Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница

Санскрит Перевод Язык-наследник Санскрит Перевод Язык-наследник
kha     savitar    
kaja     kathana    
j`ana     janaka    
tana     jal`a    
bha     nara    
dama     b`ala    
dh`ana     v`ana    
sukha     vacan`a    
pura     p`uruSa    
sut`a     duHkha    
sut`aa     dev`a    
maat`ar     kavi    
sharaN`a     dina    
kaal`a m     mahii    
mahaa     abhaava    
udak`a     putra    
ah`am     danta    

@ 3. Определите, какой памятник древнеиндийской письменности представлен на фото

Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru

J 4. Определите, отрывки из какого памятника письменности на санскрите приведены ниже. Определите, к какой части произведения относится отрывок

1. I, 4. К Индре

1. Каждый день мы призываем на помощь

Принявшего прекрасный облик,

Как хорошо доимую корову - для доения.

2. Приди на наши выжимания (сомы)!

Испей сомы, о пьющий сому!

Ведь опьянение богатого сулит дарение коров.

3. Тогда мы хотим сподобиться

Твоих высших милостей.

Не прогляди нас! Приди!

4. Пойди спроси мудреца

О быстром, неодолимом Индре,

Который для тебя - лучший из друзей.

5. И пусть хулители наши говорят:

А другого-то вы лишились,

Оказывая почтение только Индре.

6. (И) чужой, и (наши) люди, о удивительный,

Пусть назовут нас счастливыми:

Только у Индры мы хотели бы быть под защитой!

7. Подай этого быстрого (сому) быстрому Индре,

(Его) украшающего жертву, опьяняющего мужей,

Летящего (к другу), радующего друга!

8. Испив его, о стосильный,

Ты стал убийцей врагов.

Только ты помог (в битвах) за награды рвущемуся к награде.

9. Тебя, рвущегося к награде (в битвах) за награды

Мы подгоняем к награде, о стосильный,

К захвату богатств, о Индра.
10. Кто великий поток богатства,
(Кто) друг, переправляющий на другой берег выжимающего (сому).

Этому Индре пойте (славу)!

J 5. Ознакомьтесь с точкой зрения К. Бальмонта на проблему художественной равноценности в переводе. Объясните, о каких двух важных составляющих художественного перевода идет речь. Займите определенную позицию касательно большей важности каждой из составляющих

«Дать в переводе художественную равноценность — задача невыполнимая никогда. Произведение искусства, по существу своему, единично и единственно в своём лике. Можно лишь дать нечто приближающееся больше или меньше. Иногда даёшь точный перевод, но душа исчезает, иногда даёшь вольный перевод, но душа остаётся. Иногда перевод бывает точный, и душа остаётся в нём. Но, говоря вообще, поэтический перевод есть лишь отзвук, отклик, эхо, отражение. Как правило, отзвук беднее звука, эхо воспроизводит лишь частично пробудивший его голос, но иногда, в горах, в пещерах, в сводчатых замках, эхо, возникнув, пропоёт твой всклик семикратно, в семь раз отзвук бывает прекраснее и сильнее звука».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Барроу, Т. Санскрит / Т. Барроу. – М.: Изд-во «Прогресс», 1976

2. Кочергина, В.А. Учебник санскрита / В.А. Кочергина. – М.: Филология, 1994

3. Матвеев, С.А. Учебник санскрита / С.В. Матвеев. – М.: Амрита, 2012

Электронные ресурсы

1. artefact.lib.ru

2. krishnatorrent.org

3. www.slovomania.ru/dnevnik/2014/08/15/sanskrt/

4. Уроки санскрита он-лайн/youtube

Тема 7: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. История Древней Греции

2. Цивилизационное значение Древней Греции

3. Искусство Древней Греции

3. 1. Памятники архитектуры Древней Греции

3.2. Изобразительное искусство Древней Греции

4. Мировая империя Александра Македонского

5. Генрих Шлиман: личность и значение деятельности

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

N Ответьте на вопросы

1. Где возникли первые древнегреческие государства?

2. События какого периода истории Греции описывает гомеровский эпос?

3. В какой исторический период началась Великая греческая колонизация?

4. В какой исторический период происходило становление полисов? Какие принципы лежат в основе формирования полисов?

5. Кто из греческих правителей причисляется к «Семи мудрецам»?

