УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ГОУ ВПО «Оренбургский государственный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный

педагогический университет»

Кафедра языкознания и методики

Преподавания русского языка

«Утверждена» на заседании

кафедры ________________

протокол № 1, от 9.09.2010

Зав. кафедрой

Кулаева Г.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

___________

ДПП.Ф.01. «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА»

Специальность 050301.65 Русский язык и литература

Форма обучения: заочная

Разработандоктором филологических наук,

профессором Галиной Григорьевной Москальчук

Оренбург 2010

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса «Теория языка», который завершает лингвистическую подготовку студентов-филологов, – расширить и углубить знания в области теории и истории языкознания. Этот курс сталкивается с большими трудностями, которые объясняются как сложностью проблематики языкознания, так и ограниченным количеством часов, отводимых на аудиторные занятия.

Задачи курса можно определить следующим образом:

– обобщить теоретические знания студентов, полученные в других лингвистических курсах;

– ознакомить студентов с некоторыми общетеоретическими проблемами, не представленными в других лингвистических курсах, рассмотрев их в аспекте истории языкознания;

– дать представление о современном состоянии методологических проблем языковедения;

– сформировать понятие о концептуальной специфике различных течений в языкознании и логике развития научных направлений;

– обобщить и систематизировать базовый терминологический аппарат современной отечественной лингвистики;

– соотнести пути развития отечественного языкознания с мировым языковедческим процессом путем обзора концепций ведущих зарубежных лингвистических направлений.

– охарактеризовать основные направления в лингвистике конца XX века, продемонстрировав преемственный характер развития науки.

Требования к уровню освоения

Содержания курса

Студенты должны знать:

– основную проблематику современного языкознания и основные периоды его развития;

– уметь сопоставить разные концепции и объяснять причины разной интерпретации однотипного языкового материала;

– владеть навыками использования лингвистической теории при анализе конкретных языковых фактов.

Обучение дисциплине «Теория языка» связано с реализацией следующихтребований:

– изучение данной дисциплины должно сформировать четкое представление о языке как открытой динамической нелинейной системе взаимосвязанных элементов. В процессе обучения студенты должны познакомиться с основополагающими работами русских и зарубежных лингвистов и овладеть терминологическим аппаратом современной лингвистики;

– профессиональная направленность преподавания иностранного языка;

– изучение теоретического материала должно сочетаться с интенсивной самостоятельной работой студентов.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы Объем дисциплины
Аудиторные занятия, в том числе лекции
Практические занятия
Общая трудоемкость
Зачетные единицы  

СЕМЕСТРЫ И ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО СЕМЕСТРАМ

Семестр Вид отчетности
9 семестр  
10 семестр экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение. Предмет истории языкознания. Периодизация истории языкознания. Научная парадигма в лингвистике как результат выделения определенных свойств языка. Смена научных парадигм в истории лингвистики как отражение изменения уровня науки в целом и уровня научных знаний в конкретной области науки.

Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры. Качественный и количественный анализ фактов языка. Основные методы и методики лингвистического исследования. Лингвостатистические методы.

Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления.

Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования.

Концептуальная картина мира. Языковая картина мира. Языковая личность, вторичная языковая личность.

Социальная обусловленность языка.

Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Понятие о языковых контактах, языки-посредники естественного происхождения.

Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языки и единицы.

Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Влияние греко-латинской традиции. Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Грамматическая категория и грамматическое поле.

Лексикология. Свойства слова. Семасиология, понятие значения. Знаковая природа языка. Структура знака. Принципы номинации.

Лингвистическая типология. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Характерологическая, морфологическая, историческая и контенсивная типологии. Проблема универсалий.

История лингвистических учений как раздел теории языка. Периодизация истории языкознания. Независимые лингвистические традиции (китайская, индийская, Греко-римская, арабская. Донаучный этап истории языкознания. Сравнительно-исторический метод, его история и основные принципы. Философия языка В. фон Гумбольдта. Лингвистика 19-20 веков. Новые научные направления.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Раздел «Общее языкознание»

1. Актуальные проблемы современной лингвистики [Текст] / сост. Л.Н. Чурилина.– М.: Флинта; Наука, 2009.–416 с.

2. Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке [Текст] / Н.Ф. Алефиренко.– М.: Флинта; Наука, 2005.– 416 с.

3. Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст] / Н.Ф. Алефиренко.– М.: Academia, 2004.– 368 с.

4. Базылев, В.Н. Общее языкознание [Текст] / В.Н. Базылев.– М.: Гардарики, 2007.– 285 с.

5. Березин, Ф.М. Общее языкознание [Текст] / Ф.М. Березин, Б.Н. Головин.– М.: Просвещение, 1979.– 416 с.

6. Бондалетов, В.Д. Социальная лингвистика [Текст] / В.Д. Бондалетов.– М.: Просвещение, 1987.– 160 с.

7. Гируцкий, А.А. Общее языкознание [Текст] / А.А. Гируцкий.– Минск: Тетра-Системс, 2003.– 304 с.

8. Гречко, В.А. Теория языкознания [Текст] / В.А. Гречко.– М.: Высш. шк., 2003.– 375 с.

9. Каменская, О.Л. Текст и коммуникация [Текст] / О.Л. Каменская.– М.: Высш. шк., 1990.– 152 с.

10. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов; ответ. ред. Д.Н. Шмелев.– М.: Наука, 1986.– 263 с.

11. Кацнельсон, С.Д. Общее и типологическое языкознание [Текст] / С.Д. Кацнельсон.– Л.: Наука, 1986.– 298 с.

12. Левицкий, Ю.А. Лингвистика текста [Текст] / Ю.А. Левицкий.– М.: Высш. шк., 2006.– 207 с.

13. Левицкий, Ю.А. Общее языкознание [Текст] / Ю.А. Левицкий.– М.: КомКнига, 2005.– 264 с.

14. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика [Текст] / Н.Б. Мечковская.– М.: Аспект Пресс, 2000.– 207 с.

15. Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: Учеб. пособ. [Текст] / Н.Б. Мечковская.– М.: Флинта; Наука, 2001.- 312 с.

16. Марчук, Ю.Н. Компьютерная лингвистика [Текст] / Ю.Н. Марчук.– М.: АСТ; Восток – Запад, 2007.– 317 с.

17. Михалев, А.Б. Общее языкознание. История языкознания: Путеводитель по лингвистике [Текст] / А.Б. Михалев.– М.: Флинта; Наука, 2005.– С. 12–94.

18. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований [Текст] / ответ. ред. Б.А. Серебренников.– М.: Наука, 1973.– 318 с.

19. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка [Текст] / ответ. ред. Б.А. Серебренников.– М.: Наука, 1970.– 604 с.

20. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин.– М.: АСТ; Восток – Запад, 2007.– 314 с.

21. Попова, З.Д. Общее языкознание [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин.– М.: АСТ; Восток – Запад, 2007.– С. 38–401.

22. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию [Текст] / Ю.В. Рождественский.– М.: ИКЦ «Академкнига», ООО «Добросвет», 2002.– 344 с.

23. Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания [Текст] / Ю.С. Степанов.– М.: Просвещение, 1975.– 271 с.

24. Филиппов, К.А. Лингвистика текста: Курс лекций [Текст] / К.А. Филиппов.– СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003.–336 с.

25. Хроленко, А.Т. Общее языкознание [Текст] / А.Т. Хроленко.– М.: Просвещение, 1989.– 127 с.

26. Шарафутдинова, Н.С. Теория и история лингвистической науки [Текст] / Н.С. Шарафутдинова.– М.: АСТ; Восток – Запад; Владимир: ВКТ, 2008.– С. 158–179.

27. Языкознание: Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Ярцева В.Н.– Изд. 2-е. М., 1998. (В 1-м изд. – Лингвистический энциклопедический словарь.– М., 1990).

ХРЕСТОМАТИИ

1. Зарубежная лингвистика [Текст].– М.: Прогресс, 1999.– Вып. 1, 2, 3.

