Особенности мифологического М. и его роль в историческом становлении человека. Место мифологии в современном мире.

Происхождение и сущность классов

Слово «класс» применительно к обществу можно поставить в один ряд со словами «раскол», «разделение». Имеется в виду, что изначально общество было единым, социально однородным, без классов. А затем оно раскололось, разделилось на классы. Изначальная социальная однородность общества обусловливалась низким уровнем развития первобытных производительных сил. В этих условиях люди едва-едва добывали необходимые для жизни средства. Что они добывали, то целиком и потребляли. Создавать сверх необходимого продукта еще дополнительный, прибавочный продукт (то есть продукт, оставшийся сверх потребленного) они не могли. И, значит, имущество, богатство не могли тогда накапливаться в чьих-либо одних руках. Все члены первобытной общины были в имущественном отношении равны, и собственность на средства производства была общей.

Так продолжалось многие сотни тысяч лет. Но затем, в связи с совершенствованием орудий труда и развитием производительных сил, люди обрели способность создавать благ больше, чем требовалось для простого поддержания жизни. И, наряду с необходимым продуктом, образовался прибавочный продукт. Это позволило определенной части общества освободиться от непосредственного добывания жизненных благ и заняться исключительно управленческими функциями. Произошло, следовательно, разделение труда: одни сосредоточились только на производстве жизненных благ, другие - только на выполнении функций управления. Носители управленческих функций (вожди, старейшины, предводители и их помощники), используя свою власть, стали присваивать и концентрировать у себя основную долю прибавочного продукта. В конечном счете это привело к расслоению и распаду первобытной общины. Вместо имущественного равенства и общей собственности на средства производства утвердились имущественное неравенство и частная собственность на средства производства. Появились богатые и бедные, то есть антагонистические классы.

Стало быть, согласно марксистским выводам, в основе деления общества на классы лежит разделение труда и возникновение частной собственности на средства производства (51). Исходя из этих выводов, В.И.Ленин дал классам следующую характеристику: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (52). Группа людей, присваивающая чужой труд,- эксплуататоры, а группа людей, чей труд присваивается,- эксплуатируемые. Чтобы удержать эксплуатируемые классы в подчинении, эксплуататорские классы создали специальные органы принуждения, органы классового господства, то есть государство. И, как было сказано, ведение государственных дел, использование власти получило название политики. Возникла политическая сфера общественной жизни.

Таким образом, классы действительно являются главными субъектами и объектами политики, составляют ее непосредственную социальную основу. Они порождают и воспроизводят политику, выражая своей деятельностью определенные тенденции и потребности экономического развития. Классы могут выступать в роли господствующих и подчиненных, управляющих и управляемых. Классовость есть специфическая почва политики, необходимое условие, без которого политика теряет свой смысл как общественное явление.

Особенности мифологического М. и его роль в историческом становлении человека. Место мифологии в современном мире.

Исторически первой формой мировоззрения являлась мифология, она возникла, когда в силе были еще родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни. М. являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал, это результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Но, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувство удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки, боги мыслились не только могущественными, но и капризными, зловредными, мстительными.

В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным, и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т.д. Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований, что уже представляет языческую форму религиозного сознания. В качестве нерасчлененного, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и Ф., политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства: сказки, героические эпосы, легенды, исторические предания.

Миф характеризуется следующими сущностными характеристиками: принадлежность: миф всегда о чем-то (о мироздании, о человеке, об обществе, о социальных отношениях, о ценностях)

синкретизм: в мифе отсутствует явное и отчетливое разграничение мысли о предмете и самого предмета, идеального и вещественного, знаний и художественных образов. В мифе все это слитно и не расчленено содержание мифа – предмет веры. Оно критике не подвластно и в логических обоснованиях не нуждается.

функциональность: миф выполняет определенные функции: - познавательную – миф описывает, рассказывает интересующее человека; - коммуникативную – через усвоение мифа индивид приобщается к той или иной общности; - аксиологическую – миф передает, закрепляет, воспроизводит определенную систему ценностей, принятую в той или иной общности.

Для миф.мировоз-я хар-ны след. черты: эмоционально-образная форма, очеловечивание природы, отсутствие рефлексии, утилитарная направленность. Эмоционально-образная форма проявляется при передаче образов героев, богов, духов. Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, художественных образов и научного знания. Рефлексия в мифолог. Мировоз-и отсутствует. Рефлексия – это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием, над своими взглядами, их оценка, т.е. размышление над собственными размышлениями. Утилитарная направленность проявляется в том, что решаемые ею мировоз-ие проблемы тесно связаны с практическми задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период Ф., конкурентными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Так, к мифологическим идеям в настоящее время можно отнести идеи о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости вождей. Никакая Ф. И никакая наука и жизнь вообще не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли, для мифологии нет непознанного и неизвестного. Мифологией преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов, способствуя развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности. Кроме того миф выполняет регулятивную функцию в настоящее время – через различные образы передаются, закрепляются общественные нормы поведения, действия. Миф – это практическое руководство к действию.

Таким образом, мифология это такое мировоззрение (или такая система взглядов на объективный мир и на место в нем человека), которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

Наши рекомендации