Характеристика исторической тематики в произведениях белорусского искусства

Характеристика исторической тематики в произведениях белорусского искусства - student2.ru

Охарактеризуйте историческое событие, которое изображено на картине художника М. Савицкого «Чернобыльская мадонна» (1986-1990 гг.) и определите отношение художника к этому событию.

Ответ:

К 20-летию катастрофы на ЧАЭС
М. Савицкий представил выставку своих работ под названием «Черная быль». По словам автора, серия была создана «с единственной целью - снять завесу секретности над последствиями Чернобыля и привлечь к этой трагедии внимание людей…»

Чернобыльская катастрофа считается одной из самых масштабных техногенных катастроф ХХ в., последствия которой были очень тяжелыми для Беларуси. От радиоактивного загрязнения пострадали 2,3 млн. человек, то есть каждый пятый житель республики.

Однако первоначально в БССР не распространялась информация об аварии, о той опасности, которую несла с собой радиация.

Художник отразил события постчернобыльской жизни людей, тяжелый путь преодоления катастрофы.


2.Характеристика исторической тематики в произведении белорусского искусства:

Характеристика исторической тематики в произведениях белорусского искусства - student2.ru Картина Михаила Савицкого «Партизанская мадонна Минская» (1978) относится к наиболее известным работам белорусской живописи ХХ века.

Ответ:

Михаил Андреевич Савицкий (1922–2010) – известный белорусский живописец, народный художник СССР и Беларуси, Герой Беларуси (2006). М. Савицкий – участник Великой Отечественной войны, участник оборона Севастополя был узником концлагерей. Художник стремится по-новому взглянуть на военную тему в изобразительном искусстве, прежде всего он стремиться показать и рассказать в своих работах об ужасах войны, о тех нечеловеческих испытаниях, которые выпали на долю людей в период Второй мировой войны. Ужасы фашистской неволи нашли отражение в знаменитом цикле картин «Цифры на сердце», который открывается автопортретом «Узник 32815».

В картине «Партизанская Мадонна Минская» (1978) художник обращается к вечному символу жизни – материнству. В основе композиции лежит известная картина эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская мадонна», только вместо библейских персонажей художник изображает простых людей, свидетелей нечеловеческой жестокости немецко-фашистских захватчиков. Образ «Партизанской Мадонны» наполнен болью переживаний и страхом за собственное дитя. Вместе с тем её гордая осанка полна решимости, а взгляд выражает непоколебимую волю к борьбе за свою Родину и своих близких. Автор подчёркивает, что даже в условиях военного времени жизнь не стоит на месте, она продолжается. Об этом свидетельствует сцена полевых работ на зажнем плане картины. Мы видим, что пока женщины заняты работой в поле, солдаты уходят на фронт.




Характеристика исторической тематики в картине Волкова «Минск. 3 июля»

Ответ:

В основу картины положены реальные события, свидетелем и участником которых был художник. Он точно передал то ощущение счастья, которым были охвачены жители Минска в то солнечное июльское утро. Солнце уже взошло. На улице множество людей. Старые, малые, мужчины и женщины со всех сторон обступили танки и мотоциклы, которые только что здесь появились. Каждый хочет поскорее обнять освободителей, пожать им руку.
Взгляды большинства людей обращены к танкисту, который, встав во весь рост на башне головного танка, вскинул руку с автоматом и глядит вперед, туда, откуда спешат навстречу освобожденные минчане. Его лицо светится счастливой улыбкой. Он только что говорил волнующие слова, а может, выкрикнул "Ура!". Он — воплощение Победы.

Пожилой усатый солдат-фронтовик, наклонившись с танка, пожимает руку мужчине, жена мужчины протягивает фронтовику цветы. Рядом с ними девочка в пионерском галстуке, который она бережно хранила все эти годы.
В молчании солдата-десантника с перевязанной головой и рабочего в коричневой куртке столько чувства, что его не выразишь словами. На этого раненого солдата глядит женщина и подталкивает дочку, чтобы та поднесла цветы, и дочурка, волнуясь, протягивает розы, вряд ли помнит отца, а матери так хочется верить. А немного дальше молодая женщина в голубом платье с волнением прижимает руку к груди и внимательно всматривается в лица танкистов: а вдруг промелькнет тот, о ком так истосковалось сердце. Старуха со сползшим на плечи платком подалась вперед, пытаясь обнять солдата. Он ласково поддерживает ее. Для этой старухи здесь каждый — сынок, каждый — близкий, родной. Это — Мать, помнящая не одну войну.

Одна из наиболее волнующих групп картины — солдат с девочкой. Очень правдиво. Солдаты, прежде всего, обнимали детей. У каждого из них дома остались свои. Дети освобожденных городов для солдат — свои.
Художник никого не "сделал" главной фигурой композиции. Основной задачей художника было раскрыть единство народа — воинов, партизан-подпольщиков и гражданского населения.

Даже если бы не было под картиной названия и даты — каждому понятно, что происходит. Это столица Беларуси в день освобождения.
Впервые полотно "Минск. 3-го июля 1944 г." можно было увидеть на Республиканской выставке в Минске в 1953 году.

В 1955 году картина была выставлена в Москве на Второй декаде белорусской литературы и искусства. За вклад, внесенный в развитие белорусского изобразительного искусства Валентин Викторович Волков был удостоен звания народного художника БССР.


Билет №21

Характеристика творчества деятеля культуры:

Наши рекомендации