Послание Стентона в 1893 году
ЦЕРКОВЬ ОСТАТКА – ЭТО НЕ ВАВИЛОН
КАЛИНИНГРАД
Церковь остатка – это не Вавилон
Весьма вероятно, что каждый адвентист встречал этот заголовок в книгах Духа пророчества или слышал что-либо на эту тему. Для меня эта тема является одной из наиболее интересных и захватывающих из всех, какие встречаются у Духа пророчества, поскольку она имеет важное значение для нашего времени, точно так же, как и для того времени, когда на эту тему писалось. Первое, что мы должны чётко понять – это что подразумевается под остатком. В Апокалипсисе 12:17 читаем:
"И рассвирепел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа".
Греческое слово "прочие" означает: "оставшиеся, другие, остаток, остальное" (Словарь "Strong Corcordance", 3062). Иными словами, понятие "остаток" относится к небольшому количеству людей, которые всегда оставались верными Богу на протяжении эпох, и в это последнее время тоже.
Что же представлял собой этот остаток? Во времена Ноя это были восемь человек. Когда Бог призвал Авраама из халдейской земли, остатком были он и его семья. При уничтожении Содома и Гоморры остатком были три человека – Лот и его две дочери. Когда возникла израильская нация, а затем была взята в вавилонский плен, остаток представлял собой менее одной трети населения. Когда Ездра и Неемия призвали восстановить Иерусалим, остаток состоял приблизительно из 50 000 человек. Во времена Учителя остаток составляли Его последователи. При разрушении Иерусалима в 70 году н.э. остатком были те, кто сохранил свою жизнь, выйдя из города. В Средние века остатком были верные, которые вышли из римско-католической системы. В 1844 году остаток составляли те 50 000 человек, которые вышли из падших церквей, на то время составляющих Вавилон. Это новое движение и выход из падших церквей положили начало Церкви адвентистов седьмого дня.
К тому времени, когда сестра Уайт писала свои послания в 1893 году, прошло почти 50 лет с тех пор, как остаток, представленный адвентистами, вышел из отступнических церквей. Тогда эти церкви составляли духовный Вавилон, падший к 1844-му году. В 1893 году определение остатка относилось ко всей конфессии АСД, поскольку тогда это была единственная церковь в мире, которая соответствовала характеристикам остатка, описанного в Апокалипсисе 12:17. Именно тогда на сцене появился брат Стентон, который заявил, что Церковь адвентистов седьмого дня является Вавилоном ("Свидетельства для проповедников", стр. 37,42,53,56,58,59).
Послание Стентона в 1893 году
В том году брат Стентон опубликовал брошюру под названием "Громкий клич". В ней объявлялось о "падении всех церквей" ("Cвидетельства для проповедников", стр. 33). Он заявлял, что Церковь адвентистов представляет собой Вавилон, и призывал людей выйти из неё (там же, стр. 36,37). Сестра Уайт ответила этому брату, написав серию из четырёх статей под названием "Церковь остатка – это не Вавилон", опубликованных в "Review and Herald" с 22 августа по 12 сентября 1893 года (позднее эти статьи были включены попечителями её наследия в "Свидетельства для проповедников", стр. 32-62; а также в книги "Церковь остатка" и "Драгоценные свидетельства", т. 2, стр. 355-363). Также сестра Уайт написала письмо (№ 16 от 1893 года), которое затем было опубликовано в "Избранных вестях", т. 2, стр. 72-79; а также в "Reviеw and Herald" от 8.11.1893. Не забудьте эту дату: 1893 год. Хотя вестница Божья не критиковала и не порицала брата Стентона ("Свидетельства для церкви", стр. 34), она выдвинула целый ряд возражений на его послание, о которых мы упомянем далее.
Форма, в которой брат Стентон составил свою брошюру, содержала следующие ошибки:
(1) цитаты сестры Уайт были оторваны от контекста "Свидетельств";
(2) часть личного письма сестры Уайт использовалась таким образом, как будто бы это был неопубликованный материал ("Свидетельства для проповедников", стр. 33);
(3) в качестве подтверждения и поддержки той позиции, которую защищали Стентон и его соратники, работы Елены Уайт трактовались произвольно (см. там же);
(4) в том письме Уайт не было ничего такого, что подтверждало бы позицию брата Стентона (там же).
