Каббалистическая группа или народ
Итак, учениками Адама были единицы. У Авраама их было уже несколько десятков. Постепенно, к периоду Египетского рабства, эта группа достигла огромного размера – 600.000 мужчин, и все они находились на уровне постижения Высшего мира.
Рождался ребенок, его растили, обучали читать и писать и воспитывали так, чтобы в нем проявлялся шестой орган чувств, используя который он мог бы проникнуть внутрь мира, чтобы он ощущал причины и следствия всего происходящего в мироздании.
Итак, эта каббалистическая группа существовала на высоком духовном уровне, в полном постижении Высшего мира, и понимала, каким образом она взаимодействует с нашим миром. Что же произошло дальше?
Природа человека
История человечества непосредственно увязана с его природой, и природа эта – постепенно нарастающий и развивающийся эгоизм.
Наша Вселенная создана как огромное собрание неживой материи: глыб минералов, скоплений газов, и т.д. С течением времени, в результате борьбы между силами природы, образовалась Солнечная система и, в том числе, наша планета. В течение миллионов лет складывались условия, благодаря которым стало возможным зарождение жизни на Земле. Вслед за неживой, растительной, животной природой появляется человек, и далее процесс развития идет до появления Адама.
Адам – это человек, у которого был нулевой уровень эгоизма (всего имеется пять эгоистических уровней). Затем эгоизм начинает расти до следующего уровня (первого) и проявляется в Аврааме. Авраам, воспользовавшись своими возросшими эгоистическими возможностями и желаниями, проникает глубже в мироздание и пишет книгу, информативно намного более богатую, чем книга Адама. Он дает дальнейшую разработку каббалистического знания.
Следующий уровень – Моисей. По сравнению с предыдущими – это качественный скачок. Он пишет Тору, дающую описание всего мироздания, а не его отдельных частей. Каббалистическая группа Моисея, возросшая количественно и поднявшаяся качественно, восходит на ступень, которая называется Храм.
Храм – это не просто здание в нашем мире. Если мы смотрим сквозь наш мир на Высший мир, то Храм олицетворяет собой духовную ступень, на которой находится каббалистическая группа. В то время она была на уровне Первого Храма, на уровне света мудрости (Хохма). Затем эгоизм снова возрос, духовный уровень народа упал, народ ушел в Вавилонское изгнание. Когда смогли построить Второй Храм, он соответствовал уже не свету мудрости, а свету милосердия (хасадим), что на ступень ниже.
Наибольшая глубина постижения сил и свойств Высшей природы, управляющей изнутри нашим миром, называется светом мудрости, меньшая глубина – светом милосердия.
Затем эгоизм увеличился еще, и весь народ опустился с уровня Второго Храма в состояние, которое называется изгнанием.
Изгнание в нашем мире выглядит как изгнание из земли Израиля, но если смотреть сквозь это на Высшие корни, то это воспринимается как изгнание с духовных уровней. Весь народ вдруг оказался ограниченным в своих ощущениях только пятью органами чувств и утратил способность проникновения в духовный мир. До крушения Второго Храма у них имелся шестой орган чувств. После его крушения это свойство было полностью утрачено, и у людей остались лишь обычные пять органов чувств. Вот это и называется изгнанием.
Изгнание продолжалось, как сказано в каббалистических источниках, до 1995 года по гражданскому летоисчислению, или до 5755 года, если мы будем производить отсчет от рождения Адама.
Шимон бар Йохай
После крушения Второго Храма, полного изгнания из духовного мира и падения в наш мир, появляется «Книга Зоар» – каббалистический источник, написанный особым языком.
Интересна история ее создания: этот труд написал во втором веке нашей эры мудрец рабби Шимон бар Йохай. Он создавал его, сидя в пещере вместе со своими учениками. Всего их было десять человек, в соответствии с десятью основными высшими силами, которые называются – «десять сфирот». Они написали эту книгу и скрыли ее, потому что она должна была раскрыться только через 2000 лет, то есть в наше время.
По чистой случайности книга была раскрыта раньше, попав в виде разрозненных листов к испанскому каббалисту ХIII века Моисею де Леону [24]. Из этих фрагментов и была собрана известная нам сегодня «Книга Зоар».
Дошедший до нас вариант «Книги Зоар» включает в себя только каббалистические комментарии на отдельные главы Пятикнижия Моисея. В том виде, как она была написана рабби Шимоном, книга включала в себя комментарии на все тексты Пророков и все Святые Писания, то есть труд был раз в двадцать больше по объему. Об этом говорит в своей книге «Плоды мудрости» Бааль Сулам.
