Спустя еще 3 года в 1084 году Генрих не только сумеет консолидировать вокруг себя немецкую элиту, но и вступить в Италию, и в конце 1084 года он подходит к Риму.
Римляне оказались в отчаянной ситуации. Папа Григорий Гильдебранд располагается в своей военной резиденции в Риме, это замок Святого Ангела, это его средневековое название, а реально это мавзолей Октавиана. Там маленький римский гарнизон и практически никаких шансов на спасение. Тогда святому отцу на помощь приходят 2 обстоятельства: это знаменитая тропическая лихорадка, которая сперва убивает почти всю конницу в рядах германского воинства, а затем и большую часть самого этого воинства. Во-вторых, к нему на помощь приходят крещеные норманны.
Вспомним, в 1059 году римские папы сумели заключить союз с сицилийскими норманнами. Герцог Роберт становится добровольным подданным римского папы.
Летом 1084 года норманнские дружины во главе со своими вождями спешат на помощь святому отцу к Риму. Германцы вынуждены отступить.Слишком большие потери. Генрих возвращается обратно за Альпы. Норманны появляются в Риме, но радость римлян сменяется гневом очень быстро. Норманны, хоть и крещеные, но по большому счету дикари, это скандинавские воины, которые привыкли рассматривать спасенных так же как военные трофеи. Они вдоволь награбили имущество римских граждан.
Норманны торжественно на носилках препроводили папу в Латеранский дворец.
Город разграблен, частично сожжен. В норманнов полетели те же камни, что и в немцев. Григорий, потеряв последнюю точку опоры в Риме, фактически вынужден спасаться бегством вместе с норманнами. Он идет вместе с ними на юг.
В мае 1085 года он умирает в Солерно, в одном из городков Апулии на юге Италии. Здесь в Солерно он находит последний приют, фактически скончавшись пленников норманнов.
Возникает вопрос: смерть Григория могла бы оборвать традицию и поменять вектор силы, сдвинуть баланс сил между королем и папой? Едва ли. Дальнейшие события это доказывают.
Григорий скончался, но осталась папская идея, великая папская идея. Ближайший наследник Григория VII в лице прежде всего Урбана II продолжил дело предшественника. Папская доктрина оказалась сильнее светской.
С 1085 года наступает кризис для немецкой королевской власти. Король Генрих фактически успел назначить на место Григория своего ставленника в качестве очередного римского папы. Имя его Климент III. Но этот папа не пользовался никакой репутацией, никакой поддержкой ни среди римской элиты, ни среди римского духовенства. Король Генрих фактически сам на себя возлагает имперские регалии. До 1084 года Генрих всего лишь король, коронует его Климент III. Но у короля, теперь уже императора Генриха, нет никакой популярности среди римской курии. Самое главное, у него нет популярности среди других монархов запада. Религиозная идея слишком сильна, чтобы король Генрих попытался справиться в одиночку с авторитетом римского папы.
…. она была фактически в зените славы, возможностей и триумфа короля и квазиимператора Генриха в 1084 году.
В конце 1090 годов в Германии разражается очередная смута. Эта смута вызвана мятежом младшего сына короля Конрада, и его второй женитьбой. В качестве второй своей супруги король Генрих избрал одну из представительниц Киевского княжества дома Параскеву Киевскую. Этот брак, заключенный в 1096 году, не был узаконен римской церковью, этот брак вызовет массовое раздражение среди римской знати. Мало того, что король предпочел вполне приличным наследницам из немецких княжеских родов, к тому же он взял в жены фактически гречанку восточной конфессии. Начнется смута. Генрих будет побежден. Он бежит на запад и здесь в 1106 году заканчивает свои дни в стенах города Люттиха (ныне французский Льеж). Тогда он принадлежал священной Римской империи.
Здесь на берегу ______ на Льежском мосту он принимает последний бой против своих мятежных сыновей и умирает весной.
Его очень любили и почитали горожане Льежа, западных немецких областей. Считалось, что на могиле Генриха творятся чудеса, и несколько недель тело было выставлено в стенах кафедральной Льежской базилики.
