График учебной работы студентов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Шифр и наименование
дисциплины ?????История русской литературы ХХ века (I половина)
|
|
Специальность ????? Филология (Л-402)
|
Объем дисциплины 88 ч.
Распределение по семестрам
Номер семест-ра | Учебные занятия | Число курсовых проектов (работ), расчётных заданий | Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен) | |||||
Общий объем | В том числе | |||||||
Аудиторные | Самостоя-тельная работа | |||||||
Всего | Из них | |||||||
Лекции | Лабор. | Практ. | ||||||
- | - |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
дисциплины ????? - История отечественной литературы ХХ век (первая половина)
(шифр и название дисциплины)
на 6 семестр
ГРАФИК УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Наименование вида работ | Номера недели | |||||||||||||||||
1.Аудиторные занятия: | ||||||||||||||||||
-лекции | ||||||||||||||||||
-лабораторные занятия | ||||||||||||||||||
-практические занятия | ||||||||||||||||||
-семинарские занятия | ||||||||||||||||||
2.Самостоятельная работа: | ||||||||||||||||||
-курсовой проект (КП) | ||||||||||||||||||
-конспект | К | К | К | К | К | К | ||||||||||||
-расчетное задание | ||||||||||||||||||
-другие виды СРС | ЧД | ЧД | ЧД | Ч Д | Ч Д | Ч Д | ||||||||||||
3.Формы текущей аттестации: | ||||||||||||||||||
-коллоквиум (КЛ) | ||||||||||||||||||
-контрольная работа (К) | ||||||||||||||||||
-контрольный опрос (КО) | КО | КО | ||||||||||||||||
-защита лабораторной работы (ЗР) | ||||||||||||||||||
-другие виды аттестации | ПЧД | ПЧД | ПЧД | П Ч Д | П Ч Д | П Ч Д | Д/Р | |||||||||||
Итого |
Примечание:
В составе других видов СРС, помимо чтения и изучения учебной и научно-методической литературы, предусмотрены: ведение читательского дневника (ЧД), а также подготовка докладов и рефератов (Д/Р); проверка читательских дневников включена в другие виды аттестации (ПЧД). Итоговый вид аттестации в график не включён, поскольку проводится не во время учебного процесса, а экзаменационной сессии и часы на него исчисляются в зависимости от количества человек в группе. В данном случае итоговой аттестацией является рейтинговый балл 100 (12 ЧД+ 12 К+ 24 Л + 20 ПР+ 20 КО + 12 Д/Р).
Цели и задачи курса
Курс отечественной литературы ХХ века (I половина) не является завершающим в образовательном процессе по изучению сквозного курса «Истории отечественной литературы», он продолжается курсами «Истории отечественной литературы ХХ века (II половина» и «Актуальные проблемы современной литературы», поскольку сегодня стало возможным обращение к литературному процессу рубежа XX – XXI веков и его аналитическое осмысление. Данный курс - это взгляд на одну из самых противоречивых страниц истории человеческого существования, когда русская литература распалась на три потока: советскую литературы (литературу метрополии), литературу русского зарубежья и «возвращённую», ту, которая была написана в этот же период, но опубликована и стала доступной широкому кругу читателей после 1991 года.
Курс рассчитан на студентов III курса. Предполагается, что ими освоены сведения по истории литературного процесса, усвоены литературоведческие термины. Лекционный блок предполагает реализацию подхода к изложению материала как по персоналиям, так и обзор основных литературных явлений в их движении. Он носит во многом установочный характер, большую часть материала студенты должны будут изучить самостоятельно.
Задачи практических занятий определяются необходимостью осмысления и вырабатывания навыков анализа художественного произведения, изучением методов и методик подхода к художественному тексту и умениям их практического использования в научном анализе текста.
Памятка студенту
О возможных принципах работы над курсом
«История отечественной литературы. ХХ века (первая половина)»
Чтобы хорошо освоить курс нужно:
- Познакомиться с Рабочей программой по курсу;
- Прочитать, осмыслить материал учебной лекции;
- Законспектировать наиболее важные статьи и монографии, рекомендованные преподавателем и Программой;
- Готовиться к практическим занятиям;
- Пробовать свои силы в анализе художественного текста.
Понятия и термины, которые студент должен усвоить и запомнить при изучении курса.
