Атлантида, которую не нужно искать 4 страница

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 47.

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 48.

Стоя перёд этим рисунком, я подумал: может быть, испанцы видели перед собой — в Теночтитлане — копию Атлантиды Платона?

Этот вопрос до сих пор не дает мне покоя.

* * *

Связи между Старым и Новым Светом, между людьми и богами далеко выходят за рамки того, что я обсуждал раньше.

Во время своего первого путешествия на полуостров Юкатан, в котором меня сопровождал внук Сэло, я наткнулся на некоторые артефакты, которые с полным основанием можно назвать поразительными. Своими открытиями я поделился с группой единомышленников, которая присоединилась ко мне во время экспедиций по местам «Хроник человечества».

Первое открытие было сделано в скромном (в то время) музее главного города Юкатана Мериды и связано с богом Энки, которого тогда еще звали Эа, и шумерской легендой о его прибытии на Землю во главе отряда из пятидесяти астронавтов. Основным источником этих сведений послужила автобиография Энки — длинный текст, который, к сожалению, был найден сильно поврежденным и содержал множество пробелов (я использовал его для реконструкции «Утраченной книги Энки»). Текст рассказывает, как первые астронавты во главе с Эа, прилетевшие с планеты Нибиру, приводняются в Персидском заливе, добираются до берега и строят укрытия — первое поселение пришельцев на Земле, названное ими Эриду («Дом вдалеке»).

В третьем веке до нашей эры после смерти Александра Великого селевкиды (унаследовавшие Левант, земли восточного Средиземноморья) пригласили вавилонского жреца Бероса, служителя бога Бела, чтобы он записал доисторические и исторические события, в которых участвовали люди и боги Месопотамии (по-гречески Халдеи). Его труд, известный лишь по фрагментам, вошедшим в произведения живших после него историков, начинается с прибытия на Землю Эа, после чего был создан человек, и боги даровали ему цивилизацию. В процессе пересказа греческими историками сочинения Бероса Эа превратился в Оаннеса — бога в рыбьей чешуе, который вышел из моря на берег и даровал человечеству знания.

Во время первого посещения полуострова Юкатан и городов майя мы с внуком остановились в Мериде, испанском колониальном городе, где не было никаких археологических ценностей. Совершенно случайно я услышал о коллекции найденных на полуострове артефактов, выставленной в превращенной в музей частной вилле. Нас впустили внутрь, хотя музей еще не открылся для посетителей. Экспозиция занимала первый этаж здания (мне сказали, что еще больше экспонатов хранится в подвале). Директор, которого я уговорил впустить нас внутрь, сам выступил в роли экскурсовода. Его гордостью была коллекция предметов, свидетельствовавшая о высоком уровне зубоврачебного искусства майя. Однако мое внимание привлек камень с резьбой, на котором была изображена звезда, а рядом с которой располагался символ, обозначавший у майя восьмерку (рис. 49а). Директор пояснил, что камень найден в Чичен-Ица и ассоциируется с планетой Венерой.

Я едва сдерживал волнение: звезда с расходящимися лучами в точности совпадала с символами, которыми шумеры обозначали планеты (рис. 49б). Более того, они считали Венеру, планету богини Иштар, восьмой планетой Солнечной системы и часто изображали Иштар в сопровождении восьмиконечной звезды (рис. 49с) или символа из восьми окружностей (рис. 49d)- Просто удивительно, что рисунок майя до мельчайших подробностей совпадал с рисунками шумеров!

Через дверной проем я заметил скульптурное изображение — довольно большой каменный блок, фронтальная часть которого представляла собой скульптуру мужчины (рис. 50 и фото 13); правой рукой он прижимал к себе символ звезды с расходящимися лучами.

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 49.

