УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ГОУ ВПО «Оренбургский государственный
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный
педагогический университет»
Кафедра языкознания и методики
Преподавания русского языка
«Утверждена» на заседании
кафедры ________________
протокол № 1, от 9.09.2010
Зав. кафедрой
Кулаева Г.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
___________
ДПП.Ф.01. «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА»
Специальность 050301.65 Русский язык и литература
Форма обучения: заочная
Разработандоктором филологических наук,
профессором Галиной Григорьевной Москальчук
Оренбург 2010
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса «Теория языка», который завершает лингвистическую подготовку студентов-филологов, – расширить и углубить знания в области теории и истории языкознания. Этот курс сталкивается с большими трудностями, которые объясняются как сложностью проблематики языкознания, так и ограниченным количеством часов, отводимых на аудиторные занятия.
Задачи курса можно определить следующим образом:
– обобщить теоретические знания студентов, полученные в других лингвистических курсах;
– ознакомить студентов с некоторыми общетеоретическими проблемами, не представленными в других лингвистических курсах, рассмотрев их в аспекте истории языкознания;
– дать представление о современном состоянии методологических проблем языковедения;
– сформировать понятие о концептуальной специфике различных течений в языкознании и логике развития научных направлений;
– обобщить и систематизировать базовый терминологический аппарат современной отечественной лингвистики;
– соотнести пути развития отечественного языкознания с мировым языковедческим процессом путем обзора концепций ведущих зарубежных лингвистических направлений.
– охарактеризовать основные направления в лингвистике конца XX века, продемонстрировав преемственный характер развития науки.
Требования к уровню освоения
Содержания курса
Студенты должны знать:
– основную проблематику современного языкознания и основные периоды его развития;
– уметь сопоставить разные концепции и объяснять причины разной интерпретации однотипного языкового материала;
– владеть навыками использования лингвистической теории при анализе конкретных языковых фактов.
Обучение дисциплине «Теория языка» связано с реализацией следующихтребований:
– изучение данной дисциплины должно сформировать четкое представление о языке как открытой динамической нелинейной системе взаимосвязанных элементов. В процессе обучения студенты должны познакомиться с основополагающими работами русских и зарубежных лингвистов и овладеть терминологическим аппаратом современной лингвистики;
– профессиональная направленность преподавания иностранного языка;
– изучение теоретического материала должно сочетаться с интенсивной самостоятельной работой студентов.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы | Объем дисциплины |
Аудиторные занятия, в том числе лекции | |
Практические занятия | |
Общая трудоемкость | |
Зачетные единицы |
СЕМЕСТРЫ И ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО СЕМЕСТРАМ
Семестр | Вид отчетности |
9 семестр | |
10 семестр | экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение. Предмет истории языкознания. Периодизация истории языкознания. Научная парадигма в лингвистике как результат выделения определенных свойств языка. Смена научных парадигм в истории лингвистики как отражение изменения уровня науки в целом и уровня научных знаний в конкретной области науки.
Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры. Качественный и количественный анализ фактов языка. Основные методы и методики лингвистического исследования. Лингвостатистические методы.
Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления.
Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования.
Концептуальная картина мира. Языковая картина мира. Языковая личность, вторичная языковая личность.
Социальная обусловленность языка.
Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Понятие о языковых контактах, языки-посредники естественного происхождения.
Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языки и единицы.
Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Влияние греко-латинской традиции. Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Грамматическая категория и грамматическое поле.
Лексикология. Свойства слова. Семасиология, понятие значения. Знаковая природа языка. Структура знака. Принципы номинации.
Лингвистическая типология. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Характерологическая, морфологическая, историческая и контенсивная типологии. Проблема универсалий.
История лингвистических учений как раздел теории языка. Периодизация истории языкознания. Независимые лингвистические традиции (китайская, индийская, Греко-римская, арабская. Донаучный этап истории языкознания. Сравнительно-исторический метод, его история и основные принципы. Философия языка В. фон Гумбольдта. Лингвистика 19-20 веков. Новые научные направления.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Раздел «Общее языкознание»
1. Актуальные проблемы современной лингвистики [Текст] / сост. Л.Н. Чурилина.– М.: Флинта; Наука, 2009.–416 с.
2. Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке [Текст] / Н.Ф. Алефиренко.– М.: Флинта; Наука, 2005.– 416 с.
3. Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст] / Н.Ф. Алефиренко.– М.: Academia, 2004.– 368 с.
4. Базылев, В.Н. Общее языкознание [Текст] / В.Н. Базылев.– М.: Гардарики, 2007.– 285 с.
5. Березин, Ф.М. Общее языкознание [Текст] / Ф.М. Березин, Б.Н. Головин.– М.: Просвещение, 1979.– 416 с.
6. Бондалетов, В.Д. Социальная лингвистика [Текст] / В.Д. Бондалетов.– М.: Просвещение, 1987.– 160 с.
7. Гируцкий, А.А. Общее языкознание [Текст] / А.А. Гируцкий.– Минск: Тетра-Системс, 2003.– 304 с.
8. Гречко, В.А. Теория языкознания [Текст] / В.А. Гречко.– М.: Высш. шк., 2003.– 375 с.
9. Каменская, О.Л. Текст и коммуникация [Текст] / О.Л. Каменская.– М.: Высш. шк., 1990.– 152 с.
10. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов; ответ. ред. Д.Н. Шмелев.– М.: Наука, 1986.– 263 с.
11. Кацнельсон, С.Д. Общее и типологическое языкознание [Текст] / С.Д. Кацнельсон.– Л.: Наука, 1986.– 298 с.
12. Левицкий, Ю.А. Лингвистика текста [Текст] / Ю.А. Левицкий.– М.: Высш. шк., 2006.– 207 с.
13. Левицкий, Ю.А. Общее языкознание [Текст] / Ю.А. Левицкий.– М.: КомКнига, 2005.– 264 с.
14. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика [Текст] / Н.Б. Мечковская.– М.: Аспект Пресс, 2000.– 207 с.
15. Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: Учеб. пособ. [Текст] / Н.Б. Мечковская.– М.: Флинта; Наука, 2001.- 312 с.
16. Марчук, Ю.Н. Компьютерная лингвистика [Текст] / Ю.Н. Марчук.– М.: АСТ; Восток – Запад, 2007.– 317 с.
17. Михалев, А.Б. Общее языкознание. История языкознания: Путеводитель по лингвистике [Текст] / А.Б. Михалев.– М.: Флинта; Наука, 2005.– С. 12–94.
18. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований [Текст] / ответ. ред. Б.А. Серебренников.– М.: Наука, 1973.– 318 с.
19. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка [Текст] / ответ. ред. Б.А. Серебренников.– М.: Наука, 1970.– 604 с.
20. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин.– М.: АСТ; Восток – Запад, 2007.– 314 с.
21. Попова, З.Д. Общее языкознание [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин.– М.: АСТ; Восток – Запад, 2007.– С. 38–401.
22. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию [Текст] / Ю.В. Рождественский.– М.: ИКЦ «Академкнига», ООО «Добросвет», 2002.– 344 с.
23. Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания [Текст] / Ю.С. Степанов.– М.: Просвещение, 1975.– 271 с.
24. Филиппов, К.А. Лингвистика текста: Курс лекций [Текст] / К.А. Филиппов.– СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003.–336 с.
25. Хроленко, А.Т. Общее языкознание [Текст] / А.Т. Хроленко.– М.: Просвещение, 1989.– 127 с.
26. Шарафутдинова, Н.С. Теория и история лингвистической науки [Текст] / Н.С. Шарафутдинова.– М.: АСТ; Восток – Запад; Владимир: ВКТ, 2008.– С. 158–179.
27. Языкознание: Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Ярцева В.Н.– Изд. 2-е. М., 1998. (В 1-м изд. – Лингвистический энциклопедический словарь.– М., 1990).
ХРЕСТОМАТИИ
1. Зарубежная лингвистика [Текст].– М.: Прогресс, 1999.– Вып. 1, 2, 3.