Отдельно у нас будет разговор об аспектах средневекового благочестия. Гроб как последнее пристанище мертвеца в средневековых традициях появится только лишь под занавес Средних Веков, в XV-XVI вв., а до этого саркофаги.
При наследнике Генриха IV, его сыне Генрихе V закончится спор между королем и папой за инвеституру. Спор по иронии судьбы окончится в стенах того же города, где все и началось, в стенах Вормса.
1122 год. Год так называемого Вормского соглашения, конкордата между курией и германским имперским престолом. Вормский конкордат 1122 года формально положил конец этой затянувшейся распре. Король Германии, он же император Римской священной империи передавал римской курии все полномочия касательно рукоположения в сан и назначения на должности всех епископов и всех священников на территории всей священной римской империи. Он фактически отказывался от духовной инвеституры в пользу римской курии. Законность, о которой мечтала римская церковь, была восстановлена. Дела духовенства теперь решает только духовенство. При этом конкордат произвел различия между северной и южной империей.
В империи северной император и король Германии имеет предпочтительное право даровать светскую инвеституру перед духовной. Прежде чем она получает конфирмацию из Рима в своем духовном звании она получает светские регалии из рук императора, право на земли данного монастыря или данной епископии.
В южной империи, это северная Италия и земли так называемой Имперской Бургундии, торжествует исключительно церковное единоначалие. В этих землях духовная инвеститура предшествует светской.
Как можно обозначить этот конфликт, это противостояние двух важнейших полюсов христианского общества, противостояние между апостольским престолом с одной стороны и императором священной Римской империи.
Очень долгое время, начиная с XIX века это противостояние рисовалось вполне однозначно: борьба государства и церкви. Абсурдность такого рода утверждения стала понятна в XX в., когда историки, и прежде всего представители социально-культурного синтеза в лице _________ и школа Анналов, поняли, что средневековое общество это прежде всего глубоко монистичное общество, общество, основанное на конфессии, на церкви. на религиозных требах. Как можно оторвать политику в данном случае от церковного контекста? И можно ли вообще оторвать веру в данном контексте от какого-то политического прагматизма? Конечно же нет. Поэтому «государство» мы берем в кавычки. О государстве в современном смысле этого слова у нас вообще не будет речи до XVI-XVII веков. Говоря же о церкви, мы подразумеваем именно универсальный христианский институт, а не некую автономную плоскость. Просто историкам XIX века очень хотелось перенести в прошлое те общественные критерии, которыми жили они сами.
Спор за инвеституру интересен как типичный конфликт в средневековом мире, в средневековом обществе. Это не конфликт между политическим прагматизмом и духовной ориентацией, это конфликт двух ипостасей средневекового мира, церковного единоначалия и монархической короны.
Прощаемся с Германией.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Предпосылки. Они в данном случае совершенно неотделимы от причин, от поводов и даже от мотивов. Подобно всему средневековому периоду все эти вещи были тесно взаимосвязаны, все они образовывали единый формат активности человека.
Момент 1. Географически крестовое движение отнюдь не исчерпывается Ближневосточным направлением. Крестовая экспансия разворачивалась во всех направлениях по периметру всего христианского мира. Будет большим заблуждением говорить о крестовых походах, имея в виду и подразумевая только лишь ближневосточное направление.
Крестовая экспансия будет идти на севере и северо-востоке Европы. Здесь мы поговорим вкратце о крещении Финляндии, о крещении Карелии, Прибалтики, Пруссии, о ликвидации последних крупных языческих анклавов на территории Скандинавии и берегам Балтийского моря.
Крестовая экспансия разворачивалась в юном направлении. Здесь мы имеем дело прежде всего с великой Пиренейской Реконкистой, борьба с маврами, и медленное возвращение Пиренейских земель под власть и регалии испанских и португальских государей.