Я поспешил к странной статуе. Обработана была только фронтальная часть камня; тыльная его сторона оставалась нетронутой. У мужчины были резкие черты лица, и он явно не принадлежал к племени майя. Все его тело обтягивал рифленый костюм, поверхность которого напоминала рыбью чешую. Костюм начинался у горла мужчины и заканчивался на щиколотках; ступни были необработанными или специально обработанными так, чтобы невозможно было понять, что у него за обувь. Загадочный круглый предмет удерживался на животе двумя ремнями и отдаленно напоминал прожектор.

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 50.

«Что это?» — спросил я директора музея. «Бог воды», — ответил он.

«Это же Оаннес!» — крикнул я своему внуку и озадаченному директору.

Мне пришлось все объяснить: рассказать легенду о прибытии Эа, о приводнении в Персидском заливе, о высадке на берёц о сочинениях Бероса и так далее. Но почему это изображение находится здесь, на Юкатане, а не в Месопотамии, недоумевал я.

Директор музея рассказал, что статуя была найдена в северо-западной части Юкатана. Другие крупные скульптуры обнаружились в местечке Окскинток; по мнению археологов они служили опорными колоннами в храмах. Все необычные изваяния были найдены в северо-западной части Юкатана и близлежащих островах, с улыбкой пояснил директор; одно из этих мест называется Цибильчальтун, и именно там были обнаружены знаменитые семь кукол…

Я сделал несколько снимков загадочной статуи и внимательно рассмотрел их дома. Меня заинтересовал вопрос, сколько лучей было у звезды, потому что рука статуи закрывала часть из них. Лучей могло быть пять или шесть. Если шесть, то звезда могла обозначать Марс, шестую планету, встретившуюся аннунакам в Солнечной системе — если считать Плутон, Нептун и Уран первой, второй и третьей планетами, Сатурн и Юпитер четвертой и пятой, Марс шестой, Землю седьмой, а Венеру восьмой планетой. Если лучей шесть и звезда обозначает Марс, то статую из Мериды можно связать с рисунком на месопотамской цилиндрической печати, датируемой 2500 годом до нашей эры и в настоящее время хранящейся в России, в музее Эрмитаж. На печати изображены два астронавта — один на Марсе в костюме рыбы, а другой на Земле в костюме орла — а между ними космический корабль (рис. 51). Планета Марс изображена в виде шестиконечной звезды, а Земля обозначена семью точками, рядом с которыми виден ее спутник Луна в виде полумесяца.

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 51.

Все это было очень интересно и загадочно. Кто высек эту статую? Кто послужил для нее моделью? Эти вопросы так и остались без ответа, но связь этого чужестранца с Шумером и его мифологией несомненна.

* * *

Как уже, наверное, догадался читатель, мы не могли уехать с Юкатана, не посетив Цибильчальтун, о котором упоминал директор музея в Мериде. В то время туда почти не приезжали туристы; впоследствии я привозил туда несколько групп, и местные власти сделали дорожки и обновили небольшой музей. Местные жители и приезжие знают это место как Храм Семи Кукол.

Это поселение является одним из самых обширных — а если точнее, то самых протяженных — поселений майя на полуострове Юкатан. Вдоль идущей в гору дороги примерно в милю длиной выстроились разнообразные сооружения. Главный храм, расположенный в северной части города, представляет собой ступенчатую пирамиду с башенкой. Конструкция храма такова, что если кто-то (астроном, жрец?) в день весеннего равноденствия станет на платформу на некотором расстоянии от него, то увидит солнце, поднимающееся в проеме башенки. Именно в башенке были найдены семь кукол, давшие название всему храму.

Я спросил местного гида, где находятся эти семь кукол, ожидая увидеть довольно внушительные статуи. Он привел меня в местный музей.

На витрине кружком расположились семь маленьких куколок. «Это они?» — переспросил я. «Они», — подтвердил гид.

Что же такого особенного было в этих нескольких маленьких фигурках?

Я присмотрелся повнимательнее. Как видно на фотографии (фото 14), они похожи на крошечных астронавтов с заплечными ранцами — я вспомнил, что точно так же выглядел американский астронавт на снимке, запечатлевшем его спуск с посадочного лунного модуля на поверхность Луны (рис. 52).

