Шаг седьмой и обычная жизнь день за днем 5 страница
Седьмой Шаг говорит о смирении, и я знала, что мне нужна помощь, чтобы получить хорошие вещи: счастье, радость, свободу, честность, бескорыстие и чистоту. Я думала, что моя задача делать то, что я не хочу делать. Мне нужно действовать исходя из любви, а не из-за страха или гнева.
Я решила, что пришло время измениться. Я прислушалась к совету кого-то в Программе, и пошла на пятидневный семинар по гневу и обидам. Узнала искусные способы борьбы с гневом. Так как гнев проистекает из страха то, если я определю страх, то смогу справиться и с основной проблемой. Я также использую медитацию как способ справиться с гневом; сосредотачиваюсь на дыхании и использую другие методы простить себя или улыбнуться в ситуациях, которые заставляют меня сердиться.
Что касается моих обид, я решила вернуть контроль над своими чувствами и отпустить мою потребность наказывать людей, которые обидели меня. Мне больше не пришлось заново чувствовать боль от моих старых заноз. Однажды вечером после собрания, кто-то сказал мне, что обида это когда я, принимаю яд и ожидаю, что умрет тот, человек, на которого я злюсь... Пора отпустить и впустить Бога. Мой спонсор предложил, чтобы я помолилась за людей, на которых я обижена, попросила Бога, дать им то, чего они заслуживают, и, в конце концов, просить Бога дать им то же, что прошу для себя.
Быть честной по поводу моего гнева, сначала сама с собой, а затем и с другими, позволило мне осознать свои ошибки и разобраться с гневом. Я не сделала эти изменения за одну ночь, и не делала в одиночку. С моей Высшей Силой, как моим путеводителем, я медленно начала процесс изменения. Теперь, через восемнадцать месяцев трезвости, я становлюсь тем, кем Он хочет, чтобы я была. Я считаю, что «самые успешные годы моей жизни ещё впереди».
~ • ~
То, что мы в процессе выздоровления не означает, что мы не будем сердиться, но Шаги Шестой и Седьмой дают нам процесс работы с гневом. Мы узнаём, что обычно гнев подогревают страх и чувство вины. Мы можем растворить гнев. Средство от страха это вера, ибо вера означает мужество. Когда мы готовы заменить свой гнев верой, страх и чувство вины, которые вызывают гнев проходят, и мы избавляемся от гнева.
Мужество это то, что заставляет нас поступать правильно, даже если никто не делает так. Мы можем обрести счастье в окружении тьмы; можем быть более любящими посередине ненависти и зависти, и более спокойными в окружении хаоса, страха и гнева. Принципы Шестого и Седьмого Шага помогают нам действовать, основываясь на наших принципах, а, не исходя из окружающих обстоятельств. Мы узнаём, что любой акт мужества может привести к будущей победе для себя и других. Мужество, которое мы хотим, берёт свою силу от веры, а не от храбрости или физической силы. Пусть истина и вера, наша готовность, и смирение дадут нам мужество, и когда страх постучит в наши двери, мы откроем их и пройдем с мужеством через этот страх.
Слово, которое часто можно услышать на собраниях это «готовность». Тем не менее, готовность сделать что-то не может существовать без конкретных действий, и это требует мужества – мужества, чтобы построить личность. Это мужество, которое превращает возможность в реальность и уверяет нас, что прогресс в улучшении нашего характера возможен. Опыт учит нас, что мужество держит наши дефекты характера под контролем.
Когда храбрость ведёт нашу готовность, мы можем быть уверены, что мы будем, не только способны осуществить задуманное, но что мы также достойны этого. Зная, что цель стоит того, у мужества в союзниках есть настойчивость и внимательность, даже, несмотря на то, что мы можем двигаться против течения общественного мнения. Многие из людей, с которыми мы вступаем в контакт в жизни, которые не живут по какой-либо программе или вере, думают, что Двенадцати Шаговый образ жизни Шагам это банальный образ жизни, полной глупых лозунгов и идей. Мы не можем быть обеспокоены мнением о нашем образе жизни, даже если другие думают, что это банально, потому что Двенадцать Шагов подарили нам саму нашу жизнь. Мы преодолеваем наши страхи по поводу наших опасений и работаем в направлении цели. Это помогает нам помнить, что часто мужественный человек, это человек, который молится, но просит Бога о силе действовать, несмотря на страх.
