Почта после отмены крепостного права

В 1861 г. с отменой крепостного права начался переход России от феодализма к капитализму, от аграрной экономики к индустриальной. Развернулось строительство фабрик и заводов. Железные дороги перерезали страну с севера на юг и с запада на восток. Пароходы стали теснить гребные и парусные суда. Торговля проникла в самые отдаленные уголки страны. Произошло повышение грамотности населения и его подвижности.

В результате вторая половина XIX – начало XX в. характеризовались резким нарастанием объемов пересылаемой корреспонденции, скорости ее обращения. Если в середине XVIII в. протяженность почтовых маршрутов составляла около 16 тыс. верст, а в 1868 г. – 95 тыс.150, то к 1902 г. она достигла 149 тыс. 151, к 1914 г. – 273 тыс. верст152(табл. 2).

Таблица 2

Год Почтовый маршрут, тыс. верст
гужевой железнодорожный водный всего
80,4 4,6 9,8 94,8
113,5 27,8 41,5 182,5
178,8 63,7 30,8 272,6

Почтовые маршруты в России 1868–1913 гг.

Источники:Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902. С. 50, 55, 68; Почтово-телеграфная статистика за 1890 г. СПб., 1892; Почтово-телеграфная статистика за 1913 г. СПб., 1914.

За полвека после отмены крепостного права протяженность почтовых маршрутов увеличилась почти в три раза. Если в 1868 г. гужевые маршруты составляли 85% всех почтовых маршрутов, то в 1913 г. уже 65%. В то же время доля железнодорожных маршрутов увеличилась с 5 до 23%.

По одним сведениям, к началу революции 1917 г. общая протяженность дорог в России составляла около 700 тыс. верст153, по другим – более 1,2 млн (18 тыс. верст шоссе, 190 тыс. грунтовых путей и около 1 млн проселков)154. Это значит, что в стороне от почтовых маршрутов оставались не только все проселочные дороги, но и часть грунтовых.

Косвенное представление о динамике почтового оборота дает реализация конвертов. В 1850 г. их было продано 1,7 млн, в 1860 г. – 2,8 млн, в 1870 г. – 6,8 млн, в 1880 г. – 12,4 млн. Затем произошел спад: 1890 г. – 10,4 млн, 1900 г. – 8,5 млн, 1913 г. – 8,1 млн155.

Но это было связано не с сокращением почтового оборота, а с тем, что в 1872 г. у штемпельного конверта появился конкурент. На официальном языке он назывался «бланк для открытого письма», на бытовом его стали называть открыткой. В 1872 г. было продано 3,1 млн таких «бланков», в 1875 г. – 1,5 млн, в 1880 г. – 5,0 млн, в 1890 г. – 21,3 млн, в 1900 г. – 58,7 млн, в 1913 г. – 149,9 млн156.

За полвека оборот конвертов и открыток увеличился в 50 раз.

В 1825 г. было доставлено 5 млн писем, в 1850 г. – 27 млн, в 1914 г. – 2,0 млрд писем и открыток 157 . С 1850 г. до начала Первой мировой войны объем только этого вида почтовой корреспонденции вырос почти в 80 раз.

Кроме того, в 1914 г. было отправлено 504 млн пакетов с газетами и журналами, 254 млн бандеролей, 96 млн заказных и ценных писем, 53 млн переводов, 21 млн посылок, а всего 2,9 млрд почтовых отправлений на 13,2 млрд руб.158

Некоторое представление о динамике почтовых отправлений дает также продажа марок. В 1860 г. их было продано 11,0 млн, в 1870 г. – 27,0 млн, в 1880 г. – 81,1 млн, в 1890 г. – 144,4 млн, в 1900 г. – 312,9 млн, в 1913 г. – 900,3 млн159.

Если рассматривать количество проданных марок как косвенное отражение стоимости почтового оборота, получается, что за полвека он вырос почти в 150 раз. Рост объема почтовых отправлений потребовал совершенствования работы почтовой службы.

На рубеже 50–60-х годов почтовое ведомство возглавлял Ф. И. Пря-нишников (1857–1863)160. 1 января 1863 г. его сменил граф И. М. Толстой, которому удалось добиться того, что 15 июня 1865 г. Почтовое управление было преобразовано в Министерство почт и телеграфов. После того как 21 сентября 1867 г. И. М. Толстой покинул свой пост161, министерство было разжаловано в департамент и возвращено в Министерство внутренних дел.

