Пример 2. Автор Наталья Котрасева 7 страница
Сфера проявления в мире:суд; наведение порядка организационным путем; рационализация действий;
Галина Бедненко. Школа рун
объяснение насилия неким высшим смыслом; принесение себя в жертву ради некой идеи.
Способ проявления в себе:приведение всего в порядок; руководствование высшим смыслом; жертвование чем-то ценным в своей жизни ради некоей идеи или при спасении кого-либо.
Оружие:меч (?).
Животное:служебная собака, белый конь.
Еда: маринованный лук и чеснок; солонина, копченая и вяленая рыба; сухари.
Напиток:чистая вода.
ХЕЙМДАЛЛЬ
В современной традиции считается, что Хеймдалль — помощник на академическом поприще: здесь больше требуются ученость и знание, а не вдохновенность иимпровизации, которые мог бы давать Один. Но при
I
этом Хеймдалля считают божеством, суровым к своим почитателям. В отличие от Тора и Одина, Хеймдалль не прощает оплошностей, нарушения этических и моральных стандартов, которые у него достаточно высоки. Также считается, что Хеймдалль не склонен приходить на помощь отчаянно нуждающимся, а чаще помогает тем, кто и сам способен о себе позаботиться. Говорят, что у этого бога совершенно нет чувства юмора. А если бывает, то странное. Именно он посоветовал нарядить Тора в платье невесты и выдать замуж за великана вместо Фрейи.
Рунический сигель:Хеймдалль неразрывно связан с Мировым Древом — Иггдрасилем. Он — страж его. Поэтому руна Альгиз (ассоциирующаяся с Мировым
Групповая практика 257
Древом) символизирует здесь корни и ветви Древа, прошлое и будущее как самого мира, так и его стража.
Сфера проявления бога в мире:существование этого мира.
Способ почтить бога:знать свою родословную, участвовать в устоявшихся групповых обрядах в рамках сложившейся общины. Регулярное отмечание сезонных праздников.
Животное:тюлень, возможно, баран.
Предмет:труба,' охотничий рог.
Растение:дягиль (дудник, ангелика).
Дерево:ясень, тис.
Текст:«Песнь о Риге».
БАЛЬДР
Для современных язычников Бальдр — символ надежды и обновления мира. Однако считается, что это не тот бог, к которому можно обратиться за помощью. Он сидит в Хель.иничем помочь не может. Его срав-
<>
I
нивают с Зигфридом из «Кольца Нибелунга», также безвременно ушедшим. Полагают, что Бальдра следует помнить, любить и чтить как нечто светлое, что есть в мире и в каждом из нас. Ему посвящают четыре сезонных солнечных праздника (солнцестояния и равноденствия). В современном феминистском видении мира Бальдр — это вечно юная, светлая часть души челове-
9 Г. Бедненко «Школа рун»
258 Галина Бедненко. Школа рун
чества, которая возродится после крушения патриархального порядка.
Рунический сигель Бальдра: Бальдр нам известен только своей смертью. Поэтому здесь использована перевернутая руна Альгиз. Она символизирует именно смерть Бальдра, его существование в Хель. Руна Йару подчеркивает возможный смысл смерти Бальдра в сме-не сезонов года, с одной стороны, и неминуемую смену мировых циклов, когда придет Великая Зима и Гибель богов, после чего мир опять возродится вместе с ожившим Бальдром, — с другой.
С N1 <>
«Пространный» сигель Бальдра: поскольку значимым оказывается не столько сам Бальдр как фигура сканд навской мифологии, сколько то, что с ним произошл и как это отразится на судьбе мира, то имеет смысл делать сигель для всей истории Бальдра. Расположенная слева Перт — это страшные сны, снящиеся Бальдру и означающие некую тайну. После этого Фригг идет за- j клинать все вещи на свете не вредить Бальдру — это Беркана, а Один едет в Хель, в том числе и по мосту через реку Гьёлль, — это Эйваз. Дальше идут Хагалаз и Иса — это убийство Бальдра и его похороны. Дальше в подземный мир Хель отправляется Хермод — руна Рай-до. Богиня Хель ставит условием, чтобы все плакали по Бальдру, — тогда она его отпустит. Но все бесполезно. Великанша Тёкк отказывается плакать по Бальдру — это зеркальная руна Фе. И после этого всем остается только
Групповая практика 259
ждать предначертанной судьбы, Гибели богов и возрождения другого мира — руна Йару.
