Терминологический указатель
Акцентный стих – 22, 29, 50.
Альба – 39, 78.
Алкеева строфа – 22, 23.
Альтернанс – 13.
Амебейная композициям – 94-100.
Амфибрахий – 11, 16, 19, 22, 23, 27, 49, 51, 54.
Анакруза – 23, 27.
Анапест – 11, 12, 16, 19, 22, 23, 27, 49, 51, 54.
Асклепиадов стих – 22, 23.
Ассонансная рифма – 35, 63.
Астрофический стих – 14, 41.
Балладная строфа – 39, 77-78.
Белый стих – 10, 112, 117.
Богатая рифма – 36-37.
Большая сапфическая строфа – 22, 23.
Брахиколон – 101.
Былинный тактовик – 22.
Венок сонетов – 39, 41, 89, 91-94.
Верлибр (свободный стих) – 22, 30, 45, 50.
Вилланель – 39.
Виреле – 39.
Влажная рифма – 34.
Вольный стих – 13-14, 15, 27, 53.
Восьмистишие – 72.
Газель – 40.
Гекзаметр – 22, 25.
Гипердактилическая рифма – 32, 37, 61.
Гипердактилические окончания (клаузулы) – 12.
Глагольная рифма – 37.
Глосса – 39.
Грамматичность рифменного созвучия – 32-33, 37, 65, 113.
Графика – 9, 44-45, 65-66, 81.
Дактилическая рифма – 32, 37, 58, 60.
Дактилические окончания (клаузулы) – 12, 20.
Дактиль – 11, 16, 19, 22, 23, 27, 49, 51, 54.
Девятистишие – 74.
Десятистишие – 74.
Децима – 39.
Двусложник с вариацией анакрузы – 22, 23, 27.
Двусложные метры – 10, 49, 50, 51.
Двустишие – 9, 38, 68-69.
Диссонансная рифма – 35, 63.
Дольник – 22, 27, 28, 50, 54, 111, 121, 123.
Женская рифма – 32,34-35, 37, 59-60.
Женские окончания (клаузулы) – 12, 16, 20.
Запрет переакцентуации – 19.
Звукопись – 9.
Изосиллабичность – 8, 95.
Икт – 11.
Йотированная рифма – 32, 59-60.
Каламбурная рифма – 36.
Канцона – 39.
Касыда – 79.
Каталектика – 12, 16, 121, 123.
Каталектические модификации размера – 12.
Катрен – 9, 38.
Клаузула – 12, 23, 54.
Левосторонняя рифма – 36-37.
Логаэд – 22, 23, 27.
Малая сапфическая строфа – 22, 23.
Метрика – 9.
Метрический репертуар – 20, 21.
Молитвословный стих – 30, 47.
Монорим – 43, 68, 70, 71.
Моностих (однострочие) – 43, 100, 102, 105-106.
Мужская рифма – 32, 34, 37, 58-59.
Мужские окончания (клаузулы) – 12, 16, 20.
Неклассические формы – 21, 49, 50, 54, 120.
Нетождественная строфика – 41, 79-80, 82.
Неточная рифма – 32, 34, 58-60.
Нона – 39.
Обратимый стих – 11, 16.
Одическая строфа – 39, 77.
Однословный текст – 102.
Однострофные формы – 42.
Октава – 38, 76.
Омонимическая рифма – 62.
Онегинская строфа – 40, 78-79.
Опорные звуки – 33, 36-37, 65.
Палиндром – 124-128.
Пантограмма – 124-128.
Панторифма – 36.
Пантун – 40.
Пентаметр – 26.
Пентон – 22, 25.
Пеон – 22, 24.
Перенос (анжамбман, энжамбемант) – 45.
Пиррихий – 10, 15, 16, 17, 18.
Поликометрическая композиция – 20, 21, 31.
Полиметрия – 21.
Полиструктуры (смешанные метры)– 22, 31.
Приблизительная рифма – 32, 34, 37, 60.
Профиль ударности – 17-18.
Пятисложник – 22, 26, 27.
Пятистишие – 38, 69.
Раешный стих – 22, 30.
Размер – 11, 13, 16.
Разнословная рифма – 35, 64-65.
Разносоставная рифма – 35, 62-63.
Разностопный стих – 13-14, 27.
Разноударная рифма – 35, 64.
Редиф – 36, 79.
Редкая (экзотическая) рифма – 36, 65.
Ритмика – 15-16.
Ритмика –9, 17, 18.
Ритмические формы (фигуры) –18.
Ритурнель – 38.
Рифма (созвучие)–9, 31, 32, 33, 57-58, 113, 123.
Рифмокомпонент – 17, 65.
Рондель –38-39.
Рондо – 15, 38, 40.
