Причины отмены крепостного права

РЕФОРМЫ БРЕЖНЕВА.

В сентябре 1965 года начались реформы Брежнева в области промышленности. Впервые был поднят вопрос о качестве выпускаемой продукции, при сохранении высоких объемов производства. С этой целью в управленческий период брежнева государство стало оставлять предприятиям часть заработанных средств, которые те могли расходовать в качестве материального поощрения сотрудников. Изначально ,говорилось о том , чтобы предоставить предприятиям больше самостоятельности ,но на деле была усилена власть Министерств . на начальном этапе эти рформы Брежнева дали немедленный результат . в период 1966-1970 годов объем производства в целом по стране вырос на 50%. Дальше же наметился регресс. Все экономические показатели полетели вниз.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

В первые годы управления страной характеризовалась обострением отношений с США. Виной тому была война во Вьетнаме ,которую развязал пентагон. При этом критических шагов правительства этих стран не делали . в результате уже к концу 1969года наметился цикл нормализации отношений между США и СССР . в мае 1972 года состоялся президента США в Москву. В ходе визита Никсона были подписаны несколько документов, особо важными из которых были договор об ограничении развертывания средств ПВО и ПРО , а также договор о сокращении наступательного вооружения. Брежнев в 1973 году ответил на это своим визитом в Вашингтон. Там был подписан документ об ограничении ядерной войны. Вся внешняя политика была направлена на раздел сфер влияния в мире с США. С 1964 по 1975 года правительство СССР оказывало помощь Вьетнаму , в борьбе с США. Кроме того, СССР активно помогало в борьбе за независимость индии, Анголе , Эфиопии , Мозамбику ,Гвинеи и другим странам.

За все время правления Леонида Ильича внешняя политика Брежнева не потерпела существенных изменений. 25 декабря 1979 СССР ввел войска в Афганистан . Эта война ничего не принесла Советскому государству в политическом плане. Зато стоила жизни 14 тысяч солдат. Более 300 тысяч числятся пропавшими без вести

Огромное внимание внешняя политика уделяла отношению с другими социалистическими странами. Им оказывалась всевозможная помощь , но чем дальше тем больше становилось понятно ,что в «совестском лагере» кризис.

59 Российская наука и культура во второй половине ХIХ в.

Бо́льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в России монарха со столь широкими духовными запросами и интересами. Никогда личные пристрастия монарха не совпадали так удачно с потребностями культурного развития страны.

Образование и наука. Екатерина II восприняла новые педагогические идеи, появившиеся в это время в Европе. Суть их заключалась в том, что человеку недостаточно дать определенный набор знаний – необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности, воспитать новую «породу» людей. Для этого нужно изолировать детей от испорченного мира взрослых. Такой подход на первое место выдвигал нравственное воспитание, а не образование. Активным проводником этих идей в России стал сподвижник императрицы в развитии просвещения И.И. Бецкой. По его замыслу, в России нужно было создать сеть закрытых сословных учебных заведений, где, изолированные от дурного влияния взрослых, воспитывались бы дети в возрасте от 5 до 15 лет.

Совершенно новым явлением для России было государственное женское образование, начавшееся с открытия «Общества двухсот благородных девиц», вошедшего в историю под названием Смольного института.

К концу 70 х гг. XVIII в. стало окончательно ясно, что воспитать новую породу людей, изолировав их от общества, невозможно, хотя бы потому, что их воспитывали люди, сами выросшие в иных условиях. Тогда Екатерина решила пойти по иному пути. Для нее вопросы воспитания уходят на второй план, и центральными становятся вопросы образования. В 1782 г. создается комиссия об учреждении в России системы училищ. Выработанный план устройства системы народного образования в 1786 г. был утвержден Екатериной. Этот год считается началом народного образования в России. С этого времени медленно, с большими трудностями происходит рост числа учащихся и учителей средних школ.

Развитие науки в середине XVIII в. неразрывно связано с именем М.В. Ломоносова. Он был первым русским профессором – членом академии наук. Его отличала широта и универсальность научных интересов: физика, химия, минералогия, география, история, языкознание. Современником Ломоносова был В.Н. Татищев, выдающийся русский историк, автор пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен». Его труд был первым опытом написания истории России на основе первоисточников.