Дело в том, что под всеми отрицаниями и рационализациями, большинство из нас были в постоянной ярости и кипении. Многие из нас в процессе выздоровления, несут огромный багаж из злости и обиды, даже не осознавая этого. Многие из нас заталкивают гнев по глубже, как бы «загоняя голодных собак в подвал». Рано или поздно, мы открываем дверь в подвал, чтобы выпустить немного гнева, и голодные собаки выбегают наружу. Мы двигаемся в агрессии несоразмерно тому, что привело нас в гнев. И большую часть времени мы не имеем понятия о том, что произошло.
Гнев является общим недостатком в наших отношениях и личностях. Как и все другие дефекты характера, гнев становится всё более вредным, чем дольше он копится. Если не давать ему выхода, он может истребить все наши благие намерения. Мы должны «снять груз с наших плеч», прежде чем он достигнет нашего горла.
Как мы можем создать стабильность в своей жизни и сформировать достойные отношения с собой и людьми, если мы не вынесли гнев наружу, работая по Шестому и Седьмому Шагу? Отпустить скрытый гнев и вернуться в спокойное состояние ума является одним из первых шагов в поиске гораздо более комфортного и приемлемого мира с жизнью.
Мы считаем, что «освобождение от гнева» через путь Шестого и Седьмого Шагов это путь, чтобы стать свободнее и счастливее. Мы по-прежнему делаем ежедневные личные оценки нашего духовного роста путем отслеживания свого гнева. Старая прописная истина гласит, что делать, когда мы станем злиться – считать до десяти – помогает нам практиковать процесс капитуляции Шестого и Седьмого Шага и лучше подходит в работе с гневом адекватным образом.
Гнев и страх тесно связаны между собой, и многие из нас в программе научились перебарывать наш страх выпивкой, наркотиками, продуктами питания, а также многими другими видами поведения, влияющими на настроение. Теперь, когда мы находимся в выздоровлении, мы должны изучить новые способы справиться со страхом и гневом. Нам нужно научиться здоровым способам выражения гнева.
Один из самых больших рисков для человека в выздоровлении – это праведный гнев. Мы становимся очень опасны для себя и других, когда мы «правы». Когда мы считаем, что мы «правы», то мы можем начать вести себя с человеком, который «не прав», так как мы пожелаем. Чем больше мы уверены в своей «правоте», тем больше вреда мы можем принести своим поведением себе и окружающим, которые «не правы». Особенно, если мы любим этого человека, это значит, что мы можем действительно вызывать хаос во имя того, чтобы быть «правыми».
Большинство из нас никогда не узнает, что «быть правым» не означает исключительность. Есть много способов быть правым. Мы просто предположили, что существует только один путь. Нас учили наши родители, окружающие, школа. По мере того, как мы двигаемся в нашу духовную сущность, мы обнаруживаем, что «быть правым» является клеткой, а не свободой. «Быть правым» это «возможность на улучшение», а не лицензия (оправдание) на злость и претензии. Каждый из нас имеет уникальные возможности, и, слава Богу, уникальный способ быть «правильным». Мы должны научиться умерять свой гнев и научиться открывать наши умы и сердца к различным точкам зрения. Это не означает, что мы не будем сердиться. Это просто означает, что мы не будем причинять боль другим так часто нашей «правотой».
Глядя на гнев как недостаток характера, важно понимать, что гнев является нормальной эмоцией. Отрицать весь гнев во имя духовного роста, является также нездоровым поведением, как и сердиться всё время во имя того, чтобы быть правым. Мы злимся. Нам нужно научиться выражать свой гнев здоровым, не повреждающим образом. Неприемлемое и не соразмерное выражение гнева, это дефект, вызывающий вред для нас и других.
Это было на собрании, где человек с большим сроком трезвости произнёс: «Я наказан моими недостатками характера, а не потому, что они у меня есть». Новички могут быть озадачены этим комментарием в течение длительного времени. Как мы можем быть наказаны нашими недостатками? Тогда их осеняет. Наши дефекты мешают нам стать тем, кем мы можем стать, и они ограничивают нашу способность расти. Джо McQ (Joe McQ) напоминает нам: «Когда мы сделали первые Пять Шагов, многие люди делают ошибку, обратившись к Богу и ожидая от Бога, что Он сделает за них Шестой и Седьмой Шаги. Но это наши Шаги – Бог не должен делать за нас Шаги Шесть и Семь. Мы делаем их». Отсутствие силы – вот наша дилемма. Гнев (и шесть других грехов) блокируют нас от Бога. Без Бога нам не хватает силы жить.