Сестра Уайт никогда не писала в "Свидетельствах для церкви" ничего такого, что указывало бы на то, что церковь АСД является Вавилоном. Тем не менее, она указывала и до, и после 1893 года, в других материалах, кроме "Свидетельств для церкви", что церковь рискует попасть в положение падшего Вавилона, описанного в Апокалипсисе 18:2: "жилище бесов и пристанище всякому нечистому духу, пристанище всякой нечистой и отвратительной птице". Почему и при каких обстоятельствах она сделала эти заявления? Здесь необходимо знать кое-что из истории адвентизма. В 1850-1880-е годы всё мирское стало настолько проникать в церковь АСД, что возникла необходимость послать предостережения верного Свидетеля колеблющейся церкви. Но это предостережение "не дало ожидаемого эффекта" ("Драгоценные свидетельства", т. 1, стр. 41,61,477; также "Свидетельства для церкви", т. 2, стр. 440-442). Мирские и непристойные обычаи, которые проникли в лагерь адвентистов на протяжении тех лет, были причиной её предупреждения в 1886 году:
"Как народ, мы должны подняться и очистить лагерь Израиля. Вольности, незаконные связи и неосвящённые обычаи в больших количествах привносятся в нашу среду; проповедники, которые имеют дело со священными вещами, виновны в подобных грехах; они питают страсть к женщине сомнительного поведения и нарушают седьмую заповедь. Мы подвергаемся опасности стать сестрой падшего Вавилона и позволить, чтобы наши церкви развратились и наполнились всяким нечистым духом и стали пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Можем ли мы явственно видеть наше положение и не действовать решительно, чтобы исправить имеющееся зло?" (Письмо № 51 от 1886 года, также "Manuscriрt releases", т. 2, стр. 380).
Я заметил, что впервые, причём, за семь лет до послания брату Стентону, была установлена принципиальная возможность придти к состоянию, описанному в Апокалипсисе 18:2. Елена Уайт не упоминает о реальности или исполнении этого предостережения. Иными словами, сестра Уайт не говорит о том, что церковь характеризуется эпитетом "Вавилон", о котором говорится в Апокалипсисе 17 главе как о матери блудниц, как это сделал Стентон, а предупредила об условиях, при которых АСД может стать сестрой падшего Вавилона. В соответствии с цитатой ("Свидетельства для проповедников", стр, 34) Стентон смешал термины "Вавилон" и "блудница" (Апок. 17:1-5) с характеристикой состояния упадка (Апок. 18:2).
Через год, в 1887 году, она дала совет, подобный предыдущему:
"Народ, который соблюдает Божьи заповеди, обязан сегодня бодрствовать, молиться, тщательно исследовать Писание и хранить Слово Божье в своих сердцах, а не грешить против Него в идолопоклоннических мыслях и позорных обрядах, поскольку иначе церковь Божья будет развращаться, как падшие церкви, которые в пророчестве предстают как пристанище всякой нечистой и отвратительной птице" ("Review and Herald" от 17.05.1887).
Год спустя после этих важных заявлений, в 1888 году, Церковь АСД получила послание о праведности Христа от пасторов Ваггонера и Джоунса. Однако это послание было принято немногими и отвергнуто большинством руководства ("Избранные вести", т. 1, стр. 276, также т. 3, стр. 184-204; "Свидетельства для проповедников", стр. 89,90,401,468). После конференции в Миннеаполисе, в течение 1888-1891-го годов, пасторы Ваггонер, Джоунс и сестра Уайт возвещали это послание братьям и сёстрам. Но одновременно с этим "едва заметная волна сопротивления поднималась против него" (A. V. Wallenkampf, "Lo que todo Adventista debe saber sobre 1888", APIA, стр. 64). В 1889 году Уайт написала:
"Они вышли из ортодоксальных церквей как реформаторы, но сейчас играют роль, подобную той, которую выполняли эти церкви. Будем надеяться, что не возникнет необходимость ещё одного выхода".
В 1891 году, на судне "Эль Аламеда", сестра Уайт была направлена в Австралию, где она написала ещё одно предостережение, подобное тому, которое было дано в 1886 году:
"Мы не должны впускать ничего мирского внутрь церкви, ни сочетать мирское с нею, создавая, таким образом, связь, объединение. В подобном случае, церковь наверняка разложится; станет, как говорится в Апокалипсисе, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице" ("Свидетельства для проповедников", стр. 265).
И опять, как видим, Елена Уайт говорит о возможности превращения церкви в падший Вавилон, описанный в Апокалипсисе 18:2, и это примерно за два года до послания брату Стентону.
Через два года после этого, в 1893 году, многими было принято столь желаемое послание о праведности Христа, и это сопровождалось обильным излитием Духа Святого. Именно к тому времени относится послание о фальшивом громком кличе, написанное братом Стентоном в том же, 1893 году.
"Как обрадовалось моё сердце сообщению Генеральной ассоциации о том, что многие сердца были смягчены и покорены, что многие смирились и покаялись, выбрасывая за двери своего сердца мусор, который мешал вхождению Спасителя! Как я радовалась, когда узнала, что многие приняли Иисуса как постоянного хозяина! Как случилось, что эти памфлеты, которые объявляют Церковь адвентистов Вавилоном, распространились повсюду в то время, когда на церковь нисходил Дух Божий? Как случилось, что эти люди смогли быть настолько обмануты, чтобы вообразить, что громкий клич состоит в том, чтобы призвать детей Божьих покинуть лоно церкви, переживающей период подъёма?" ("Свидетельства для проповедников", стр. 23).