6. С каким из греческих правителей связана одна из баллад немецкого поэта Фридриха Шиллера?

7. Какие памятники архитектуры Древнего мира относятся к Семи чудесам света? Какие из них сохранились до наших дней?

8. С чем связана гибель Фаросского маяка?

9. Что понимается под «спартанским воспитанием»?

10. Каким образом спартанцы прославились при Фермопильском сражении? Как спартанский царь Леонид I ответил на лаконичное требование персидского царя Ксеркса «сложи оружие»? Почему Ксеркс однажды приказал «высечь море»?

11. Каким образом связаны понятие лаконичности речи и Спарта? Что ответили спартанцы Филиппу II, сказавшему «Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сровняю город с землёй!»?

12. Кого греки называли «творцом богов»? Какие его работы являются наиболее известными?

13. Какого художника Александр Македонский имел в виду, говоря о двух великих Александрах?

14. Каким образом адвокату удалось спасти от осуждения Фрину, послужившую Апелессу моделью для Афродиты Книдской?

15. Что древние греки понимали под «калокагатией»?

16. Почему были запрещены Олимпийские игры и разрушены многие древнегреческие памятники архитектуры?

17. Кто из греческих философов был учителем Александра?

18. Что ответил греческий философ Диоген на предложение Александра, просить, что он захочет? Что служило местом обитания для этого философа?

19. Какие страны были покорены Александром? В какой срок это свершилось? Как закончилась жизнь Александра Великого? Какова дальнейшая история созданной им мировой державы?

20. Что понимается под термином «эллинизм»? С чем связаны процессы эллинизации греческой культуры?

ГЛОССАРИЙ

& Объясните с опорой на глоссарий, Интернет-источники и учебную литературу термины или имена собственные

Генрих Шлиман, клад Приама, эллины, крито-микенская (эгейская) цивилизация, Кносский дворец, «Парижанка», «Богиня со змеями», Львиные ворота, гробница Атрея, полис, демос, афинская демократия, Олимпийские игры, Пифийские игры, Поликрат, Спарта, Демосфен, Филипп II, битва при Херонее, Александр Македонский, Ахайя, Ликей, Гипподамова система, акрополь, Парфенон, Фидий, статуя Зевса, Афина Парфенос, Семь чудес света, храм Артемиды в Эфесе, гробница царя Мавзола в Галикарнасе, Фаросский маяк, Колосс Родосский, Пракситель, Афродита Книдская, Венера Милосская, Апелесс, Лаокоон, Троянский конь

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

J 1. Определите термин по его дефиниции

§ способ планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала

§ борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств

§ частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет

§ воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции

§ в древних Афинах гимнасий возле храма Аполлона Ликейского, где учил Сократ, затем Аристотель в последние годы своей жизни

§ возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны)

§ расселение греков в VII веке до н. э.

§ немецкий предприниматель и археолог-любитель, прославившийся своими находками в Малой Азии, на месте античной (гомеровской) Трои

§ имя, которым древнегреческие авторы именовали народ (или всю совокупность народов), населявших Грецию до возникновения Микенской цивилизации, а также существовавшие некоторое время после прихода греков

§ форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация при которой эти землевладельцы и ремесленники, будучи полноправными его членами, имели право на собственность

@ 2. Определите, какой из архитектурных памятников Древней Греции изображен на фото. Назовите архитекторов, под руководством которых здание было выстроено. Сравните их с постройками в Месопотамии. В чем заключается существенное отличие архитектурных принципов?

Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 1 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 2 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 3 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 4
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 5 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 6 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 7 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 8

@ 3. Определите, кого изображает статуя или фреска, представленная на фото. Назовите скульптора и местоположение статуи/фрески

Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 1 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 2 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 3 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 4
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 5 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 6 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 7 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 9 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru Рис. 10

@ 4. Определите, кто изображен на фотографии. Чем известна данная личность?

Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Всемирная история: В 6 т. / гл. ред. А.О. Чубарьян ; Ин-т всеобщ, истории РАН. - М.: Наука. – 2011, Т. 1История Древней Греции / под. ред. В.И. Кузищина. – Изд. 3, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005

2. Карпюк С. Г. Лекции по истории Древней Греции / С.Г. Карпюк. - М., 1997

3. Куманевский, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманевский. – М.: Высшая школа, 1990

Дополнительная литература

1. Андреев Ю.В. Греция в XI-IX вв. до н.э. по данным гомеровского эпоса История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 1. Ранняя древность, 1989

2. Ботвинник М.Н. Греческая культура VII – IV вв. до н.э. История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 2. Расцвет древних обществ, 1989

3. Дьяконов И.М. Александр и диадохи История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 2. Расцвет древних обществ, 1989

4. Наследие Эллады. Энциклопедический словарь / Сост. Ю. И. Сердериди. Краснодар, 1993

5. Свенцицкая И.С. Эллинистическая культура История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 2. Расцвет древних обществ, 1989

6. Словарь античности / Под ред. В. И. Кузищина М., 1992

Тема 8: ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Древнегреческий язык

1.1. Строй древнегреческого языка

1.2. Письменность древнегреческого языка

1.3. Значение древнегреческого языка в Древнем мире

2. Памятники письменности древнегреческого языка

3. Древнегреческая литература

3.1. Гомеровский эпос

3.1.1. Гомеровский вопрос

3.1.2. «Илиада»: сюжет и стиль

3.1.3. «Одиссея»: сюжет и стиль

3.2. Древнегреческий театр

4. Переводы древнегреческой литературы на русский язык

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

N Ответьте на вопросы

1. Каково было значение древнегреческого языка в Древнем мире?

2.Какие диалекты имел древнегреческий язык в архаическую и классическую эпоху своего развития?

3. Сочинениями каких авторов представлен канонический древнегреческий язык?

4. С какими историческими событиями было связано формирование койне?

5. Чем обусловлен свободный порядок слов в древнегреческом языке?

6. Какой из диалектов древнегреческого языка является наиболее обработанным?

7. У какого древнего народа греки позаимствовали фонетическое письмо?

8. Каким письменностям дало начало финикийское письмо?

9. От какого алфавита берут начало церковнославянский и русский алфавит? От какого алфавита берет начало латинский алфавит?

10. От каких букв древнегреческого алфавита произошли кириллические буквы «зело», «кси», «ижица»?

11. С какой буквой древнегреческого алфавита связано выражение «Не изменить ни на йоту»?

12. В названиях каких современных компаний используется буква «Лямбда»?

13. Почему буква О имеет в древнегреческом название «Омикрон»?

14. Какова была судьбы Александрийской библиотеки при храме Сараписа?

15. Чем ударение в русском языке отличается от ударения в древнегреческом языке?

16. Какие виды наклонения и залога есть в древнегреческом языке?

17. Каким образом соотносятся категории глагола «совершенный вид» и «ариост» в древнегреческом языке? Какие временные формы имеет глагол в древнегреческом языке?

18. Кем был выполнен первый стихотворный перевод «Илиады» на русский язык? Какой перевод «Илиады» признан хрестоматийным? Каким стихотворным размером была переведена поэма? Как характеризовал перевод Гнедича Белинский? Какие песни «Илиады» перевел на русский язык Жуковский?

19. Кем был осуществлен перевод «Илиады» в ХХ веке? Какой из переводов признан наиболее удачным, о чем свидетельствует большое количество переизданий? Кем был осуществлен перевод «Илиады» в ХХI веке?

20. Какой перевод «Одиссеи» на русский язык считается классическим переводом? С как ого языка Жуковский перевел «Одиссею» на русский язык?

21. Какими переводчиками были выполнены последующие переводы «Одиссеи»?

22. Кто из русских переводчиков занимался переводами греческих трагиков? На каком языке написаны исследования древнегреческой трагедии русского и польского переводчика Фадея Зелинского?

23. Кто из переводчиков древнегреческих трагиков был десять раз номинирован на нобелевскую премию?

24. Кем были выполнены переводы всех 18 дошедших до нас трагедий Еврипида? Какие пьесы были написаны этим переводчиком на сюжеты утраченных трагедий Еврипида в подражание его манере?

