Весовые гирьки, арабские дирхемы, китайские ракушки кауры и кошелек торговца в музее Старой Ладоги. Конец 8 - начало 9 века.
Первый арабский математик и астроном Аль-Фазари, описывая пространства и поверхности государств и «взаимное их расстояние», в 772 – 773 гг. упоминает территорию владений славян, площадь которой составляла 3.500 на 700 фарсангов. Фарсанг, илипарасанг, парасанга, фарсанг, фарсаг, санг, таш, йигач, персидская миля – персидская мера длины, обычно это расстояние, которое проходит караван до очередного отдыха, привала или, иначе, расстояние, которое можно пройти пешком за час. Различают:
Фарсанг персидский = 5549 м.
Фарсанг древнеегипетский = 1/9 шема = 6980 м.
Фарсанг среднеазиатский (санг). В XIX веке обычно 8 вёрст = 8534,25 м.
Современные историки и этнологи считают, что говорить о сложении той или иной этнической общности можно тогда, когда у этой общности появляется самоназвание. Именно самоназвание является эксплицитно выраженным свидетельством возникновения этнического самосознания – сознания принадлежности к одному народу.
Итак, анты, венеды, склавины? Но так протославян называли готские и греческие историки, а не они сами.
Имена «венеты, венеды, энеты» и т. п. восходит ко временам Гомера и оказывается в античной традиции столь же условным, сколь условными стали имена скифов и сарматов, обозначавших в позднеантичной и средневековой традиции разных жителей Восточной Европы. Можно лишь заключить, что этот традиционный для античной историографии этникон, то естьназвание жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом. Например, Москва – москвич, Донецк – дончанин. Этникон «венеды» относился к народам, обитавшим к северу, за пределами собственно «античного» греко-римского мира. В период великой греческой колонизации так называлось италийское племя на Адриатике, от которого сохранилось название города Венеция; к тому же этникону восходит и название Вены – римской Виндобоны, известное уже 1 в. н. э., когда римские легионы продвинулись на кельтские земли: там была создана провинция Норик, в VI в. заселённая славянами. Венедами при Цезаре называли и кельтское население Бретани, а в III в. т. н. Певтингерова карта размещает венедов и венедов-сарматов к северу от Дуная. Крайние ареалы, где сосредоточиваются топонимы с основой вен-, вент-, отмечаются на Адриатике и в Прибалтике: таковы река Вента и г. Вентспилс на полуострове Курземе; ещё Клавдий Птолемей называл Венетским залив «Сарматского океана», то есть Балтийского моря. А венды – жители Курземе – упоминаются в Ливонской хронике Генриха Латвийского в XIII в. Эти ареалы располагались на крайних точках Янтарного пути, соединявшего в I в. н. э. Прибалтику и Рим.
К первой половине VI в. относятся сведения о славянах греческого историка Прокопия Кесарийского, писавшего о войнах, которые вели «гунны, склавины и анты», обретающиеся за рекой Истр – Дунай.
…У тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, – впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте они сохраняют гуннский нрав. Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами», как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища (Прокопий Кесарийский. Война с готами – Кн. 3, – Ч. 14).
Существуют три основных версии происхождения этнонима «анты»:
Тюркская версия. А.И. Попов, В.В. Мавродин и др. возводили этот этноним к тюркскому слову ант (ant), которое означает «клятва», в монгольском имело форму anda – «побратим», «побратимство».
Иранская версия. По мнению О.Н. Трубачёва, Б.А. Рыбакова, Г.Г. Литаврина, В. Я. Петрухина, Д. С. Раевского, наименование антов имеет иранское происхождение. Как указывает Ф. П. Филин, слово «анты» созвучно с древнеиранскими словами antas – «конец, край», antyas – «что находится на краю» и осетинским attiiya – «задний, сзади». Исходя из этого, значение слова «анты» можно перевести как «живущий на краю, житель пограничья».
Славянская версия. Польский лингвист, профессор Вроцлавского университета, ректор Опольского университета, автор сочинений о польской и славянской ономастике, антропонимии и этимологии Станислав Ро́спонд связывал название анты с венедами и выводил от индоевропейского ven- «мокрый, влажный». В последнее время тему происхождения названия антов от венедов поддержали многие филологи и историки.
Анты
Антыот греческ. Antai, применявшееся византийскими писателями VI – XII веков название восточно-славянских племён в IV – VII веке. Возможно, что это видоизменение общеславянского имени «венты», «вяты». Впервые название «ант» встречается в одной из керченских надписей III века н. э. Основные сведения по истории антов содержатся в работах писателей VI – VII века: Прокопия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта, Псевдо-Маврикия, Феофана.
Локализация.Точные географические границы применения наименования «анты» нельзя определить; наиболее важной исторически была область лесостепи от Карпат до Северского Донца, где известна так называемая «черняховская культура», которую, по мнению многих исследователей, можно в основной части связывать с антами.
Социальная организация.
«Антские» племена лесной зоны жили в IV – VI веках в условиях первобытнообщинного строя, а в лесостепной зоне у антов, вероятно, уже возникали классовые отношения. Имущественное расслоение у антов прослеживается по многочисленным кладам монет и драгоценных вещей – так называемые Антские клады.
Князья и вельможи. В письменных источниках IV – VII веков упоминаются политические деятели антов: князья-«рексы» Боз, Ардагаст, Пирагост; дипломат Мезамир; вельможи Идарий, Келагаст; полководцы Хильбудий, Доброгаст, Всегорд и т. д. Предполагают, что имя Боза было известно автору «Слова о полку Игореве», вспоминавшему «время Бусово». По сведениям Прокопия, Менандра и других, анты имели сильную военную организацию, выставляли войско в несколько десятков тысяч воинов. Что, видимо, преувеличено.
