее, я как-то после полудня оказался в одной примечательной лавке – маленькой дыре в стене в районе старого городского Форта. Темная, обветшавшая, старинная, эта лавка специализировалась на всех видах индийских вещиц ручной работы. Хозяин встретил меня в дверях с классическим гостеприимством восточного торговца по отношению к потенциальному покупателю. Мне был предложен стул и чашка горячего чая, пока он со своими помощниками выносил и раскладывал передо мной резные фигурки из сандалового дерева, бронзовое литье, статуи, коврики, шелковые шарфы, ювелирные изделия, фурнитуру, шкатулки, сундуки, статуэтки, картины, богов, богинь, будд.
Особой «фишкой» этой лавки были резные деревянные ширмы, которые используются в качестве перегородок в комнате. Каждая состояла из нескольких панелей, шириной около одного с половиной фута и высотой в шесть футов, скрепленных между собой петлями по четыре или по пять. Одна за другой эти резные тиковые ширмы были разложены передо мной. Они были потрясающи: каждый дюйм каждой панели украшала замысловатая резьба, причем резьба сквозная: дерево толщиной в дюйм, прорезанное насквозь, позволяло воздуху проникать через панели, чему, конечно, они и обязаны своим названием «решета».
Когда я рассматривал резные украшения на одной из ширм, то обнаружил, что чем ближе я смотрю, тем больше вижу. Это было потрясающе. Там были караваны слонов, дворец Раджи, тигры в джунглях, великая река Ганга, садху, храмы, обнаженные женщины, процессии, вся жизнь Будды, миф о боге Ганеше, принц Арджуна в сражении, еще больше обнаженных женщин, танец Шивы, создающий мир, и так далее, и так далее, вся история Индии, мира, вселенной. Резьба была изумительной: бахрома ковров, покрывающих спины слонов, была воспроизведена детально. Обнаженные женщины… во всех подробностях. Ни один из изображенных персонажей ширмы не превышал пару дюймов в высоту, и так было на нескольких квадратных футах.
На время я полностью, безраздельно погрузился в созерцание ширмы. В какой-то момент, на грани этой концентрации, я начал осознавать кое-что еще – то, что происходило вокруг и в чем на определенном уровне я отдавал себе отчет, но не уделял внимания. Хозяин лавки и его помощники были по-прежнему за работой, носясь туда-сюда и притаскивая вещи: «А также у нас есть…», «Для вас – специальная цена…», «Пожалуйста, сэр, посмотрите на это…» Я продолжал сидеть на стуле, все еще сжимая в руке полупустую чашку сладкого чая, наклонившись вперед к ширме, стоящей в нескольких футах передо мной, изучая изумительно вырезанные пейзажи, как вдруг…
Хлоп. Фокус моего зрения изменился, и я внезапно начал смотреть сквозь ширму. Ширма с ее вырезанной вселенной, которая занимала все мое внимание, стала вдруг бесформенной и размытой, полупрозрачной: я смотрел сквозь нее, мимо нее…
…ну, здесь аналогия обрывается, поскольку то, на что я смотрел сквозь ширму, было лавкой с ее бойким персоналом, сваливающим в кучу слонов из розового дерева и медные эстампы.
Тем не менее. Хлоп. Очень простая вещь, очень обычная вещь. Внезапность видения сквозь завесу. Видение исходного фона, основания. Которое всегда там и, конечно, «реально» и истинно, но не воспринимается, поскольку наш взгляд сфокусирован на поддерживаемой искусственной ширме, на том мире, натянутом на твои глаза, чтобы скрыть от тебя правду… Тюрьме для твоего ума.
То, что всегда здесь, Что Есть, Тот, кем ты на самом деле Являешься, как раз и есть тот самый исходный фон, среда, в которой эта обманчивая голограмма, матрица, майя, существует.
В те времена, когда я изучал теологию в семинарии, был один христианский теолог, по-моему, Пол Тиллич, который вносил смуту, указывая на «Бога» не с помощью личностных терминов, но с помощью понятий «основы нашего существования». Исходного фона, основания, milieu divin[8] Тэйяра де Шардена, где все остальное, включая науку и философию, богов, деревья, мысли, и людей, и горы, – все оказывается существующим.
