Очерк V КЛЮЧЕВОЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ 3 страница
* Что Екатерина II была наделена незаурядным умом - в этом мнении сходятся все. Об отце Павла, Петре III (которого, кстати, тоже называют полоумным) Р.Штайнер рассказывает в лекции от 19 июня 1917 года (ИПН 176), что во время его правления Россия в союзе с Англией и Австрией вела семилетнюю войну против Франции и Пруссии. И вот, от русского двора поступила нота к дворам австрийскому и прусскому с предложением прекратить бессмысленную войну на основе взаимных уступок. Нота отличалась необычайной реалистичностью, и мир был заключен.
Таковы суть те ингредиенты, из которых слагается характер русского "ученика Фауста". В нем мы видим проявление первой зари того, что впоследствии станет главным элементом русского духа: "...интеллектуальность, которая в то же время является мистикой, мистика, которая в то же время является интеллектуальностью".22
Однако, найдя ключ к пониманию личности Павла, мы все еще не способны судить о его действиях, пока не попробуем представить себе нечто, не нашедшее своего отражения в мировой литературе: Гамлета в роли императора державы, в одно столетие проделавшей путь, равный полутысячелетнему развитию европейских стран, да к тому же ставшей после Петра I мировой. Мы не склонны думать вместе с Герценом, что Гамлет или Дон-Кихот - фигуры, не подходящие для трона в эпоху, когда трон еще существует. История убедительно показывает, сколь много бед понаделали признанные всеми прагматики. Но дело даже не в общих принципах, ибо речь у нас идет о случае почти уникальном. Поэтому попытаемся с разных сторон взглянуть на то положение, в котором оказался Павел I, заняв русский трон, и не будем при этом спешить с выводами.
Петровские реформы, как мы уже говорили, не только вывели Россию из предшествовавшего застойного состояния, но и буквально вышибли ее из какого бы то ни было равновесия. В последующий период она медленно и мучительно приходила в себя. При этом "жало" петровских деяний давало о себе знать вовсю. "Сердца развращаются, образ мыслей становится низок и презрителен", - сетует Д.И.Фонвизин, крупнейший русский писатель XVIII века. А вот как характеризует ту эпоху В.О.Ключевский: "Потеряв своего Бога, заурядный русский вольтерьянец не просто уходил из Его храма, как человек, ставший в нем лишним, но, подобно взбунтовавшемуся дворовому, норовил перед уходом набуянить, все перебить, исковеркать, перепачкать. ... Новые идеи прививались как скандал, подобно рисункам соблазнительного романа. Философский смех освобождал нашего вольтерьянца от законов божеских и человеческих, эмансипировал его дух и плоть, делал его недоступным ни для каких страхов, кроме полицейского...".
Дарованная дворянам вольность вызвала их отток по своим деревням, и фонвизинский Митрофанушка стал типичной фигурой русского мелкопоместного дворянина. Крупная аристократия сибаритствовала при дворе императрицы, помышляя лишь о новых благах. Светлейшие представители культуры не допускали мысли об освобождении крестьян.
И вот в такой среде Павлу предстояло осуществлять те свои планы, о которых мы читали в его "Рассуждениях". Не осуществлять их он не мог, ибо хорошо понял дух своей эпохи, понял всю анахроничность монархий в новое время. Но препятствием на пути к реформам были не столько неграмотные крестьяне, сколько полуобразованное дворянство. Чтобы ввести конституцию, учредить выборное правление, нужно было подготовить, воспитать соответствующих ему носителей. Вот почему Павел принялся за дворянство и получил при этом прозвание противодворянского царя или даже санкюлота
Была перед Павлом и еще одна трудность. Характер ее мы поймем, обратясь к одному размышлению Пушкина, которое мы находим в его "Заметках по истории XVIII в " (1822 г.). "Аристокрация после его (Петра), - говорит Пушкин, - неоднократно замышляла ограничить самодержавие; к счастью, хитрость государей торжествовала над честолюбием вельмож, и образ правления остался неприкосновенным. Это спасло нас от чудовищного феодализма, и существование народа не отделилось вечною чертою от существования дворян. Если бы гордые замыслы Долгоруких и проч. совершились, то владельцы душ, сильные своими правами, всеми силами затруднили б или даже вовсе уничтожили способы освобождения людей крепостного состояния, ограничили б число дворян и заградили б для прочих сословий путь к достижению должностей и почестей государственных. Одно только страшное потрясение могло бы уничтожить в России закоренелое рабство; нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян ... мирное единодушие может скоро поставить нас наряду с просвещенными народами Европы".