Другая точка зрения – история о том, как Будда говорил с одним из своих учеников о гневе. Будда сказал, что гнев, как собирание горящих углей с намерением бросить их на другого человека. Мы те, кто обжигаемся в процессе. Пока мы донесем гнев до другого человека, мы сами обгорим.
~ • ~
Давайте послушаем Джо:
До начала моего выздоровления, пять лет назад, Семь Смертных Грехов точно описывали мой характер. После моей последней выпивки, я обнаружил, к моему изумлению при пробуждении, что Семь Смертных Грехов точно описывают человеческую природу. Смогут ли Шаги Шесть и Семь изменить мою человеческую природу? Я сомневался в этом. Итак, у меня ушло четыре года моей убогой сухости, чтобы добраться до молитвы Седьмого Шага.
Медленно, очень медленно, в темпе гусеницы, я понял, что Бог трансформирует меня. Прежде, чем я даже полностью осознал это, в моем поведении произошли изменения.
Как писатель, писатель-алкоголик, я гордился своей работой. Моя гордость далеко превзошла мои достижения. Мое эго всегда жирнее, чем мой банковский счет. Через выздоровление, я научился писать то, что мне нравится и любить то, что пишу. Я больше не тянулся к пресловутой главной цели, не тосковал, чтобы написать следующий бестселлер нации. Я опустил свои взгляды и нашел свою истинную нишу. Я доволен, и, таким образом я люблю себя больше. Сюрприз! Седьмой Шаг превратил гордость в чувство собственного достоинства.
Я уже говорил о стремлении к литературной славе и богатству? Ну, я никогда не работал для выполнения этой цели. Я писал за деньги. Моим единственным мотивом была личная выгода. Не больше, не меньше. Сегодня я пишу от сердца, держа в уме, как мои произведения могут сделать лучше и насыщеннее жизнь моих читателей. Сюрприз! Забота и взаимопомощь заменили эгоизм.
Когда я был алкоголиком-пьяницей, я твердо верил, что похоть была естественной частью человеческого естества. Я часто писал высоко о ней, с использованием приемлемых эвфемизмов[2], таких как «эрос», «страсть», «горячая любовь» и «жгучее желание». Так было до трезвости и до моего третьего брака, пока я смог «уважать», «доверять», «обожать», «слушаться» или «быть достойным» любящей женщины. Мое грандиозное эго стало гораздо менее грандиозным. Сейчас я наслаждаюсь тем, что я когда-то думал противоречивым и невозможным: моральным сексом. Сюрприз! Любовь победила похоть.
Гнев был мое второе имя. Месть было названием моей игры. Мои прибаутки: «Я им покажу!», и «Что они о себе думают?», и «Это им не сойдёт с рук!». Это необходимость наказывать других ослепила меня, и я не видел прав других людей. Трезвый, я узнал, что все люди такие же, как и я. Сюрприз! Гнев уступил толерантности.
Я был обжорой для всего чувственного, включая «удовольствие» опьянения. Как оказалось, я был действительно мазохистом, пил что-нибудь от пива и вина до виски и (однажды у меня была сильная жалость к себе и не было денег) лосьона после бритья. Я хотел больше всего быть на виду, независимо оттого, что это было. Я был хуже, чем неимущий ребенок, потерявшийся в неохраняемом магазине конфет. Я был ненасытной губкой. Сегодня, благодаря Седьмому Шагу я больше не молюсь, чтобы иметь то, что я хочу; я молюсь, чтобы хотеть то, что у меня есть. Сюрприз! Принятие вытеснило обжорство.
«Не делай сегодня то, что можешь отложить до-завтра». Помните такие советы в барах? Я помню. Уже в трезвости, я обнаружил, что мешкал с Шагами, медленно читал, изучал и понимал Программу, изложенную в Большой Книге, малодушничал в посещении собраний – другими словами, еле волочил ноги. Вот почему у меня ушло четыре года, чтобы добраться до седьмого Шага. Тем не менее, я обнаружил, что предпочел бы провести собрание, чем смотреть телевизор, что предпочитаю Большую Книгу романам, что предпочел бы молиться, чем думать. Сюрприз! Радость жизни заменила лень.