«Книга Зоар» была скрыта от человечества со второго века нашей эры, когда рабби Шимон ее создал, до XIII века, когда она попала испанскому каббалисту Моисею де Лиону.
Это был очень богатый человек, он купил книгу и хранил ее у себя, но после его смерти вдова продала ее. Она не знала настоящей ценности этого произведения. Книгу приобрел издатель и нашел ее достаточно интересной для публикации. Видимо, тогда, как и в наше время, тоже был спрос на мистические сочинения. Он начал ее размножать, и таким образом «Книга Зоар» раскрылась.
Моисей де Леон был великим каббалистом и знал, что «Книгу Зоар» раскрывать нельзя, однако, после его смерти книга попала не в каббалистические руки. Так и началось ее путешествие по свету. На этом труде выросли многие поколения исследователей текста: арабских, христианских, иудейских. Она дала большой толчок развитию всего человечества.
Почему же «Книга Зоар» была скрыта? Потому что в течение двух тысяч лет человечество находилось в состоянии постепенного внутреннего развития. Мы знаем, насколько медленно эволюционируют общественные формации: античность перешла в средневековье, затем, когда средневековье изжило себя, началась эпоха Возрождения, и, постепенно, шаг за шагом, начало развиваться современное общество. Все это требовало огромного времени, и человечество не должно было в период развития, при постоянном росте эгоизма, плутать в Высших сферах, которые оно все равно не в состоянии было осознать, приспособить для себя и правильно использовать.
«Книга Зоар» содержала в себе абсолютно всю каббалистическую мудрость на очень высоком уровне. Она была написана накануне выхода из духовного постижения в духовное изгнание для того, чтобы «проспать» вместе с человечеством 2000 лет полного отключения от духовного постижения, от ощущения Высшего мира, с тем, чтобы, как она сама предсказывает, с 1995 года начать раскрываться людям.
Следующий этап в развитии каббалы – скрытый. Это время античности, период перехода к средневековью. Человечество дремлет, а его эгоизм постоянно увеличивается.
Ари
На следующем этапе раскрытия эгоизма, после рабби Шимона, появляется Ари, великий каббалист шестнадцатого века, живший в Цфате, на севере Израиля. Ари заложил основы современной каббалы. Этот человек жил уже в начале технологической эры, когда средневековье себя изжило, ему на смену устремилось Возрождение, и начали пробиваться ростки новой цивилизации. Все это создало условия для появления каббалиста, который изложил постижение высшего мира языком, близким к современному, научному. От Ари получила свое развитие современная каббала.
Он написал много книг, основная из которых озаглавлена «Древо Жизни». Этот труд и еще около двадцати других сочинений, и по сей день являются основными каббалистическими учебниками.
Время шло, эгоизм возрастал, и в следующий период каббала раскрывается всему человечеству. Ради этой цели появляется особая душа, особый каббалист, живший в первой половине ХХ века. Каббалисты называют его Бааль Сулам.
Бааль Сулам
Бааль Сулам создал комментарии на «Книгу Зоар», которые называются «Сулам» (лестница), отсюда и его имя (буквально «хозяин лестницы»). Он изложил каббалу в таком виде, что, изучая эту науку, человек, как по лестнице, ступенька за ступенькой, выбирается из обычного для всех нас состояния, ограниченного ощущением нашего мира. Не понимая, где мы были до этой жизни и куда идем после нее, человек постепенно начинает раздвигать рамки этого мира и видеть то, что находится за ним, в следующих измерениях.
Методику создания в человеке шестого органа чувств и постепенного проникновения с его помощью во внешнее мироздание создал Бааль Сулам. Его настоящее имя – Йегуда Ашлаг, но все знают его по имени созданной им методики. Во всей истории нет более великого и близкого нашему поколению каббалиста.
Достигнув последнего, пятого уровня эгоизма, человечество погружается в глубочайший кризис во всех сферах жизнедеятельности: в науке, экологии, информации, семейных отношениях, социальных связях. От непонимания мира, в котором он находится, человек прибегает к наркотикам, депрессия становится основной болезнью современности.
Именно в такой период, как было написано в «Книге Зоар» две тысячи лет назад, она и должна раскрыться, и раскрыл ее Бааль Сулам. Он пишет комментарии на «Книгу Зоар», дополняет ее и создает на ее основе абсолютно полное каббалистическое учение – методику постижения Высшего мира.
Кроме того, Бааль Сулам начинает раскрывать каббалу для всех потомков Адама. Адам в переводе с иврита означает «человек», а каббала предназначена для всего человечества. Она не имеет отношения ни к религии, ни к определенному народу или этносу, сквозь тысячелетия она была передана через каббалистическую группу всем, кто желает знать, в каком мире мы существуем, откуда мы пришли, куда уходим, как мы можем изменить свою судьбу. Все это открывается нам в современном изложении в сочинениях Бааль Сулама.