Основной корпус понятий и терминов осваивался студентами при изучении всех филологических дисциплин. Здесь обозначен терминологический теоретический минимум, связанный с дисциплиной «История отечественной литературы. ХХ века (первая половина)»:
Авангардизм,, архетип, аллегория, аллюзия, амбивалентность, антиутопия, герменевтика, интерпретация, интертекстуальность, контекст, миф, модернизм, поток сознания, сказ социалистический реализм, точка зрения, экзистенциализм, экзистенция, экспрессионизм.
Умения и навыки, которые студент должен приобрести при изучении курса
1. Курс истории отечественной литературы ХХ века должен способствовать систематизации знаний, полученных при изучении всего курса «История отечественной литературы».
2. Студент должен усвоить и применять в практическом анализе художественных произведений основные литературоведческие понятия и термины.
3. Ориентироваться в основных литературных течениях и явлениях мировой литературы ХХ столетия.
4. Уметь рассматривать литературный процесс и творчество отбельных авторов в историческом и культурном контексте эпохи.
5. Использовать справочную литературу (литературоведческие словари, литературные энциклопедии, библиографические справочники и указатели).
6. Реферировать, конспектировать, использовать научные исследования и материалы, давать оценку методам и методикам исследований.
7. Вести самостоятельную подготовку по разделам дисциплины.
Содержание дисциплины:
наименование лекционных тем, их содержание
и объем в часах на 6 семестр
№ | Тематика | Содержание лекции | Часы |
1. | Литература 1920 – середины 50-х г.г.: основные закономерности и тенденции | Общие закономерности и особенности развития литературы первой половины ХХ века. Меняющаяся картина мира и катаклизмы эпохи. Концепция личности в литературе. Истоки революционной культуры, ее интенсивное развитие в ХХ веке. Резкость отклонения от норм гуманистической линии русской культуры. Теория пролетарской культуры. Пролетарские группировки. Идея пролетарской культуры в спорах 20-х гг. (А. Богданов, Вл. Ленин, Л. Троцкий и др.). Менталитет радикально-революционной культуры, ее экзистенциальная парадигма. Смысл категорий “народ”, “революция”, “гуманизм”, “свобода”, “творчество”, “жизнь”, “смерть” в революционной культуре. ЛЕФ, РАПП, “Перевал” как носители типологически различных эстетических концепций революционной литературы. Журнал “Красная новь” и А. К. Воронский в борьбе с упрощением рапповских и лефовских социокультурных и эстетических представлений. Защита “попутчиков”. Акцент на познавательных возможностях искусства и его коммуникативной роли. Позиция группы “Перевал” в спорах о “текущей литературе”. Перевод разногласий с рапповскими и лефовскими критиками на уровень эстетических дискуссий. Идея “органического творчества” как альтернатива “казарменной” модели искусства. Трактовка трагедийности искусства. Критерий искренности в литературе. Лозунг “нового гуманизма”. “Поколение на повороте” (Л. Гинзбург): смена кода в русской культуре. Политика советской власти в сфере литературы (первая половина 20-х гг.). Вытеснение интеллигенции на периферию культурного поля. Репрессии. “Философский пароход”. | |
2. | .Две поэзии – две судьбы. 1)В.Маяковский: перековка личности | Временные рамки деятельности “русского авангарда” (“исторического авангарда”). Статья А. Эфроса “Концы без начал” (1922) - взгляд на “левое” искусство с позиций “русского авангарда”. Утопизм “левого искусства”. Отрицание традиционных художественных форм и пафос рационализма и конструктивности (см.: И. Эренбург. “А все-таки она вертится”). Апология “производственного искусства”. Конструктивизм в архитектуре, сценографии, литературном творчестве 20-х гг. Журнал “ЛЕФ” и его программа. Внутренние противоречия “левого” искусства. Критика “левого” искусства в 20-е годы (см.: А. Лежнев. “Левое искусство и его социальный смысл”). Творчество В. Маяковского революционной эпохи. Политическая поэзия. Поэма “Про это” - манифестация амбивалентности поэта. | |