У тебя взгляд человека, который принимает то, что видит, потому что он ожидает, что проснется. Ирония в том, что это недалеко от правды. То, кем вы на самом деле являетесь, знает, что вы спите, и ждет, чтобы проснуться.
Но ни одно количество учения или изучения, бесед, слушания, испытаний или практики не может привести к этому. В этом заключается учение всех учителей, как и мой собственный опыт: никому невозможно рассказать, что такое Матрица. Ты должен увидеть ее сам. «Хлопку» изменения фокуса невозможно научить; это даже не может быть сделано: это должно случиться.
Данную идею последовательно высказывают все мистики, во всех традициях: можно атаковать небесные врата, но нет гарантии, нет формулы, нет практики, которые бы давали уверенность в том, что они откроются. Здесь может помочь лишь незаслуженная милость и готовность к нечаянной радости, к дару полной пустоты «я», Бытия Сознания Блаженства, которым вы уже Являетесь.
III
Послушайте. Среди людей говорится, что любое индивидуальное человеческое существо может достичь просветления. В рамках того контекста, где это говорится, несомненно, это справедливо. Тем не менее это абсолютно ничего не говорит вам о просветлении – поскольку «просветление» буквально означает: невозможность существования любого индивидуального человеческого существа.
НЕДВИЖНОЕ РАСШИРЕНИЕ
«Это совершенная недвижимость. Таковы очертание и форма твоего
изначального ума.
Суть твоей собственной природы
чиста и полностью недвижна».
Хуйхай
«Ум есть Будда.
Нет ума. Нет Будды!»
Басо
Окончательное Понимание – скорее
видение и знание,
чем осмысление.
И оно рассеивает все вопросы,
даже не отвечая на них.
Ответы становятся столь же неуместными,
как и сами вопросы;
и те, и другие исчезают в видении.
Не суди о вопрошании и стремлении,
искании и унынии,
нетерпеливости и противоборстве,
открывании и отпускании.
Все это суть совершенное разворачивание,
как оно есть:
просто наблюдай его и знай, что ты
не являешься этим.
Ты – Любящая Осознанность, в которой все это возникает.
Ты – Безмолвное Сострадающее Пространство, в котором жизнь,
Которую ты полагаешь «своей»,
Разворачивается.
Это Недвижное Расширение Приятия
в промежутках между мыслями
Есть Все, Что Есть.
Это то, Чем Ты Являешься.
Позволь Любви, которая есть эта Недвижимость,
которая Есть Ты,
Обнять тебя,
Переполнить тебя.
Сваха!
ПЕРИФЕРИЙНОЕ ЗРЕНИЕ
«Когда кто-нибудь спрашивает меня,
кем они являются или что есть Бог,
я улыбаюсь про себя и шепчу Свету:
«И снова ты притворяешься».
Адьяшанти
Возможно, причина того, что Понимание случается не так уж часто, в том, что оно слишком просто, слишком близко к дому, слишком неуловимо. Все поиски ведутся в противоположных направлениях, стремятся к чему-то другому, чему-то более грандиозному. Подумайте: обычная реакция на Понимание, когда оно происходит, – это смех. Обычный ответ: «Ах, вот это!» Прямо здесь, то самое, что наиболее хорошо знакомо вам, но незамечаемо, потому что вы искали что-то другое, что-то запредельное. Потому нахождение заключается в остановке, в недвижимости.
Метафора. На сетчатке вашего глаза расположено два вида клеток: колбочковидные клетки и палочковидные. Колбочки собраны в пучки по направлению к центру сетчатки; то, что находится в центре вашего поля зрения, попадает в их фокус, они регистрируют светотени и прежде всего цвета. Палочек особенно много по краям сетчатки, они улавливают то, что находится на краю вашего поля зрения, на периферии видения. Они не различают цвета, могут распознать лишь черное и белое, но определяют контраст лучше, чем колбочки.
В этом причина того, почему палочковидные клетки важны при ночном зрении, и объясняет странный феномен: ночное зрение лучше при периферийном зрении.