Все это, несомненно, понимал и Павел, но он был не писатель, а монарх, поэтому о том, что он понимал, мы должны судить на основе его действий Они же были таковы, что в особой строгости он держал высшее офицерство, старался приучить к дисциплине и порядку мелкое дворянство, внести хоть какие-то элементы самосознания в среду низших сословий - купечества, солдат, крестьян. "Солдат, полковник, генерал - теперь это все одно!" - восклицает один современник Павла; другой свидетельствует: "Офицеры перестали нежиться, а стали лучше помнить свой сан и уважать свое достоинство"; третий же говорит, что "...император Павел ... создал в некотором роде дисциплину, регулярную организацию, военное обучение русской армии, которой пренебрегала Екатерина II".
У нас нет возможности рассмотреть подробно другие стороны жизни и деятельности Павла, но если бы мы это сделали, то получили бы новые подтверждения тому, сколь осмысленно и проницательно действовал Павел. Впрочем, возьмем еще один пример Павел отменил пенсию, которая выплачивалась от русской короны изгнанному Людовику XVIII (200 тыс. рублей в год). Зачем он это сделал, осталось не ясно до сих пор. Казалось бы, почему одному "абсолютисту" не поддержать другого, пострадавшего от революции? Но вот, полтора десятилетия спустя Александр I освобождает Париж и наносит Людовику, воцарившемуся в Тюильри, визит, а тот встречает его не то что не любезно, но просто враждебно, несмотря на то, что был обязан ему возвращением трона. Когда же Людовик снова бежит от Наполеона, то остаются его бумаги, благодаря которым обнаруживаются его недобрые замыслы против Александра. Мы не знаем причин столь вопиющей неблагодарности Людовика, они - в действиях тайных пружин европейской политики, о которых можно только догадываться. Но для нас становится ясным другое: значит, было за что лишать Людовика пенсии. Павел узнал о какой-то его закулисной деятельности и совершил поступок, умолчав о причине; и лишь случайно позже обнаруживается, что он был прав, а иначе и по этому поводу можно было бы судачить, как кому вздумается. И так обстоит со многим в деятельности Павла, ибо он находился в положении между Сциллой и Харибдой- "Сцилле" внутренних трудностей, о которых мы уже говорили, противостояла "Харибда" трудностей, шедших извне. Суть их сводилась к следующему.
Павел, как мы теперь знаем, был введен в масонские ложи. Будучи императором, он, естественно, занимал там далеко не начальные градусы. А это значит, что он располагал широкими сведениями обо всем, что присходило за кулисами внешних политических событий, инспирированных из лож. Французская революция раскрыла ему способы действия и намерения британского оккультизма. С другой стороны, он был хорошо осведомлен о масштабах внедрения английского масонства в русские ложи. И вот теперь мы можем представить себе, что за проблема встала перед Павлом Россия - мощная мировая держава - уже никак не могла быть скинута со счетов европейской политики, и это implicitе делало ее врагом Англии, вернее, британской мировой политики.
Понимая опасность подобной конфронтации,* Павел и словом, и делом подчеркивал миролюбивый характер русской политики, избегал всяких столкновений с британскими интересами. Но это уже мало чему помогало, ибо в Англии рассуждали так: хорошо, этот русский император миролюбив, но где гарантия, что при его преемниках все не изменится самым кардинальным образом? Поэтому не было средств, способных ее успокоить И это Павел также понимал. Потому он и вознамерился как можно скорее образовать в России сословие людей, способных обратить демократические преобразования на благо отечеству, выработать такую форму правления, которая не внушала бы страха Европе и, одновременно, была бы эффективной в отстаивании суверенитета собственной страны. Чтобы все это осуществить, нужно было не дать тому, что через революции развязывало руки кровавому террору, сорвать процесс постепенной демократизации путем ограничения монархии конституцией. Главная трудность на этом пути заключалась в том, что приходилось опираться на людей, которые, с одной стороны, должны были бы стать носителями демократических преобразований, а с другой - сплошь и рядом были членами лож, подчинялись дисциплине лож, в которых преобладали англофильские настроения и прямое влияние Англии.