Живопись. По сравнению с предыдущей эпохой живопись второй половины XVIII в. отличалась значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это связано с основанием еще при Елизавете Академии художеств. Появляются новые жанры – отечественная историческая картина, пейзаж, бытовой жанр; расцвета достигает портретная живопись. Стимулировал развитие живописи интерес Екатерины и придворных кругов к изобразительному искусству. Обогащаются царские собрания (Екатериной основан Эрмитаж), возникают великолепные фамильные коллекции Шереметевых, Голицыных, Строгановых.

Классицизм в изобразительном искусстве нашел отражение прежде всего в исторической теме. Наиболее известные художники этого направления – А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмов. Самые крупные достижения русской живописи этого времени связаны с искусством портрета (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Значительное развитие портретная живопись получает и в провинции (самый известный из провинциальных художников – Г. Островский). В конце века в России складывается направление пейзажной живописи города (Ф.Н. Алексеев) и природы (С.Ф. Щедрин). Большую известность приобрели скульптурные работы Ф.И. Шубина.

Архитектура. В 60 е гг. XVIII в. в архитектуре на смену барокко приходит классицизм, или, как его называли современники, «просвещенный стиль». Основные художественные особенности архитектуры классицизма связаны с изучением и переосмыслением наследия античности. Русский классицизм в архитектуре по сравнению с барокко отличался строгостью, стройностью, симметричностью, целым рядом элементов античной архитектуры (колонны, портики, фронтоны), использованием русской традиции (ярусность, убывающая вверх масса).

Основное внимание власти по прежнему уделяли архитектурному убранству столицы империи. Облик современного центра Санкт Петербурга во многом определился в то время: в гранит оделись набережные Невы, были построены здания Академии художеств и Академии наук, Мраморный и Таврический дворцы, «Новая Голландия» с ее монументальной аркой. Рядом с Зимним дворцом встали здания Малого и Старого Эрмитажа, Эрмитажного театра.

Выдающимся архитектором классического стиля был И.Е. Старов. Он является автором проектов Таврического дворца и Троицкого собора в Александро Невской лавре. Таврический дворец послужил образцом для огромного количества помещичьих усадеб конца XVIII – начала ХIХ в. Другое великолепное произведение архитектуры классицизма – Дом Пашкова в Москве (арх. В.И. Баженова).

60 Внешняя политика Советского Союза во второй половине 80-х - начале 90-х гг.: окончание «холодной войны» и попытки строительства новых международных отношений

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеалогии , о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым. Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов.

Исходя из этого ,были определены основные направления внешней политики:

-смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров

- урегулирование региональных конфликтов

-расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали « встречи в верхах» , в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 года М.С.Горбачев и Д.Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружений в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 года СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 Горбачев нанес визит в Японию , с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 году.

В мае 1989 года в результате визита Советской делегации в Пекин , произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом , экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане . Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 года было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 года и завершился в феврале 1989 года.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях , в том числе и по отношению к союзникам ,ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше,Болгарии,Румынии ,Венгрии , ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре1989 прекратила существование Берлинская Стена- символ раздела Европы.Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена проблема европейской политики- «германский вопрос». В 1990 состоялась встреча канцлера ФРГ Г.Коля с Горбачевым.в ходе переговоров было достигнуто сглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года, в ГДР были проведены многопартийные выборы ,победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партий.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 году он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

61.Отмена крепостного права в России: причины, сущность и значение.

Причины отмены крепостного права

Причин для отмены крепостного права было предостаточно.
Во-первых, это отставание России во всех сферах экономики.
Во-вторых, это недовольство россиян (и это были не только крестьяне, но и представители других классов).
В-третьих, поражение в Крымской войне, которое показало, что в таких условиях Россия не может дать достойный отпор врагу.
Более подробная информация о причинах отмены крепостного права.

Поэтому правительство приняло решение готовиться к отмене крепостного права.

Наши рекомендации