Гуляя ночами по Вермонтскому лесу, я еще в раннем возрасте обнаружил – то, что можно было разглядеть в темноте, что можно было увидеть, зависело от того, как смотреть. Часто периферийным зрением можно было поймать движение, чтобы, повернувшись, дабы взглянуть напрямую, увидеть лишь темноту. Постепенно понимаешь, что поворачиваться не надо, не надо смотреть прямо, а нужно удерживать это только периферийным зрением, только так, чтобы практически вообще не смотреть на это. Именно тогда видно лучше всего.
Неуловимо. Оно теряется, исчезает из виду, если есть направленное движение, непосредственное искание, активный мыслительный процесс – все, что угодно, кроме абсолютной недвижимости. Сфокусируйтесь на этом – и оно исчезнет. Все эти беседы, все задаваемые вопросы, чтение книг, медитации, думание, фокусирование, искание – все это антипродуктивно, поскольку подталкивает в неверном направлении, вызывая бурную деятельность и шум. Подобно вэй у вэй, действию, которое не есть действие, действию, которое есть не воление, а спонтанное свидетельствование; точно так же существует видение, которое не является видением, видение, которое происходит без усилия, без смотрения.
Пока продолжается сон, ежедневной деятельностью остается смотрение без истинного видения. То, что требуется, – это видение без смотрения, видение, происходящее без всякого смотрящего.
Вся поэзия Руми и Хафиза, Кабира и Тагора говорит об этом, об этом боковом видении, создающем недвижную, безмолвную открытость, в которой неуловимость, ускользающая при непосредственном поиске, может проявить себя.
«Не желай союза!
Есть близость за пределами этой…
Влюбляйся так,
Чтобы это освобождало тебя от любого соединения.
Любовь – это свет души, вкус утра;
ни "меня", ни "нас", ни претензии на существование…
Подобно безмолвным очам, слезам, лицу:
любовь невыразима». (Руми)
Невыразима, потому что выразить означает взглянуть напрямую. Это перевернутый Принцип Наблюдателя. Ваша истинная природа, Что Есть, является чистой Субъективной Осознанностью. Станьте наблюдателем, чтобы попытаться найти ее, попытаться взглянуть на нее, попытаться превратить ее в объект, – и вы нигде ее не увидите, потому что она не существует в качестве объекта. Чистая Осознанность, в которой все возникает, есть то, чем вы уже являетесь: как же можно пытаться ее найти? Она познается в недвижимости.
Чудовищная ошибка восприятия, неверное представление потрясают. Этим объясняется смех, когда наконец приходит видение: мы даже не представляем себе, насколько мы далеки от него. Практически все человеческие устремления, от повседневной жизни, повседневных мыслей и действий до философии и теологии, психологии и социологии, биологии, физики, истории и политики – все это базируется на абсолютно ошибочном исходном допущении и бурно, радостно, не осознавая того, движется прочь в ложном направлении.
Только в не-деянии может произойти что-то значимое. В этом смысл наставлений Кришны в «Бхагавад Гите»: «Будь пробужден к тому, к чему мир спит, и спи к тому, к чему мир бодрствует». Безмолвие в недвижимости, недеяние, осознанность – единственное, что не является бесплодной тратой времени.
Подождите-ка. А как насчет бессознательного?
Бессознательного чего?
То, что называется бессознательным. Бессознательный ум, бессознательное «я».
Это то, что я и имею в виду, говоря, что все базируется на ошибочном допущении.– Приняв широко расхожую, но безосновательную веру в индивидуальное «я» и индивидуальный ум, вы можете пойти и заняться разделением этого ума на любое количество сознательных, подсознательных, бессознательных и сверхсознательных частей и разработать целую науку, чтобы заняться каждой из них в отдельности. Но со всем этим набором вы лишь очертя голову покатитесь в тупик. Работы с этим в сновидении хватит вам и всем, кого вы знаете, на многие поколения, но это никуда никогда не приведет.
Но когда я работаю над тем, чтобы вскрыть бессознательные причины того, почему я делаю какие-то вещи и чувствую так, как чувствую, то это похоже на соприкосновение с более реальным, более значимым уровнем, бессознательным уровнем, который направляет и мотивирует процессы на более поверхностном сознательном уровне.
Конечно. И что, подобная работа может привести к более высокому уровню функционирования организма тела-ума, как только задействованные силы станут понятны?