Растение:омела белая, символ неизбежной смерти и растение, посвященное пребыванию Бальдра в подземном царстве и его последующему возрождению.
Дерево:липа (защита Бальдра матерью — Фригг).
Текст:«Сны Бальдра».
Музыка: «Похоронный марш Зигфрида» из оперы «Гибель богов» цикла «Кольцо Нибелунга».
ЛОКИ
В начале возрождения язычества (так называемой «Старой Веры») в XIX веке Локи воспринимался чуть ли не как «Сатана Севера». Его даже не считали богом. Как бы то ни было, хотя Локи причислялся к асам, о его культе в древние времена ничего неизвестно (и вряд ли он существовал). А в постхристианские времена его по привычке стали считать аналогом Сатаны или Дьявола в роли разрушителя. Конечно же находились и находятся люди, видящие в Локи эдакого романтического злодея, которого хочется защитить и пожалеть. Видят в нем и героического злодея, декларируя свой «особый» способ существования в мире и полагаясь обычно на рациональный цинизм. Однако в наше время архетип Локи уже находит себе более подобающую нишу Трикстера, которую иногда делит с Одином.
Локи — неважный боец, но хороший любовник (если верить его собственным заявлениям), а к тому же хитрец, обманщик и изобретатель. Он способен выпутываться из любых ситуаций и может научить этому человека. Так или иначе, по характеру он схож со средневековым дьяволом-искусителем, Мефистофелем и тому подобными персонажами. Локи-трикстер — такой образ, который многие люди легко находят в себе самих. Задачей для них становится «договориться» с Триксте-ром в своей душе о тех или иных способах поведения или реакциях.
2бО Галина Бедненко. Школа рун
Для того чтобы «обиженный Локи» не устраивал на сборищах перебранок и раздоров, язычники отдают должное Локи среди других богов. (Известная «Перебранка Локи» чем-то похожа на историю греческой богини раздоров, которую не пригласили на свадьбу, в результате чего «яблоко раздора» все же было подброшено и сделало свое черное дело.) Вред, который может принести Локи, — это обычно тот же рациональный цинизм, чрезмерная интеллектуализация, однозначный приоритет воли иразума над чувствами и ощущениями, обманы и воровство, состояние постоянного мятежа против чего бы то ни было (обычно против «отцов» — родительской культуры и религии), беспорядочные половые связи или просто неспособность остановиться на одном партнере (вариант, когда у мужчины две женщины, одна из которых играет для него роль «мамочки», мы тут не учитываем).
К пользе, приносимой архетипом Локи, можно отнести чувство юмора, способность посмеяться над собой, свободомыслие, находчивость, ловкость, дар искусной речи, игривость, способность дружить с женщинами; если этот архетип есть в женщине, то она легко и по-приятельски дружит с мужчинами. Мужчины, обладающие внутри себя архетипом Локи или способные вызывать его в себе, мо-. гут, как никто другой, поладить с холодными, целеустремленными женщинами (типа Скади), шокировав и развеселив их. Это история Скади и Локи (или, например, главная сюжетная линия фильма «Служебный роман»1).
Ж
Рунический сигель Локи:обратная (зеркальная) Перт означает подавление собственной интуиции или же,; наоборот, «открытую дверь» в бессознательное и отсутствие связи с реальностью. Хагалаз — склонность к раз-"
1 Герой фильма Новосельцев — почти вылитый Локи. Он трус, врун, родитель шалопаев-«разрушителсй», хитрец и герой-любовник.