Кто изготовил этих кукол, кто послужил для них моделью и почему их именно семь?

Жаль, что куклы не умеют говорить.

* * *

Постскриптум

Зная о семи куклах из Цибильчальтуна, я попросил участников последующих экспедиций в Мексику искать похожие изображения с заплечными ранцами, как у астронавтов. Среди найденных артефактов больше всего мне запомнилась маленькая скульптура «ангела» с крыльями из перьев и выступающим заплечным ранцем, выставленная в музее у входа в Чичен-Ица (фото 15), а также петроглиф (вырезанный на камне значок) из отдела древностей в грандиозном музее Мехико, изображавший великана с явно различимым заплечным ранцем (фото 16).

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 52.

Это были удивительные находки, свидетельствующие о том, что в Месоамерике знали о существах, умевших летать по небу.

ГЛАВА ПЯТАЯ

СЛОН И АСТРОНАВТ

В 1869 году мексиканские фермеры сделали необычное открытие. Вызванные им споры не стихают до сих пор. Мой рассказ о нем включает в себя два посещения музея, пропавшего слона и «прыжок веры» астронавта.

Руины и остатки доколумбовых мексиканских цивилизаций приводят в восторг, удивляют и интригуют. Одна из этих цивилизаций также вызывает некоторое замешательство — самая древняя культура, получившая название ольмекской. Это будоражащая умы загадка, поскольку ни ученые, ни спесивые националисты не могут объяснить, каким образом африканцы попали в Америку — причем не за сотни, а за тысячи лет до Колумба — и как они могли буквально в одночасье создать культуру, ставшую основой всех цивилизаций Месоамерики. Признать ольмеков и их цивилизацию источником всех цивилизаций Месоамерики, значит признать их предшественниками майя и ацтеков, чье наследие, которым сегодня так гордится Мексика, пытались уничтожить испанцы.

Мы уверены, что ольмеки принадлежали к африканской расе, потому что знаем, как они выглядели. Их черты запечатлены на многочисленных скульптурах и барельефах. Некоторые из этих изображений — в том числе гигантские каменные головы — представляют собой портреты вождей ольмеков.

Первая из довольно большого числа гигантских каменных голов была обнаружена фермерами мексиканского штата Веракрус в 1869 году. В сообщении об этом событии она описывалась как «произведение искусства, внушительная скульптура, удивительным образом похожая на эфиопа». На сопровождавших сообщение рисунках были явственно видны негроидные черты лица, а набросок позволял оценить гигантские размеры головы путем сравнения со стоящим рядом человеком.

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 53.

Однако о скульптуре с необычными чертами лица вскоре забыли. Вторая гигантская голова (ее высота составляла около восьми футов, а вес достигал двадцати четырех тонн) была найдена археологической экспедицией университета Тулана в соседнем штате Табаско только в 1925 году. Эта находка свидетельствовала, что каменные головы — это не просто необычная аберрация мексиканской археологии. Со временем были обнаружены и другие колоссальные головы. Сравнивая их между собой, невозможно не заметить, что черты лица у каждой головы индивидуальны и что на всех имеются шлемы, хотя и не всегда одинаковые (рис. 53). Совершенно очевидно также, что это изображение чернокожих африканцев.

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 54.

Одно археологическое открытие следовало за другим, и ученые выяснили, что ольмеки сначала появились на побережье Мексиканского залива, а затем двинулись в глубь полуострова, пока не достигли тихоокеанского побережья (см. карту, рис. 54). Было обнаружено более двадцати поселений ольмеков, самыми известными из которых считаются Ла-Вента, Трес-Сапотес, Сан-Лоренцо и Серро-де-ла-Пьедрас. Вместе с остальными участниками экспедиции я посетил наиболее значительные памятники культуры ольмеков. Во время своего первого самостоятельного путешествия (в сопровождении лишь моего внука Сэло) я видел лишь главные ольмекские памятники из Ла-Венты, которые были перевезены в город Вилья-Эрмоса и выставлены в парке, чтобы защитить от повреждения при разведке нефтяных месторождений.