14 декабря того же года директором Департамента почт и телеграфов стал А. Е. Тимашев. 9 марта 1868 г. он тоже был отправлен в отставку162. 21 июня департамент возглавил И. О. Велио, который 6 августа 1880 г. совершенно неожиданно для многих стал директором Департамента полиции163. В тот же день Департамент почт и телеграфов снова был преобразован в министерство, а его руководителем назначен Л. С. Маков164.

16 марта 1881 г. Министерство почт и телеграфов разделили на Департамент почт и Департамент телеграфов и вернули в Министерство внутренних дел165, а 22 мая 1884 г. объединили в Главное управление почт и телеграфов (ГУПиТ)166. До 1895 г. его возглавлял Н. А. Безак 167, с 1895 по 1903 г. – Н. И. Петров 168, по декабрь 1903 г. – Е. К. Андреевский169, с сентября 1904 г. по октябрь 1905 г. – П. Н. Дурново170, с 1905 по 1913 г. – М. П. Севастьянов 171, с 1913 г. по февраль 1917 г. – В. Б. Похвистнев172.

Как мы знаем, в 1830 г. страна была разделена на почтовые округа. В 1853 г. их упразднили почти на всей территории России за исключением Кавказа, Польши и Сибири. На остальной территории почту передали в ведение губернских почтовых контор, возглавляемых почтмейстерами, и подчинили губернским правлениям, в штатах которых появилась новая структура: почтовая часть173 .

28 мая 1885 г. страна снова была разделена, теперь уже на 35 почтово-телеграфных округов. Непосредственно в ведении ГУПиТ остались только С.-Петербург, Москва, Варшава и Одесса. Причем в Петербурге и Москве были сохранены почтамты, управляемые почт-директорами174.

Если в 1830 г. насчитывалось 751 почтовое учреждение, а в 1860 г. – 1325, то в 1880 г. их было уже 4458, в 1890 г. – 5429, в 1900 г. – 9373175. За сорок лет после отмены крепостного права сеть почтовых учреждений страны увеличилась в 7 раз.

На протяжении долгого времени одним из важнейших показателей развития почты являлось увеличение количества ямов или почтовых станций. В XIX в. этот показатель перестал играть такую роль. За сто лет количество почтовых станций увеличилось с 3 до 4 тыс., а почтовых учреждений с 0,6 до 9 тыс. Это означает, что главным направлением развития почты в этом столетии стало не столько ее распространение на новые территории, сколько уплотнение почтовых связей на уже освоенных территориях.

Происходило и повышение интенсивности работы почты.

Накануне Первой мировой войны в стране насчитывалось 4268 почтовых станций, которые имели 26610 лошадей и 6537649 выездов176. Следовательно, расстояние между отдельными станциями составляло около 40 верст и на одну лошадь приходилось 245 выездов в год. Если учесть, что к началу ХХ в. в России существовало 85 общегосударственных празднично-выходных дней177, получается, что почтовые станции работали почти ежедневно.

На подобный режим работы постепенно переходили и почтовые учреждения. В 1900 г. из 9609 почтово-телеграфных учреждений только 15 (0,2%) отправляли корреспонденцию один раз в две недели и более, 269 (2,8%) – один раз в неделю, 1512 (15,7%) – два раза, 1496 (15,6%) – от трех до шести раз, 6317 (65,7%) – ежедневно178. Таким образом, если в начале XIX в. почта отправлялась раз в неделю, а в середине века – два-три раза, то в начале XX в. две трети почтовых учреждений отправляли корреспонденцию ежедневно. Как уже отмечалось, в начале 40-х годов XIX в. на долю казенной корреспонденции приходилось около 75% всех почтовых отправлений, к середине 60-х годов этот показатель опустился до 50%, к началу 1900-х годов – до 10%179.

Таким образом, если в первой половине почта представляла собой главным образом средство управления государством, то во второй половине XIX в. она наряду с этим становится одним из важнейших элементов функционирования формировавшегося капиталистического хозяйства, средством общения между отдельными людьми.

Это стимулировало развитие городской почты. К 1875 г. она имелась уже в 47 городах, т. е. примерно в половине губернских и областных центров страны. Затем появилась и в других городах180.