Здесь мы имеем строго восточное направление. Это борьба с монгольской опасностью, которая будет угрожать Европе в середине XIII века. Это борьба с монгольским нашествием. Это организация крестовых походов и крестовых миссий на восток, которая увенчается в 1253 году знаменитой коронацией Даниила Галицкого в Теребовле.
И это западная экспансия. Будет большим заблуждением считать, что крестовые походы географически и хронологически исчерпали себя в XIII-XIV вв.
Крестовая экспансия будет продолжаться и в новое время. По большому счету, это будет форма общеевропейской экспансии. Но не будем забывать о формах. Это были формы исключительно крестовые и христианские. Это прежде всего католизация обеих Америк: Северной и Южной. Программной задачей миссий Колумба, Магеллана и всех прочих великих путешественников, как у нас обычно принято именовать этих людей. Эти великие путешественники по большому счету выступали христианскими миссионерами. И, снаряжая свои экспедиции, получали на сей счет подробные инструкции непосредственно из римской курии. Поэтому и Магеллан, и Христофор Колумб, Америго Веспуччи на этих землях водружали крест. Это символ крестовой экспансии, крестового подвига, это знак, который обязывает прежде всего подвести вновь открытые земли в лоно католической церкви.
Под крестовым явлением мы подразумеваем феномен, который хронологически и географически отнюдь не исчерпывается одним или двумя направлениями.
Крестовая экспансия это форма жизни, форма внешней рефлексии христианского общества запада, направленной прежде всего на расширение своих границ.
2 момент. Географически и пространственно крестовое явление имело и внутриевропейскую направленность. Она была направлена прежде всего на борьбу с еретическими анклавами, с многочисленными еретическими выступлениями, которые возникнут в XIII веке. Мы будем с вами говорить о борьбе с альбигойцами, с ________ и другими носителями еретической антицерковной идеологии.
3 момент. Духовные истоки крестовой экспансии и крестового движения:
а) общая предпосылка – это результат религиозного возрождения и религиозной реформы X-XI веков.
Феномен крестового движения был целиком и полностью порождением Клюнийской реформы, клюнийской идеи, по большому счету религиозного возрождения запада X-XI веков. Почему? Клюнийские монахи, равно как и само общество, настоятельно требовало консолидации усилий духовенства и мирян во имя будущего спасения, создания элементарных жизненных условий на территории христианского континента.
Результат этой реформы, этого обновления X-XI веков – фактически соединение двух иерархий, двух полюсов христианского мира, тесное интегральное соединение: полюс светской власти и полюс духовной власти. По большому счету с XI века в глазах простого человека иерархическая разница пролегала лишь между духовным и светским. В рамках иерархии светского общества эти эшелоны власти были даже не столь существенны. Важным представляется лишь общее деление: есть клирик и есть мирянин, есть священник и есть мирянин. Есть тот, кто посвящен в великое таинство, учение, и есть тот, кто воспринимает это таинство.
По законам политологии и законам общественного развития подобного рода внутренний монизм, внутренняя консолидация, естественно должно было отражаться на внешнем. Как только общество достигает внутреннего равновесия, вырабатывает некую идеологическую программу, которая пронизывает абсолютно все страты, связывает абсолютно все элементы общественной структуры сверху донизу, это общество сразу же стесняется своих ________ и начинает их преодолевать.
Так было и с мусульманским миром в VII веке. Так произойдет с православным миром, особенно после вторжения Батыя, когда начнется великая миссионерская деятельность к востоку от Волги. Так будет везде и всюду в любых религиозных обществах. Стало быть само по себе любое религиозное движение, крестовые походы, это норма, это прямое следствие логического закона, внутреннего общественного единства, единства веры и мира, единства клира и светского общества.
а) Каковы были главные духовные ориентиры и каковы были главные духовные истоки?
Главный духовный исток это паломничество, которое, начиная с первых веков существования христианской конфессии выступает одной из главных форм приобщения человека к сокровищам небесного …. Форма паломничества по большому счету станет и формой крестовой экспансии, формой крестового подвижничества. Крестоносцы, то есть люди, на которых начертан крест, это те же паломники, это пилигримы, с той лишь разницей, что они пришли не просто поклониться святым местам, но они пришли защищать эти святые места.