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 55.

Наибольшее внимание привлекали колоссальные каменные головы, размер которых можно оценить по фотографии (фото 17). Однако меня поразил не столько размер, сколько искусство изготовления этих изваяний. В парке были не только головы, но и огромные каменные плиты, поверхность которых украшала сложная резьба; на некоторых фрагментах даже изображались ольмеки с детьми на руках (рис. 55) или фигуры с замысловатыми головными уборами (рис. 56). У меня не вызывало сомнений, что на некоторых изображениях головные уборы и инструменты в руках ольмеков имели отношение к горному делу.

Археологические раскопки подтвердили, что ольме-ки строили города, причем некоторые из них — например, Ла-Вента — имели пирамиды и астрономическую ориентацию (рис. 57). Ольмеки занимались добычей руды, достигли невероятных высот в искусстве, ввели в Месоамерике иероглифическое письмо, а также первый календарь. Другими словами, это была первая цивилизация в Месоамерике, давшая начало всем остальным культурам.

Загадка ольмеков имеет два аспекта. Каким образом чернокожие африканцы смогли задолго до Колумба пересечь Атлантический океан? И когда это произошло?

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 56.

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 57.

Поначалу цивилизацию ольмеков датировали 250 годом до нашей эры, что делало их довольно поздними пришельцами. Однако по мере того, как обнаруживались все новые их поселения, эта дата постепенно отодвигалась — сначала на 500 год, а затем и на 1250 год до нашей эры. Поскольку сам я датировал появление ольмеков в Америке 3100 годом до нашей эры, то был приятно удивлен, найдя косвенное подтверждение этого в официальном путеводителе по парку-музею Ла-Венты. В нем сообщалось, что первые поселения ольмеков на побережье Мексиканского залива возникли «в период с 1350 по 1500 г. до нашей эры», а в другом месте возраст первой цивилизации Месоамерики определялся как «чуть менее 4000 лет» — то есть примерно 2000 годом до нашей эры.

Чем старше «становилась» цивилизация ольмеков, тем быстрее она превращалась в предмет национальной гордости. Отрицать существование ольмекской культуры и ее древности было бессмысленно, и мексиканские антропологи утверждали, что несколько тысяч лет назад африканцы никак не могли пересечь Атлантику и что ольмеки — это коренные жители Месоамерики, черты лица которых имеют случайное сходство с чертами африканцев.

Такой изобретательный способ разрешения загадки происхождения ольмеков нашел отражение в официальном каталоге лучшего музея Мексики, посвященного ольмекам — Археологического музея университета Веракрус в Халапе. Во введении, принадлежащем перу мексиканского ученого, сообщается, что изображенные на ольмекских скульптурах люди, «несмотря на общее сходство черт с африканцами — плоские носы, расширенные ноздри, толстые губы (что заставило многих ошибочно заявлять об африканском происхождении ольмеков)» — на самом деле принадлежали к коренному населению, а не были пришельцами из-за моря.

Утверждения о ложности теории африканского происхождения ольмеков вывели меня на «историю с пропавшим слоном».

Живописный городок Халапа, который находится в горной местности примерно в двух часах езды от жаркого и влажного Веракруса (где в 1519 году высадился Эрнан Кортес), может похвастаться вторым по богатству экспозиции музеем, уступающим только Антропологическому музею в Мехико. Но в отличие от столичного музея, где выставлены артефакты со всей страны, в Халапе представлены только местные находки — преимущественно принадлежащие к культуре ольмеков.

Музей поражает необыкновенным разнообразием ольмекских артефактов, в числе которых есть несколько гигантских каменных голов. Одна из них установлена прямо у входа и как бы приглашает посетителей сфотографироваться рядом с ней, а другие размещены среди деревьев и зелени на открытых площадках, что создает для них более естественную среду (фото 18).