Одним из показателей этого процесса стало распространение почтовых ящиков. В 1879 г. их насчитывалось 7,2 тыс., в 1888 г. – 9,8 тыс.181, в 1905 г. – 20,7 тыс., в 1914 г. – 32,8 тыс.182

Долгое время почта связывала между собой только города. Сельская местность фактически оставалась за пределами почтовой связи. В 1837 г. была сделана попытка организовать доставку корреспонденции внутри уездов для обслуживания потребностей судебного ведомства183.

Следующий шаг на этом пути был сделан после того, как в 34 губерниях Европейской России появились земские учреждения. 23 марта 1865 г. в Костромской губернии открылась первая уездная земская почта 184. За ней последовали другие губернии. В 1865 г. она существовала в 13 уездах, в 1866 г. – в 31, в 1867 г. – в 40, в 1868 г. – в 50, в 1869 г. – в 65185.

Первоначально земства открывали почтовые отделения на свой страх и риск. В сентябре 1870 г. Министерство внутренних дел издало циркуляр, который официально предоставил им право организовать почту186. Более того, земской почте было разрешено выпускать свои конверты и марки 187.

Особое распространение она получила в Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской, Самарской и Уфимской губерниях188. В 1896–1897 гг. земская почта существовала во всех 34 земских губерниях и охватывала 190 из 359 земских уездов189.

В конце XIX в. Россия подразделялась на 78 губерний, 19 областей и 6 городов с самостоятельным управлением, 815 уездов, 18012 волостей и других соответствующих им образований190. Это означает, что за пределами земской почты оставалось более трех четвертей всех уездов. Весьма редкой была сеть почтовых учреждений и на территории, охваченной ими. На 1912 г. они существовали лишь в 1922 волостях и на 534 железнодорожных станциях 191. Следовательно, более 85% волостей не имели почтовых учреждений. Еще меньшей была роль деревни в общем обороте почтовых услуг. Даже в 1915 г. на долю земской почты приходилось лишь около 3% всех писем192. А поскольку основная масса населения страны жила в деревне, в почтовом отношении Россия во многом отставала от ведущих стран мира (табл. 3).

Таблица 3

Развитие почты в России и других странах до 1917 г.

Страна Плотность*, км2 Загруженность*, чел.
Германия 13,1
Великобритания 12,9
Франция 36,6
Италия 25,6
США 135,3
Россия 1278,6

* На одно почтовое учреждение.

Источник: Почта. Телеграф. Телефон. Радио. М., 1925. С. 6.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что по загруженности почтовых учреждений Россия уступала ведущим странам примерно в три (Италия) – шесть (Германия) раз, по плотности их размещения – в десять (США) – сто (Великобритания) раз.

Довоенная советская почта

19 июля / 1 августа 1914 г. началась Первая мировая война.

Война прервала связи России с одними иностранными государствами (Австро-Венгрия, Германия, Турция) и резко ограничила их с другими (Великобритания, Италия, Франция). К этому нужно добавить, что в 1915 г. противнику удалось захватить Польшу, часть Белоруссии, Прибалтики и Украины.

Под влиянием войны в стране начался транспортный кризис, возник дефицит государственного бюджета. И хотя новые почтовые учреждения и железнодорожные станции продолжали открываться193, в целом произошло сокращение и почтовых маршрутов, и количества почтовых учреждений, и почтового оборота. Ситуация еще более ухудшилась, когда в феврале 1917 г. пала монархия, в октябре 1917 г. к власти пришла партия большевиков, весной 1918 г. началась военная интервенция и гражданская война.

Некоторое представление об этом дает табл. 4.

Таблица 4

Сокращение почтовых маршрутов и учреждений 1916–1919 гг.

Показатель
Маршруты, тыс. верст: железная дорога речной гужевой Всего   58,3 16,3 205,0 279,6   52,3 14,9 179,3 246,5   49,6 13,8 169,4 232,8   32,7 9,1 114,8 156,6
Отделения связи

Источник: Развитие связи в СССР. С. 65.

Весной 1917 г. Временное правительство восстановило Министерство почт и телеграфов. Сначала его возглавил Ираклий Георгиевич Церетели (5 мая – 24 июля 1917 г.)194, затем Алексей Максимович Никитин (24 июля–25 октября 1917 г.)195.

В октябре 1917 г., когда власть перешла в руки советов, Министерство почт и телеграфов было переименовано в Народный комиссариат. Первыми его руководителями стали: Н. П. Авилов-Глебов (26 октября – 9 декабря 1917 г.), П. П. Прошьян (9 декабря 1917 – 16 марта 1918)196, В. Н. Под-бельский (11 апреля 1918 – 25 февраля 1920)197.