Групповая практика
рушению, связанная непосредственно с предыдущим конфликтом между внутренним, бессознательным миром и внешним, осознанным. Райдо. — путь Локи, его поездки и походы, путешествия,- тяга к странствиям, вечным поискам.
Сфера проявления в мире:самые различные сферы.
Способ проявления в себе:трикстерство любого рода.
Оружие:сеть (если можно считать ее оружием).
Животное:любое и любого пола.
Еда: натуральная и экзотическая для Севера (суши, например).
Напиток:алкогольные коктейли.
Текст:«Перебранка Локи».
улль
Улль — не совсем ясная фигура среди асов. Судя по упоминаниям, он занимал значительное место в северном пантеоне, но онем несохранилось никаких историй, известно лишь, что он — бог-охотник и лыжник, сын богини Сив ипасынок Тора. Его призывали на помощь впоединках.
Можно считать его двойником, мужским эквивалентом или братом богини Скади. Возможно, у него есть идругие важные качества. Об Улле говорит разве что Сак-сон Грамматик: Улль возглавлял асов во время изгнания Вотана (Вотана изгнали на какое-то время за то, что он изнасиловал Ринд, пытаясь зачать себе мстителя). После возвращения Вотана Улль отправился за море на косточке, движимой заклинаниями. Кеннинг «корабль Улля» символизирует щит, так что, возможно, Улль плавал по морю на щите.
Улль иногда выступает впаре с Фрейром, Ньёрдом или Фрейей. Здесь, возможно, он предстает как Владыка Зимы в противоположность Владыкам Лета. Временами он сопоставляется с Одином. Но Улль в каком-то смысле противоположен Владыке Безумия. Улль — бог крайне целеустремленный и сосредоточенный. Приме-
Галина Бедненко. Школа рун
чательно то, что Улль ездит на разных и любых конях, а Один — только на восьминогом Слейпнире. Из этого следует, что Улль — сам себе хозяин («сам себе голова»), а Один в каком-то смысле ведом своим шаманским духом. Поэтому У,-ля воспринимают теперь как одну из ипостасей «небесного бога» — цельного, рационального и принципиального. Тем не менее, известно, что Улль больше связан с ванами, нежели с асами.
Рунический сигель:основная руна здесь — Эваз (правильный ритм, движение), что ассоциируется и с ходьбой на лыжах, и с конями, на которых ездил Улль. Руна Сигель слева связана с функцией Улля как бога славы. Райдо — походы и путешествия, в которых в основном пребывал Улль.
Сфера проявления в мире:рациональные приоритеты; сферы власти; долгосрочные планы; понятия чести иидейные принципы; поединки; лыжный спорт и стрельба.
Способ проявления всебе: достижение поставленных целей; слава и успех; участие в поединках; лыжные гонки и стрельба.
Дерево и растения:тис; вечнозеленые растения с ягодами (можжевельник).
Оружие:лук истрелы.
Животное:волк.
Птица:горные и хищные птицы.
Цвета: темно-зеленый, ярко-красный.
БРАГИ
Считается, что ас Браги, бог поэзии, муж богини Идунн, — не кто иной, как исторический скальд Браги причисленный к роду асов. Однако «причисление к лику
Групповая практика 263
святых» не свойственно исконной языческой культуре (в отличие от нынешней — постхристианской). Скорее всего, это просто совпадение имени, тем более что в Младшей Эдде о нем говорится: «Он славится своею мудростью, о пуще того, даром слова и красноречием. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию и тех, кто превзошел красноречием всех прочих жен и мужей». Слово «Браги», похоже, происходит от bragr — «брага» или «первейший». Скальд Браги Старый Боддасон — самый старый из известных традиции скальдов, и его имя могло перекликаться с именем бога поэзии. Браги — это поэтическое мастерство, ремесло и искусство. Один — это поэтическое вдохновение. Скальды восхваляли Оди-на за ценный подарок, но почитали и Браги.