В экспозиции выставлены и объекты меньшего размера, дающие представление о повседневной жизни ольмеков. Среди них есть изображения животных и колеса — именно колеса, которое, согласно представлениям традиционной науки, в ту эпоху было неизвестно и не использовалось в Америке (фото 19). Среди игрушек имеются (я бы сказал, имелись) слоны, изготовленные из глины (см. фото 20).

Впервые я вместе с группой единомышленников посетил музей в Халапе в апреле 1995 года. Значение игрушечного слона не вызывало никаких сомнений: слоны не водились ни в Месоамерике, ни в любом другом районе Нового Света. Таким образом, чтобы изготовить детям игрушечного слона, мастер (в данном случае из племени ольмеков) должен был видеть его раньше. Это могло произойти либо в Азии, либо в Африке, а учитывая черты лица ольмекских статуй, этим местом, скорее всего, была Африка.

По возвращении в отель на вечернем собрании, которое устраивалось ежедневно, я сравнил находку игрушечного слона с кульминационной сценой в фильме «Планета обезьян», в котором рассказывается об астронавтах, вернувшихся на Землю после путешествия к звездам и обнаруживших, что планета заселена разумными человекообразными обезьянами. Подозрения, что это их родная планета, на которой раса людей по неизвестным причинам была вытеснена обезьянами, неожиданно подтвердились находкой тряпичной куклы с человеческими чертами лица. «Игрушечный слон — наш аналог тряпичной куклы, — сказал я членам моей экспедиции. — Это неопровержимое доказательство того, что ольмеки не только выглядели как чернокожие африканцы, но что они действительно родом из Африки, места, где обитают слоны».

В декабре 1999 года я вновь посетил Халапу — специально, чтобы осмотреть местный музей. Не теряя времени, я повел сопровождавшую меня группу к разделу экспозиции, где были выставлены мелкие предметы, в том числе и игрушки. Я рассказал об обнаруженном здесь слоне, и все приготовились увидеть его.

Но игрушечного слона не было. Он исчез, испарился!

Работники музея, к которым мы обратились с расспросами, делали вид, что не понимают, о чем идет речь. Но когда им показали пустое место на витрине, кто-то высказал предположение, что экспонат «одолжили» другому музею.

В это было трудно поверить, потому что в музее отсутствовало кое-что еще.

* * *

Я мог бы назвать это «историей о пропавшем календаре», и она тоже имеет отношение к датировке появления ольмеков в Месоамерике.

Традиционная археология признавала, что это событие могло произойти примерно в 1500 году до нашей эры, но я попробовал взглянуть на проблему совсем под другим углом. Одно из достижений ольмеков — это введение в Месоамерике древнейшего из трех календарей. Местные жители пользовались Священным календарем, состоящим из 260 дней и получившим название Тцолкин, обычным календарем Хаабом, состоявшим из 365 дней, а также Длинным Счетом, который начинался таинственным Первым Днем и время в котором измерялось числом дней, прошедших с этого события (рис. 58). Длинный Счет был введен ольмеками, и ученые вычислили, что Первый День приходится на 13 августа 3113 года до нашей эры по современному летосчислению.

Мне казалось, что этот календарь должен начинаться с события, имевшего огромное значение для ольмеков — аналогичным образом современные западные календари используют понятия «до нашей эры» и «нашей эры», когда за точку отсчета берется Рождество Христа. Какое же событие могло иметь такое же значение для ольмеков? Может быть, момент их прибытия в Месоаме-рику — или прибытия великого бога Месоамерики Ке-цалькоатля («Пернатого Змея»)?

Народы Месоамерики верили, что Кецалькоатль вернется, когда совпадут начала двух циклических календарей. Это происходит один раз в пятьдесят два года (в том числе в 1519 году, и именно поэтому ацтеки приняли Кортеса за вернувшегося бога). Число 52 показалось мне знакомым: оно считалось священным числом египетского бога Тота — хранителя священных тайн, божественного архитектора и изобретателя календаря.