3. | Две поэзии – две судьбы. 1)О. Мандельштам: что значит «с веком вековать» | Изгои советской литературы. “Отщепенство” как экзистенциальная тема О. Мандельштама. Художественное творчество О. Мандельштама 20-х годов: тема “века”, образ “волка”, проблема верности “четвертому сословью”. Сборники “Tristia”, “Стихотворения”. Стремление к слиянию с народом. Отторжение поэта официальной критикой. “Четвертая проза”. Поэзия О. Мандельштама 30-х гг. Эпиграмма на Сталина. Тема одиночества как осознание внутреннего опыта. “Воронежские” стихи. “Ода”, “Стансы”, “Стихи о неизвестном солдате”. Мотив отщепенства как экзистенциальная тема поэзии Мандельштама. Комментированный анализ статьи М. Гаспарова “Стихи о неизвестном солдате”: апокалипсис и/или агитка?” Амбивалентность поэзии Мандельштама. | |
4. | Проза, поэзия, драматургия 1920 – середины 50-х г.г. (обзор) | ||
М.Зощенко и его «человек массы» | Творчество М. Зощенко как репрезентативная модель самоотрицания культуры. Ранняя манифестация народопоклонничества - книга “На переломе” (1919 - 1920). Намеренная ориентация писателя на “демос”. “Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова”. Перестроение стилевой системы. Отказ от литературности литературы. Сатирические рассказы 20-х годов. Споры о “новом человеке”. “Зощенковский герой”. Проблема - “лицо или маска” Михаила Зощенко в критике 20-30-х годов. Экзистенциальная тема творчества Зощенко (“Сентиментальные повести”) и ее невостребованность в официальной критике. Характер философствования писателя. Морализм Зощенко и традиции Н.В. Гоголя. Место сатиры в иерархии жанров советской литературы. “Иллюзия сказа” как литературная и социальная мистификация, ее связь с русской народопоклоннической мифологией. Кризис сатирического мира писателя. Обращение писателя к проблеме сознания и подсознания. Повесть “Перед восходом солнца” и ее судьба. Место и роль сатиры в культуре советского общества. | ||
5. | М.А. Булгаков | Антимифологизм творчества Мих. Булгакова. Раннее прозрение. “Неслиянность” как сознательный выбор. Проблема чести и долга как сквозная тема писателя (“Записки юного врача”). Полемика с идеей “народа-богоносца” (“Белая гвардия”). Идея революции как “исторической неизбежности” и проблема выбора для автора и его героев (“Бег”, “Мольер” и др.). Сатира Булгакова как “отрицательный мир” реальности (“Собачье сердце”, “Роковые яйца”). | |
6. | М.Горький | Судьба М. Горького после революции; завершение работы над автобиографической трилогией, возвращение к творческим замыслам начала века («Дело Артамоновых»). Жизнь и общественная деятельность М. Горького после возвращения в СССР. Очерки «По Союзу Советов» и работа над книгой «Жизнь Клима Самгина». | |
7. | А.Платонов | Философско-эстетические основания творчества А. Платонова. Проблемы формирования характера героя и развитие традиций русского реализма в творчестве писателя. «Сокровенный человек», «Котлован», «Усомнившийся Макар». Эволюция творчества в 1930-е— 1940-е годы («Чевенгур», «Фро», «Возвращение»). | |
Е.Замятин | Первый конфликт в этической системе русской культуры: антиутопия Е. Замятина (роман “Мы”) как манифестация конфликта между этическим кругозором русской классики и ценностной ориентацией революционной литературы. Роман Е. Замятина “Мы” (1920-1924) и историософские построения пролетарских теоретиков. Критика революционной концепции личности в романе “Мы”. Поэтика антиутопии. Литературно-эстетические взгляды Е. Замятина (сборник статей “Лица”). Антиутопия Е. Замятина в контексте мировых антиутопий ХХ века (Оруэлл и т.) | ||
М.Пришвин | |||
Н.Заболоцкий | Поэзия и проза обериутов как знак движения авангарда к поэтике абсурда и гротеска. Поэзия Д. Хармса, А. Введенского. Дискуссии вокруг произведений Н. Заболоцкого на рубеже 20-30-х годов (“Столбцы”, “Торжество земледелия”). | ||
Е.Шварц |
Итого: 18 часов.