б) Мотивы паломничества. Для чего это было нужно?
В акте паломничества прежде всего отражается глубинная структура христианской конфессии. Человек живет ради будущей жизни. Бренный мир это лишь повод порассуждать о вечном, поэтому средневековый человек постоянно стремиться прикоснуться к реликвиям, посмотреть на святыни, постоянно созерцать рядом с собой эти духовные ориентиры. Неважно, Иерусалим это или нет, примеров здесь можно привести массу. Здесь и аббатство святого Михаила в Нормандии, и храм святой Лоретты в окрестностях Неаполя.
Почему Иерусалим? Почему среди всех прочих векторов этой внешней христианской экспансии именно Иерусалим станет целью № 1 нескольких поколений пилигримов? Объяснение вполне логично. Иерусалим это не просто город, в котором прошла земная жизнь Спасителя, это не просто город, в котором разыгрались все основные события Нового Завета, это прежде всего символ идеальной христианской конструкции. Это символ будущего идеального небесного царства, которое ожидает всех истинно верующих.
Здесь следует сказать несколько слов об особенностях средневекового мироощущения и мировоззрения. Средневековый человек не имел полутонов, средневековая ментальность это черное и белое, это светлое и темное, это абсолютный день, и абсолютная ночь. Такая ментальность очень хорошо объясняет логику этой экспансии прежде всего на Ближний Восток и прежде всего в Иерусалим. Иерусалим – это светлое начинание, это путеводная звезда всех христиан, это центр христианского макрокосма, подобно тому как Рим был центром макрокосма в античном обществе. Иерусалим выступает опорным пунктом всего земного христианского мироздания в X-XI вв.
Обратная позиция ему – это ветхозаветный Вавилон, это источник всевозможных зол, источник вечного греха, источник хаоса. По большому счету это зеркало царства сатаны, зеркало абсолютной тьмы.
Это светлое и темное, ночь и день, пройдет фактически через всю средневековую культуру, и будет очень хорошо отражать мироощущение и настрой людей.
И еще одна особенность. Отсутствие какой-либо умственной поправки касательно метафоры образов. Если есть Иерусалим на земле, и этот Иерусалим – символ небесного порядка, то стало быть этот Иерусалим должен быть обретен уже в земной жизни.
Средневековый человек не мог рассуждать делая поправку на метафорику своей мысли. Он рассуждал очень логично и очень прямолинейно. В Новом Завете дана концепция небесного царства, стало быть это небесное царство должно было быть непосредственно транслировано на земные конструкции и структуры. Здесь нет промежуточной ступени, здесь нет идеи метафоры. Здесь все должно быть буквально и воплощение должно быть буквально.
Вас не должно удивлять, что так называемая географическая карта (медиевисты об этом знают) в раннее средневековье, это даже не карта, это для ученых XIX века было предметом картографических дискуссий. По большому счету это всего лишь схема христианских царств, это схема христианского мира. Почти на всех этих картах можно повсеместно обнаружить в центре – святой город Иерусалим. В радиусе этого Иерусалима по порядку иерархии расположены все другие монархии запада. Сперва империя, потом Британские острова и т.д.
Средневековому человеку не нужны были географические знания в примитивном и прикладном смысле, он никуда не ездил и далеко не путешествовал. А в данном случае, чтобы увидеть Иерусалим, достаточно было обозначить Иерусалимом центр всего христианского мироздания.
Основа основ, бесполезно заниматься медиевистикой, культурой средневековой цивилизации, поскольку это совсем другое ощущение.