Да, безусловно.
Да. Но все это находится внутри сновидения, внутри конструкции ума, где все эти феномены организмов тела-ума, индивидуального «я» и ума, поделенного на различные уровни, – все пребывает в видимости реальности. В этом сне какие-то вещи переживаются как приятные, а какие-то – как болезненные. Если у сновидческого персонажа было сложное детство, то позднее большая часть так называемой жизни может оказаться несчастливой. Если он успешно пройдет терапию, возможно, остаток этой жизни станет более счастливым. В сновидении есть множество вещей, которые, если происходят, могут сделать определенную часть этого сновидения менее неприятной. Если персонаж посещает кулинарные курсы, у него есть возможность питаться несколько более вкусной пищей, нежели консервированная фасоль. Если он проходит семинар и изучает новую стратегию или новый путь мышления или действия, то сон может принять новый оборот, который понравится сновидческому персонажу гораздо больше. В мире множество путей, позволяющих улучшить качество вашего переживания сновидения, от банального до глубоко ценного и полезного.
Но ни один из них вообще не имеет чего-либо общего с тем, о чем мы здесь говорим. Мы не говорим об улучшении вашего переживания сновидения. Мы говорим о видении сновидения так, как оно есть: ментальное построение, сгенерированная умом фантазия, проекция того, что называется «умом», но которого на самом деле не существует, ни сознательного, ни бессознательного.
Что вы имеете в виду, говоря, что ума не существует?
Какого ума? Что вы называете своим «умом»?
Ну, я, возможно, соглашусь, что такой «вещи», называемой умом, нет. Это не орган, потому что, я думаю, он находится во всем теле, а не только в мозгу, но это умственная часть деятельности организма тела-ума.
Значит, вместо «вещи» вы бы назвали ум функционированием?
Хорошо, умственное функционирование, мыслительное функционирование и даже больше; существуют интуитивные и другие вещи, которые происходят в бессознательном, они – тоже часть ума.
Я согласен, через эти организмы тела-ума происходит деятельность. Физическая и психическая деятельность. Физическая деятельность переживается как различного рода телесная активность. Психическая деятельность переживается в виде мыслей и психической активности. И именно эти функции, которые буддийская традиция называет скандхами: мыслительные процессы, сенсорное восприятие и так далее, функционирование организма тела-ума – все служит причиной для допущения существования чего-то, кого-то, кто совершает эти действия. Но это необоснованное допущение. Постичь, что скандхи пусты от индивидуального «я», производящего их, означает пробудиться. Все, что есть, есть Сознание. Внутри и посредством этих мнимых организмов тела-ума совершается мнимая деятельность Сознания, но как отдельных сущностей их не существует.
Поэтому-то мы и называем это сном: ничто, включая организм тела-ума, который вы называете собой, не существует в качестве отдельной вещи в себе, но только как кажущееся функционирование в Сознании. Нет обособленного «я» или ума – только сновидческие персонажи в Я, или Сознании. В этом кажущемся организме, в этих сновидческих персонажах происходит только мыслительный процесс. Мы переживаем его. Мы переживаем движение мыслей; но допущение, что они берут свое начало в этих головах в чем-то, что мы называем умом, – неоправданное отскакивание в сторону. Это основная ошибка восприятия, из которой проистекает все остальное, весь дуализм, все иллюзии отделенности, вся самсара.
Значит, это… (пауза). Подождите. То, что я говорю прямо сейчас, я не говорю, оно не исходит из этого ума?
Точно.
(пауза)… Хорошо, вы упорно называете это сновидением. Аналогия мне понятна, она действительно простая, но я не понимаю, как она приложима.
Ценность аналогии со сновидением в том, что она дает ощутить, как такое возможно, чтобы физическая реальность, все, что входит в договорную реальность, по сути своей была нереальна, но в определенном смысле все-таки реальна. Это аналогия с тем, как идет процесс мышления в нашем сновидении во время сна. Если вам ночью что-то приснилось, пока вы спали, то, проснувшись, вы не будете утверждать, что то, что случилось во сне, «действительно» случилось. Это был всего лишь сон. С другой стороны, сон был «реальным»; если вы рассказываете кому-либо про этот сон, который на самом деле вам приснился, вы не лжете и не придумываете, этот сон действительно снился вам. Говоря, что сон нереален в отношении реальной договорной реальности, мы подразумеваем, что сон не существует независимым образом, сам по себе, подобно, как принято считать, другим объектам: он существует только в качестве сна того, кому он снится.