ГЛОССАРИЙ

& Объясните с опорой на глоссарий, Интернет-источники и учебную литературу термины или имена собственные

древнегреческий язык: протогреческий язык, микенский язык, лигатура, канонический древнегреческий язык, койне;

письменность древнегреческого языка:греческий алфавит, финикийское письмо, Рейхлиново чтение, Эразмово чтение;

памятники письменности древнегреческого языка: Септуагинта, кубок Нестора; эпос, аэд, рапсод, гомеровский вопрос, Илиада, Одиссея, гомеровский вопрос, гекзаметр, Александрийская библиотека, Пергамская библиотека, древнегреческий театр;

переводы древнегреческих текстов на русский язык: «Илиада» в переводах Ермила Кострова, Ивана Кронеберга, Николая Гнедича, переводы «Одиссеи» Викентия Вересаева, Павла Шуйского, Жуковского, переводы «Орестеи» Вячеслава Иванова, Сергея Радцига, Соломона Апта, перевод драмы «Царь Эдип» Сергея Шервинского, Фадея Зелинского, переводы трагедий Еврипида Иннокентия Анненского

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

? 1. Внесите в таблицу значения знаков финикийского алфавита. Какие аналогии обнаруживаются с уже изученными Вами алфавитами?

Символ Первоначальное значение Первоначальное название и фонетическое значение
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   а
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   бет = /b/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   гамл = /g/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   делт = /d/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   һe = /h/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   ўаў = /w/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   зен = /z/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   хет = /h/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   тъет = /t/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   йод = /j/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   каф = /k/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   лемда = /l/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   мем = /m/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   нун = /n/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   семка = /s/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   ʕейн = /ʕ/ вид звонкой согласной
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   пей = /p/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   съаде = /s/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   қоф = /q/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   рош = /r/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   шин = /s/
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница - student2.ru   таў = /t/

? 2. Заполните таблицу названиями букв греческого алфавита

Αα   Νν  
Ββ   Ξξ  
Γγ   Οο  
Δδ   Ππ  
Εε   Ρρ  
Ζζ   Σσς  
Ηη   Ττ  
Θθ   Υυ  
Ιι   Φφ  
Κκ   Χχ  
Λλ   Ψψ  
Μμ   Ωω  

? 3. Какими буквами древнегреческого алфавита выражаются следующие научные понятия

Золотое сечение   Пустая строка в информатике  
Ом   Кривизна кривой  
Психика, психология   Коэффициент теплопроводности  
Альфа-частицы   Длина волны  
Гамма-излучение   Удлинение крыла в самолетостроении  
Удаление в корректуре   Мера  
Предельное порядковое число последовательности   Масса  
Отношение элемента к множеству   Частота волн  
Сумма   Плотность вещества  

? 4. Заполните таблицу различных вариантов чтения букв древнегреческого алфавита

Написание Рейхлиново Эразмово
ι    
η    
υ    
αι    
ει    
οι    
υι    
αυ    
ευ    
β    
γ    
θ    
φ    
χ    
ζ    

? 5. Заполните таблицу эквивалентов древнегреческих и русских слов. С опорой на таблицу вариантов чтения древнегреческих слов прочитайте слова вслух. В каких случаях можно обнаружить созвучие с русскими словами или словами из современных европейских языков?

ἀ-ΐδηλος   βᾰδίζω   δαίμων  
ἀΐδιον   γαιήϊος   δαίς  
ἀ-ΐστωρ   δαΐ-φρων   δᾰκέ-θῡμος  
ἀΐω   δαιδάλεος   δάκρῠον  
ἀ-άατος   δαίδαλμα   ἔᾰρ  
ἀββᾶ   δαιμονάω   ζῳο-γλύφος  
ἀβελτερία   δαιμονικός   ζῳο-γόνος  
βάγμα   δαιμονι-ώδης   ζῷον  
ἀωτέω   ἀγών   αἵρεσις  
ἀδελφο-κτόνος   ἀγωνία   ᾅδης  
βρέφος   ἀγώνισμα   ἄ-δηλος  
θῦμα   γείνομαι   ἆθλον  
ἀάω   γονεύς   δηϊοτής  
αἶσα   μέτ-οικος   βάρβᾰρος  
αἶνος   ἥρως   ἐν-εργέω  
ἀπο-μνημόνευμα   θεός   ἔκ-δῠσις  
βάγμα   ἁγιστεία   φῠγή  
βάζω   ἀγορά   γνώμη  
βάξις   ἀγυιά   δημο-κρᾰτία  

@ 6. Определите, какой из памятников древнегреческой письменности изображен на фото

Наши рекомендации