* Он это понял, еще будучи юношей, что явствует из его "Записки", поданной Екатерине II
Таковы были трудности. Но у Павла не было выбора. Он мог бы не вступить в борьбу лишь в том случае, если бы не понимал расстановки сил или не захотел бы ее понять, подобно своей матери, или, наконец, ограничился бы лишь благополучием собственной персоны, на что пошел ряд европейских монархов. Хотя в последнем случае риск для него все равно был велик. Ибо Россия - это, скажем, не Швеция. Ее неискупимым "грехом" в глазах представителей британских мировых интересов стало само наличие ее обширных ресурсов.
Павлу, как высокоградуированному масону, несомненно, делались предложения пойти путем той демократизации, что пропагандировалась в ложах. Но Павел ответил отказом, ибо перед его глазами стояла французская революция, и было ясно, какие дела могут проистечь из высокопарных слов По этому поводу у него есть следующее весьма любопытное высказывание: "Он (Людовик XVI) начал снисходить и был приведен к тому, что должен был уступить. Всего было слишком мало и между тем - достаточно для того, чтобы в конце концов его повели на эшафот".
Павел избрал другой путь. Он вознамерился обуздать безумие, охватившее ложи Как исходящее из этого намерения следует понимать его решение принять звание гроссмейстера Мальтийского ордена. Историки обычно придают второстепенное значение этому факту, объясняя его романтическими наклонностями Павла, тогда как он является стержневым во всей европейской и особенно средиземноморской политике России конца XVIII века.
Мальтийский орден, или орден Иоаннитов был последним из глубоко духовных орденов Европы. Он пользовался высоким авторитетом в среде духовно ищущего масонства. Полноправным представителем его интересов при европейских дворах долгое время являлся граф Сен-Жермен, та историческая индивидуальность (внешнему миру о ней известно довольно мало, но у нее нашлось много подражателей, и вот о них-то и сохранились разные авантюрные истории), которую следует рассматривать как стоявшую в тесной связи с самим Христианом Розенкрейцем. Ввержение масонства в радикальную политическую борьбу, распространение в его среде атеизма поставило Мальтийский орден в опасное положение, поскольку суверенитет острова Мальты сильно зависел от Франции и герцогств Италии. Руководители ордена стали искать сильного покровительства перед лицом надвигавшихся катаклизмов. Особого выбора у них не было. Причастность английских лож к возникновению якобинской диктатуры для них не составляла тайны. Оставались венский двор и Петербург. В 1795 г в Петербуг приехал посланник ордена граф Литта. Его сопровождала представительная свита: носители большого креста, командоры. Павлу было сделано предложение стать покровителем ордена, и в 1797 году он это предложение принял.
Год спустя армия Бонапарта по пути в Египет осадила порт Ла-Валетта и благодаря предательству* захватила его. Начался грабеж. Французские офицеры, среди которых было множество членов лож, срывали со стен орденских помещений оккультные знаки, захватывали священные реликвии.** Гроссмейстера ордена Фердинанда фон Гомпеша путем грубых унижений заставили подписать капитуляцию. И тогда Павлу было предложено стать гроссмейстером ордена. В Петербурге был создан филиал ордена из двух приорств: российского православного и российского католического. Русское дворянство получило, таким образом, возможность вступать в орден, не меняя вероисповедания.
* К концу XVIII века орден был в значительной степени подорван изнутри проникшими в него иезуитами
** Все это было погружено на корабль, который вскоре затонул
Принимая гроссмейстерство, Павел намеревался противопоставить радикализму лож высокие духовные идеалы орденов и таким путем в цепочке (о которой мы уже говорили): ордена - ложи - партии, подвинуть пошатнувшийся центр тяжести влево, ближе к истокам правомерного духовного водительства.
В Манифесте от 21 декабря 1798 г. Павел заявил об этом открыто, хотя и на языке братств. Законы и правила ордена, стояло в Манифесте, ".. предъявляют сильную преграду против бедствий, происходящих от безумной страсти к переменам и новостям необузданным..." Таким образом, Мальтийский орден становился пробным камнем, на котором должны были обнаруживаться тайные замыслы европейской политики.
Борьба за Мальту началась еще в 1797 году. Павел тогда сделал попытку урегулировать отношения с Францией, борьбу с которой начала еще Екатерина, вступив в союз с Англией и Австрией. Подобным шагом Павел намеревался занять нейтралитет в конфронтации Англии и Франции и ограничиться узкой задачей поддержки Мальты. Но переговоры.с Францией были сорваны П.И.Паниным (чем он впоследствии открыто хвастался), братом воспитателя Павла и впоследствии участником антипавловского заговора. Захват французами Мальты* довершил дело, и 18 декабря 1798 г. Россией был заключен союз с Англией, а через два дня принято соглашение о возвращении Мальты ордену.