Я заметил контраст между скорбным предсказанием возможности для церкви стать сестрой падшего Вавилона в 1886, 1887 и 1891 годах, и тем воодушевлением, которое испытала сестра Уайт, когда узнала о периоде её духовного подъёма в 1893 году. Есть объективные причины считать, что послание брата Стентона находилось вне места и времени, и было смешано с заблуждением. Он был инструментом сатаны для обвинения народа Божьего таким же образом, каким сатана делает это перед Богом (Апок. 12:10). Поэтому сестра Уайт сказала ему: "Остановитесь и подумайте, какое послание следует нести в это время" ("Свидетельства для проповедников", стр. 37).
Каким было послание для того времени? Первоочередное послание для 1893 года состояло в "подготовке народа к тому, чтобы он смог пережить день Господний" – послание о праведности Христа (там же). Как Христос покрывает Своею праведностью раскаявшегося грешника, обвинённого сатаной перед Богом, так церковь была покрыта одеянием праведности Христа, когда слуга Божья сравнила это с работой брата Стентона. Для большей ясности по этому вопросу, прочтите раздел "Иисус и Ангел" ("Драгоценные свидетельства", т. 2, стр. 170-179).
Работа Стентона и его соратника Колдуэлла по объявлению Церкви АСД Вавилоном должна была усилить предубеждения, которые имелись в городе Веллингтон, Новая Зеландия. Фальшивки, опубликованные бывшим адвентистом Д. М. Кенрайтом, сделали почти невозможным, чтобы послание достигло людей. Эта "подозрительная" работа создавала препятствия и закрывала двери перед той деятельностью, которой сестра Уайт занималась в Новой Зеландии. Письмо от 12.06.1893 года, опубликованное в "Review and Нerald", т. 6, 8.11.1956:
(1) Братья Стентон и Колдуэлл, которые присутствовали на заседании 1893 года, не приняли явленного Святого Духа; и (2) они не поняли, что не должны называть Вавилоном тех, кого Христос покрывает Своей праведностью.
Важно подчеркнуть это, поскольку, как я упомянул выше, послание о праведности Христа было принято в том году многими членами, и перед Богом они были "разгорающимся огнём пожара". А послание брата Стентона действовало точно так же, как сатана обвиняет верных перед Богом.
Враг использовал Стентона для того, чтобы издать громкий фальшивый клич в то время, когда:
(1) послание для церкви было другим;
(2) Адвентистская церковь "не была ни Вавилоном, ни его частью";
(3) в тот год она была единственной церковью "на посту, которая чинила стену, восстанавливала руины" ("Свидетельства для проповедников", стр. 50);
(4) она переживала нападки Д. М. Кенрайта, который отрёкся от своей веры;
(5) церковь даже не была на начальном этапе вероотступничества, и
(6) церковь переживала духовное возрождение.
Послание Стентона было ошибочным, в нём смешались правда и заблуждение, оно было совершенно вне времени и не соответствовало состоянию церкви на тот момент.
В прошлом сатана использовал своих подручных для того, чтобы издать громкий фальшивый клич раньше, чем прозвучит настоящий, чтобы, когда прозвучит настоящий, то его бы не услышали. Это происходило в те моменты, когда церковь Божья не отступала от своей веры. Во времена Моисея поднялся Валаам, пытаясь проклясть Божий народ, только что вышедший из Египта. Мы знаем, что во времена Христа этот народ отверг Его, и ученики призвали народ выйти из этой системы. В то время как это происходило, праведная апостольская церковь прошла через такое же испытание: над ними насмехались, говоря, что они пьяны (Деян. 2:13). Эти шутники дали фальшивое послание праведной церкви. И раньше их поднялись некоторые ложные группы (Деян. 5:36-37), которые способствовали созданию предубеждений и нанесли урон церкви своими прорицающими посланиями.
Враг душ человеческих применил этот метод: создания обмана до того, как придёт правда. До прихода истинного Мессии явился фальшивый христос. Прежде апостольского движения появилось фальшивое. Перед вторым пришествием Христа придёт антихриcт. Имеется множество подобных примеров.
В последний момент истории должен прозвучать громкий клич, поэтому сатана использовал брата Стентона для того, чтобы дать послание вне времени, до того, как прозвучит истинный клич. Другие также делали это в прошлом ("Свидетельства для проповедников", стр. 33). Это является частью их стратегии, как было предсказано сестрой Уайт за девять лет до этого:
"Сатана намерен создать сейчас новые теории для того, чтобы отвратить ум от истинного дела и от настоящего послания для этого времени. Он будоражит умы для того, чтобы они неправильно понимали Писание, их громкий фальшивый клич был для того, чтобы настоящее послание не возымело действия, когда оно появится. Это одно из основных свидетельств того, что громкий клич будет услышан вскоре, и земля озарится славой Бога" (Письмо № 20 от 1884 г., также "Избранные вести", т. 3, стр. 468).