Тем не менее, Браги можно почитать сейчас как бога поэтического ремесла даже в большей степени, чемОдина, так как скальдическая речь из уст любого неисландца оказывается довольно искусственной (стихи на русском языке гораздо более громоздки, нежели их исландские аналоги) и, следовательно, «ремесленной», а не вдохновенной.
Рунический сигель:тот же, что уОдина-скальда.
Сфера проявления в мире:скальдическая поэзия; восхваления кого-либо в стихах.
Способ проявления в себе:поэтические занятия и декламация стихов.
Способ почтить бога:клятвы обетной чаши1.
ФОРСЕТИ
Форсети — сын Бальдра и Нанны, бог справедливого суда. Это божество не столько судилищ, сколько способов регулирования общественного поведения правовым путем. Соответственно он покровительствует людям на современном тинге (альтинге) и подобных сборищах.
'Обетная чаша — чаша, над которой произносят обет (либо общий на всех, либо частный), после ч£го напиток из чаши выпивают.
Галина Бедненко. Школа рун
Рунический сигель Форсети:двойная Манназ (социальное устройство) и Одаль (род, семья, земля, наследство). Двойная Манназ символизирует обычное социальное устройство и обычаи, а также суд и право, регулирующие
«сверху» порядки в обществе. Двойная Манназ дает в вязи двойную же Ансуз — прямую и зеркальную: это речь, договор, соглашение, известия, сказанные и не сказанные. Можно разглядеть в двойной Манназ и двойную Фе: этоконечно же прибыли и убытки, происходящие от судов и законов в спорных случаях. Одаль под двойной Манназ означает основу древнескандинавского общества — род, семью со всеми рабами и домочадцами, сидящую на своей наследственной земле.
Сфера проявления в мире:суды, референдумы, выборы; семейные советы; съезды партий и общественных движений.
Способ проявления в себе:только участие в вышеперечисленных сборищах.
Птица: сокол.
Цвета:традиционно — алый и золотой; возможно, также синий (индиго).
Металлы:драгоценные.
Оружие:топор (орудие наказания):
ВЁЛУНД
Вёлунд — единственный, кроме Браги, бог-творец скандинавского пантеона. Поэтому только к нему могут обращаться творцы и ремесленники. Он чуток ко вся-
Групповая практика 265
кому вдохновению и помогает превращать простой природный материал в произведения искусства. Он, однако, не может помочь в общении и взаимодействии с людьми.
Рунический сигель:как первый вариант предложим перевернутую Фе (физическое увечье) и Уруз (сила, мощь). Вторым вариантом будет Манназ (устройство «своего мира») в окружении прямой и зеркальной Туре (испытаний выбранных и неожиданных). В обоих случаях именно преодоление ущерба становится силой бога-кузнеца.
Сфера проявления в мире:искусство, ремесло, творчество (кроме устного).
Способ проявления в себе:занятия всем перечисленным.
Камень:все, ценные.
Металл: все, пригодные.
Оружие:любое заколдованное.
Текст: «Песнь о Вёлунде».
Глава 28
НЕОЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН: БОГИНИИ АТРИБУТАЦИЯ
Здесь мы предлагаем краткое описание образов богинь, какими они предстают в современной языческой традиции. Больше всего из древних источников мы знаем о Фрейе, Фригг, Скади и, пожалуй, Хель. О других богинях нам практически ничего не известно. Мы знаем лишь еще несколько имен богинь, упоминаемых Снор-ри Стурлусоном, но их специфика остается не совсем понятной. Поэтому представленные здесь описания и атрибутация являются попыткой найти контакт с этими малопонятными богинями. Безусловно, это описание
Галина Бедненко. Школа рун
неполно, да и не претендует на полноту. Но это наиболее полная, здравая и «рабочая» на настоящий момент картина неоязыческих представлений о скандинавских богинях.