2. Звегинцев, В.А. История языкознания XIX–ХХ веков в очерках и извлечениях: В 2-х частях [Текст] / В.А. Звегинцев.– М.: Просвещение, 1964-65.

3. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия [Текст] / сост. Ф.М. Березин. М.: Высш. шк., 1981. 351 с.

4. Лингвистика ХХ века: Система и структура языка: Хрестоматия. Ч. I [Текст] / сост. Е.А. Красина.– М.: Изд-во РУДН, 2004.– 651 с.

5. Лингвистика ХХ века: Система и структура языка: Хрестоматия. Ч. II [Текст] / сост. Е.А. Красина.– М.: Изд-во РУДН, 2004.– 198 с.

6. Хрестоматия по истории русского языкознания [Текст] / сост. Ф.М. Березин.– М.: Высш. шк., 1977.– 440 с.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ,

СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова.– М., 1966.

2. Васильева, Н.В. Краткий словарь лингвистических терминов [Текст] / Н.В. Васильева, В.А. Виноградов, А.М. Шахнарович.– М., 1995.

3. Вахек, Й. Словарь Пражского лингвистического кружка / Й. Вахек; под ред. А.А. Реформатского.– М.: Прогресс, 1964.

4. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова.– М.: Просвещение, 1985.

5. Русский язык. Энциклопедия [Текст] / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп.– М., 1997.

6. Языкознание: Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Ярцева В.Н.– М., 1998. (В 1-м изд. – Лингвистический энциклопедический словарь.– М., 1990).

Учебно-тематический план

Разделы дисциплины, изучаемые в 9 семестре

№ раздела Наименование разделов и их содержание Количество часов
Всего Аудиторная работа Внеауд.
Лекц. Практич. С
Введение. Предмет истории языкознания. Периодизация истории языкознания. Научная парадигма в лингвистике как результат выделения определенных свойств языка. Смена научных парадигм в истории лингвистики как отражение изменения уровня науки в целом и уровня научных знаний в конкретной области науки.  
2. Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры. Качественный и количественный анализ фактов языка. Основные методы и методики лингвистического исследования. Лингвостатистические методы.  
3. Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира. Языковая личность, вторичная языковая личность.    
4. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Понятие о языковых контактах, языки-посредники естественного происхождения.    
5. Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языки и единицы.    
6. Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Влияние греко-латинской традиции. Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Грамматическая категория и грамматическое поле.    
7. Лексикология. Свойства слова. Семасиология, понятие значения. Знаковая природа языка. Структура знака. Принципы номинации.    
8. Лингвистическая типология. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Характерологическая, морфологическая, историческая и контенсивная типологии. Проблема универсалий.    
9. История лингвистических учений    
  Итого Экз.

Планы лекций и учебных материалов к ним

Лекция 1

Введение.

1. Периодизация истории языкознания.

2. Понятие о парадигмах в языкознании.

3. Проблема определения языка как объекта лингвистики.

4. Функции языка и речи.

лекция 2

1. Язык и мышление, язык и познание.

2. Языковая картина мира.

3. Понятие о когнитивной лингвистике.

4. Языковая личность.

лекция 3

1. Язык и общество.

2. Задачи и методы социолингвистики.

3. Языковая ситуация.

4. Языковая политика.

лекция 3

1. Взаимодействие и развитие языков.

2. Языковые контакты.

лекция 4

1. Генеалогическая классификации языков мира

2. Типологическая классификации языков мира.

лекция 5

1. Язык как средство коммуникации.

ЛЕКЦИЯ 6

1.Система и структура в языке.

2. Единицы языка.

ЛЕКЦИЯ 7

1. Уровневая модель изучения языка.

ЛЕКЦИЯ 8 (4 Ч.)

1. Понятие о методе в науке и в языкознании.

2. Частные и общенаучные методы.

3. Понятие о парадигмах в современном языкознании.

4. Описательный, сравнительный, сопоставительный методы.

5. Понятие о количественных методах в языкознании.

Наши рекомендации