Основная книга Бааль Сулама – «Учение Десяти Сфирот». Это сложное произведение, к нему существует множество предварительных, поясняющих материалов и статей. По этому труду Бааль Сулама написана книга на русском языке. В ней много сложных графиков, чертежей и таблиц, показывающих взаимозависимости между высшими силами и их воздействие на наш мир, пути вхождения света, то есть энергии, в наш мир. В таком виде каббала – это уже наука, современная наука.
Словарь
Агра – акроним имени а-Гаон рабби Элиягу, полное имя Элиягу Бен Шломо-Залман, Виленский гаон (1720-1797) – величайший каббалист восточной Европы.
Адам – первый человек, раскрывший Высшую управляющую силу, автор первой каббалистической книги «Тайный Ангел» (около 5700 лет назад).
Адам Ришон – созданная Творцом единая душа, единое желание, наполненное общим светом (наслаждением).
Альтруизм = (альтруистические желания) – желание отдавать, действия с намерением ради Творца.
Ари (полное имя Ицхак Лурия Ашкенази (1534-1572)) – один из величайших каббалистов в истории человечества. Создал основополагающую систему обучения каббале. Пользуясь его методикой, каждый человек, изучающий каббалу, может прийти к цели творения. Основной труд – книга «Древо жизни».
Бааль Шем-Тов (сокращённо Бешт), полное имя – Исраэль бэн Элиэзер (1700-1760) – величайший каббалист восточной Европы, основатель хасидизма.
Высший мир – мир причин, корней, решений, ощущаемый в желании отдавать.
Десять сфирот – части общего желания насладиться светом Творца, разделённые по образу будущего человека. Разбиение цельного желания на отдельные сфирот необходимо для того, чтобы можно было перенести эти желания в эгоизм человека и привести его из удаленного от Творца состояния «этого мира» в совершенное состояние «мира Бесконечности».
Духовные ступени – система сближения с Творцом, состоящая из 125 ступеней, сфирот. Каждые 25 сфирот составляют законченный этап, называемый «миром». Итого, кроме нашего состояния, называемого «наш мир», насчитывается еще 5 миров.
Духовные ступени – степени желания отдавать, приобретаемые человеком.
Духовный, духовное – свойства, совершенно не связанные с понятиями времени, пространства, места, движения, существующие вне ощущений физического тела. Воспринимаемое в «шестом органе чувств», «душе».
Душа – духовный орган, постепенно рождающийся в человеке, находящемся в состоянии «наш мир». Рождение души означает постепенное появление в человеке новых, альтруистических желаний, ощущения воздействующих на него духовных сил, появление минимального ощущения Творца (Высшей управляющей силы).
Замысел Творца – создать творения для того, чтобы доставить этим творениям максимальное наслаждение.
Каббалист – учёный, обладающий духовным органом ощущения («кли», «душа», «экран»), который позволяет ему исследовать духовный мир, воздействие Творца на себе.
Праведник – оправдывающий действия Творца, т.е. действия Высшего управления. Праведником может быть только каббалист, воочию постигающий законы мироздания и силы, управляющие реальностью.
Рабби – титул мудреца, переводится как «мой учитель», происходит от слова «рав» - большой, великий (иврит).
Рамак – акроним имени рабби Моисея Кордоверо (1522-1570), каббалиста из Цфата.
Рамхаль – акроним имени рабби Моисея Хаим Луцатто (1707–1746), величайшего каббалиста из Италии. Впоследствии переехал в Амстердам, а затем в Акко (город в Израиле), где провёл последние годы жизни.
Творец – понятие «Творец», относительно нас, содержит две составляющие: 1) Творец, Ацмуто (Сущность Творца); и 2) то, что исходит от Него – свет, распространяющийся в наших желаниях.
Творец – сила «отдачи»: то, что воспринимается человеком как более высокая, по отношению к нему, ступень. Причина относительно следствия.
Тора – метод исправления с помощью света, от слов «ораа» (инструкция, методика) и «ор» (свет).
Эгоизм – желание максимального получения при минимальных усилиях.
Экран – это «сила сокращения», которая пробуждается в творении относительно Высшего света, с целью предотвратить наслаждение ради себя. Сила преодоления, сопротивления эгоизму.
Этот мир – духовная категория абсолютного эгоизма, ощущаемая в наших пяти органах чувств.
[1] Адам – первый человек, который получил желание к познанию Высшего мира.
[2] Адам = Адам Ришон – совокупность всех созданных душ, связь между ними на основе взаимоотдачи.