* Какой недальновидный шаг для такого стратега, как Наполеон, если брать вещи
Для борьбы с набиравшим силу Наполеоном Англия остро нуждалась в помощи России, но заключенный союз заставлял ее отказаться от прежнего способа проводить свои намерения в жизнь через европейские ложи. Так, хотя бы на короткое время, тактика Павла увенчалась успехом. В Константинополе состоялось совещание, в котором приняли участие адмирал Ушаков, английский и турецкий посланники. Было решено послать объединенный флот на освобождение Ионических островов. Взятием Корфу операция была успешно завершена. Французов выбили с островов, и их население получило от Ушакова конституцию. Теперь открывался путь на Мальту. Но тут в позиции Англии стал проявляться чисто внешне все возрастающий оппортунизм. Дело кончилось неожиданным захватом Мальты англичанами 25 августа 1800 года. Это было прямое предательство, и в Петербурге оно произвело ошеломляющий эффект.* Подобным актом стоявшие за кулисами британской политики оккультные братства фактически раскрыли свои карты. Теперь Павлу стало ясно, что борьбы с Англией не миновать и в ней будет решено: удастся ли поставить предел рискованной экспансии британских братств или Россию ждет судьба Франции. В изменившихся условиях требовалась концентрация всех сил, и потому Мальта временно отступала на второй план. Эскадре Ушакова было ведено вернуться в Севастополь, и она покинула Ионические острова, еще раз продемонстрировав отсутствие каких-либо завоевательных намерений у России.**
* Мы прослеживаем лишь главные нити той сложной и тайной борьбы. Не все участвовавшие в ней стороны всегда и вовремя понимали истинный смысл происходящего. Оттого возникали ложные действия, неправильные суждения, и поныне сбивающие с толку многих историков. Не умея проникнуть к сути событий, они тем охотнее ограничиваются описанием их внешней канвы. Но тогда приходится довольствоваться лишь большой иллюзией.
** Попытки историков объяснить заинтересованность Павла в судьбе Мальты военностратегическими планами столь зыбки, что мы даже не станем их касаться.
23 октября 1800 г. на все английские суда, находившиеся в русских портах, было наложено эмбарго, а дипкорпус в Петербурге получил ноту, в которой говорилось о нарушении конвенции от 20 декабря 1798 г. (о Мальте). Перед Англией было поставлено требование выполнить условия конвенции и тогда эмбарго будет снято, но одновременно Россия снова обратилась к переговорам с Францией. Наполеон был тогда единственной силой, открыто противоставшей британским намерениям.
Существует один, можно сказать, методологический принцип, который необходимо усвоить, если желаешь понять новую эпоху, состоящий в том, что не всегда борьба в ней ведется между силами добра и зла. Часто силы зла сами побивают друг друга. Так, французская революция была явно лициферически-ариманическим порождением, истребившим в конце концов само себя. Не романтическим героем был Наполеон, а подставной фигурой, инспирированной Ариманом. В этом следует искать объяснение его совершенно бесчеловечного военного гения.* Ища союза с Наполеоном, Павел, как говорится, лишь попадал из огня да в полымя. Россия настаивала на возвращении Мальты ордену, Наполеон принял на себя некоторые обязательства, однако в дальнейшем постоянно ими манкировал, обнаруживая этим (более, чем всем остальным) непримиримую враждебность духу. Вторым условием России в переговорах с Францией была высадка совместного десанта в Англии. Но и в этом вопросе Наполеон повел себя по меньшей мере странно. Это особенно бросается в глаза на фоне политики Павла. Осознав неизбежность войны с Англией, Павел делает все необходимое для того, чтобы ее не проиграть, даже планирует посылку казачьего корпуса в Индию, что, несомненно, не заключало в себе никаких колониальных намерений, а имело целью хотя бы на время лишить Англию богатых поступлений из ее основной колонии. Наполеон же, получая союзника в борьбе со своим главным противником, вдруг в январе 1801 г. заключает союз с Австрией и этим создает кризис в переговорах с Россией. Так обнаруживает себя действительная расстановка сил. Не политика волнует Аримана, а духовная судьба России. Сорвать подготовку грядущей культуры - такова его главная цель; сообразно с нею действует и марионетка Наполеон. Что же касается британского оккультизма, то он, впав в национальный эгоизм, также считает за лучшее для себя не дать осуществиться шестой культурной эпохе и вместо нее продлить пятую культуру, где англоязычным народам принадлежит ведущая роль.