В марте 1918 г. народные комиссариаты вместе с руководством страны переехали из Петрограда в Москву, снова ставшую столицей государства.

Советское правительство попыталось остановить не только экономический кризис, но и кризис системы связи. Об этом свидетельствует постановление «Об учреждении трех тысяч почтово-телеграфных учреждений со сберегательными при них кассами», которое 2 мая 1918 г. подписал председатель Совнаркома В. И. Ленин198.

Однако иностранная военная интервенция и гражданская война не позволили тогда реализовать этот замысел. И только когда война отодвинулась из центра страны на окраины, началось восстановление почтовых маршрутов и почтовых учреждений.

Важное значение имело образование в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик. В связи с этим летом 1923 г. был создан Народный комиссариат почт и телеграфа СССР, который возглавляли: И. Н. Смирнов (1923–1927), А. М. Любович (1927–1928), Н. К. Антипов (1928–1931), А. И. Рыков (1931–1932)199.

В 1932 г. Народный комиссариат почт и телеграфов СССР был переименован в Народный комиссариат связи СССР. Его руководителями были:А. И. Рыков (1932–1936), Г. Г. Ягода (1936–1937), И. А. Халепский (1937), М. Д. Берман (1937–1938), И. Т. Пересыпкин (1939–1944) 200.

Рассматривая почту как один из важнейших элементов управления и учитывая аграрный характер страны, Совнарком уже в октябре 1920 г. принял решение «Об установлении почтового сообщения с волостями, а также отдельными селами, деревнями и фабрично-заводскими поселками»201.

В 1919 г. было 6739 почтовых учреждений и 156,6 тыс. верст почтовых маршрутов, к 1922 г. – соответственно 9208 и 228,2 тыс. верст. Страшный неурожай и голод 1921–1922 гг. не только задержали восстановление почтовой связи, но и снова отбросили эту отрасль назад. За полгода 1922 г. количество почтовых учреждений сократилось до 5475, протяженность почтовых маршрутов до 120,4 тыс. верст 202.

Не имея финансовых возможностей для восстановления системы почтовой связи в прежнем виде, советское правительство решило использовать другие средства. Так, в 1921–1922 гг. в сельской местности появились передвижные отделения связи. На 1 января 1925 г. их насчитывалось уже 3315203. Передвижная кольцевая почта проходила по 21288 селениям и обслуживала еще 26243 близлежащих селения, итого – 47531204.

К концу 20-х годов дореволюционный уровень почтовой связи в основном был восстановлен, а затем к началу Великой Отечественной войны превзойден: по количеству почтовых учреждений – в 6 раз, по протяженности почтовых маршрутов – в 5 раз, по количеству пересылаемых писем и посылок – в 4 раза (табл. 5). Правда, даже к началу 1930-х годов некоторых дореволюционных показателей достигнуть не удалось. Это касается главным образом интенсивности работы почтовой связи. Как отмечается в одном официальном издании, «средняя частота движения почты по СССР не превышала 8 раз в месяц», т. е. двух раз в неделю. Это показатель, который был достигнут к середине XIX в. Между тем во многих местах Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии «почта приходила раз в неделю и даже реже»205.

Таблица 5

Развитие средств связи в 1913–1940 гг.

Показатель
Почтовые предприятия, тыс.
Почтовые маршруты, тыс. км
Письма, млн
Посылки, млн 9,8 13,6 45,5
Периодика, млн
Переводы, млн

Источник: Народное хозяйство СССР. Статистический сборник. М., 1956. С. 184.

Почему же советское правительство направило основные усилия на развитие почтовой связи вширь, а не вглубь? Это было связано с тем, что после окончания гражданской войны силы были брошены прежде всего на подключение к почтовой связи деревни, где накануне революции проживало более 80% населения.

20 января 1925 г. СНК СССР принял специальное постановление «О расширении почтово-телеграфной сети в деревне»206, на основании которого появилась новая должность – «сельский письмоносец»207.