Итак, сестра Уайт установила в 1893 году, что Церковь адвентистов не была Вавилоном, что "Свидетельства для церкви" того времени не поддерживали эту позицию, и послание брата Стентона было обвинительным и фальшивым. Но также отмечено в 1886,1887,1891,1895, и 1898 годах, и в других источниках, кроме "Свидетельств для церкви", указано, что церковь была под угрозой осуществления того, что сказано в Апокалипсисе 18:2. Послание Вестницы всегда согласуется с реальными условиями. Она же сама пишет:
"Относительно свидетельств: ничто не игнорируется, ничто не откладывается в сторону. Тем не менее, необходимо учитывать место и время" ("Избранные вести", т. 1, стр. 65).
В 1893 году, в связи с обстоятельствами, послания для Церкви АСД, по сути, были противоположными посланию Стентона. Посмотрим, однако, что произошло впоследствии.
Центр в Баттл-Крике и папская власть:
1894-1906
Как мы видим, в 1893 году Церковь АСД переживала период духовного подъёма. А в этом разделе мы проанализируем в хронологической последовательности путь, пройденный церковью после 1893 года.
1894-й год.
В этом году подъём, наблюдавшийся несколько месяцев тому назад, прекратился:
"Соединённые Штаты Америки, и в частности, Баттл-Крик, где на людей снизошло много просветления, превращаются в место наибольшей опасности и тьмы, поскольку народ не продолжает следовать правде и двигаться по пути света. Что означали ценности и добродетели, полученные движением за прошедшую зиму [1893-1894]? Служили ли они для того, чтобы дать урок народу? Был ли у них импульс для того, чтобы делать эти вещи? Смог ли сатана воспрепятствовать действию Святого Духа в сердце и позволим ли мы, чтобы произошло такое противодействие и снова воздействовал злой дух? Теперешнее проявление является поразительным и не соответствует этому движению. Я спрашиваю вас, братья и сёстры из Баттл-Крика, кто вас заколдовал?" (Письмо № 23 с, от 20.07.1894; также в специальных свидетельствах "Relating to Various Battle Creek", стр. 2).
В этом году начался путь Церкви АСД по направлению к Риму:
"Настоящее время наполнено чрезвычайными опасностями. В 1890 и 1891 годах у меня были видения об опасностях, которые угрожали делу, из-за союза в издательском центре в Баттл-Крике. Будут поступать предложения, кажущиеся мудрыми, по словам их авторов, стремящихся сформировать союз, который превратит Баттл-Крик в подобие Рима, в большой центр работы, и позволит издательскому центру поглотить всё, что связано с публикациями в нашей среде. Эта мудрость исходит не от Бога, а от человека" (Письмо № 71 от 1894 года; также в "The Publishing Ministry", стр. 144 и в "Избранных свидетельствах", стр. 19,22).
"Когда церковь совершает вероотступничество, то дистанция между нею и папством уменьшается" ("The Sign of the Time", т. 3, стр. 99, от 19.02.1894).
"Бог не предоставлял ни одному человеку полномочий ревностно следить за действиями его сотоварищей, поскольку это ограничивает их интеллектуальную свободу. Те, кто продолжают двигаться по этому пути, следуют тем же курсом, что и римо-католики, которые сосредотачивают всю власть церкви в папе и дают ему право действовать, как Богу, таким образом, что все планы находятся у его ног, и он может создавать законы, которые руководят мужчинами и женщинами в каждой мелочи их жизни" (Письмо № 53, 1894 год; "Manuscript Releases", т. 9, стр. 179).
1895-й год.
"Главная проблема в том ,что в центре деятельности вещи складываются таким образом, что все организации действуют одинаково. И сама Генеральная ассоциация развращается ошибочными чувствами и принципами. При выработке планов проявляются те же принципы, которыми руководствовались в Баттл-Крике на протяжении довольно длительного времени. Понемногу были внедрены планы, противоположные правде и справедливости, под тем предлогом, что это необходимо было сделать, "поскольку это служит торжеству дела Божьего". Однако это человеческие планы, которые ведут к подавлению, несправедливости и злу. Невозможно получить никаких преимуществ, лишая членов семьи Божьей их индивидуальности и их прав. Деспотичная власть, которая развилась, как будто бы должности превратили людей в богов, заставляет меня бояться и должна вызывать страх. Это овладение имуществом Бога создаст такое сильное чувство негодования относительно человеческого правления, что создаст состояние неподчинения. Они идут по следам римского учения" ("Свидетельства для проповедников", стр. 359-362).
"Мы не должны впускать мирское внутрь церкви, ни сочетать его с нею. Из-за такого единства с мирским церковь разложится, станет пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Мирские традиции не должны иметь места, поскольку они откроют двери, через которые враг душ найдёт доступ, и не будет видна чёткая граница, которая отделяет того, кто служит Богу, от того, кто Ему не служит" ("Review and Herald", т. 3, от 26.02.1895).
1896-й год.
