Разделы учебной дисциплины (модули)
№п/п | Наименование раздела дисциплины, темы | Виды учебной работы (час) (в соответствии с учебным планом) | ||||
лекции | практические (семинары) | самосто-ятельная работа | ||||
Модуль 1. Теоретические понятия дисциплины | ||||||
Понятия «текст» и «сюжет» | ||||||
Автор / герой / читатель как участники эстетической деятельности. Формы авторской саморефлексии | ||||||
Модуль 2. Сюжеты чтения и письма в русской литературе 1-ой половины ХХ века | ||||||
Проблема пишущего героя, включенного в среду и идеологический дискурс эпохи | ||||||
Сюжет ухода пишущего героя в текст в романе Е. Замятина «Мы» | ||||||
Роман Л. Леонова «Вор». Сюжет создания текста романа персонажем-писателем | ||||||
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Театральный роман». Экзистенциальное спасение героя-писателя в акте создания художественного текста | ||||||
Проблема создания текстов в романах о литературной среде 1930-х годов. К. Вагинов «Труды и дни Свистонова», В. Каверин «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» | ||||||
Сюжет становления героя-интерпретатора в романе В. Набокова «Дар» | ||||||
Сюжет становления героя-творца в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» | ||||||
Модуль 3. Сюжеты чтения и письма в русской литературе 2-ой половины ХХ века | ||||||
Проблема неавторитетного рассказчика в литературе 1960-х гг. | ||||||
Сюжет создания текстов неавторитетными героями в рассказах В. Шукшина | ||||||
В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Путем взаимной переписки». Проблема интерпретации бюрократических текстов человеком из народа | ||||||
Сюжет вины творца за реализацию текста в повестях А. Синявского «Любимов» и «Пхенц» | ||||||
Проблема героя-интерпретатора в литературе 1970-1980-х гг. | ||||||
А. Синявский «Прогулки с Пушкиным». Претворение ситуации чтения в ситуацию интерпретации текстов Пушкина | ||||||
Литературоведческие интерпретации как выражение творческой позиции неидеального героя в романе А. Битова «Пушкинский дом» | ||||||
Интерпретация текстов как свидетельств исторических событий в исторической прозе 1970-х гг. (Ю. Давыдов, Ю. Трифонов, Ю. Домбровский, Б. Окуджава) | ||||||
Интерпретация текстов экзистенциальным героем как выражение духовной эстафеты в романах Ю. Трифонова | ||||||
Документальная проза о войне. А. Адамович, С. Алексиевич. Вытеснение слова интерпретатора текстами-свидетельствами героев | ||||||
Интерпретация фрагментов текстов как возможность восстановления истины о прошлом в романе М. Харитонова «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича» | ||||||
Проблема письма героя-писателя в литературе 1980-1990-х гг. | ||||||
В. Астафьев «Царь-рыба», «Печальный детектив». Создание текстов героем-писателем в ситуации наблюдения социальной жизни / жизни природы | ||||||
Письмо как фиксация героем-писателем хаотичного слова героя-шизофреника в романе С. Соколова «Школа для дураков» | ||||||
Осознание героем-писателем последствий претворения текста в реальности в романе Ю. Буйды «Ермо» | ||||||
Выбор между диктатом «текстов» и диктатом «среды» в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» | ||||||
Модуль 4. Сюжеты чтения и письма в постмодернистской литературе | ||||||
«Технологии» создания текстов в повестях С. Довлатова «Записные книжки», «Ремесло», «Зона» | ||||||
Сюжет бегства втекст и поэтика комментария в романе Д. Галковского «Бесконечный тупик» | ||||||
Чтение вымышленных исторических текстов как элемент постмодернистской игры в квазиисторической прозе (В. Шаров, Д. Липскеров, П. Крусанов) | ||||||
Искажение процессов чтения и переписывания текстов молодым героем в романе Т. Толстой «Кысь» | ||||||
Сюжет создания романа о Босхе как процесс самоидентификации в романе А. Королева «Быть Босхом» | ||||||
Изменение мотивов жизни и письма в романах М. Шишкина «Всех ожидает одна ночь», «Венерин волос», «Письмовник» | ||||||
Модуль 5. Сюжеты чтения и письма в литературе «non-fiction» 1970–2000-х гг. | ||||||
Чтение и комментирование текстов родственников как сопротивление энтропии времени в «семейно-мемуарной» прозе 1970-х (В. Катаев «Кладбище в Скулянах») | ||||||
«Мемуары» о писателях 1980-х гг. (С. Гандлевский «Трепанация черепа»). Имитация «фактуры» нехудожественного текста | ||||||
Игра с текстом как моделирование внешнего взгляда на своё поколение в романах А. Наймана к.1990-х гг. | ||||||
Итого: | ||||||
5.3. Лабораторный практикум. Не предусмотрен.