Рубаи – 40, 68.
Секстина – 38, 75.
Семистишие – 72.
Серенада – 39, 78.
Силлабический стих – 26, 47.
Силлаботонический стих (силлаботоника) – 22, 47, 48.
Система рифмования –9.
Сицилиана – 38, 76.
Скрытая строфика – 42.
Сонет – 9, 39, 61, 83-89.
Составная рифма – 35, 63-64.
Спенсерова строфа – 39.
Спондей – 10, 18, 19.
Строфика – 9, 38, 66.
Строфоиды – 66, 80-81.
Счет стопности – 12.
Тавтологическая рифма – 36, 61.
Тактовик –22, 27, 28, 29, 54.
Танка – 40.
Терцет – 9, 38.
Терцина – 38, 75.
Тонический стих – 22, 47.
Точная рифма – 32, .
Трехсложник с вариацией анакрузы – 22, 27.
Трехсложные метры – 11, 21, 49, 50, 51.
Трехстишия – 69.
Триолет – 38, 75-76.
Удетерон – 102.
Хокку – 40.
Хорей – 10, 11, 16, 19, 23, 25, 28, 49, 50, 51, 54.
Цезура – 19, 20, 24.
Центон – 128-133.
Четверостишие – 38, 67-68, 82.
Четырнадцатистишие – 9.
Шестистишие – 38, 70.
Элегический дистих – 22, 26.
Ямб – 10, 16, 19, 23, 25, 28, 49, 50, 51, 53-54, 116.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА.. 3
ЧАСТЬ 1. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА.. 5
ЧАСТЬ 2. Особенности эволюции системы русского стиха и проблемы ее изучения. 47
ЧАСТЬ 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТИХОВЕДЕНИЯ. 90
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ И ФОРМЕ СОДЕРЖАНИЯ ВЕНКА СОНЕТОВ.. 90
Амебейные композиции и параллелизм в современной русской поэзии. 93
минимализм в современной российской поэзии. 99
ОРЛОВСКАЯ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ 90-х ГОДОВ ХХ ВЕКА. 105
АТОНАЛЬНЫЙ СТИХ ВИКТОРА ЦОЯ И СОВРЕМЕННАЯ.. 108
РУССКАЯ ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ. 108
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВЕТСКОЙ ЖИЗНИ». 113
ТИМУРА КИБИРОВА. 113
Структурные особенности стиха русской рок-поэзии в контексте русской песенной лирики. 117
Палиндром и пантограмма. 122
Центон и центоноподобные формы В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ. 127
ЛИТЕРАТУРА.. 132
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ. 139
Ковалев ПетрАлександрович
Современный русский стих (Некоторые проблемы стихосложения). Книга для студента. Орел – 2001.
[1] Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. - С.507.
[2] Последнюю неслучайно называют «застывшей музыкой» - статика вместо динамики.
[3] Томашевский Б.В. Русское стихосложение. Метрика. - Пб., 1923. - С.8.
[4] Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». - М., 1975. – С.216.
[5] Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М., 1994. - С.199.
[6] Основным принципом здесь является традиционность или новаторство, хотя возможны и другие ориентиры.
[7] Схема пиррихия для хорея /―у/, ямба /у―/, где (―) – метрически ударный, но не несущий на себе реального ударения слог.
[8] Схема спондея для хорея /^ỳ/, ямба /ỳ^/.
[9] (Я) - стопа полноударная.
[10] (П) - стопа с пиррихием.
[11] (//) – обозначение цезуры.
[12] П.А. – переменная анакруза.
[13] (Обозначение межударных интервалов цифровой схемой осуществляется следующим образом: цифра перед первой точкой - анакруза, после последней - клаузула, сами точки - первое и последнее ударение в строке, цифры внутри - количество безударных слогов между ударными, так, ряд -.213.- обозначает, что кроме первого и последнего ударений в строке еще два ударных слога: между интервалами 2 и 1, а также между интервалами 1 и 3).
[14] Примеры пеонов взяты из: Шенгели Г. Техника стиха. – М., 1960.
[15] По отношению к таким формам введено определение «верлиброобразные».
[16] Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. – Пб, 1922. – С.91.
[17] Гаспаров М.Л. Эволюция русской рифмы.// Проблемы теории стиха. – Л., 1984. – С.5.
[18] Не путать с клаузулами (стиховыми окончаниями): при тождестве определителей рифма не только клаузула, но и созвучие.
[19] Гаспаров М.Л. Эволюция русской рифмы // Проблемы теории стиха. – Л., 1984.- С.13-14.
[20] Там же. – С.14.
[21] За пределы этой классификации вынесены античные строфические образцы, представляющие собой скорее явление метрики, чем собственно строфики.
[22] Х – холостая (неримфованная) строка.
