Роль детства в становлении человека
Отцы и дети
А Петр Гринев в Повести А.Пушкина «Капитанская дочка», следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать* честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего.
Одной из самых важных граней проблемы “отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать.
Роль примера. Воспитание человека
Произведения, которые учат мужеству
Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории .Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне. Пройдя тяжелые испытания, главные герои попадают в лапы немцев. Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Но, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным.
Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.
Это произведение учит нас смелости и мужеству, помогают нашему нравственному становлению.
Самопожертвование во имя любви к ближнему
1)Ф.Достоевский «Преступление и наказание» . "Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечно "ненаситимого" страдания.
2)Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.
3) М.Горький легенда о «Данко». Данко пожертвовал собой ради спасения людей. Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. Этот подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.
4) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.
4) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам
бросилась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.
А.И. Солженицын
«Матрёнин двор»
В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя, лауреата
Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына поражает
образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие,
сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна
«помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не
гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить
квартиранта. Особенно её милосердие проявляется в ситуации с
горницей. Она позволила разобрать свой дом (где прожила всю
свою жизнь) на бревна ради воспитанницы Киры, которой негде
было жить. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей,
родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого
поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность.
Благодаря своим душевным качествам Матрена, делала этот мир
лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.
Сострадание и милосердие. Чуткость
1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
2) В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду.
Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воро-
вал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.
.Черствое и бездушное отношение к человеку
1)А.Платонов «Юшка»
2) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страшный пожар. Загорелось помещение сбербанка, который находился на восьмом этаже «высотки». Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли.
2) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В госпиталь привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб.
ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ
Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,— и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
Народу же остается одно — “безмолвствовать”.
12. Культура речи и языка
В произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.
Проблему наследственности и самоформирования.
В русской литературе и в жизни так почитаем образ Левши в произведении Лескова. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.
Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.
Человек и искусство. Воздействие искусства на человека
1) Например, песня «Священная война» на слова В.Лебедева-Кумача, музыку А.Александрова поднимала солдат в атаку, защищая свою родину. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.
2) В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.
Проблема сохранения памяти
1) Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
2) Вспомним героя А.И.Куприна Желткова из произведения «Гранатовый браслет». Он дарит княгине Вере Николаевне, своей возлюбленной, фамильную драгоценность, гранатовый браслет, доставшийся ему от матери. Желтков свято бережёт его и решает расстаться с ним только перед смертью
Проблема человеческой духовности
Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
Ложные ценности
И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому
богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что
такое жизнь.
Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бовари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за путавшись в жизненных
противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно по-
том он говорил: «Госпожа Бовари - это я»
Роль личности в истории
1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о
крестьянах, поняли, что безнравственно
владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.
2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба че-
ловека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был
принят закон об их реабилитации.
Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого
до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было
отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.
Человек и природа
Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами
все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил
тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предупреждение
всему человечеству, которое хищнически грабит при роду.
В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема
отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое
эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как
мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова,
напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе
восхищением. В романе каждый герой проходит проверку
природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает
залечить душевные раны, для него это единение естественно и
приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней -
когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не
дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия.
Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость
плодотворного и двухстороннего диалога с природой.
Роль детства в становлении человека
В большинстве романах Диккенса можно проследить за тем,
насколько важно детство для становление каждого человека.
Наиболее характерный в этом отношении роман "Девид
Копперфилд". Герой этого произведения проходит длинный путь
духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски
родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный
опыт.
В сюжетах повестей "Страшная месть", "Иван Федорович
Шпонька и его тетушка" раскрывая внутренний мир своих
героев, Гоголь нередко ищет причины появления их характерных
особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот
мотив с течением времени приобретал все большее значение.
Например, в "Страшной мести" именно через обращение к
детству главного героя повести - колдуна - автор пытается
объяснить причины его поступков.
Самопознание
1)Примером неотделимости познания от человека может служить
произведение русского писателя, члена-корреспондента
Академии Наук, И.А. Гончарова «Обломов». Герой произведения
Андрей Штольц с самого раннего детства упорно
совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие
ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с
помощью этого он смог стать человеком действия, который
может без проблем найти решение любого вопроса.
2) Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в
произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева.
Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области
медицины помогли герою сформироваться как личность.
Человек и наука
1)Центральный образ романа замечательного писателя И.С.
Тургенева "Отцы и дети" - Базаров. Герой занимается наукой,
медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает
вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь,
искусство, составляющие существенную потребность человека.
"Нигилизм", по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим
ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом
усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели.
2) Человек не всегда использует науку с целью принести пользу
обществу. К примеру, в повести «Собачье сердце» выдающегося
писателя М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в
человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить
природу. Но порой научное дело оборачивается страшными
последствиями: двуногое существо с "собачьим сердцем" - это
еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести,
благородства.