* Д.С.Мережковский в своем романе-биографии "Наполеон" изобразил его одновременно и спасителем Европы от якобинских революций, и демоном, наделенным недоброй метафизической силой.
Англия в своем подходе к войне с Россией заняла ничуть не менее реалистичную позицию, чем Павел, и в конце зимы 1801 г. ее флот под командованием адмирала Нельсона взял курс на Кронштадт. Но вскоре произошло убийство Павла, и до войны дело не дошло.
О готовящемся убийстве русского императора в Англии знали и ждали его. По этой причине английский кабинет не проявлял абсолютно никакого беспокойства в условиях надвигавшейся войны. Заговор против Павла был составлен в петербургских ложах. Возглавляли его граф фон дер-Пален и генерал Бенигсен - английский подданный, состоявший на русской службе. Русским не особенно доверяли, даже введенного в главное ядро заговорщиков князя П.Зубова Палён презирал и считал ничтожным.
Заговорщикам удалось как-то впутать в свои махинации сына Павла Александра. Нет никаких реальных оснований причислять его к участникам заговора, что упорно стараются сделать историки. Все, чего удалось добиться Палену, это, вербуя своих сторонников, ссылаться на то, что великий князь на их стороне, иначе из русских никто за Паленом не пошел бы. Проверить утверждение Палена было невозможно. - Ну кто бы решился подойти к Александру и открыто спросить, состоит ли он в заговоре против отца. Косвенные же свидетельства в свою пользу Пален фабриковал, беспардонно интригуя между отцом и сыном. Этот новоявленный Яго внушал Павлу, что сын злоумышляет против него, а сына пугал тем, что отец уже решил сослать его. Подобным же образом поступали и с императрицей, нашептывали ей, что муж хочет заточить ее в монастырь. Сторонникам Палена удалось устранить из окружения Павла всех верных ему людей. По всему Петербургу интенсивно распространялись разные ложные слухи, анекдоты, дискредитировавшие императора. Насколько они были сильны, можно судить по их долгой жизни. Особенно широко пользовались тем, что выполняя приказы Павла доводили их до абсурда и тем как бы фактически укрепляли главную доминанту ведшейся против него пропаганды - будто бы он душевнобольной. В какой-то мере в этом, вероятно, удалось убедить даже Александра. Ему внушали, что для блага страны его отца надо отстранить от власти. Однако не доказано, был ли Александр согласен даже с этим. Зато хорошо просматривается другое: заговорщики забрали в руки такую власть, что смогли запугать и подавить всех, кто был с ними не согласен, в том числе и Александра. Увидев его, рыдающим о погибшем отце, Пален цинично бросил: "Аssez fairе l'esanfant! Аssez regner!" (Довольно ребячиться! Идите царствовать!)
Убийство Павла было подготовлено основательно. В замок проникли два отряда: один под командованием Бенигсена, другой - Палена. Совершить убийство предназначалось отряду Бенигсена, но если бы что-то этому помешало, на помощь должен был выступить отряд Палена. Кроме того, повсюду в коридорах были расставлены вооруженные офицеры, на случай, если императору удастся бежать.
Вокруг главного ядра заговорщиков существовал более широкий круг, в него входил английский посол в Петербурге. Круг этот тоже действовал с большой эффективностью. Когда раскаявшийся адмирал де Рибас вознамерился предупредить Павла о готовящемся покушении, то тут же тяжело заболел: ему дали "не то" лекарство. Н.П.Панин дежурил возле постели больного, пока тот не умер. В Лондоне связным заговорщиков служил русский посланник граф С.Р.Воронцов, отстаивавший английские интересы лучше любого англичанина. Он, в частности, страстно призывал Павла к войне с Францией и проповедовал идею, что России не следует развивать мореплавания и промышленности, а лучше специализироваться на одном сельском хозяйстве.