[23] Под системой стиха вслед за В.П.Рудневым мы имеем в виду совокупность систем стихосложения, реально функционирующих в национальной стиховой культуре.
[24] Определение С.И.Кормилова. См.: Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. - М., 1995. - С.14.
[25] См.: Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. - М., 1984. - С. 259.
[26] Штокмар М.П. Исследования в области русского народного стихосложения. - М., 1952. - С. 417.
[27] Якобсон Р.О. Избранные работы. - М., 1985. - С.257.
[28] Недоброво Н.В. Ритм, метр и их взаимоотношение // Труды и дни, 1912. - № 2.
[29] Чудовский В.А. Несколько утверждений о русском стихе. // Аполлон, 1914. - №№. 1-2.
[30] Харлап М.Г. Силлабика и возможности ее воспроизведения в русском переводе.// Мастерство перевода., 1979. - М., 1981. - № 12. - С.29-30.
[31] См. работы А.Л.Жовтиса, Л.Л.Бельской, С.В.Савченко.
[32] По формуле М.Л.Гаспарова, представляющего историю русского стиха «с двумя периодами вольности по обе стороны классической силлаботоники ХУ111-Х1Х вв.: досиллабикой и силлабикой ХУ11-начала ХУ111 в. и чистой тоникой начала ХХ в.». См.: Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. - М., 1989. - С. 268-269.
[33] Федотов О.И. Основы русского стихосложения. - М., 1997. - С. 322.
[34] Федотов О.И. Основы русского стихосложения. - М., 1997. - С. 297.
[35] См.: Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. - М., 1995. - С. 4-40.
[36] См.: Тимофеев Л.И. Силлабический стих.- М., Ars Poetica, 1928.
[37] М.Л.Гаспаров останавливается на 5% пороге, но это естественным образом отбрасывает довольно значимые явления в сторону от системно-функционального анализа.
[38] Под этой гомоморфной категорией понимается максимальная сумма долей метрических приоритетов, свидетельствующая о доминировании системы стереотипов, в противоположность разнородности (гетероморфности), соответствующей периодам перестройки метрического репертуара.
[39] См. подробнее об этом: Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. - М., 1984. - С. 115-117.
[40] Руднев В.П. Анакруса и каталектика.// Quinqnagenario Alexandri Iľušini oblata. – М., 1990. – С.9-10.
[41] Шенгели Г. Техника стиха. – М., 1960. – С.26.
[42] Для каталектических модификаций, представляющих собой чередование разных форм учет проводился без разграничения на варианты: так, формы ЖМ и МЖ считались единой каталектической разновидностью.
[43] Смешанными мы называем тексты, в которых использованы 3 или более типов каталектики, при этом не учитывались случайные «вкрапления», например, дактилические формы в модели МЖ, если их количество не превышало 25% от числа основного типа.
[44] Для упрощения под определением омонимической рифмы подразумеваем омофоны, омографы, омоформы, так как принцип образования рифменного созвучия здесь примерно одинаков, но мы отдаем отчет в том, что каждое из этих явлений заслуживает пристального изучения.
[45] Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972. – С.96.
[46] Вишневский К.Д. Введение в строфику // Проблемы теории стиха. - Л., 1984.
[47] Лотман М.Ю., Шахвердов С.А. Метрика и строфика А.С.Пушкина // Русское стихосложение Х1Х века. – М.,1979. – С. 196-197.
[48] Вишневский К.Д. Введение в строфику.//Проблемы теории стиха. - Л., 1984 - С. 54.
[49] См. у Вишневского К.Д.: «За обследованный почти двухсотлетний период от Тредиаковского до Бунина у ста стихотворцев зафиксированы 2483 строфические модели (ими написано около 14 тыс. произведений). Как правило, большинство моделей —на 80%— уникальны или же встретились не более двух раз. И только 20 % использованы были трижды и более. Разумеется, ими написана львиная доля стихотворений… Выделив несколько этапов в ходе литературного процесса, легко заметить, что каждый последующий заимствовал из предыдущего относительно немного уже известных моделей, а гораздо охотнее изобретал свои, новые». Вишневский К.Д. Избыточны ли стиховедческие данные? // Вопросы литературы, 1991. - №3. – С.217.
[50] См. описание этой формы у Г.Шенгели Техника стиха. – М., 1960. – С.278.
[51] См. описание этой формы у Г.Шенгели Техника стиха. – М., 1960. – С.279.
[52] См. описание этой формы у Г.Шенгели Техника стиха. – М., 1960. – С.280.
[53] См. описание этой формы у Г.Шенгели Техника стиха. – М., 1960. – С.281.
[54] Гандлевский С. Разрешение от скорби.// Личное дело. – М., 1991. – С.231.