В 1913 г. существовало 11 тыс. почтово-телеграфных и телефонных учреждений, из них 8 тыс. в городах и 3 тыс., т. е. 27%, в сельской местности. В 1928 г. было 15 тыс. почтовых учреждений, из них 2 тыс. в городах и 13 тыс., т. е. более 80%, в сельской местности208. В 1913 г. 75% всех почтовых ящиков приходилось на город и только 25% на сельскую местность, в 1928 г. почти 90% всех почтовых ящиков (а их общее количество увеличилось по сравнению с 1913 г. в 5 раз) находилось в деревне 209.

В 1913 г. почтовая связь обслуживала только 3% всех населенных пунктов, в основном города, в 1928 г. – 49%, т. е. не только все города, но и почти половину деревень. К 1928 г. почтовой связью были охвачены 98% районных и волостных советов, 88% сельских советов. Расширяя почтовую связь, советское правительство прежде всего стремилось подключить к ней органы местной власти210.

К 1937 г. почтовые отделения имели более 30 тыс. сельских советов, а общая численность «сельских письмоносцев» достигла 136 тыс.211 С этого времени почтовую корреспонденцию начали регулярно доставлять по адресам не только в городе, но и в деревне.

Продолжала увеличиваться протяженность почтовых маршрутов: в 1913 г. она составляла около 300 тыс. км, в 1940 г. – 1400 тыс. км. Как отмечалось ранее, накануне революции почтовыми маршрутами было охвачено около четверти всех имевшихся в стране дорог. В 1932 г. был достигнут почти 100%-й охват. В связи с этим на первое место выдвинулась проблема механизации перевозок.

До революции две трети почтовых маршрутов являлись гужевыми и только треть железнодорожными и пароходными. В 1940 г. транспортировка почты на дальние расстояния была механизирована уже более чем наполовину (табл. 5). Прежде всего произошло расширение железнодорожных почтовых маршрутов. В 1913 г. они составляли 70 тыс. км, в 1928 г. – 81 тыс. км, в 1932 г. – 101 тыс. км, в 1937 г. – 211 тыс. км, в 1940 г. – 243 тыс. км212.

После окончания гражданской войны возникла и получила развитие новая отрасль почтовой связи – авиапочта. Первый опыт по авиационной доставке почты из Петрограда в Москву был сделан 29 марта 1918 г. В 1922 г. открылась авиалиния Москва–Кенигсберг, в 1923 г. началась регулярная доставка авиапочты.

К лету 1924 г. существовало 9 линий авиапочты общей протяженностью 5,8 тыс. км213. В 1928 г. протяженность маршрутов авиапочты достигла 11 тыс. км, в 1932 г. – 35 тыс. км, в 1937 г. – 125 тыс. км, в 1940 г. – 178 тыс. км214.

После революции на почтовых маршрутах появились автомобили, мотоциклы, велосипеды. В 1924 г. насчитывалось 173 почтовые автомашины215, в 1940 г. – 5932216. В 1928 г. автомобильные почтовые маршруты достигли 11 тыс. км, в 1932 г. – 24 тыс. км, в 1937 г. – 173 тыс. км. За 9 лет их удельный вес в общей протяженности автомобильных почтовых маршрутов увеличился с 3 до 23% (табл. 6).

Таблица 6

Расширение почтовых маршрутов в 1913–1940 гг.

Год Почтовый маршрут, тыс. км
всего ж. д. водный aвиа авто гужевой
- -

Источник: Связь СССР за 50 лет. С. 23.

Поскольку к началу Великой Отечественной войны было открыто более половины почтовых отделений, действовавших в нашей стране позднее, и было проложено около половины почтовых маршрутов, можно считать, что в годы сталинских пятилеток формирование почтовой системы в основном завершилось, на первое место стала выдвигаться проблема ее совершенствования.

В 1926 г. Наркомат почт и телеграфов создал специальный Отдел почтовой техники, на который была возложена задача «начать механизацию почтовых отделений связи». В следующем году на Московском почтамте появилась первая установка для механизации сортировки посылок. Через некоторое время этот опыт заимствовал Ленинградский почтамт. Началось создание транспортных контор по обслуживанию почтовых отделений, а также использование московского опыта по механизации предприятий почтовой связи в союзных республиках, краях и областях 217.

Этот процесс был прерван начавшейся в 1939 г. Второй мировой войной. Уже в 1940 г. часть принадлежавшего Наркомату связи автотранспорта была передана Наркомату обороны, в результате чего протяженность автомобильных маршрутов сократилась с 173 до 128 тыс. км, а гужевых – выросла с 566 до 667 тыс. км 218.

Наши рекомендации