Очерк VI МИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
"0дно искусство воплощает в своих созданиях
то, что неведомо присутствует в воздухе эпохи".
Аполлон Григорьев
Радикальная ломка устоявшихся обычаев, привычек русской жизни, предпринятая Петром I, затронула, наряду с политической и хозяйственной, также и духовную жизнь. Можно даже сказать, что сдвиги, произошедшие в структуре духовного склада русских людей, были тем главным, что принесли с собой реформы Петра. В течение краткого времени, всего в треть столетия Петр начал самостоятельно править с 1689 г., а умер в 1725 г.), ему поистине удалось создать нового человека, правда, в очень тонком социальном слое. Широко известно, к каким мерам пришлось для этого прибегать Петру. Например, чтобы расшатать устои верований, этот "помазанник Божий" создает пародию на церковную иерархию: "Всешутейный и всепьянейший собор", и в кругу высшей государственной элиты (неважно, что туда проникал кое-кто из низов) сам варварски юродствует и оскверняет святыни на виду у всех (в том числе на виду и у Европы).
Разрушать - не созидать. Трудно воспитать высокоморальную самосознающую личность. Развязать в человеке низменные инстинкты, сделать из него нигилиста значительно легче, особенно если санкционировать этот процесс на самом верху государственной власти. Правда, все это не коснулось простого народа: ничего, кроме непомерных тягловых повинностей и человеческих жертв, он не знал, но зато был избавлен от морально-нравственных экспериментов царя. Однако, сколь бы ни был узок круг лиц, вовлеченных в радикальные реформы, его роль в национальной жизни была огромна. Мы легко поймем это, если признаем, что сама человеческая мысль есть деяние. Дух-Водитель народа приходит в связь с народом через индивидуальные центры духовной жизни. К ним же направляет свои инспирации и люциферически-ариманический двойник государственности. Поэтому столь велика роль интеллигенции в новой культурной эпохе. Предаваясь ложным, лишенным жизненности идеям, она превращается в орудие "не созидания, а разрушения" (А.С.Изгоев).
Начиная с XVIII в., с невероятной быстротой в правящем и образованном слое русского общества совершается процесс воплощения тройственной души. Сам по себе этот процесс не представляет чего-то принципиально нового - мы уже достаточно говорили о нем в связи с истекшими культурными эпохами. В новой эпохе, эпохе души сознательной, он охватил на несколько столетий раньше, чем в России, все средне- и западноевропейские народы. Своеобразие русского пути состоит лишь в том, что славянская культура ориентирована на отдаленную эпоху, в связи с чем ей не подобает на западно-европейский манер входить в русло современного культурно-исторического развития. Завоевание человеческой индивидуальностью я-сознания обусловлено особым изменением эфирного и астрального тел. В условиях материальной культуры они, принося плоды личности, теряют свою пластичность, и из-за этого человек утрачивает связь с Самодухом. Потому России надлежит с большой осторожностью перенимать плоды новой цивилизации.
Петру I удалось местами разметать очаги группового сознания с сопутствующей ему атавистической имагинативностью; но поскольку его действия не были органичными, шли только от ума, то эмансипирующаяся индивидуальность была вынуждена искать опору в готовых формах западного рационалистического и материалистического жизневоззрения. В результате же не получалось даже того, что имело место на Западе. Русский "вольтерьянец" XVIII века тут же из всего делал моральные выводы и пытался строить на них свою жизнь. Перед новой реальностью была поставлена сама Душа Народа, Существо из Иерархии Архангелов. Возникновение индивидуальных центров я-сознания в среде ведомого ею народа уже не позволяло и дальше инспирировать развитие таким образом, что имело бы смысл говорить о действии Провидения. Перенимая западный образ мышления, становящаяся русская интеллигенция одновременно брала на себя и роль духовного водителя народа. Однако всецело западной она стать все равно не могла. Иные были у нее корни, иной была и вся духовная предыстория. И вот мы наблюдаем, как, начиная с XVIII в., инспирации Души Народа сталкиваются в индивидуальных душах с искусственно насаждаемым в них рационализмом. Иерархическое Существо стремится претворить зло в добро. Если прежде моральный базис общества составляло духовенство и порой, надо сказать, с большим мужеством отстаивало свою роль, не боялось, например, и Грозному Ивану указать на его окаянства, то теперь, с конца XVIII в., поэт обращается с моральным призывом к тем, кто, как и он, подведен к развитию я-сознания: Князь - коль мой сияет дух; Владелец - коль страстьми владею; Боярин - коль за всех болею...
(Г.Р.Державин. Ода "Вельможам).
Так совершался процесс секуляризации русской духовной жизни. Было бы более чем поверхностно видеть в этом один только грех, как считают люди церкви. Подобные процессы захватывают глубинные слои человеческого существа, и Божественные Иерархии ткут и живут в генезисе душ, ставших на новый путь развития. Как это совершалось на русской почве, мы можем наблюдать, изучая сам культурно-исторический процесс. Некоторые его грани мы уже рассмотрели; теперь возьмем еще одну, наиболее "наглядную" - изобразительное искусство.