Также мы постарались определить сферу деятельности каждой богини, покровительства и проявления этого божества в мире. Отдельно указан (если он существует) способ проявления или существования архетипа богини в женщине и/или его почитания. Мы должны уметь видеть, что в нашем мире относится или может относиться к тому или иному архетипу. В то же время есть божества строго функциональные, которые не могут быть представлены в виде человеческого архетипа. Эти богини тоже здесь представлены.
Для проведения обрядов дана необходимая атрибутика каждой богини: животное, предметы, еда, напитки, текст. Предлагаемая атрибутика животных или деревьев является частью в той или иной степени сложившейся системы, принятой в практике современных язычников. Тексты — то, что можно читать во время обряда для усиления образа бога или богини. Мы не думаем, что каждому божеству необходимо приписывать какие-то цвета. Они интуитивно понятны каждому человеку, и у каждого, особенно в конкретной ситуации, могут быть свои особенности и предпочтения.
Перечень скандинавских богинь идет от более известных к менее известным. Так становится понятно, какие образы лучше проработаны. Очень удачными из малоизвестных богинь мне показались образы Эйр и Саги. Не очень понятными остаются функции Сив, Ге-вьон и Фуллы. Богиня Сюн кажется предельно ясной, но пока что она оказывается скорее духом-покровителем и защитницей, нежели архетипом богини, который можно увидеть в мире и пробудить в себе. Это божество функциональное.
Некоторые авторы и общины предлагают пользовать простые графические символы богов и богинь, вроде «сердечка» для Фрейи, спирали, символизирующей кручение веретена, для Фригг и др. Мне такой метод
Групповая практика
кажется неэффективным. В наше время и в нашем мире слишком много подобных простых символов, слегка ассоциирующихся с тем или иным объектом. Они уже не несут магической нагрузки (каковая вполне могла иметься в древние времена). Поэтому я предлагаю рунические сигели — они осмысленны и соответствуют современной магической традиции.
ФРЕЙЯ
О Фрейе очень подробно было рассказано в одной из первых глав этой книги. Здесь добавим лишь то, что в современной неоязыческой традиции у Фрейм выделяют стадию ведьмы — Хейд. Это период, когда женщина лишается красоты, способности и желания иметь любовников, страсти к золоту и украшениям. Вместо этого она приобретает мудрость и развивает магические способности. Конечно, это влияние викканских воззрений о стадиальной жизни женщины как Девы, Женщины и Старухи. И тем не менее, это соответствует реальной жизни.
Интересен и другой момент: юнгианский аналитик Джин Шинода Болен полагает, что, когда боги-асы пообещали отдать Фрейю великанам в обмен на строительство Асгарда, это символизировало то, что ради устройства патриархата мужчины готовы расплатиться за это способностью к любви. То же было и с молотом Тора.
Галина Бедненко. Школа рун
Когда Тор и Локи хотели обменять Фрейю на Торов молот, они тем самым собирались отдать способность богов любить в обмен на обретение ими силы.
Рунический сигель Фрейи: основная руна — Эваз — правильный верный ритм, что необходимо для сфер проявления Фрейи, как в шаманстве, так в размерах любовных стихов. К ней в центре прицеплена руна Одаль — руна рода, земли и предков. Колдовское умение могло наследоваться в семье. Любовные отношения тоже так или иначе связаны с семьей и родом. Считалось, что люди возрождаются в своем же роду. И для прояснения этого использовали женскую магию Фрейи. Эта же фигура — Одаль — здесь перерастает в Ингуз — руну бога Ингви-Фрейра. Таким образом подчеркивается связь Фрейи и Фрейра. Основные черты богини — ее женственность без материнства (Беркана) и свойство приумножать богатство (Фе). Горизонтальная Перт {коллективное и индивидуальное бессознательное) поддерживает Беркану, Фе и Одаль и дает им свободу с «той стороны», с «изнанки» этого мира. Это колдовская связь этого мира и всех иных. Основная руна Эваз плотно стоит на «ногах», поддержанных рунами Альгиз (обратной — это связь с землей, иногда Нижним Миром, иногда миром предков) и И ваз (критической, маргинальной ситуацией, где существует всего один выход). Это как нельзя лучше подчеркивает существенность опыта, исходящего от Фрейи, но и его опасность (что касается и колдовства, и любовной страсти). В творчестве это — нахождение единственно верного способа создания данной конкретной вещи как шедевра.