Сегодня, я смотрю на зависть как невероятную печаль, которая подавляет меня, когда другие бывают успешными. Я был лицемерным и безумно ревновал «великих людей» ни разу не посмотрел на время, энергию и работу, которую они вложили в успех. Меня просто возмущали их «удачи», «связи» или «тайны». Сегодня я восхищаюсь трудолюбием людей, которые делают это. Был момент, кстати, когда я возмущался и завидовал людям, которые были долго в Программе. Теперь разрешаю им служить примером для меня. Сюрприз! Я держусь победителей. Зависть заменяется вдохновением.
Сегодня я живу в ежедневном состоянии удивления, как Шестой и Седьмой Шаги работают на меня. Я отдался духовному процессу, который нейтрализует дефекты характера. Когда-нибудь, может быть, они будут удалены. Как я уже сказал в начале, я двигаюсь как гусеница, очень медленно. Но это сегодня, это хорошо, и это устраивает меня. Да, я гусеница, которая движется к духовному прогрессу. Я вью мой кокон, а Бог превращает меня в бабочку. Это обещание Бог всегда исполняет.
~ • ~
Мы рассмотрим составляющую роли гнева в нашей жизни и на соответствующее выражение гнева. Во всём ли мы правы? Всё ли нас действительно расстраивает и заставляет осуждать? Действительно ли люди нас боятся? Должны ли мы наказывать людей нашей правотой? Мы посмотрим на гнев и его последствия, а затем перейдём к становлению быть полностью готовым отпустить его.
Сейчас настало время перевести эту дискуссию в равновесие и подготовиться, чтобы перейти к Седьмому Шагу. Мы задавали много трудных вопросов. Мы рассмотрели некоторые довольно сложные области жизни.
Мы решили искать чрезмерности в нашей жизни. Теперь мы готовы принять меры. Что именно это значит?
Можете ли вы понять, почему в книге Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций говорится, что это Шаг, который отделяет мужчин и женщин (победителей) от мальчиков и девочек (проигравших)? Это проверка на готовность к переменам. Готовы ли мы изменить наш образ жизни или нет? Это не предложение «может быть». Это серьезное решение. Давайте заполним эту большую эгоцентричную дыру в нашем существе духовной полезностью. Возможно, многие из нас приблизились к этому Шагу, но не многие следует ему в активной манере. Скорее всего, в нас могут все ещё бороться некоторые довольно серьезные недостатки характера. Этот шаг требует готовности взять обязательства и конкретных действий. Нет лучшего времени, чтобы добраться до него, чем сейчас.
Как мы поняли из Двенадцати Шагов, главный активатор наших дефектов – эгоцентричный страх. В основном мы опасаемся, что потеряем то, чем мы уже обладаем, или не в состоянии получить то, что хотим. Если жить на основе неудовлетворенных требований, то мы, очевидно, находились в состоянии постоянного беспокойства и разочарования. Таким образом, получается, что у нас не будет мира, если мы не в состоянии уменьшить эти требования.
Мы слышим в программе, что страх F.E.A.R. (F.E.A.R – страх. Первые буквы Frustration, Ego, Anxiety, и Resentment) - это - Разочарование, Эго, Тревога, и Негодование. Мы не хотим вернуться к жизни, которую мы вели до выздоровления, но страх никогда не должен быть причиной, почему мы не возвращаемся. Страх удерживает нас от того, чтобы открыться Программе и от того, чтобы быть полностью готовым. Если мы выздоравливаем, только потому, что боимся возвращаться к старому образу жизни, мы никогда не будем обращать внимание и открывать наши сердца, чтобы узнать о новом. Мы будем слишком заняты, оглядываясь через плечо, чтобы убедиться, что старая жизнь не ползет на нас.
Мы должны хотеть делать Программу из желания к новой жизни, а не из страха за старое. Позитивное мышление и поведение будет проявляться в нас, если мы хотим вырасти, как личности. Каждый страх пробуждает негативное мышление, которое может уничтожить нас. Чувство вины и стыда, приходят из прошлого, так же, как страх. Если эти чувства движут нами, то мы никогда не будет расти. Давайте рассмотрим наши опасения Шестого и Седьмого Шага. Мы учимся проводить инвентаризацию каждого страха, пока мы не поймем, что вызывает его. Тогда мы сможем найти способ пройти.