2. Звегинцев, В.А. История языкознания XIX–ХХ веков в очерках и извлечениях: В 2-х частях [Текст] / В.А. Звегинцев.– М.: Просвещение, 1964-65.
3. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия [Текст] / сост. Ф.М. Березин. М.: Высш. шк., 1981. 351 с.
4. Лингвистика ХХ века: Система и структура языка: Хрестоматия. Ч. I [Текст] / сост. Е.А. Красина.– М.: Изд-во РУДН, 2004.– 651 с.
5. Лингвистика ХХ века: Система и структура языка: Хрестоматия. Ч. II [Текст] / сост. Е.А. Красина.– М.: Изд-во РУДН, 2004.– 198 с.
6. Хрестоматия по истории русского языкознания [Текст] / сост. Ф.М. Березин.– М.: Высш. шк., 1977.– 440 с.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ,
СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ
1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова.– М., 1966.
2. Васильева, Н.В. Краткий словарь лингвистических терминов [Текст] / Н.В. Васильева, В.А. Виноградов, А.М. Шахнарович.– М., 1995.
3. Вахек, Й. Словарь Пражского лингвистического кружка / Й. Вахек; под ред. А.А. Реформатского.– М.: Прогресс, 1964.
4. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова.– М.: Просвещение, 1985.
5. Русский язык. Энциклопедия [Текст] / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп.– М., 1997.
6. Языкознание: Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Ярцева В.Н.– М., 1998. (В 1-м изд. – Лингвистический энциклопедический словарь.– М., 1990).
Учебно-тематический план
Разделы дисциплины, изучаемые в 9 семестре
№ раздела | Наименование разделов и их содержание | Количество часов | |||
Всего | Аудиторная работа | Внеауд. | |||
Лекц. | Практич. | С | |||
Введение. Предмет истории языкознания. Периодизация истории языкознания. Научная парадигма в лингвистике как результат выделения определенных свойств языка. Смена научных парадигм в истории лингвистики как отражение изменения уровня науки в целом и уровня научных знаний в конкретной области науки. | |||||
2. | Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры. Качественный и количественный анализ фактов языка. Основные методы и методики лингвистического исследования. Лингвостатистические методы. | ||||
3. | Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира. Языковая личность, вторичная языковая личность. | ||||
4. | Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Понятие о языковых контактах, языки-посредники естественного происхождения. | ||||
5. | Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языки и единицы. | ||||
6. | Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Влияние греко-латинской традиции. Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Грамматическая категория и грамматическое поле. | ||||
7. | Лексикология. Свойства слова. Семасиология, понятие значения. Знаковая природа языка. Структура знака. Принципы номинации. | ||||
8. | Лингвистическая типология. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Характерологическая, морфологическая, историческая и контенсивная типологии. Проблема универсалий. | ||||
9. | История лингвистических учений | ||||
Итого | Экз. |
Планы лекций и учебных материалов к ним
Лекция 1
Введение.
1. Периодизация истории языкознания.
2. Понятие о парадигмах в языкознании.
3. Проблема определения языка как объекта лингвистики.
4. Функции языка и речи.
лекция 2
1. Язык и мышление, язык и познание.
2. Языковая картина мира.
3. Понятие о когнитивной лингвистике.
4. Языковая личность.
лекция 3
1. Язык и общество.
2. Задачи и методы социолингвистики.
3. Языковая ситуация.
4. Языковая политика.
лекция 3
1. Взаимодействие и развитие языков.
2. Языковые контакты.
лекция 4
1. Генеалогическая классификации языков мира
2. Типологическая классификации языков мира.
лекция 5
1. Язык как средство коммуникации.
ЛЕКЦИЯ 6
1.Система и структура в языке.
2. Единицы языка.
ЛЕКЦИЯ 7
1. Уровневая модель изучения языка.
ЛЕКЦИЯ 8 (4 Ч.)
1. Понятие о методе в науке и в языкознании.
2. Частные и общенаучные методы.
3. Понятие о парадигмах в современном языкознании.
4. Описательный, сравнительный, сопоставительный методы.
5. Понятие о количественных методах в языкознании.