Сущность, формы и функции исторического сознания.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. А. А. Радугин даёт следующее определение исторического сознания. Историческое сознание – это совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества[2].

При таком подходе историческое сознание, во-первых, отождествляется с исторической памятью. Во-вторых, историческое сознание рассматривается только как надындивидуальная реальность, т.е. в данном определении исключён личностный аспект. По мнению В. В. Гаташова и А. В. Лубского историческое сознание может быть как массовым (групповым), так и индивидуальным. Массовое историческое сознание представляет собой способ рационального воспроизведения и оценивания движения общества во времени. Индивидуальное историческое сознание является результатом, с одной стороны, приобщения к знанию о прошлом, а с другой, – осмысления прошлого и выработке чувства сопричастности с ним. Поэтому индивидуальное историческое сознание выступает формой “события”[3].

Каждая национальная общность обладает определённым кругом исторических представлений о своём происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов. Такие представления получают своё выражение в исторических преданиях, легендах, сказаниях, сказках. Благодаря этому данная общность людей осознаёт себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Политические идеи, мораль, религия, искусство имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных обстоятельств его возникновения и условий развития. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.

Историческое сознание имеет сложную структуру. Выделяют четыре уровня исторического сознания[4].

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется также как и обыденное сознание, на основе накопления жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события или является их участником. Историческое сознание на этом уровне выступает в расплывчатых, эмоциональных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных и субъективных. Например, воспоминания рядовых солдат – участников Великой Отечественной войны.

Второй уровень исторического сознания формируется под влиянием художественной литературы, кино, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание ещё не превращается в систематическое знание. Образующие его представления отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатления от увиденного и услышанного и сохраняются порой на всю жизнь. Это объясняется силой таланта художника, оказавшего на человека огромное эмоциональное воздействие. Читатель или зритель судит об эпохе или событии именно по данному художественному произведению. На этом уровне исторического сознания объективная реальность очень часто выражается в мифах и легендах. Например, изображение Ледового побоища в художественном фильме “Александр Невский” (1942) замечательно передаёт дух времени, ход битвы, но страдает и определённым мифотворчеством. В последних кадрах фильма показан эпизод, когда русские дружинники срубают шатёр Великого магистра ордена, хотя ни самого магистра (участвовал вице-магистр ордена), ни срубленного шатра в ходе сражения не было (рубка шатра произошла в ходе битвы на реке Неве, но режиссёр для усиления эмоционального воздействия включил этот эпизод).

Третий уровень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.

Возможно, пополнение знаний по истории на любительском уровне на основе научно-популярной литературы.

На четвёртом (высшем) уровне формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. Формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить представление о природе и движущих силах развития общества, его периодизации, типологии и моделях общественного развития. Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука.

История человечества свидетельствует, что национально-историческое сознание – фактор, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт.

Наши рекомендации