Практические занятия на 6 семестр
№ | Тематика | Часы |
1. | «Огосударствление» в литературе и «душа поэта». Пролетарские писатели. Новокрестьянские поэты. Крестьянская цивилизация и ее исторически сложившаяся психология. Экзистенциальная парадигма крестьянской культуры в России. Творчество С. Есенина и судьба идей о крестьянском граде Китеже, о крестьянской Атлантиде. Образ России в представлениях С. Есенина. Иконоборческие поэмы С. Есенина. Интерпретация революции. Кризис 1918 года. С. Есенин и имажинизм: встреча двух культур. Смена стилевой палитры и лирического героя (цикл “Москва кабацкая”). “Советские” произведения С. Есенина (поэма “Анна Снегина” и др.). Возвращение к сказке и романтике в “Персидских мотивах”. Поэма “Черный человек” как амбивалентная саморефлексия. Извод крестьянской культуры на рубеже веков. Официальная народность и подменная “крестьянская” литература. | |
2. | Трагедия Мастера в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализ романа: ключевые образы, символы, композиционные особенности, поэтика. Три плана повествования. Сквозные мотивы. Ключевые проблемы. | |
3. | Непознанный М. Горький «Несвоевременные мысли». Концепция личности в рассказах 20-х годов («Карамора», «Проводник», «Отшельник), в эпопее «Жизнь Клима Самгина». | |
4. | Феномен амбивалентности советской литературы. Образ революции в литературе. Проблема исторической продуктивности художественных открытий. М.М. Бахтин о двух уровнях художественного “высказывания”. Борьба “живописи” и “истолкования” в мировой литературе XX века. Обострение этой борьбы в литературе советского времени. “Сшибка” априорной мировоззренческой установки с исторической реальностью как источник амбивалентности художественного произведения. Пореволюционное творчество А. Блока: эволюция (от поэмы “Двенадцать” до речи “О назначении поэта”). Конформизм или амбивалентность? (Творчество В. Маяковского). Поэтика амбивалентности в “Конармии” И. Бабеля: истолкование характеров конармейцев; феномен силы; “двойственность” рассказчика Лютова. Слово и “противослово” как стилевая доминанта творчества Бабеля. | |
5. | Философия истории и личности в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» Пастернак и революция. Книга “Сестра моя - жизнь” и “поэтика ощущений” как художественное открытие Пастернака. История создания романа Б. Пастернака “Доктор Живаго”: от стихийной защиты “поколения” и “традиции” к повествованию о судьбе христианина в нехристианском мире. Контекст 40-х и контекст 80-х годов: к вопросу о переменах в общественном сознании. Открытие читателем новых пластов романа (перенос центра тяжести с политических проблем на религиозные и нравственно-философские). Философия истории в “Докторе Живаго”. Тема поколения в романе. Христианские идеи. “Стихи к роману” в контексте проблематики “Доктора Живаго”. Проблема единства “раннего” и “позднего” Пастернака. |
Итого: 18 часов.
Самостоятельная работа студентов на 6 семестр
№ | Содержание | Источник | Форма контроля |
1. | Литература скандинавских стран первой половины ХХ столетия. П.Ф. Лагерквист как ярчайший представитель шведской литературы. К. Бликсен – писательница Дании. | №№ 23, 44, 89. | ПД, Д/Р. |
2. | Литература славянских стран первой половины ХХ века. Обзор литературной ситуации в Болгарии, Польше, Югославии и Чехословакии. | №№ 19, 20, 29, 30, 39, 82. | КО, Д/Р. |
3. | Идейно-художественное своеобразие сатирической прозы Великобритании первой половины ХХ столетия: И. Во, О. Хаксли, Д. Оруэлл. | №№ 4, 10, 14, 19, 20, 23, 57, 73, 88. | ПД, Д/Р, КО. |
4. | Роман «Смерть героя» Р. Олдингтона как образец прозы «потерянного поколения» в Англии. | №№ 10, 19, 20, 23, 57, 73, 88. | Д/Р, КО. |
5. | Традиция и новаторство французских сатириков первой половины ХХ века: М. Эме, Б. Виан. | №№ 3, 4, 6, 88. | ПД, КО, Д/Р. |
6. | Подросток и образовательная система в немецкоязычной литературе начала ХХ века: Г. Гессе «Под колёсами» и Р. Музиль «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса». | №№ 19, 20, 23, 53, 67, 80. | Д/Р. |
7. | Своеобразие американской поэзии начала ХХ столетия: Р. Фрост, К. Сэндберг и другие. | №№ 13, 19, 20, 69, 71, 88. | ПД, КО. |
8. | Драматургия французских экзистенциалистов: античный сюжет, трагическое мироощущение героя и актуальность (Альбер Камю «Калигула», Жан – Поль Сартр «Мухи»). | №№ 7, 10, 18, 19, 20, 23, 41, 46, 49, 76, 82, 83, 88. | ПД, КО, Д/Р. |
9. | Тема самопознания личности и истории в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». Соединение в романе лирического и комического. | №№ 13, 14, 19, 20, 69, 71, 82, 88. | ПД, КО, Д/Р. |
10. | Романное наследие Ф. Кафки. Абсурд и способы его создания в романе «Замок». Проблема вины и наказания в романе «Процесс». | №№ 5, 10, 12, 19, 20, 21, 23, 28, 35, 48, 53, 60, 82, 88. | Д/Р. |
Итого: 36 часов.