Сфера проявления богини в мире: любовные отношения, любовная поэзия; быстрое приумножение состояния, шаманские практики (включая оборотничество); творчество при создании полезных предметов.
Способ проявления в себе: любовные связи, любовная поэзия; колдовство (женского типа); игра в азартные игры на деньги; изготовление роскошных и полезных предметов; шаманские практики; реальные путешествия (для женщин — либо в одиночку, либо в женской же компании).
Групповая практика •
Предметы: золотые и янтарные украшения, особенно пояса и ожерелья; изделия из янтаря; косметика на основе биозолота.
Дерево:бузина.
Растения:шиповник, золототысячник.
Животное:кот, рысь, свинья.
Еда: свинина.
Напитки:сладкие напитки, ягодные ликеры, некоторые немецкие вина. Отдельный ликер, как полагают, особенно придется по душе Фрейе. Это Danziger Goldwasser и ему подобные «золотые» ликеры.
Текст:«Песнь о Хюндле».
ФРИГГ
Фригг в современной традиции также рассматривают как Богиню-Мать. В постхристианском мире у людей все еще остается склонность в основных божествах видеть больших Родителей. Поэтому христианского Бога Отца многие пытаются сменить на Богиню-Мать. Однако вязычестве далеко не все так просто. Например, Фригг — это мать и защитница. Но она — мать своего сына. У нее нет дочери. Она никак не символизирует женскую семейную традицию. Она становится защитницей порядка в своем обществе, в пику зачинщику распрей — Одину. Поэтому она всегда поддерживает существующий социальный порядок. И нет в ней ничего от плодовитых и щедрых средиземноморских богинь плодородия. Она не дарительница, а защитница.
Однако у Фригг, как и у Фрейи, есть своя оборотная сторона. И динамика различий тут гораздо шире. На континенте Фригг. становится фрау Хольдой — Зимой,
Галина Бедненко. Школа рун
Предводительницей Дикой Охоты, вместе со своим мужем — Воланом.
Рунический сигель: две основные руны — Беркана (женская защита, покровительство) и Одаль (дом, род, семья). При этом Беркана больше по размеру, она как бы «выращивает» Одаль. К Беркане прицеплена зеркальная Перт и зеркальная же Ансуз — так выражается то, что Фригг все знает и провидит, но ничего не говорит. Также это неявная оппозиция поведению и качествам ее мужа Одина, который бедокурит везде, где появляется. В основную часть знака оказываются вписаны Иваз и две Тюр. Но заметной роли они здесь играть не могут, и от них ничего особенного не требуется.
Я осознаю, что можно придумать и лучший вариант сигеля для Фригг. Однако мне очень нравится вариант сигеля для Фригг в роли фрау Хольды:
Здесь полностью забыта «охрана материнства и детства». Дама становится холодной, безжалостной (зеркальная Беркана), непредсказуемой (прямая Перт) и склонной к насильственным действиям (Науд).и прямым высказываниям (Ансуз).
Сфера проявления богини в мире: супружеские отношения (как партнерство, так и разногласия), отношение матери к сыну, вещие сны; благословение воинов; установление мира; социальный порядок, защита материнства и детства; домашняя работа.
Способ проявления богини в себе: жизнь с непредсказуемым супругом; наличие любимого сына, вызволение сына (или его ровесников) из опасных мест и состояний («солдатские матери» — типичные Фригг); благословение воинов; культивирование вещих снов, развитие предчувствия; примирение; запланированная
Групповая практика
беременность; строительство и обустройство дома; вся домашняя работа.