"О, если бы я могла иметь радостное сообщение о том, что воля и ум тех, кто находятся в Баттл-Крике и действуют в качестве духовного руководства, освободились от уроков и рабства сатаны, которое длилось так долго, то я бы захотела пересечь широкий Тихий океан для того, чтобы увидеть ваши лица ещё раз! Но я не хочу видеть вас с бессильными идеями и затуманенными умами, вы предпочли тьму свету" ("Свидетельства для проповедников", стр. 396).
1897-й год.
"Выбрав мир и его развлечения, они сами развелись с Богом" ("Review and Herald", от 13.07.1897, т. 3).
1898-й год.
"Если церковь Божья становится слабой, то она не получает милости Бога больше, чем те церкви, которые названы падшими и превратившимися в жилище бесов и пристанище всякому нечистому духу, пристанище всякой нечистой и отвратительной птице" (Письмо № 35 от 1898 года, стр. 6,7; "Manuscript Releases", т. 19 , стр. 176).
"Церковь находится в мирском состоянии. В ней нет присутствия Бога" ("Notebооk Leaflets", т. 1, стр. 99).
"Комитет по изданию книг следовал по пути, указанному Римом" (Рукопись 148 от 26.10.1898; "Manuscript releases", т. 10, стр. 350).
1899-й год.
"Послания первого, второго и третьего Ангелов должны повториться. Должен прозвучать призыв к церкви: "Пал, пал великий Вавилон, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы; и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. Выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её. Ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её" ("Review and Herald", т. 4, от 31.10.1899).
"Смешение власти церкви и власти политической администрации изображается с помощью железа и глины (Дан. 2 гл.). Это единство ослабляет любую церквь, создающую образ зверя. Принятие церковью власти государства принесёт плохие результаты. Люди почти преступили предел терпения Бога. Они использовали свою политическую силу и объединились с папством" (Библейский комментарий АСД, т.4, стр.1190).
1900-й год.
"Церковь впустила мир в свою среду и отдала свою любовь врагам святости. Церковь и мир стоят на одном пути нарушения Закона Божьего. Церковь предпочла овладеть традициями и тщеславием мира, вместо того, чтобы отмежеваться от них" (Манускрипт № 44 от 1900 г.).
1901-й год.
После возвращения в этом году сестры Уайт из Австралии, она направила воззвание президенту Даниэльсу: "Господь помогает Своему народу, чтобы его руководители, которые осмелились взять на себя такую большую ответственность, не осуществляли свою власть, не освящённую так называемыми "духовными границами". Слишком много власти было дано человеческим организациям, не возрождённым и не реформированным". Она указала, что должна быть "полностью новая организация с комитетом, который будет состоять не просто из полдюжины людей, облечённых властью управлять и контролировать для того, чтобы эта [Генеральная] Ассоциация продолжала действовать так же, как раньше, с теми же манипуляциями, тем же тоном и теми же порядками. Пусть Бог не допустит этого!.. Это происходило в последние пятнадцать или более лет, и Бог призывает к переменам. В видении, которое я получила здесь, имеется узкое отверстие; там, внутри этого узкого отверстия существует роскошествующая регулирующая власть, похожая на царскую. Бог говорил ясно, когда сказал: "Я хочу здесь изменений"" (Е. Г. Уайт, процитированная А. Т. Хонесом в письме к президенту А. Г. Даниэльсу, от 26 января 1906 года).
В апреле состоялось заседание Генеральной ассоциации, на котором сила Святого Духа проявилась с мощью, невиданной ранее (см. бюллетень Генеральной Конференции от 20.04.1901, стр. 463,464; "Review and Heral" от 26.04.1901 г.; "События последних дней", стр. 55,56). Началась работа по реформе и реорганизации под руководством пастора А. Г. Даниэльса.
"По этому [новому] уставу, комитет Генеральной ассоциации состоял из большого количества людей, имеющих право организоваться и избрать президента, и т.д.. Президента Генеральной ассоциации не избирали, и этот вопрос не рассматривался. Должность президента Генеральной ассоциации не была создана, чтобы избежать централизованной власти, власти одного человека, царства, монархии" (из выше названного письма А. Т. Хонеса).
1902-й год.
"Хотя имеется преобразование, но вскоре будет такой недостаток благочестия, что церковь станет похожа на бесплодную смоковницу. Ей было дано много света. У неё были большие возможности принести много плодов. Но в неё проник эгоизм, и Бог говорит: "Я сдвину светильник с его места, чтобы они хотя бы раскаялись"" ("Review and Herald", т. 4, от 25.02.1902 г.).
1903-й год.
Через два года после создания в 1901 году организации, произошло значительное изменение в организационной структуре Генеральной ассоциации, на заседании, проходившем с 27 марта по 12 апреля 1903 года:
"Какой устав мы имеем? Прочтите статью 4 устава. Исполнительный комитет этой конференции будет состоять из 25 человек, и они будут иметь право организоваться и избрать президента, секретаря, казначея и аудитора, обязанности которых будут такими же, какие обычно выполняются в конторах" (Бюллетень Генеральной конференции от 1903 года, стр. 152).