Как мы уменьшаем наши страхи? Как мы движемся к наполненной жизни и росту духовности? Ответы лежат в нашей способности стать смиренными и доверии – через Седьмой Шаг.
~ • ~
В заключение обсуждения Шестого Шага, мы послушаем Джо McQ, который расскажет нам свою любимую историю:
У меня есть хорошее кресло-качалка внизу, в моем кабинете. Когда я купил это здание, кто-то съехал и бросил это кресло. Ценного ничего не было, но было это старое кресло-качалка. Это был ужасно выглядевший кусок дерева и ткани, окрашенный в черный цвет, с одним из колец вырванным из задней части. Я решил сохранить его, думая, что, может быть, в один из дней я мог бы попробовать восстановить его. Немало лет прошло, а кресло просто лежало на чердаке. Несколько раз некоторые из моих рабочих искушали меня выбросить его. На самом деле, если бы я нашел его рядом с мусорным контейнером, то вернул бы обратно, все-таки надеясь, что я займусь им однажды.
Я, наконец, достал эту старую качалку из чердака вниз на свет, так что смог рассмотреть его. И, как только начал смотреть на него, увидел, что это было действительно прекрасное кресло. Я взял немного растворителя, и начал обнажать его. Снял всю краску и обнаружил, что оно было из массивного дуба. Я взял старую и потрёпанную ткань, которой было обито кресло, оторвал ее и выбросил. Была одна сломанная спица, и я сделал идентичную, согнув и вложив на место. Я отшлифовал и отполировал это кресло.
И, наконец, я взял его в обивочную мастерскую. Спросил там человека, сколько будет стоить обить кресло хорошим бархатом. Он посмотрел на него и сказал: «Я буду рад сделать это, но перед этим я предлагаю вам $ 350 за это кресло»! Этот красивый, ценный стул всегда было там. Все время! Его просто прикрыли. Этот стул всегда был красивым, так же, как в тот день, когда его сделал производитель мебели. Точно также, вы и я. Мы всегда были и есть прекрасными творениями Бога, но нам нужно сорвать с себя то, что закрывает нас. Бог дал нам этот путь – красивый и ценный.
Как и кресло-качалка, в течение определенного периода лет, я покрывал себя разными вещами и сделал большой беспорядок. Шаги Программы позволили мне найти, изучить, и выбросить. Это Программа избавления от всего лишнего, чтобы добраться до того, что мы хотим. Это не Программа получения чего-либо. Это Программа избавления от вещей: мы находим, изучаем, и избавляемся.
~ • ~
Шаг седьмой
Смиренно просили Его исправить наши недостатки
~ • ~
Ключевой компонентом в живом Седьмом Шаге является смирение. Не существует больше темы в Программе, которая вызывает больше путаницы, чем смирение. Кажется, что каждый ветеран АА имеет свое любимое определение. Большинство из нас путают смирение и унижение, и многих из нас есть стереотипный идеал смирения – духовный нищий носит рубище и голова покрыта пеплом.
Двенадцатишаговый образ жизни смиренный, но ни коим образом не кроток. Многие из нас представляют смиренного человека, как человека, боящегося собственной тени, с настолько низкой самооценкой, что он боится постоять за себя. Этот образ смирения совсем не то, что подразумевается в Программе. Люди, отказавшиеся от выпивки в течение какого-то времени практикуют степень смирения, которая была им чужда до выздоровления.
Для тех, кто добился прогресса в Программе, смирение – просто ясное осознание, кто они и что собой представляют. Их эго сдулось до их реального размера. Смирение является пониманием того, что они стоят. Это золотая середина между крайностями грандиозности и интенсивного стыда. У них есть искреннее желание быть и стать тем, кем в лучшем случае они могут быть. Теперь мы знаем, что смирение не означает кротость. Смирение - это наша истинная сущность. Смирение для нас означает быть самим собой – смиренно и благодарно. Для нашего определения будем использовать идею Сэма Шумейкера: смирение = благодарность.