[55] Кормилов С.И. Некоторые проблемы современной теории сонета.// Филологические науки. – 1993. - №3. – С.36-37.
[56] Красная книга маркизы. - М., 1995. - С. 44.
[57] Красная книга маркизы. - М., 1995. - С. 47.
[58] Исключение составляют сонеты ДЛ.Быкова – «Жизнелюбивый», «Самолюбивый», а также сонеты без названия А.Добрынина.
[59] Красная книга маркизы. - М., 1995. - С. 231-232.
[60] Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.- С.37.
[61] Особенности техники и индивидуальность стиля могут лишать подобный запрет состоятельности. Известны случаи сверхизбыточной усложненности формы в этой области: венки венков сонетов, кольцевая композиция магистрала и т.д.
[62] Иногда ошибочно именуют трехстишия в составе сонетной формы терцинами.
[63] См. Бехер И. Философия сонета, или малое наставление по сонету// О литературе и искусстве.- М., 1981.
[64] См.: Жирмунский В.М. Теория стиха; Федотов О.И. Основы русского стихосложения и т.д.
[65] Намеренно переводим эти механизмы в терминологию русского стихосложения, так как проблема «ориентализма» Хлебникова сложнее простого подражания.
[66] Именно так называют 80-90-е годы ХХ века.
[67] Одним из признаков авангардности теоретики и практики считают именно имманентный анализ на каждом уровне текста, заменяющий наслаждение от звучания на наслаждение от анализа.
[68] Метабола – термин метареализма, -полное уподобление объектов до их неразличения.
[69] Под гипертекстуальностью понимается внутритекстовая вариативность, подобная, например, палиндрому, реверсивному стиху и т.д.
[70] Обоснование этих принципов выделения приводим тезисно из-за соображений экономии того же самого объема: динамичность предполагает последовательное движение к минимализации по тексту вертикально или горизонтально, статичность – реализация минимума в виде одиночной константы по горизонтали или повторяющейся по вертикали, синкретичность – выдвижение на первый план в тексте сразу нескольких минималистских принципов.
[71] Гаспаров М.Л. Русский стих. Учебный материал по литературоведению (в двух частях). - Даугавпилс. 1989. - Ч.1. – С. 16.
[72] Примером этой категории творцов может быть Тимур Кибиров, отказавшийся войти в состав Российского СП, но при этом довольно часто публикующий свои стихи в различных изданиях.
[73] По некоторым показателям есть общее также с концом Х1Х века и даже с «пушкинским периодом».
[74] Теперь этот автор член Орловского филиала СП.
[75] Этот термин заковычен для того, чтобы лишить его восприятие негативной семантики.
[76] Применение этого музыкального термина в данном случае характеризует намеренное нарушение традиционных пропорций и функциональных связей между элементами поэтического стиля.
[77] Песенным стихом мы называем тексты, предназначенные для исполнения в музыкальном сопровождении.
[78] Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. - С. 38.
[79] Довольно часто это явление связывается с несовпадением музыкальной, исполнительской и стиховой акцентуации (синкопа, агогика, динамика и пр.).
[80] Для сравнения: количество метрических доминант в русской поэзии с учетом 4% барьера доходит до 8%.
[81] Никоим образом не оспаривая право рок-авторов на самостоятельное и самодостаточное творчество, мы в то же время не можем не учитывать специфику создания песенных текстов, когда ведущим импульсом является именно мелодический ряд, в крайнем случае «синкретический толчок» (слово + звук). Не случайно, что поэтический текст в среде рок-авторов именуется «рыбой». Следует отметить, что генезис песенного творчества абсолютно не изучен, хотя очевидно, что именно его специфика обусловливает структурные особенности звучащего стиха.
[82] Атонализм не как отрицание гармонического и мелодического начал, а как создание специфической системы с отличными от традиции параметрами.
[83] Этот факт тем более удивителен, что композиционная (тактовая) рок-структура, как правило, довольно упорядочена и амбивалентна. Очевидно, именно ориентация на тактовую упорядоченность послужила основой для выводов о силлабической природе русской рок-поэзии, тогда как логичнее, на наш взгляд, было бы говорить квантитатике в античном понимании, связанной с представлением о синкретической (вербально-музыкальной) основе поэтического искусства.
[84] Ладыгин Н. Предисловие// Визуальная поэзия. – Курск, 1997. - №1. – С.11.
[85] Бубнов А. Экология палиндрома. // Визуальная поэзия. 1997. - №1. – С.33.
[86] Крученых А. Сдвигология русского стиха.// Крученых А. Кукиш пошлякам. - М., 1992. – С.37.
[87] Отсюда усложнение привычной формулы «текст ® текст’» до уровня «текст ® антитекст ® текст (шире – культурная традиция).