В совокупности все эти обстоятельства порождали логику так называемой священной войны. Великое религиозное возрождение X-XI веков теоретически упразднило конфликты между отдельными структурами земного мира, здесь торжествует мир, который понимается как согласие с богом. Средневековый менталитет, сознание, не знало оппозиции мир-война. Современная формула: цель любой войны есть мир, эта формула не работает в средневековом обществе. Мир и война две ипостаси одной величины, две ипостаси мира. Мир трактуется не как мир между отдельными субъектами. Мы заключили мир с королем Франции, мы заключили мир с королем Германии и т.д. Под словом мир понимается прежде всего согласие человека с богом. Это мир в отношениях между богом и человеком, т.е. полное слияние человека…. Эта война прежде всего с противниками веры, с теми, кто пытается нарушить эти устои единого конфессионально-_консолидированного общества. Поэтому в современном значении смысл «война» придавался только лишь в одном варианте, эта война была возможна как война Священная, как война защиты веры.
Мир и война это результат веры. Под миром понимается только лишь согласие человека с богом, в более широком смысле согласие человека с церковью. Под войной в такой ситуации, поскольку есть согласие с богом и воевать на земле не с кем, поскольку все остальные тоже согласились с богом. Воевать можно только с отступниками от веры.
А кто будет воевать? Духовное возрождение X-XI веков дало ответ на этот вопрос. Воюет знать. Почему? Потому что знатный человек, рыцарь, это прежде всего защитник церкви. С X-XI веков германское, чисто военное харизматическое начало будет постоянно попираться и постоянно впихиваться в координаты христианской конфессии и христианских требований. Важно то, что в европейской традиции, традициях европейской цивилизации и культуры рыцарь с X-XI века будет восприниматься прежде всего как защитник веры. Воевать можно только тогда, когда защищаешь веру, церковь. Этот момент будет привит духовным религиозным сознанием.
Коль скоро церковь стоит во главе всего общества, она контролирует и светское общество, то лучше всего, если сами клирики возьмут в руки оружие. С XI века мы сплошь и рядом встречаем типичный расхожий образ воина-клирика, воина-священника, вооруженного палицей.
Меняется метафора, меняется смысловая нагрузка на отдельные атрибуты, в том числе и на военные атрибуты. Меч в руках у знатного человека все больше и больше превращается в крест. Причем даже не в плане конфигурации, а в плане идеологического смысла. В любом случае это воплощение будет хорошо заметно в X-XI вв.
В Каролингскую эпоху … описываемых событий, был принят так называемый Каролингский меч с характерным закруглением на конце клинка. В XI-XII вв. этот Каролингский меч меняет конфигурацию, меняет смысл, он превращается фактически в подобие латинского креста. Чуть позже из него сделают так называемый готический меч XIV-XV веков.
Крестный символ. В учебниках истории очень часто до сих пор пишут, что первые крестные знаки появятся на крестоносцах первого крестового похода. Методически это в чем-то правильно, чтобы учащиеся хорошо усвоили материал.
В истории с крестом мы сталкиваемся с очень давней традицией. По источникам первые люди, первые миряне, нашивавшие на свои одежды тканый крест появятся отнюдь не на Ближнем Востоке, а за Пиренейскими горами к середине XI века. Это были первые отряды европейских пилигримов, прибывшие на помощь единоверцам в Испании и Португалии.
Иное дело, что именно Ближневосточная направленность сыграет колоссальную роль в культуре средневекового запада, прежде все в идеологической культуре, и станет наиболее ярким воплощением всех предшествующих тенденций.
Источники разнообразны, их очень много. Только 5 томов было издано Институтом исторических исследований в середине 1940-х годов. Большая часть опубликована в памятниках немецкой истории. Некоторые переведены на русский язык, но не все.
Источники № 1 по важности и по ценности, это 2 Хроники.
Хроника Фульхерий Шартрский (из Шартра). Город Шартр во Франции – это столица в XI в. довольно приличного южного архиепископства. Иерусалимская хроника – она подробно излагает начало и ход так называемого 1-го Крестового похода. В мельчайших подробностях передает историю движения пилигримов к Иерусалиму. Это источник № 1 по важности по начальному периоду крестовой экспансии.