Предметы:связка ключей на цепочке, прикрепленная к нагрудной фибуле; пояс с полезными предметами и амулетами; веретено и другие предметы для рукоделия; серебряные украшения с полированным горным хрусталем.
Животные:гуси, овцы, коровы.
Дерево:береза, липа.
Растения:лен, пустырник, тысячелистник и все растения, влияющие на женские репродуктивные органы.
Еда: баранина, гусятина.
Напитки:глюгг (который подают в День святой Лю-ции) — молоко, подогретое с корицей.
Текст:«Речи Гримнира» (начало), «Речи Вафтрудни-ра» (начало), «Сны Бальдра».
Праздники:13 декабря (День святой Люции).
СКАДИ
Скади — богиня-охотница и мстительница. Примечательна еще тем, что развелась с мужем. В современном мире ее рассматривают как покровительницу независимых женщин, а также матерей-одиночек. Однако для последнего нет оснований: Скади не была матерью. И особого расположения женщинам она не оказывала. Скорее она помогала мужчинам: своего пасынка Фрей-ра она жалела и сочувствовала ему, когда он влюбился в Герд и только благодаря угрозам своего посредника добился своего. Такая богиня не станет жалеть матерей-одиночек1.
Скади не ищет общества женщин — наоборот, она старается общаться с мужчинами и наравне с ними участвовать в мужских делах. Поэтому женщинам трудно добиться от нее сочувствия. Однако карьерному успеху и процветанию, возможно, она и сможет помочь.
1 Если только сама мать-одиночка не была смелой воительницей, случайно забеременевшей от соратника.
Галина Бедненко. Школа рун
Кроме того, ее считают богиней справедливости. Как и греческая Афина, с которой она в чем-то сходна, Скади была женщиной без матери1. Поэтому мы можем предположить, что Скади будет защищать патриархат-ные порядки и соответственную справедливость. Впрочем, для скандинавской культуры это не было столь уж важным предметом спора (наподобие важной дискуссии, кто больше виноват — убийца отца или убийца матери), как для древнегреческой.
К Скади, скорее, полезно обращаться дочерям матерей-одиночек и разведенных матерей, женщинам, которые не знали своего отца. Тут эта богиня может помочь найти хотя бы «спиритуальную» связь с отцом. Кровь, как говорится, не водица... И это оказывается очень важным.
I
Рунический cmель: самый сильный элемент здесь — руна Тюр. Неудивительно: ведь богиней Скади движет прямолинейное, настойчивое ижесткое упрямство иуверенность в собственной правоте. Обратная Берка-на здесь символизирует отказ от женских проявлений, расцвета и роста, перерастания своего прежнего «я», в конце концов. Райдо тем не менее показывает, что Скади всегда находится в пути, на своей собственной дорожке.
Сфера проявления богини в мире:лыжные гонки, путешествия в горах, охота, мужские виды деятельности.
Способ проявления в себе:участие в лыжных гонках, мужских видах деятельности; охота, горные путешествия; сравнивание всех мужчин с собственным отцом; развод и разъезд с мужем; мстительность; независимая и самостоятельная жизнь.
1 Во всяком случае, о ее матери ничего не известно.
Групповая практика
Предметы:необходимые в походе предметы, лыжи, лук и стрелы. Украшения и изделия из горного хрусталя, также сами камни. Говорят, что Скади также соответствует черный змеевик, но я такого камня не встречала.
Животные:волк, горный козел.
Птица:орел.
Деревья:карликовые березки, елки.
Еда: все, что может быть убито и съедено в лесу и горах1.
Напитки:грог-; водка со льдом в хрустальных стопках.
ЭЙР
Богиня Эйр — целительница, «никто лучше нее не врачует». Есть упоминания о горе Лифья («Lyfja»), взобравшись на которую любая женщина исцелится. Там обитают некие девы Хлиф («защита»), Блид («блаженная, беспечная») и Фрид («прекрасная, мирная»), а также сама Эйр («пощада, милость»).