Место "Гота в египетской мифологии, о котором подробно рассказывается в моих книгах, определялось историей его соперничества с братом Ра. Египетский историк и жрец Мането, впервые составивший список правителей Египта, говорил о разных периодах предыстории страны: о времени правления Тота, об эпохе полубогов и о высылке Тота из Египта его братом Ра. Затем началась эра правления фараонов — то есть египетская цивилизация. Общепризнано, что произошло это примерно в 3100 году до нашей эры. Мне в голову пришла следующая мысль: может быть, 3113 год — это точная дата, когда Тот был выслан из Египта и прибыл в Месоамери-ку с группой своих африканских сторонников (не будем забывать, что Египет находится в Африке)?

атлантида, которую не нужно искать 4 страница - student2.ru

Рис. 58.

A. Длинный Счет: число дней, прошедших с 13 августа 3113 года до нашей эры

B. Тцолкин: Священный Год из 20 месяцев по 13 дней

C. Хааб: Солнечный Год из 18 месяцев по 20 дней плюс 5 «безымянных дней»

Божественный цикл: сочетание В и С в большом цикле, возвращающемся в исходную точку каждые 52 года, как в 1519 году, когда в Месоамерику прибыл Кортес.

Такое решение загадки Первого Дня прекрасно согласуется со значением, которое имеет число 52 в месоамериканских календарях. Если я прав, то 3100 год до нашей эры следует считать датой возникновения ольмекской цивилизации.

Представьте мой трепет и восхищение, когда я впервые вошел в музей Халапе и увидел, что целая стена слева от входа украшена фреской, изображавшей хронологию различных культур Мексики. Самой длинной был первый столбец, посвященный цивилизации ольмеков и доходивший почти до самого пола. Внимательно рассмотрев его, я едва поверил своим глазам: начало ольмекской цивилизации датировалось 3000 годом до нашей эры!

Я тут же позвал своих спутников. «Смотрите, смотрите, — воскликнул я, не в силах сдержать радости. — 3000 год до нашей эры! Сфотографируйте! Сфотографируйте!»

Снимки были тут же сделаны (фото 21). Моя теория получала подтверждение.

Поэтому в 1999 году при следующем посещении музея Халапы я сразу же повел своих спутников прямо к стене с хронологией — еще до того, как они успели сфотографироваться с гигантской каменной головой. И я опять не поверил своим глазам: весь первый столбец, посвященный ольмекам, исчез. Его убрали.

К счастью, несколько человек из группы сопровождали меня и при первом посещении музея, и они подтвердили мои слова, что здесь был посвященный ольмекам столбец, начинавшийся с 3000 года до нашей эры. Чтобы убедить спутников, что я нахожусь в здравом уме, я пообещал прислать каждому из них фотографию — и выполнил свое обещание.

Исчезновение информации об ольмеках вызвало новые сомнения: действительно ли отсутствующую фигурку слона одолжили другому музею или ее убрали намеренно? Мои письма музею с этими вопросами остались без ответа.

* * *

Неужели у меня осталась лишь фотография с указанием на 3000 год до нашей эры — единственное подтверждение рассказа о Халапе и дате возникновения цивилизации ольмеков?

Я так думал до 2000 года, пока не прочитал мемуары американского астронавта Гордона Купера. Книга «Прыжок веры» имела подзаголовок «Путешествие астронавта в неизведанное», а на суперобложке было указано, что Купер (один из семерых астронавтов «Меркурия-7») выражает убежденность в существовании внеземных цивилизаций, а также говорит о том, что контакт с ними, возможно, уже был.

Привлеченный этой аннотацией, я купил книгу с уверенностью, что найду в ней воспоминания астронавта о том, что он и его товарищи видели в космосе, или данные об известных НАСА фактах, касающихся аннунаков и контактов землян с пришельцами. Каково же было мое разочарование — а затем и радость — когда я обнаружил, что «Прыжок веры» Гордона Купера не имеет никакого отношения к секретам НАСА, а посвящен его путешествию на руины города ольмеков.