Этот комитет, состоящий из 25 человек, имел два серьёзных возражения:
(1) "В идеальных условиях такой тип организации мог бы быть удобным и практичным, но в нём есть слабое место, легко заметное каждому, кто разбирается в политике и имеет немного честолюбия: руководитель всемирной церкви не выбирается и не получает свой мандат от Генеральной ассоциации, созванной на законный съезд; вместо этого он назначается 24-мя людьми. Если кто-то сможет контролировать хотя бы тринадцать из них, то он может привести к руководству церковью того человека, которого захочет".
Перси Т. Меган поднял голос протеста против такого устава незадолго до закрытия заседания:
"Можно сказать, что в этом уставе нет ничего плохого, что он не слишком защищён своими положениями. Но я хочу сказать вам, что каждый, кто читал "Историю христианской церкви" Неандера, Мосхейма или любого другого из великих историков церкви, не может придти к другому выводу, кроме того, что принципы, провозглашённые в этом уставе, в том виде, в каком они были внесены, являются теми же принципами, и внесёнными таким же образом, как это было сделано папством сотни лет тому назад" (Бюллетень Генеральной конференции от 10.04.1903 года, стр. 150).
(2) Этот комитет опять выбрал А. Г. Даниэльса президентом, а В. В. Прескотта – вице-президентом, в нарушение устава, принятого в 1901 году. Опять вернулись к тому же состоянию вещей, что и ранее, и сестра Уайт снова предупредила: "Среди нас не должно быть царей, правителей, пап" (письмо № 212 от 23.09.1903; "Manuscript Releases", т. 4, стр. 291).
Все эти изменения она видела в видении:
"Одно из многих поразительных обвинений, сделанных Еленой Уайт, состояло в том, что существовали "шпионы", которые делали своё дело, намереваясь переделать даже основную структуру церкви (цитата из рукописи № 79 от 1905 года). Были намечены планы по получению контроля над самыми важными органами. Даже ассоциации находились под угрозой этой тактики, сказала она. Она видела в видении тайные встречи, на которых определённые люди строили планы о том, как лучше получить контроль, завоевать симпатии народа и изменить структуру церкви, и она описала тайную встречу, на которой определённые люди объединились "друг с другом для того, чтобы поддерживать друг друга"" (цитата из письма к Г. С. Тенней от 29.06.1906; также в книге "Омега" на стр. 80).
В 1893 году она предупреждала братьев Стентона и Колдуэлла:
"Как можно разрешить этим смертным судить и называть церковь блудницей, Вавилоном, жилищем бесов, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице?" ("Review and Herald", т. 6, от 6.11.1956; также в книге "Каждый день с Богом", стр. 170).
Тем не менее, через несколько дней после заседания Генеральной конференции в 1903 году, сестра Уайт написала:
"Небесный Учитель спросил: "Какой огромный обман может затуманить ум настолько, чтобы считать, что вы строите на хорошем фундаменте и Бог принимает вашу работу, когда в действительности вы делаете многие вещи в соответствии с мирскими идеями и грешите против Иеговы?... Кто может сказать истинно: "Наше золото испытано в огне, и наши одежды не запачканы миром"? Я видела, как наш Наставник указывает на одеяния, которые выдавались за праведность. Разорвав их, Он открыл грязь, которую они прикрывали. Затем Он сказал мне: "Разве ты не видишь, какой фальшью покрыты пороки и их развратный характер? Что ж, видимо верный народ превратился в блудницу. Дом Моего Отца превратился в место торговли, откуда ушли слава и присутствие Бога! По этой причине существует слабость и недостаток сил. Даже если церковь, заражённая вероотступничеством, раскается и преобразится, она отведает плоды трудов своих, пока не возненавидит их" ("Драгоценные свидетельства", т. 3, стр. 253,254).
"Суровая и ужасная правда состоит в том, что многие из тех, кто усердно проповедовали послание третьего Ангела, теперь стали беззаботными и равнодушными. Граница, разделяющая мирских людей и христианских проповедников, почти неразличима. Многие из тех, кто ранее были ревностными адвентистами, уподобились мирским людям в своих привычках и обычаях, и в своём эгоизме. Вместо того чтобы призывать мир подчиняться закону Божьему, церковь всё теснее и теснее объединяется с миром в нарушениях. Церковь уподобляется миру ежедневно" ("Свидетельства для церкви", т. 8, стр. 118,119).
В том же году Баттл-Крик сравнивался с Вавилонской башней (Е. Уайт, "The Kress Collection", стр. 1-3).
1904-й год.
"Я чувствую ужас в душе, видя, что произошло в нашем издательстве. Типографии в заведениях Господних печатают римско-католические теории, которые разрушают душу, и другие тайные несправедливости" ("Свидетельства для церкви", т. 8, стр. 91; "The Publishing Ministry", стр. 164).
