Историческая грамматика русского языка

Историческая грамматика русского языка

Лабораторная работа № 1

Унификация типов склонения существительных в единственном числе.

1. Выписать из текста подряд, не выборочно, по 3 имени существительных в единственном числе в соответствующем падеже на склонение ā, jā, ǒ, jǒ, ǐ (муж. рода 3 формы, жен. рода 3 формы) (максимум 15 словоформ) и все слова в ед. числе на ǔ, u и согласные основы en, еr, еs, еnt. Указать падеж, в котором они употребляются.

Не выписывать слова во множественном числе. Не выписывать одно и то же слово и один и тот же падеж какого-либо склонения дважды. Рядом со словом для проверки обязательно указать № строки, например: 6 (убиша) вълкъ, 10 (избави из) руку. При омонимии слов привести поясняющее слово.

2. Сохраняют ли в современном русском языке выписанные вами слова парадигму единственного числа. Если нет, то объясните: в каких падежах, по какой причине произошло изменение либо унификация.

3. Первое выписанное слово каждого склонения напишите в том же падеже, но в двойственном числе.

4. Напишите первое слово каждого типа склонения в звательной форме единственного числа.

5. Есть ли в вашем тексте пример совпадения В=И для одушевленных существительных.

Историческая грамматика русского языка.

Лабораторная работа №2

Унификация типов склонения имен существительных во множественном числе.

1. Выписать из текста подряд, не выборочно по 3 имени существительных во множественном числе в соответствующем падеже на ā, jā, ǒ, jǒ, ǐ, ǔ – склонения (макс. 15 словоформ) и все слова во множественном числе на u и согласные основы: en, er, es, ent, объясните причину унификации.

Не выписывать одно и то же слово и один и тот же падеж какого-либо склонения дважды. Рядом со словом для проверки обязательно указать № строки и определяющее слово. При омонимии слов привести поясняющее слово.

2. Первое выписанное слово каждого склонения напишите в том же падеже, но в единственном числе. Образец: 12 (мятяхуться) въ мутвЪхъ. Мест. падеж множ. числа – в мест. пад. ед. числа – въ мутЪ

3. Выпишите собирательные имена существительные в соответствующих падежах, например:

Вельможа (именит. падеж единст. числа) рекоша - аорист употребляется в др.- русском языке правильно, в 3 лице множест. числа. – «сказали»

4. Сохраняется ли в тексте двойственное число, приведите примеры (макс. 3)

Историческая грамматика русского языка.

Лабораторная работа №3

История прилагательных и местоимений.

Запишите варианты работы.

Рядом с каждым словом запишите № строки и определяющее слово.

1. Выпишите каждое местоимение в разных падежах, но не более двух раз, сгруппировав их по разрядам.

Полные и краткие формы местоимений выписывайте отдельно, например:

Указательное местоимение в краткой форме: 12 (по) сю (сторону) – В.п., ед., ж. р.; И. п. ед. ч. жен. р. – ся. В полной форме48 сию (грамоту) – В.п. ед.числа жен. рода.; И. - сия.

Местоимения 3 лица выписать отдельно в значении личного и указательного.

Разряды местоимений.

Личные. Возвратные. Указательные. Определительные. Притяжательные. Вопросительные.

2. Выпишите все прилагательные, но не повторяя одно и то же слово в той же форме. Укажите разряд (качеств., относит., притяжат.) в полной форме или краткой форме (не для притяжательных), определите их род, число и падеж.

Субстантивированные прилагательные и именования по отцу не выписывать, например: (ратный) Иван (Захаров сын Бочкин)

21 (во имя брата своего) старъишего. Качеств. прилагат. Старший - врод. пад., ед. числа, муж. рода, в полной форме сравнительной степени; книжное старославянское оконч. муж. и сред. рода – аго, вм. русск. – ого;.

3. Употребляются ли в вашем тексте прилагательные в роли сказуемого?

4. Какие местоимения из Вашего текста вышли из употребления в современном русском языке

Историческая грамматика русского языка.

Лабораторная работа №4

История числительных и наречий.

Определите разряд, тип склонения, падеж, если есть, также число и род.