«В последние годы работы в НАСА, — писал астронавт, — я увлекся другого рода приключениями — поиском подводных кладов в Мексике». Однажды он — в компании фоторепортера из «National Geographic* — был вынужден посадить свой маленький самолетик на одном из островов в Мексиканском заливе. Местные жители, подумав, что гости прилетели именно за этим, повели американцев к похожим на пирамиды курганам. Здесь они увидели древние руины, артефакты и кости. Вернувшись в Техас, они выяснили, что возраст артефактов составляет 5000 лет!

«Узнав, сколько лет этим артефактам, — пишет Купер в главе «Споткнувшись об историю», — мы поняли, что найденные нами предметы не имеют отношения к Испании семнадцатого века… Я обратился к мексиканскому правительству, и меня связали с главой национального археологического департамента Пабло Бушем Ромеро». Купер вернулся на остров вместе с мексиканскими археологами. Вот как он рассказывает об этом:

Вместе мы вновь посетили развалины, о которых власти ничего не знали. В конце концов мексиканское правительство выделило средства на археологические раскопки. Возраст руин подтвердился: 3000 год до нашей эры.

Археологи сказали Куперу, что эти руины принадлежат малоизученной цивилизации ольмеков.

Далее в своей книге Купер объяснял, что ольмеки считаются родоначальниками месоамериканской цивилизации: они изобрели письменность, ввели понятие нуля и позиционной системы счисления, у них было развитое сельское хозяйство и величественные общественные здания. Ольмеки были искусными инженерами и умели транспортировать огромные каменные блоки из базальта и другого камня из каменоломен, расположенных в более чем пятидесяти милях от найденных памятников. «На месте раскопок обнаружилось множество иероглифов, — писал Купер, — а скульптурные изображения делились на две группы: сверхъестественные существа и гуманоиды». Далее он подробнее останавливается на сделанных находках:

Больше всего меня заинтриговали символы астронавигации и формулы, которые, как оказалось — после того, как их перевели в современный вид, — до сих пор используются в навигации, а также точные рисунки созвездий, некоторые из которых были «официально» открыты только после изобретения телескопа.

Именно это обстоятельство, а не космический опыт Гордона Купера, заставило его совершить «прыжок веры»:

Это побудило меня задуматься: зачем им символы астронавигации, если они не летали в космос? Могли ли в древности эти глубокие знания навигации одновременно и независимо друг от друга появиться в трех разных местах планеты? Если нет, то как они из Египта попали на Крит и в Мексику? Если да, то здесь не обошлось без чьей-то помощи. Но от кого пришла эта помощь?

Вряд ли я смог бы точнее выразить эту мысль. Я написал Гордону Куперу и поблагодарил за подтверждение моей датировки возраста цивилизации ольмеков.

* * *

На этом история не закончилась.

23 января 2001 года мы с Гордоном Купером были гостями (по телефону) популярной ночной радиопередачи «Coast-to-Coast АМ». Ведущий Майк Сигел попросил бывшего астронавта рассказать о своих находках на побережье Мексики. Я объяснил, какое значение имеет возраст находок, 5000 лет, и попросил Купера подтвердить мои слова — что он и сделал. Затем я поинтересовался судьбой найденных предметов. Их увезли в Мехико, сказал Купер. Продолжились ли работы и слышал ли он что-либо о других находках? Нет, ответил он. А можно что-то выяснить? Купер пообещал, что попробует.

Мои единомышленники записали на магнитофон этот разговор, и у меня хранится его копия.

Если кто-то вновь увидит в музее Халапы игрушечного слона и восстановленную хронологию ольмекской цивилизации или в музеях мексиканской столицы наткнется на находки Купера, дайте мне знать. А пока я не рискну загадывать.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Наши рекомендации