Я пытаюсь показать вам, что это справедливо для всего, что вы считаете реальностью, что мы называем договорной реальностью, что человечество, как правило, признает реальным. Она не реальна в том смысле, какой вы вкладываете в это: она существует только как сон в Сознании. В ней есть определенная доля реальности, да, в определенном смысле она существует. Все, что есть, есть Сознание, и она существует в Сознании как выражение Сознания, потому у нее есть определенное бытие. Но она не существует сама по себе, независимо; она есть лишь выражение, проекция Сознания, изначального сновидящего; никаким другим существованием, кроме этого, она не обладает.
Другая схожая аналогия, не столь давняя, – это голограмма. Голограмма на самом деле всего лишь иллюзия, созданная путем проецирования лучей когерентного света. Однако сильно усовершенствованная голограмма может обладать потенциальными возможностями смотреться, звучать и так далее весьма «реально», настолько реально, насколько это происходит в физической реальности, так что вы могли бы общаться с голограммой человека, словно бы это был «реальный» человек, хотя, конечно, это было бы не так.
Да, но голограмма все-таки до конца не показалась бы реальной, ведь она не содержит субстанции; можно, например, просунуть руку или пройти сквозь нее. Потому-то я и говорю, что не понимаю, как это приложимо; не думаю, что вы или та стена – это сновидения или голограммы, потому что здесь субстанция налицо; я не могу пройти сквозь вас.
Верно. Поэтому я вас и спрашиваю, при каких обстоятельствах голограмма показалась бы весьма субстанциальной? Или, скажем иначе, кому голограмма показалась бы плотной?
Другой голограмме.
Точно.
Я… (длительная пауза)…
Не спешите.
Э… (пауза)… Извините, похоже, я потеряла ход мыслей.
Просто задержитесь на этом на какое-то время. Расслабьтесь, не пытайтесь бороться с этим, просто побудьте минуту недвижно… (пауза) Вы можете мне сказать, о чем мы говорили?
Гм… Адвайта, недвойственность.
Какая мысль была последней, прежде чем вы потеряли нить?
Боюсь, у меня какой-то провал в памяти.
Ничего страшного. Немного дезориентированы?
Да. Со мной все в порядке, но это было определенно странно.
«Будьте странником и поприветствуйте это». Просто побудьте в этом состоянии дезориентации, пока оно не исчезнет. Попробуйте его на вкус, ощутите его. Оно прекрасно. Собственно, это то, что вы ищете, не осознавая того.
Последнее, что вы сказали, прежде чем произошел этот провал, касалось признания той возможности, что все это кажется реальным только благодаря «вашей» собственной нереальности. Вы сказали, что только голограмма сочла бы, что другие голограммы субстанциональны или «реальны». Вам пришла мысль, что, возможно, «вы» всего лишь голограмма.
Ах, да.
Если бы вы не восприняли ее как серьезную возможность, то она просто показалась бы интересной идеей, и вы бы проскочили мимо безо всяких проблем. Однако, судя по тому, что сейчас происходит, эго, это сконструированное, выстроенное чувство индивидуального «я», столкнулось с реальной возможностью того, что то, о чем вы всегда думали как о «себе», этот аппарат ум-тело, оперирующий в этом мире, никоим образом не существует как нечто реальное, но является лишь голограммой, проекцией, сном; и эго не знает, как действовать в таком случае, поэтому оно просто ретируется.
В этом и состоит разница между интеллектуальным пониманием, при котором эти идеи так и сяк обсуждаются и оспариваются, и Пониманием, идущим глубже. Оно достигает другого уровня, на котором эго, чувство индивидуального «я», взрывается, полностью уничтожается. Без сомнения, подобный опыт несколько дезориентирует, правда же? Эго, чувство «я» тратит все свое время на то, чтобы удержать контроль, и это означает попытку удержать вас в стороне от подобных моментов дезориентации, когда почва уходит из-под ног и непонятно, что с этим делать.