Смирение - это отношение. Чтобы оно могло быть осуществлено на практике, её необходимо поддерживать, и она должна стать дисциплиной, чтобы развиваться, так же как и любое другое отношение. При работе над смирением, мы сталкиваемся еще раз с «активной капитуляцией». Обращаясь к Богу с просьбой убрать наши недостатки, мы должны двигаться и действовать так, чтобы отразить нашу готовность смириться.
Для этого требуются:
• духовные ценности;
• служение;
• перспектива улучшения жизни после отказа от зависимости к алкоголю, наркотикам, еде, сексу, и так далее, от зависимого характера нашей жизни;
• просить через молитву и быть готовым получить через смирение;
• доверие/просьба о помощи;
• преодоление страха;
• понимание и вера в процесс;
• борьба со стрессом;
• ответственность/действие;
• мышление, сфокусированное на решение.
Мы обсудим вышеупомянутые аспекты Седьмого Шага, и будем искать способ сделать этот Шаг фундаментом для остальной части нашей жизни.
Первый аспект Седьмого Шага, который мы рассмотрим это духовные ценности. Часть этого обсуждения сфокусируем на смирении. Что такое смирение? Словарь определяет смирение как «состояние или качество быть покорным умом или духом, отсутствие гордости или самоутверждения», или «акты самоуничижения». Смирение определяется как «имеющий или показывающий осознание своих недостатков или дефектов, не гордиться, не быть самоуверенным; быть умеренным». Очевидно, что второе определение почти слово в слово переформулирует цели Шестого Шага: стать полностью готовым к работе (осознание). Так что, применение Шестого Шага, приводит к смирению. Это, кажется, имеет смысл, не правда ли? Тем не менее, что-то здесь как будто отсутствует.
Смирение - это наше принятие себя. Странно, мы ходили в школу и узнали много фактов, но ничего не узнать о самих себе. Мы можем ухаживать за больными, обучать, консультировать, и, отдавать себя нуждам других людей, в то же время, никогда не быть удовлетворенными в наших собственных потребностях.
Почему-то, кажется, что легче решать проблемы мира, чем решать собственные проблемы? Почему мы любим драму, сосредоточивая внимание на наших проблемах? Мы просто не знаем себя очень хорошо. Когда мы смотрим в зеркало и пытаемся понять самих себя, наши выводы о том, что мы видим, как правило, сильно отличается оттого, что видит друг. Когда мы, наконец, совершаем Шестой и Седьмой Шаги, не торопясь и сфокусировавшись на самих себе, мы обычно делаем потрясающее открытие. Внутри нас существует, и во все времена была с нами Высшая Сила, которая является Строителем всех наших успехов и Утешителем во время испытаний.
Многие из нас считают, что понимание самих себя находится в прямой зависимости от нашего понимания и связи с нашей Высшей Силой. Образ, который мы видим и отождествляем, есть одно из смирений перед этой Силой. Смирение это наше принятие самих себя на основе нашей постоянной капитуляции.
Аспект смирения, о котором часто говорят на собраниях, это быть готовым к обучению. Если мы смиренны, мы открыты для новых идей и новых способов видения вещей. Открытость является очень важной частью смирения. Мы не знаем, всё. Вокруг нас есть много вещей, которым мы можем научиться и знания, которые мы можем почерпнуть. А может быть, ещё более важно то, что некоторым вещам нам нужно разучиться. Тем не менее, многие из нас уже, будучи в Программе не открыты для новых идей и мыслей? Знаете ли вы людей, которые побыли в Сообществе некоторое время и мы видим, как они продолжают говорить и делать одно и тоже из года в год? Кажется, что многие из нас сопротивляются идеи смирения, потому что мы не хотим меняться.
~ • ~
Это хорошая иллюстрация того, как смирение сработало в выздоровлении Жуана:
Что такого в Седьмом Шаге, что вызывает столько путаницы и апатии? Как можно быть в Программе в течение многих лет и не иметь представления о том, что означает этот Шаг? Неужели мы настолько ослеплены гордостью, что не можем видеть красоту смирения и преимущества этого Шага? Мы нуждаемся в смирении и должны обрести его любой ценой.
Идея, что мне возможно нужно смирение не нова. Даже в годы моего активного пьянства, когда я врал о себе и раздувал свою значимость, это не было чем-то необычным, когда мне говорили, чтобы я перестал этой делать, и просто был самим собой (я думаю, что это не плохое рабочее определение для смирения). Когда я начал выздоравливать, мой спонсор любил напоминать мне то, к чему привёл мой путь, как я опустился, сколько трудностей я создал, – наверно, пора искать другой путь.
