Глава 2. Использование основных драматургических понятий в создании синопсиса потенциального сериала в жанре телеповести с элементами мелодрамы
2.1. Основные драматургические понятия сериала «День за днем»
Жанр- телевизионная повесть с элементами мелодрамы.
Тема – Ответственность человека за свои поступки.
Идея – Все люди на Земле – соседи.
Сериал представляет собой горизонтальный сериал, то есть, ведется последовательное повествование с развитием отношений между героями. Но в то же время сериал несет в себе и элементы вертикального сериала, поскольку в каждой серии представлен отдельный сюжет, в котором возникает конфликт и дальше происходит его разрешение.
Персонажи в сериале воплощают типажи своего времени, - это с одной стороны, энтузиасты, благородные, неравнодушные люди, готовые идти на жертвы ради других, и, с другой стороны – приспособленцы, беспринципные люди, циники. То есть, персонажи представлены с определенными знаками: положительные и отрицательные. Между ними возникают конфликтные ситуации, в которых каждый отстаивает свое мировоззрение, в результате каждый приходит к какому-то выводу, а зритель, наблюдая этот конфликт, может делать выводы для себя.
В данном анализе мы рассмотрим одну серию, в которой происходит встреча двух художников.
Происходит конфликт двух мировоззрений.
Драматическая ситуация анализируемой серии (по Польти) – соперничество равных.[1]
Согласно системе Р.Макки [9] сюжет - испытание.
Идеей данной серии является мысль о том, что художник не должен идти на поводу у времени, участвуя в гонке за славой, за деньгами. Здесь художник проходит через испытание: быть честным перед собой, создавая только прошедшие через душу произведения, или продавать свой талант в угоду большим заработкам и славе. «Важную тему – ее вынашивать надо, а у тебя – гонка», - говорит Якушев Борису. Но главная цель Бориса – сделать себе имя на сиюминутных работах, участие в выставках любой ценой. В своем цинизме он заходит далеко, и даже позволяет себе проверять других людей на жертвенность, создавая им искусственно такие ситуации. После этой неприятной встречи с Борисом Якушев приобретает еще большую уверенность в своих принципах, и он, наконец, готов приступить к новой серьезной работе.
И в этой же серии продолжается сквозная тема всего сериала об общем участии каждого человека в устройстве современной жизни. Пенсионер, бывший водитель такси, дядя Юра говорит управленцу Седому: «Мой «кирпич» – машину водить, а твой «кирпич» – движение планировать».
На воплощение главной идеи работают и типажи, живущие в этом сериале. Это тетя Паша, старожил коммуналки, является как бы связующим звеном. В конфликтах она выступает как мудрый человек, примиряющий стороны. Константин Якушев – художник по тканям, который предпочитает жить в гармонии с собой, выступает здесь неким морализатором. Женя – жена Якушева выписана в повести как идеальная женщина, Виктор Баныкин, Большой – добрый, готовый идти на жертвы ради близких, человек. Толич – молодой выскочка, вступающий в конфликт со старшим поколением.
В жизни коммуналки происходят разные события, но, в конце концов, жизнь в стране налаживается, жителям комнатушек дают квартиры, и соседи должны разъехаться. И здесь также звучит главная идея телевизионной повести, ее произносит Виктор Баныкин: «Мы снова в одном доме живем, только он побольше… Общая крыша, звезды светят».
2.2 Синопсис потенциального сериала на основе модели драматургии сериала «День за днем»
Название предлагаемого сериала «Больше, чем просто жизнь». Наши дни. В соответствии с новым жилищным кодексом жители одного многоквартирного дома собираются на общее собрание. Таким образом, происходит знакомство жителей большого дома друг с другом. Не все однозначно воспринимают новые правила жизни. В доме живут представители разных социокультурных слоев общества, разных возрастов, достатка, мировоззрений. Сначала они сталкиваются на почве общественных дел, затем возникают межличностные отношения, у одних происходят конфликты, у других зарождаются романтические отношения. Какие-то семьи наоборот, рушатся. Но во всех ситуациях участники задумываются о смысле и последствиях своих поступков.