Это так прекрасно. Именно это я имею в виду, когда говорю о задавании опасных вопросов, вопросов, которые могут положить конец вашей жизни. Идея о том, что это «вы» не реально, а есть всего лишь мысль, проекция, остановила вас. Поэтому я попросил вас насладиться этим чувством дезориентации. Познать его, не бояться его, приветствовать его. Вы вернетесь туда снова. В то место, где эго полностью теряет направление и которое есть то, что вы ищете. Практики дзэн-медитаций на неразрешимые коаны, к примеру, нацелены на то, чтобы эгоистический ум оказался там, где он не справляется с задачей и отключается. Однажды, вместо того чтобы шарахнуться назад, вернуться к тому, что так знакомо, вы этого не сделаете. Вы останетесь там, провалитесь глубже, прорветесь на другую сторону. И тогда вы уже не вернетесь. Тогда вас уже не будет. Станет абсолютно очевидно, что никакого ума, «я», «вы» не существует, нет этой стороны и другой стороны, чего-либо, к чему возможно вернуться. Это то, что называется пробуждением.
Конечно, прошу вас, не пытайтесь сами ввести себя в состояние дезориентации. Здесь снова возникает путаница между предписательным и описательным. Описывается то, что происходит, а не то, что вы можете сделать. Вы не можете вызвать это. Просто поприветствуйте, когда оно придет.
Звучит несколько пугающе, честно говоря, словно есть риск потерять рассудок.
У вас нет рассудка, чтобы потерять его. Вы только утратите ошибочную идею о том, что он у вас есть. Однако пугающе, да. Это эго, чувство индивидуального «я», вновь заявляющее о себе и не желающее двигаться туда, где оно больше не имеет контроля. Поэтому я иногда говорю, что, будь мы предоставлены самим себе, никто бы не выбрал этот путь. Эго не может выбрать собственное уничтожение. К счастью, это не зависит от нас.
Мы все обусловлены так, что пугаемся этого и беспокоимся о том, что можем сойти с ума. Когда делаешь шаг за грань практически повсеместно признанных параметров сновидения, договорной реальности, а мысли, что приходят, буквально «превосходят мыслимые пределы», пределы платоновской пещеры, то вполне возможно определенное переживание психологической боли или бурных эмоций. Кроме того, все, кто по-прежнему пребывает во сне, решат, что вы с большими странностями. Но поверьте мне, поистине безумно то место, где вы находитесь сейчас, веря в свою отделенность, не зная своей собственной истинной природы, полагая, что вы являетесь вот этой «вещью», не понимая, что Вы есть Все, Что Есть, чистая невыбирающая Осознанность, в которой проявляется все это; Бытие Сознание Блаженство, Излияние.
СОН ВНУТРИ СНА
«Ничто из того, что поддается
объяснению, не существует».
Роберт Адамс
«Сознание пребывает в единственном числе,
множественная форма которого неизвестна».
Эрвин Шрёдингер
На этих страницах достаточно часто используется аналогия со сновидением. Говорить, что бодрствующее сознание и мир, предстающий «реальным» бодрствующему сознанию, больше похожи на сон, значит использовать метафору. Она идет рука об руку с метафорой пробуждения, и обе они используются, чтобы указать в сторону Понимания. Но, понятые буквально, эти образы способны обрести собственную жизнь и привести к мыслям и вопросам о том, как можно проснуться ото сна, что представляет собой не более чем затянувшийся и весьма бессмысленный окольный путь.
В традиционной адвайте существует концептуальное различение трех состояний, или уровней сознания, и Сознания, которое находится поверх, за пределом трех остальных, или первично по отношению к ним, и которое наблюдает эти три состояния сознания. Три состояния – это бодрствующее состояние, которое считается наименее осознанным состоянием или глубочайшим помрачением; состояние сновидения; и сознание, которое пребывает в глубоком сне, но по иронии у большинства представителей Запада считается наиболее ясным, чистым, наиболее «пробужденным» из всех трех. Затем идет Сознание, которое воспринимает и переживает все три состояния, Сознание, в котором все эти три состояния – бодрствования, сновидения и глубокого сна – возникают.