1. Выпишите из текста все числительные, счетные существительные. Только первое упоминание городов, мер, денег, переведите, где возможно, на метрическое или другое современное исчисление, выписывайте с контекстом, например:

Въ •г• купи •в• меры семя на •s• алтынъ. В третий день купи •в• меры семян на шесть алтын.

2 меры равны 100 фунтам или 40 кг. 102 гр.

6 алтын равны 36 деньгам или 0,18 гривны или 36,72 граммам серебра.

2. Напишите по-древнерусски первое из текста составное и первое из текста дробное числительное с зависимым именем существительным и просклоняйте их, если возможно, в ед. и мн. числе.

3. Напишите по-древнерусски наречия. Определите их морфологический состав и происхождение, то есть дать исходное слово в начальной форме и объяснить способ образования, например:

Вчера. вьчера – род. пад., ед. ч. Сущ. Вьчьеръ, ǒ – скл.

Варианты:

1. Книга расходная Корельского монастыря, с.227, строка 1–9.

Наречия: всячески, тайком, впопыхах, овамо, сюда, лишь, исподтишка.

2. Книга расходная … с.227, строка 10 – 19.

Наречия: наотрез, исповедь, дьявольски, вскоре, где, поденно, вдрызг.

3. Книга расходная Корельского монастыря, с.227, строка 20 - 29.

Наречия: искони, наизусть, воочию, восвояси, доселе, очень, невтерпеж.

4. Книга расходная Корельского монастыря, с.278, строка 30 - 39.

Наречия: сдуру, напоказ, из-под носа, ныне, так, негоже, заподлицо.

5. Книга расходная Корельского монастыря, с.278, строка 40 - 49.

Наречия: свыше, вчера, к спеху, домой, совсем, иначе, живьем.

6. Таможенные книги, 1 с. 360, 2 абзаца.

Наречия: дотла, искоса, тогда, домой, нечего, дюже, впопыхах.

7. Таможенные книги, 2 с. 360, 5 абзацев.

Наречия: навзничь, встарь, пешком, всегда, двояко, лучше, точь-в-точь.

8. Таможенные книги, 3 с. 361, 2 абзаца.

Наречия: с ходу, в струнку, семо, назад, однажды, впрочем, замуж.

9. Таможенные книги, 4 с. 361, 3 абзаца.

Наречия: вполглаза, вкрутую, здесь, завтра, впервой, ливмя, тишком.

10. Таможенные книги, 4 с. 362, последние 4 абзаца.

Наречия: всмятку, далече, камо, наедине, впору.

Используйте этимологические словари и словарь в конце «Хрестоматии».

Историческая грамматика русского языка.

Лабораторная работа №5

История глагола. 1.

1. Выпишите из текста глаголы в инфинитиве (2 слова), в повелительном наклонении (2 слова), в настоящем (2 слова), будущем (2 слова), прошедшем простом (2 слова) – аористе и имперфекте. По 2 слова на каждое число и лицо. Не выписывать причастные формы и глаголы-связки составных сказуемых. Одну и ту же форму повторно не выписывать.

2. Написать для каждого слова основу настоящего времени и основу инфинитива, определить класс и вид глагола, время, лицо число. Написать совпадает ли форма глагола контекстуальному ее использованию?

3. Образовать для первых трех слов форму 2 лица повелительного наклонения, 3 лица ед. и мн. числа настоящего или будущего простого времен, аориста и имперфекта, таким образом 5 форм.

Не смешивайте глаголы совершенного и несовершенного видов, их анализировать как самостоятельные слова.

Историческая грамматика русского языка.

Лабораторная работа №6

История глагола 2.

1. Выпишите из текста все глаголы в форме перфекта и плюсквамперфекта и будущего сложного 1 и 2 типа.

Выпишите отдельно их производящую основу.

Определите их род и число.

Восстановите, если возможно, при них глагол-связку.

2. При отсутствии достаточного числа сложных форм прошедшего времени первые пять глаголов вашего текста преобразуйте в перфект и плюсквамперфект 1 и 2 типа и будущего сложного 1 и 2 типа в формах соответствующих тексту.

Наши рекомендации