Типажи и актеры предполагаемого телесериала:
Интеллигентная пенсионерка : Ада Роговцева
Деятельный пенсионер, бывший военный : Владимир Гостюхин
Бизнесмен, бывший художник: Сергей Безруков
Художник: Илья Носков
Его жена: Валерия Ланская
Ее подруга: Ольга Красько
Друг подруги: Дмитрий Дюжев
Заключение
В заключении можно сказать, что важность данного исследования состоит в определении актуальности создания сериала на основе модели сериала «День за днем», снятого Центральным телевидением СССР по сценарию Михаила Анчарова в 1971 году, и необходимости переложения этой модели на наши дни. Аудитория для такого сериала уже есть: в последнее время интерес зрителя увеличивается именно к мелодраматическим сериалам, поскольку людям, уставшим от криминальных разборок на экранах телевизоров, хочется наблюдать за жизнью обычного человека, его жизненными перипетиями, различными ситуациями, с которыми он сталкивается. В настоящее время понятия о добре и зле размыты, поэтому назрела необходимость в современных условиях, уже в новом общественном строе, вернуть людям нравственные ориентиры. Именно атмосферный сериал, напитанный сегодняшним временем, сегодняшними героями и современными ситуациями, сериал, несущий в себе определенную идею и представляющий собой цельное произведение на добротном качественном литературном материале, имеет все шансы на успех у современного зрителя.
Список интернет-ресурсов
1. https://ru.wikipedia.org
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Киноповесть
3. http://www.kinozapiski.ru/data/home/articles/attache/335.pdf
Феномен киноповести. Борис Любимов
4 http://www.proza.ru/2010/09/22/1436
5. http://cyberleninka.ru/article/n/tv
6. https://ru.wiktionary.org/wiki/
Список используемой литературы
7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн; пер. с англ.; общ. ред. д-ра филос. наук М. С. Мацковского. – СПб.; М.: АСТ «Универс. кн.», 1996. – 399 с.
8. Ландау, Н. 101 урок, который я выучил в киношколе/ Нейл Ландау, Мэтью Фредерик; пер. с англ. В. Панова. – М.: Астрель, 2012. – 208 с. – (101 урок)
9. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Роберт Макки ; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2008. — 456 с.
10. Митта, Александр. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому / Александр Митта. – М.: Зебра Е, 2005. – 480 с.: ил.
11. Ромм, М. И. Беседы о кинорежиссуре / М. И. Ромм. – М. : Союз кинематографистов СССР, бюро пропаганды совет. киноискусства, 1975. – 288 с.
12. Фрумкин Г. М. Сценарное мастерство: кино – телевидение – реклама: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2011. – 244с.
13. Шубина, И. Б. Основы драматургии и режиссуры рекламного видео: творческая мастерская рекламиста / И. Б. Шубина. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 320 с. – [Реклама и журналистика]
14. Эко, Умберто. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / Пер. с итал. А. Шурбелева — Спб.: Академический проект, 2004
ПРИЛОЖЕНИЕ
Кадры из фильма:
1. Константин Якушев (Ю.Горобец), Женя (Н.Попова).
2. Константин и тетя Паша (Н.Сазонова).
3. Тетя Паша (Н.Сазонова) и дядя Юра (А.Грибов)
4. Песни раскрывают состояние героя.
«Между нами, друг, всё стена, стена».
5.Дядя Юра (А.Грибов).
6.Начальник лаборатории (Н.Зимин)
7.Работа в лаборатории.
8. Спор героев об искусстве.
Якушев (Ю.Горобец), Женька (Н.Попова), Борис (Е.Лазарев)
9. Художник перед чистым холстом, на котором будет написана судьба.
.
10. «Автопортрет» Михаила Анчарова.
11. Праздники и будни героев сериала проходят на объединяющей их кухне.
12. Проблемы одного человека обсуждаются совместно.
13. Якушев (Ю.Горобец) и Большой (В.Невинный).
14. Противостояние разных мировоззрений. Лёля (Семенова-Шиловская) и Таня (Т.Назарова).
15. Разговор. Большой (В. Невинный) и Таня (Т.Назарова).
16. Конфликт поколений. Толич (А.Борзунов) и Виктор Баныкин (В.Невинный).
17. Заключительный кадр фильма: «Будьте счастливы!»