Список тем дакладов и рефератов по истории русской литературы
1. Проза Пильняка – опыт современного модернизма.
2. "Чужое" слово в прозе Зощенко.
3. Сбываются ли предсказания автора романа "Мы"?
4. Сергей Есенин: между "Москвой кабацкой" и "Русью советской".
5. Что такое пролетарская литература?
6. Для чего убита Катька в поэме "Двенадцать"?
7. Общее между "Темными аллеями" и "Окаянными днями" Бунина.
8. Чему и кому завидует герой Ю. Олеши?
9. Столкновение романтика с реальностью революции в судьбе и стихах Гумилева.
10. Чего боялся автор статьи "Я боюсь"?
11. Кто покоится в "Некрополе" Ходасевича?
12. Эстетика футуризма в поэзии Хлебникова.
13. Чем интересен ЛЕФ сегодня.
14. Художественное оправдание революции в прозе 1920-х гг. (Иванов, Серафимович).
15. Парадоксы революции в зеркале художественных контрастов Бабеля.
16. Что осталось от Маяковского сегодня.
Список учебной и научно-методической литературы на 6 семестр
Тексты
- Ахматова. А. Стихотворения 20-60-х г.г. «Реквием». «Поэма без героя».
- Бабель И. «Конармия».
- Блок А. «Двенадцать». «Скифы». «Интеллигенция и Революция». «Крушение гуманизма».
- Булгаков М. «Белая гвардия». «Собачье сердце». «Мастер и Маргарита».
- Горький М. «Несвоевременные мысли». «Дело Артамоновых». «Жизнь Клима Самгина».
- Грин А. «Алые паруса». «Бегущая по волнам».
- Есенин С. «Анна Снегина», «Черный человек».
- Заболоцкий Н. «Столбцы». «Вторая книга». Стихотворения 40-50-х г.г.
- Замятин Е. «Мы». «Пещера». «Наводнение». «Я боюсь». Зощенко М. «Сентиментальные повести». «Голубая книга».
- Иванов Вс. «Бронепоезд 14—69».
- Ильф И.,Петров.Е. Двенадцать стульев. Золотой телёнок.
- Клюев Н. «Погорельщина».
- Лавренёв Б. «Сорок первый»
- Леонов «Русский лес»
- Мандельштам О. Стихотворения.
- Маяковский В. «150 000 000». «Про это». «Хорошо!» «Во весь голос». «Клоп». «Баня».
- Олеша Ю. «Зависть».
- Островский Н. «Как закалялась сталь».
- Пастернак Б. «Сестра моя — жизнь». «Когда разгуляется». «Доктор Живаго».
- Пильняк Б. «Голый год». «Повесть непогашенной луны».
- Платонов А. «Сокровенный человек». «Котлован». «Усомнившийся Макар». «Возвращение». «В этом прекрасном и яростном мире.
- Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке».
- Пришвин М. «Мирская чаша», «Глаза земли»
- Толстой. А. «Петр I».
- Фадеев А. «Разгром». «Молодая гвардия».
- Хармс Д. «Стихотворения».
- Хлебников В. Поэзия 17-22 г.г.
- Цветаева М. Лирика 20-30 г.г. «Поэма конца»
- Шварц Е. «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо».
- Шмелев И. «Лето господне»
- Шолохов М. «Донские рассказы». «Тихий Дон». «Судьба человека».
- Эренбург И. «Хулио Хуренито». Публицистика военных лет.
Учебники и хрестоматии