Источник № 2 Гильом из Тира, Тирский), он жил в XII веке. Он стал свидетелем блеска и нищеты Иерусалимского королевства, зенита его славы и глубин его падения на исходе XII века. «Хроника деяний господа Бога, совершенная через франков в Святой земле», это подробное изложение всех событий по истории….
Есть параллельные источники, вышедшие не из-под пера латинских западных пилигримов. Это прежде всего греческие источники.
Выделяются сочинения наследницы византийского престола и дочери императора Алексея Комнина Анны. Анна в память о своем отце написала историю его правления под названием «Алексиада». Она подробно останавливается на событиях 1096-97 годов, связанных с пребыванием пилигримов в Константинополе.
Вкрапление русских источников «Хроника игумена Даниила», участника походов пилигримов, жившего в XII в., на глазах у которого складывались первые духовные рыцарские братства. Игумен Даниил с отрядом первых русских паломников помогал европейским крестоносцам в Святой земле в начале XII века.
В XIII в. характер источников меняется. Появляется больше мемуаров и дневниковых записей. Здесь торжествуют прежде всего французские хроники и французские мемуары.
Это Роббер де Флори (Клари)«Хроника взятия Константинополя» 1204 год.
Воспоминания одного из французских вельмож, также участника 4-го крестового похода Жоффруа Виллардеи Его «История завоевания Константинополя» 1204 год.
Это главные источники. Но их больше.
Несколько слов об историографии.
XIX век дает очень характерный, очень политический и очень националистический угол зрения. Историки XIX века любили писать о крестовых походах прежде всего как о мероприятии национально-государственном и рассматривали историю этих походов, имея в виду прежде всего 2 цели: подробно исследовать политическую канву событий, и доказать состоятельность того или иного национального элемента этой крестовой экспансии. К этому весьма щедро примешивался скепсис по адресу церкви. Церковь обычно рассматривается ретроградным элементом, который попросту обманывает широкие европейские христианские массы и отсюда сами крестовые походы выступают лишь порождением злого гения римской курии.
С точки зрения формы в XIX в. торжествуют весьма насыщенные тавтологические полотна. Яркий пример Бернгард Кублер «История крестовых походов». Это почтенный немецкий историк, он жил в конце XIX века. Больших претензий к этой работе нет, это абсолютно безвредная книга, она насыщена тавтологическим материалом, довольно подробное изложение, краткая характеристика источников. Превалирование структурного субсистемного подхода. Есть политические интересы, есть религиозные интересы.
Крестовые походы – это конфликт этих интересов, и отсюда трагическое следствие, крушение дела крестоносцев в Святой земле.
В XX в. – иные подходы. Торжество социологии и _____ , меняется угол зрения.
2 историки середины XX века переломили исследовательскую ситуацию, связанную с изучением крестовых походов. Один француз, другой немец. Абелис (Адольф -вернее) Ваас, немец. Француз Жан Ришар «Латино-Иерусалимское королевство», продается. А немецкого у нас нет, так как у нас мало переводчиков с немецкого.
В чем новаторский поход? Дана переоценка всему характеру крестового движения, подчеркнуто влияние духовной христианской идеологии. Во многом по-новому прочитаны и исследованы важнейшие институты, организованные крестоносцами в святой земле, начиная от структур Латино-Иерусалимского королевства, и заканчивая духовно рыцарскими братствами.
Режин Перну «Крестоносцы», французская исследовательница. Главная героиня для нее Жанна Дарк. но здесь пишет о крестоносцах. В отличие от Жана Ришара и немца, которые претендуют на роль концептуально нового осмысления самого феномена крестового движения, книжка Перну это прежде всего аккуратный структурологический анализ. Здесь есть все, здесь сказано немножко об идеологии, о хронологии, о структурах организации пилигримов в Святой земле, об осадной технике, о военном искусстве и даже об архитектуре латинского запада в XI-XII-XIII вв.
Все 3 книжки вы можете взять в качестве монографий.
Для более глубокого знания Жан Ришар гораздо круче.
Хронология.