Жрецы. В источниках отсутствуют упоминания о слое жрецов, или волхвов, у антов, археологи не обнаружили каких-либо крупных религиозных комплексов, на которых они могли проживать. Однако, этот слой, несомненно, существовал, но не выделялся из числа общинников, так как небольшие жертвенные ямы находились при селениях, местами культа были рощи, водоёмы, деревья и камни. В праздничные дни приносились бескровные жертвы богам – продукты питания. Жрецы произносили молитвы, связанные с урожаем. Производились гадания. Главным божеством антов и полян был Перун.
Близким к жрецам был слой сказителей-«песнотворцев». Благодаря сообщению о венедах, которые были задержаны византийцами, можно сказать, что сказители уже тогда вели своё повествование под гусельный наигрыш и выделялись из числа общинников, поскольку византийцы задержали сразу несколько людей с «кифарами».
Эти люди переходили с места на место и иногда выступали посредниками в переговорах между племенами. Изображение семиструнных гусель имеется на фигурках антского типа из-под Велестино. До нас дошли сказания об антском времени: о князьях Бусе, Кие, об обрах, о хазарах.
«Пляшущий человек» в славянской рубашке, поясное украшение в «антском стиле», с. Мартыновка
Вои. Из общины выделяется слой воинов-профессионалов – «вои», которые в летнее время занимались военными набегами на Византию и другие территории. Воины объединялись в небольшие отряды по несколько сот человек – «дружины», которые, соединяясь, могли образовывать армии до 1 – 2 тысяч человек. Во главе отрядов стояли вожди-князья и «воеводы», обладавшие особым авторитетом – «славой», гибель которых во время боя повергала воинов в панику. Находок захоронений военной знати антов практически нет, но имеются находки кладов с монетами, золотой и серебряной утварью, награбленной во время походов. Вооружение воинов было легким: щит с кожаным ремнем для ношения и ё, а также стрелы с ядом и сулицы для метания. Доспехи упомянуты лишь однажды. особенно характерными для антов были длинные мечи высокого качества. В археологии они дали название целому классу подобных изделий, «мечи антского типа». И даже в англосаксонской поэме «Беовульф» герои сражаются антскими мечами.
Племенные ополчения могли достигать значительных размеров и использовались для защиты от набегов и при переселении на новые территории. Анты считались сильнейшим славянским племенем. Антские воины служили в армии Византии, участвовали в морских походах на лодках-однодеревках.
Рабы. У антов имелись рабы. Основную массу рабов составляли пленные, другим источником рабства была купля-продажа. Среди рабов были как византийцы, так и славяне, однако ант у анта рабом быть не мог и освобождался, если таковой оказывался среди рабов, по прибытию на родину. Рабы были заняты в войне, домашнем хозяйстве и, как показывают исследования археологов, в ремесле. Главной целью порабощения соседей для антов было получение выкупа за пленных или их продажа. Такое рабство носило временный характер и через некоторое время раб становился «свободным», то есть членом общины.
Хозяйство. Анты в лесостепи знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и другие отрасли производства. Ремесло у антов уже отделилось от сельского хозяйства; известен ряд ремесленных мастерских – железоделательных, гончарных, ювелирных, которые работали на продажу. Росла внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя, в частности, с Римской империей; возникло денежное обращение, для чего использовались серебряные римские монеты. На землях антов встречается много римских вещей – монеты, амфоры, стеклянная, металлическая и керамическая посуда, ювелирные изделия и др. Большого развития у них достигло рабовладение, причем принудительный труд рабов использовался антами непосредственно в хозяйстве. Византийские историки пишут о многих десятках тысяч военнопленных, захватывавшихся антами с целью превращения их в рабов, но рабы у антов пребывали в более мягких формах зависимости, чем в Византии. В III – IV веках у антов складывалось государство, не получившее завершения в последующее время.
Для антского общества была характерна сельская община. Археологам известны обширные открытые, лишённые укреплений поселения антов, состоявшие из ряда отдельных домохозяйств.
В IV веке анты вели упорную борьбу с готской державой Германариха, возникшей в Северном Причерноморье. В 385 году готский король Винитар (Витимир) стремился подчинить своей власти антов, но потерпел поражение. Позже ему удалось захватить в плен князя Боза и казнить его вместе с сыновьями и 70 вельможами. С начала VI века анты вместе с родственными им склавинами вели наступление на балканские владения Византии. Вначале оно носило характер набегов для захвата пленных и добычи, но уже во время войны 550 – 551 гг. часть антов и склавинов осталась на Балканах. С этого времени быстро развивается славянская колонизация Балкан. С конца VI века анты вели войны с аварами. Имя анты в начале VII века перестало упоминаться в письменных источниках. Место антов заняло новое и более обширное объединение – Русь, ядро которого совпадало с наиболее развитыми землями антов.
Протогорода.
С усложнением социальной структуры антского общества появляются протогородские поселения. К антскому времени относят возникновение Киева, имевшего значение религиозного и племенного центра. Здесь жили воины и ремесленники, которые производили гончарную посуду и украшения, распространявшиеся далеко за пределы города и антской земли. В антское время возникает и город Волынь на Западном Буге, известный как поселение воинов и центр племенного союза волынян. «Грады» ещё не имели роли торговых центров. Их население было непостоянным, включало князя, воинов и жрецов. Здесь проходили веча, религиозные праздники, пиры, а крепости служили для обороны.
Реконструкция Аркаима – протогорода, открытого археологами на Южном Урале недалеко от Екатеринбурга.