В XI-XIII вв. важные перемены происходят и на низовом уровне организации духовенства. Речь идет о монашеской жизни, о монастырской реформе.
Клюнийское движение и возрождение церкви в XI в. на основе монашеской аскезы и монашеской жизни. Главным проводником религиозной григорианской реформы будут монастыри. Кроме того, именно монастыри будут идти в авангарде христианизации реформы. Первые христианские миссии будут опираться именно на монастыри, в том числе языческих народов, в тех регионах, которые пребывали во власти язычества.
Роль монастыря будет резко усилена в эти столетия. Это 2 этапа, 2 фазы реформы монастырской жизни и появление новых монастырей в XI-XIII вв.
Этап охватывает XI-XII век. 2 этап XIII век.
XI-XII век появление монашеских конгрегаций, обустроенных по типу устава святого Бенедикта. В традициях бенедиктинского монашества лидер этого монастырского движения, пожалуй самый яркий, самый эмоциональный проповедник средневекового запада этих столетия святой Бернар из Февра. Он реорганизует и реформирует общину сестерцианцев, получивших в XII в. имя своего реформатора, а именно общину Бернардинов.
Город Сестерциум, нынешний Си______ во Франции.
Идея святого Бернара: монархия обязана жить общинной жизнью, сообща трудиться, сообща находиться под одной крышей. При этом сочетать аскезу с активной хозяйственной деятельностью. Поэтому не случайно именно община сестерцианцев или бернардинов станут главными рассадниками новых веяний в сфере аграрной культуры средневековой Европы, в сфере сельского хозяйства, вплоть до животноводства.
Прибалтика будет обязана Бернардинам, которые пришли вместе с рыцарями ордена, появлению огурчиков и помидорчиков, появлению первых уставов, которые регламентировали аграрные циклы. Это настоящие аграрные трактаты. Южная Европа, прежде всего альпийская Европа – появление новых пород собак. Порода сен-бернаров (Бетховен) специально выращивалась на альпийских перевалах, помогала паломникам и пилигримам, которые переправлялись через обледенелые альпийские кручи в северную Италию.
XIIIвек знает настоящую революцию в религиозном развитии. Это появление орденов, основанных на совершенно иных, новых принципах. Появилась принципиально новая направленность и новая структура деятельности. Это 2 ордена, учрежденные подвижниками церкви XIII века. Святой Доминик _________ и святой Франциск Ассизский. Доминиканцы и францисканцы.
Доминик уроженец северной Испании. 1170 – 1221. Выходец из мелкопоместной испанской дворянской семьи, арагонской семьи. В конце XII века примет участие в искоренении еретического движения в южной Франции, движения катаров.
В начале XIII века он становится послушником у епископа города _______ . В 1206 году вместе с ним Доминик начинает миссионерскую деятельность в южной Франции. Это территории Л__________ . Южная Франция в те годы была покрыта очагами ереси. В основном ересь катаров, отрицавшая церковную иерархию, отрицавшая основополагающие церковные таинства, проповедовавшая идею апостольской верности.
Доминик проповедует. В 1210 году получает доступ к римскому папе, где вместе со своими соратниками добивается статуса орденской организации. С небольшими коррективами этот новый орден будет официально учрежден в 1220 году.
Главная цель Доминика – не просто искоренение ереси, но идеал бедности, который должен обезоружить еретиков и лишить их главного аргумента в борьбе против церкви.
Святой Франциск, скончается в 1223 году. Орденский устав будет принят в 1222 г.Францсик это его церковное имя. Настоящее имя Джованни Бернардони. Выходец из купеческой семьи. Уроженец городка Ассизи в северной Италии. Францсик также как и Доминик испытает превратности судьбы. … получит ранение. Чтение Матфеева Евангелия откроет ему глаза на путь христианской веры. С этого момента около 1210 года начнется проповедь аскезы, сильно напоминающая проповедь Доминика.
Церковь первоначальнов высшей степени подозрительно относилась к конгрегации Франциска. Когда папа впервые увидел этого обросшего бородой и облаченного во власяницу монаха, хотел его выгнать. Вмешались влиятельные заступники. Кардинал _________ увидел в деятельности Франциска важный инструмент в борьбе с ересью. В итоге Франциск будет принят. В 1222 году – организация ордена Францисканцев.
Доминик и Франциск будут причислены к лику блаженных уже в конце 1220-х годов, а вскорости причислены к лику святых.
Орден Доминиканцев. Иногда в популярной литературе можно встретить трактовку: что монахи именовали себя псами господними. Это неверная трактовка, она дана протестантами уже в XVI-XVII вв. Доминиканцы названы так по имени святого Доминика.
В чем принципиальное новшество в организации новых монашеских орденов, учрежденных в начале XIII века?
а) Доминиканцы и Францисканцы это прежде всего городские проповедники. Это монастырские общины, размещенные в городах. Число городов растет. Именно городское население, по социальному составу очень разношерстное, часто становится источником ереси.
б) Вся предшествующая монашеская традиция, восходящая к блаженному Августину, святому Бенедикту и т.д. требует строгой локации общины и строгой привязанности того или иного послушника к определенному монастырю. Он член конкретного монашеского братства. Теперь все иначе. У доминиканцев и францисканцев нет монастырей. А что у них есть? У них есть общая причастность к ордену. Жили они не в монастырях, а в конвентах, которые располагаются в городах. Это место трапезы и ночлега, но не место хозяйственной деятельности и жизни. Это не монастырь. Это община, которая собирается по мере надобности.
В отличие от прежней традиции, Доминиканцы и Францисканцы не просто принимают послушание, традиционный монашеский обет, но они не владеют никаким имуществом, они дают обет бедности. Живут лишь подаянием. Проповедь – их главная задача и цель. Проповедь позволяет прояснить умы христиан, не совсем понимающих основы веры. Проповедь позволяет очистить христианские души от налета ереси. Это значит, что у них нет имущества. Они нищенствующие ордена.
Есть церковь, есть дворик, делится на 3 части. Одна часть, где собирается административная элита монастыря. Префекториум, где монахи принимают пищу. Есть отдельные кельи. Внутри двор.
У доминиканцев не монастырь, а конвент. Он разделен на 2 части. Во главе конвентов стоят приоры. _________ образуют провинции во главе с провинциальным приором. Во главе ордена становится генерал, генеральный приор ордена.
Проповедь – главное средство борьбы с ересью, следовательно нужны знания.