1905-й год.
Через два года после того, как организация была создана на принципах, принятых в 1903 году, Елена Уайт написала:
"Мы не можем сейчас войти в новую организацию, поскольку это будет означать отступление от правды" ("Драгоценные свидетельства", т. 2, стр. 363; Notebook Leaflets "The Chuch" № 1, от 1905 года).
Значит, на тот день:
(1) церковь пришла к новой организации;
(2) был избран путь вероотступничества (от альфы до омеги).
"Не обманывайте себя, ибо многие отойдут от веры, внимая духам обольстителям и бесовским учениям. Сегодня перед нами альфа этой опасности отступления. Омега будет иметь самый поразительный характер. Отступление омега последует и будет принято теми, кто не готов уделять внимание предостережениям, данным Богом" ("Избранные вести", т. 1, стр. 231,233).
"Одно несомненно, и скоро мы это поймём: великое вероотступничество, которое развивается, увеличивается и усиливается, будет продолжаться в этой форме до тех пор, пока не прозвучит глас Господень" ("Специальные свидетельства", серия В, № 7, стр. 57).
В том же году она написала:
"То, что делалось [в Баттл-Крике] после Конференции, которая прошла в Окленде в 1903 году, приведёт к потере многих жизней".
1906-й год.
"Конфессия адвентистов седьмого дня более походит на католическую церковь, чем любая другая протестантская церковь во всём мире".
Централизация и иерархия
В последнее время
Я исследовал работы сестры Уайт для того, чтобы понять, почему впоследствии она не издала послания вроде того, которое она дала Стентону в 1893 году. Пока что я не нашёл такого послания. Также, в 1893 году она не указывала, что Церковь АСД никогда не превратится в Вавилон. Ответ на эти два вопроса мы видим во всём пути, который прошла Генеральная ассоциация, начиная с 1894-1906-го годов, когда сестра Уайт ещё была жива. Пройденный путь был дорогой, проложенной Римом. Мы видим, как фундамент, созданный в те годы, укрепился и дал, в результате, отображение римской иерархии.
Централизация.
"… после римско-католической церкви, Церковь адвентистов является наиболее централизованной из всех основных христианских церквей в этой стране [США]" ("Student Movement", студенческая газета адвентистского университета им. Эндрюса за 6.11.1986, процитировано в "The Road to Rome", Hartland, стр. 172, Russell R., Colin Standish).
"Генеральная ассоциация является наивысшим авторитетом и совокупностью всех частей не только в вопросах философии, но также: (1) организационно, (2) юридически, (3) административно, (4) в судебных вопросах, (5) в вопросах политики и (6) в церковных порядках. Если это так, значит, имеется желание конференций, объединений и других организаций сделать всё возможное для того, чтобы объединить всю семью и укрепить руки Генеральной ассоциации" (Juez William, T. Hart; en Derrick Proctor vs. генеральная конференция церкви Адвентистов седьмого дня, случай № 81, С-4938, Finding of Fact, Seletion B, Church History, Let There Be Ligt Ministries, p. 170).
Иерархия.
"Прост и неоспорим тот факт, что Церковь адвентистов седьмого дня безусловно не является "общинной" церковью (хотя имеет элементы общинности), но ясно, что она имеет "представительский" или "иерархический" характер" (Equal Employment Opportunity vs. Pacific Press Publishing Association and General Conference, civil c. 74-2025-CBR, 6.02.1975, p. 4).
"Структура Церкви адвентистов седьмого дня является в основном иерархической. Пирамида церковной организации поддерживает равновесие и является основой роста, поскольку отображает людей, которые её составляют" ("Воспоминания", от 23.07.1990, стр. 4,5).
"Заседание [55-ое Генеральной ассоциации в 1990 году] продемонстрировало иерархическую сущность административной структуры церкви" ("Воспоминания", от 4.08.1990 г., стр. 2).
"Другие отождествили структуру с политикой и официальной иерархией церкви, причём изменение считается неверностью" ("Adventist Review" за октябрь 1994 года, стр. 51).
"На местном уровне конференция Церкви адвентистов седьмого дня имеет форму представительского правления, но выше этого уровня форма управления Церковью адвентистов седьмого дня является иерархической: власть нисходит сверху вниз, и члены местных общин почти не имеют права голоса. Церковь адвентистов напоминает католическую церковь, с системой самофункционирования и самонепрерывности, так же, как и римско-католическая церковь. При такой системе те, кто находятся при власти, не несут ответственности перед нижними ступенями. Те, кто находятся на ответственных постах выше уровня местной конференции, не избираются её представителями, и община, или все члены, не считают их ответственными за управление" ("Spectrum", т. 14, от 4.03.1984, стp. 42).
"Церковь адвентистов седьмого дня наследует, хотя и с изменениями, организационную модель римско-католической церкви, сохраняет те же положения относительно духовенства, которые разделяют членов церкви на два класса: духовенство и прихожане" (Канада, "Mеssenger" за декабрь 1993 года, стр. 2).