Слово «смирение» ужасно трудно проглотить. Кроме того, есть ещё кое-что, что делает Седьмой Шаг препятствием для меня. Это призыв к ещё одному контакту с Богом – тому, кто открыт и готов к переменам. Дело не только в отношении или готовности. Речь идет о серьезном подходе к изменению и необходимости что-то делать в этом направлении, Не удивительно, что хочется избежать этого Шага.
В процессе работы над первыми шестью Шагами, я получил способность идти через свой страх и концентрироваться на Боге. Я научился честно и открыто говорить на собраниях и делиться своими недостатками и страхами с другим человеком в инвентаризации. С Седьмым Шагом дело, однако, обстоит иначе. Он предполагает что, заложив фундамент, настаёт время «смиренно» просить изменить то, что стоит на моём пути.
Я очень боялся приближаться к Богу таким образом. Не знаю, почему. Бог, который спас меня, и позволил мне прийти в Программу и начать новую жизнь. Почему я сопротивлялся? Я должен был остановиться в середине Седьмого Шага и сделать мини-инвентаризацию. Я обнаружил, что впал в старую форму гордыни. Я был зол на себя за свою неспособность избавиться от недостатков своими собственными силами! Я знал, что мне нужно переучиваться. Если я оставлю свой старый образ мышления и действий, то я буду обречён постоянно цепляться за свои недостатки. Я должен был стать самим собой.
Я слышал, что многие из моих друзей по выздоровлению говорили о том, что, несмотря на имеющеюся религиозное воспитание, не могли отказаться от активного употребления, и даже как им трудно было вести духовную жизнь. Я тоже получил воспитание в очень религиозной среде, и мне пришлось отставить его в сторону, чтобы обрести связь с новой реальностью. Мои старые представления о духовности говорили мне, что я должен был быть самодостаточным и инициативным. Если что-то может быть сделано, то я могу сделать это!
Между этими двумя формами учения, я пришел к убеждению, что моя жизнь была управляемой, если я напряженно работою над собой и у меня есть правильное религиозное отношение. У меня не было ни открытости ума, ни эмоциональной или духовной перспективы для роста, ни осознания того, что могло быть иначе.
Когда я стал готов начать рассматривать эти вопросы в процессе выздоровления, это было совсем иной точкой зрения. Не удивительно, что мне было так трудно выработать смирения. Я привык высокомерно требовать духовного просветления. Это был совершенно другой способ продвигаться к смирению. Мягкость и терпение были новы для меня.
Слава Богу, что, пройдя через Шаги ситуация начала меняться. Смирение стало целью и качеством, а не препятствием и отвратительной чертой. Я узнал, что Седьмой Шаг это Шаг действий, которые продвигают меня в смирение. Когда мы просим, мы становимся смиренными и чем больше мы просим и чем больше мы открываемся, тем больше смирения мы можем получить. Это те идеи, которые приводят меня в сферу готовности открыться Богу, способности изменяться и расти, – через действие, когда я обращаюсь к Богу с просьбой.
~ • ~
Следующим проявлением смирения является служение. Снова и снова, нам говорят, что через служение мы укрепляем нашу трезвость, в то же самое время мы помогаем кому-то ещё. Сосредоточив внимание на нуждах других, мы пытаемся быть для них полезными и помочь им. Заботясь о потребностях других людей, так как мы бы хотели, чтобы они ответили нам, мы на практике применяем наши новые духовные ценности и принципы. На других людях мы практикуем наш новый образ жизни. Мы практикуем смирение.
Говорят, что примерно в той же степени, как мы полезны другим, в той же степени мы будем счастливы. Результатом нашего духовного пробуждения является работа в служении, которую мы призваны делать в процессе выздоровления. Когда-то большинство из нас думали, что служение это помощь в ресторане, хлопоты по дому, или мытье окон. Мысль о служении была обременительной, если не прямо-таки раздражительной. Мы, вероятно, планировали на протяжении всей жизни делать служений как можно меньше, насколько это возможно. Каждый раз мы отдавали меньше, чем потратили бы на себя. Это вполне понятно, потому что мы были полностью эгоистичными. Даже те из нас, кто действовал «как будто» заботились обычно получить гораздо больше, чем отдать.