Петровское время в произведениях искусства
В. Суриков - «Утро стрелецкой казни».
Н. Н. Ге - «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
М. П. Мусоргский - опера «Хованщина» - заговор стрельцов (возглавил Иван Хованский, ставленник царевны Софьи) и раскольников против Петра I. Сцена казни стрельцов. Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке».
П. И. Чайковский - опера «Мазепа».
А. Толстой - роман «Петр I».
Б. К. Растрелли - памятник Петру у Инженерного замка
М. Э. Фальконе - памятник Петру на Сенатской площади
М. Шемякин - памятник Петру в Петергофе
С. Эйзенштейн - фильм «Петр I».
Итоги
1. Главное содержание культурного процесса - формирование и развитие русской национальной культуры.
2. Реформы Петра дали толчок к ускоренному развитию России, что определило своеобразие петровской эпохи.
3. Важные черты культуры: открытость для влияний, способность творчески усваивать и перерабатывать чужие традиции, разрыв с замкнутостью и ограниченностью.
4.Появление авторства, разрыв со средневековой анонимностью творчества.
Художественная культура XVIII века
Особенности культурного развития
1. Формирование капиталистического уклада жизни.
2. Самодержавие достигает кульминации, вступает в эпоху «просвещенного абсолютизма».
3. Влияние идей Просвещения на культурное развитие.
4. В общественном сознании формируется понимание значения культурного процесса, возрастает интерес к гуманитарным и мировоззренческим аспектам.
5.Преодоление сословной ограниченности и локальности в области культуры, приобретение ею общенациональной значимости.
6. Сложение национальной культуры -достигшая определенной степени общности культура нации, формирующаяся в условиях возникновения и утверждения капиталистического уклада.
7.Ведущая роль дворянства в становлении национального самосознания, осознание единства с мировой культурой.
Образование
Становление общеобразовательной школы. Создание 2-х гимназий при Московском университете.
Открытие народных училищ в губернских городах. Значение - создание единой системы светской школы от училища до университета. Стали принимать девочек из простых сословий.
1725- Академия Наук в СПб, президентом была Е. Дашкова
1755 - Московский Университет по инициативе Ломоносова и Шувалова, подписан приказ Елизаветой Петровной в Татьянин день (25 января).
1757 - Академия Художеств - основал Шувалов
Создана сеть закрытых учебных заведений:
· Пажеский корпус для дворянских детей.
· 1764 - «Воспитательное общество» благородных девиц в СПб при Смольном монастыре (Смольный институт) и Воспитательные дома в Москве благодаря И. Бецкому.
· обучение с малых лет дворян - пансионаты, шляхетские корпуса, Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный.
· Профессионально-художественные училища закрытого типа, в которые не принимают детей крепостных крестьян: Балетная школа, Академия художеств и др.
И. Бецкой - много сделал для образования в XVIII в. Идея воспитания детей в закрытых учебных заведениях, чтобы изолировать от дурного влияния общества. Известные педагоги И. Посошков и В. Н. Татищев. Школа оставалась придатком сословной системы образования. «Черни не должно давать образования, ... не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь» (Екатерина II).
Елизавета Петровна - забота о подмосковных лесах, ограничение вырубки, закрытие заводов на расстоянии 200 верст вокруг Москвы. Освещение Москвы «стеклянными фонарями».
Издательское дело и периодика
1795 - Государственная общедоступная библиотека - Императорская публичная библиотека.
1769 - сатирический журнал «Всякая всячина»
Журнал «Трутень» Новикова - просветитель.
Научные знания
Научные знания достигли мирового уровня. В отличие от средневековой культуры, когда науки не существовало, а происходило накопление знаний, во второй половине XVIII века перешли к систематизации и теоретическому осмыслению.
Приглашение Г. Эйлера - математик, физик, механик и астроном.
М. В. Ломоносов - первый русский академик, ученый-энциклопедист, А. С. Пушкин о Ломоносове: «Сам был первым нашим университетом».
· Открыл закон сохранения материи и движения, атомно-молекулярное строение вещества.
· Изобретения - вводит микроскоп, создал перископ, свой телескоп, громоотвод, открыл секрет изготовления мозаики. Выполнил мозаику «Полтавская битва».
· Учение о множественности миров во Вселенной:
"Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна".
· Открытие Московского Университета по его инициативе. Указ подписан 12 (25) января в Татьянин день. Здание построил Казаков. МГУ носит имя М. В. Ломоносова.