Духовенство.
Что касается "духовенства", то это – название, которое проповедники выбрали для себя. "Ministrу" ("Духовенство") – это "Международный журнал для духовенства", который издаёт Североамериканское отделение.
Папа.
"Роберт Х. Пирсон является президентом Генеральной ассоциации, и, следовательно, первым проповедником [первым священником] Церкви адвентистов седьмого дня" (Merikfy Silver y otros, Equal Employment Opportunitу C. vs Pacific Press Publishing Association, citado en "The Abomination of Desolation and Chruch History, p. 171).
"Сегодня мы являемся верховными жрецами. Бог хочет, чтобы мы, как Его верховные жрецы, выучили тот же урок. Какая огромная ответственность – действовать в качестве посредников [!] между Богом и людьми!" ("Ministry", декабрь 1961, стр. 27,29).
Папская процессия.
"Репортаж на четырёх страницах, опубликованный в "Adventist Review" за 4 ноября 1993 года, был посвящён Ежегодной конференции Генеральной ассоциации 1993 года, которая проходила в Бангалоре, на юге Индии. Это один из самых больших городов Индии, он находится на расстоянии приблизительно 300 км (220 миль) на запад от Мадраса. Один из присутствовавших на этой конференции представил отчёт о том, что происходило:
По прибытии в аэропорт Бангалора широко улыбавшегося Фолкенберга проводили к украшенной карете, запряжённой двумя лошадьми. Затем ему на шею надели более 50 цветочных гирлянд – по одной от каждого из лидеров Юго-Азиатского отделения, Объединения Южной Индии, штата Карнатака, Адвентистского госпиталя в Бангалоре и т.д.. Его голову увенчали чалмой, украшенной драгоценностями, похожей на те, какие носят правители, и руководители усадили его в экипаж. Затем зазвучала музыка уличных ансамблей, началось пение и танцы трёх местных танцоров, и процессия тронулась (предполагалось, что на встрече будет присутствовать духовой оркестр, но поскольку самолёт президента задержался, то оркестр был вынужден уехать, так как у него в тот день было запланировано другое выступление. Тысячи рупий, которые ему заплатили, были потрачены зря).
Тело одной из танцовщиц было едва прикрыто одеждой, другой танцор был одет павлином, а третий танцевал языческий танец коня. Когда процессия продвигалась, зажигали фейерверки (маленькие ракеты и петарды). Эти танцы (которые обычно танцуют для того, чтобы снискать благословение богов) и фейерверки (которые зажигают для того, чтобы прогнать злых духов) обычно сопровождают такие индуистские процессии, как похороны. Что могли подумать зрители об адвентистах седьмого дня? Автор репортажа, который был очевидцем, так прокомментировал это: "Некоторые из наших индийских братьев задавались вопросом, символизирует ли этот танец похороны правды Божьей и Его Закона в некоторых организациях церкви?". Вскоре после начала шествия Фолкенберга пересадили в лимузин, а некоторые из высоких официальных лиц также ехали в других [лимузинах] позади него. Автомобили, танцоры и фейерверки продолжили движение по улице (были использованы автомобили марки "Contessa Classics", это один из самых престижных автомобилей в Индии). Эти автомобили медленно ехали за мотоциклистами, образуя процессию из одного ряда.
На пути следования процессии были возведены многочисленные арки, украшенные приветствиями президенту Генеральной ассоциации с лестными словами о его величии. В Индии такие арки обычно используются для руководителей государства, гостей и других важных лиц. Процессия продолжала свой путь по улицам, в направлении колледжа Лоуни Мемориал Джуниор. Фолкенберг, который должен был бы немедленно отказаться от такого угодничества и восхвалений, казалось, наслаждался всей этой экстравагантностью. На протяжении всего времени конференции (с 5 по 11 октября) все собравшиеся – приблизительно 360 человек (члены Комитета Генеральной ассоциации) – жили в 5-звёздочном отеле. Вокруг них были миллионы людей, живущих в убогих хижинах" (V. Ferrell, Cоllision Course, The David Dennis Disclosures, Piligrims Books, p. 36).
Кардиналы.
"Теперь у нас есть кардинал Африки, и до окончания этого заседания я предсказываю, что у нас будет два африканских кардинала из числа наших 15 вице-президентов" (Адвентистский журнал от 3.07.1985, стр. 11).
"Этой идеи [иерархии] не удалось избежать на заседании Генеральной ассоциации в 1985 году в Новом Орлеане, где президент Генеральной ассоциации как минимум три раза говорил о вице-президентах как о кардиналах" (R. R. y C. D. Standish, "The Sepulchers are Whited", Hartland, p.152,153).
Монахини.
"Те, кто работают для Церкви адвентистов седьмого дня, отвечают на религиозный призыв точно в такой же манере, как это делают постриженные монахини".