[3] Тора – методика исправления с помощью света, от слов «ораа» (инструкция, методика) и «ор» (свет).
[4] Духовные ступени – степени желания отдавать, приобретаемые человеком.
[5] Замысел Творца – создать творения для того, чтобы доставить им максимальное наслаждение.
[6] Свет хохма –весь исходящий от Творца свет, то есть, свет, включающий в себя все, что желает дать нам Творец, определяется как сущность и жизнь творения.
[7] Свет хасадим – свет, который творение желает дать, вернуть Творцу. Представляет собой огромное наслаждение от подобия Творцу, оттого, что ты находишься вместе с Ним, что в тебе есть та же информация, что и в Творце. Ты знаешь Его мысли, чувства, ты постигаешь то, что есть в Нём, находишься на одной ступени с Ним.
[8] Три линии – система, позволяющая прийти к подобию Творцу: левая линия – желание получать (свойство творения), правая линия – желание отдавать (свойство Творца), среднюю линию человек создает самостоятельно собственным стремлением к соответствию, подобию Творцу.
[9] Рабби – титул мудреца, переводится как «мой учитель», происходит от ивритского слова «рав» – большой, великий.
[10] Моисей Бен Шем-Тов де Леон (Моисей Леонский) (1250–1305) – каббалист, родом из Испании.
[11] Рабби Акива, полное имя – Акива бен Йосеф (ок. 50 – ок. 132) – величайший каббалист и мудрец.
[12] Рабби Аба – ученик РАШБИ.
[13] АРИ – полное имя – Ицхак Лурия Ашкенази (1534 –1572). Один из величайших каббалистов в истории человечества. Создал основополагающую систему обучения каббале. Пользуясь его методикой, каждый человек, изучающий эту науку, может достичь цели творения. Основной труд – книга «Древо жизни».
[14] РАМАК — акроним имени рабби Моисея Кордоверо (1522 –1570), каббалист из Цфата (Израиль).
[15] Рав Хаим Виталь (сокращенно Раху, Марху) (1542–1620 гг.) – ученик АРИ.
[16] По его имени – Ицхак Лурия Ашкенази.
[17]Аналогичные высказывания встречаются во многих каббалистических текстах XVI в. См. также: Азулаи А. Предисловие к книге Ор а-Хама. Ч. I. С. 72: «И нашел я запись, где говорится, что постановление свыше о запрете открытого изучения каббалы, действительно только в определенный период времени – до конца 5250 г. [указанная дата иудейского летоисчисления соответствует 1490 г. н.э. – Прим. автора], и с этого времени отменяется это постановление и разрешается открыто заниматься изучением «Книги Зоар». А с 5300 г. [1540 г. н.э. – Прим. автора] занятия этой мудростью считаются высшим предназначением, и ею должны заниматься, как взрослые, так и дети, как сказано в «Рейя Меемна» [«Верный пастух» – статья из «Книги Зоар». – Прим. автора].
[18] РАМХАЛЬ – акроним имени рабби Моисей Хаим Луцатто (1707–1746) – величайший каббалист из Италии. Впоследствии переехал в Амстердам, а затем в Акко (Израиль), где провел последние годы жизни.
[19]АГРА – акроним имени а-Гаон рабби Элиягу, полное имя – Элиягу бен Шломо-Залман, Виленский гаон (1720–1797) – величайший каббалист восточной Европы.
[20]Бааль Шем-Тов (сокращенно Бешт), полное имя – Исраэль бэн Элиэзер (1700–1760). Величайший каббалист восточной Европы, основатель восточноевропейского хасидизма.
[21] Старший сын Бааль Сулама, рав Барух Ашлаг (Рабаш), издал эти письма в сборнике «Плоды Мудрости. Письма» [Pri Chacham Igrot] в 1985 г.
[22] Ashlag Y. Histaklut Pnimit // Talmud Eser ha-Sfirot. Jerusalem, 1956. Vol. 1. Part 1. P. 13-14 (иврит). Рус. пер.: Ашлаг Й. Внутреннее Созерцание // Учение Десяти Сфирот. Т. 1. Ч. 1. Международная академия каббалы [Электронный ресурс]: www.kabbalah.info. 2004.
[23] Ashlag Y. Hakdama le-Sefer ha-Zohar // Sefer ha-Zohar im Perush ha-Sulam. Jerusalem, S. a. Vol. 1. P. 16 (иврит). Рус. пер.: Лайтман М. Книга Зоар. М., 2003. С. 135–138.
[24] Моисей Бен Шем-Тов де Леон (Моисей Леонский) (1250–1305) — каббалист из Испании.