Прямых свидетельств причастности Англии к заговору не сохранилось, но и на основании косвенных в ней можно не сомневаться. Вот несколько примеров. Среди заговорщиков находилась некая О.А.Жеребцова (позже, в 40-х годах, она протежировала Герцену), родственница князей Зубовых. Она была любовницей английского посла и открыто хвасталась, что имеет ребенка от самого английского короля. Незадолго до цареубийства она выехала в Европу и в Берлине, не таясь, заявила, что Павел скоро будет убит. В дальнейшем, как пишет историк Е.С.Шумигорский, ссылаясь на свидетельство князя Лопухина, сестра которого была замужем за сыном Жеребцовой, эта последняя прибыла в Лондон и там после кончины Павла получила 2 млн. рублей для раздачи заговорщикам, но присвоила их. "Спрашивается, - восклицает Шумигорский, - какие же суммы были переданы в Россию ранее?"23 Действием английского золота объяснял убийство Павла и Наполеон.
Наконец, большой интерес представляют для нас некоторые высказывания о Павле княгини Е.Р.Дашковой (урожденной Воронцовой), сделанные ею в своих мемуарных записях ("Записки. 1743-1810". Изд. "Наука", 1985). Эта незаурядная женщина уже в 18-летнем возрасте оказалась едва ли не главным действующим лицом, как она сама утверждает, в заговоре против Петра III. Ее дальнейший жизненный путь показывает, что в ложах высшей аристократии Европы она обладала весьма высоким градусом. Не вызывает сомнений и ее проанглийская ориентация. К Павлу Дашкова питала устойчивую антипатию. Но, несмотря на это, она признает, что у Павла "...были проблески справедливого чувства и редкого (по качеству) великодушия и прозорливости". Совершенное душевное здоровье Павла не подвергается ею ни малейшему сомнению; и это особенно важно, поскольку наблюдать Павла эта проницательная женщина имела возможность на протяжении всей его жизни. Но нас в данном случае интересует не это, а ее предсказание гибели Павла. Она пишет: "Не знаю, каким образом, но в голове моей вселилась мысль, что конец царствования Павла настанет в 1801 г. Я сообщила ее брату... Наконец, в январе 1801 г. мой брат, вспомнив мое пророчество, воскликнул: "Вот год уже начался". - "Он начался, это верно, - ответила я, - но мы еще только в январе, а мое пророчество исполнится через три месяца". Действительно, 12 марта провидению угодно было допустить..." и т.д. Если учесть, что родным братом Дашковой был вышеупомянутый русский посланник в Лондоне С.Р.Воронцов, то метафизический налет в словах княгини можно оставить безо всякого внимания ввиду его полной незначительности.
Имеются попытки обосновать мотивы заговорщиков конституционными намерениями. В этой связи говорят, например, о проекте конституции П.Зубова. Но достаточно познакомиться с биографией этого князя, чтобы найти подобную версию просто смешной.24 Небезынтересно отметить и тот факт, что после цареубийства у заговорщиков не оказалось никаких дальнейших планов, могших послужить ко благу России. В то же время, уже при Александре I П.И.Панин заключил с Англией конвенцию о морской торговле, сведшую на нет все усилия не только Павла, но и Екатерины II. Эта конвенция подвела, кроме того, и союзников России Данию и Швецию. Воронцов же назвал конвенцию "совершенной"!
Не вызывают сомнений и "якобинские" намерения Англии в отношении России, которых так опасался Павел. До нас, например, дошли слова одного из заговорщиков, офицера Н.Бибикова, сказанные им за последним ужином, на котором спаивали непосредственных исполнителей цареубийства. Он тогда сказал: "...нет смысла стараться избавиться от одного Павла ... лучше всего было бы отделаться от них всех сразу"25. Один из современных исследователей эпохи Павла приходит к выводу: "Крайнее, республиканское мнение или чувство, по крайней мере словесно близкое к тому, что прежде говорилось Радищевым и делалось в революционной Франции, - эта идея легкой вспышкой обозначит свое присутствие в ночь с 11 на 12 марта, исторически предвосхитит важные декабристские слова и мысли".26
Итак, Павел проиграл в своей борьбе с "безумием лож". Его убийство показало, сколь опасно противопоставлять себя намерениям оккультных братств Британской империи, а дальнейшие события показали, сколь опаснее им потакать. Все это так, и тем не менее, памятуя сказанное нами о трудностях понимания больших мировых проблем, мы все же должны видеть истинного убийцу Павла в двойнике русского самодержавия. Ему удалось это сделать по той причине, что Павел не сумел вызвать в достаточно широком кругу своих современников правильных представлении о сути и задачах новой эпохи. Но если бы это произошло, то из духовного мира были бы привлечены силы доброго Духа-Водителя Народа, который действует в ответ на свободное прошение людей; и тогда был бы создан заслон против люциферически-ариманических происков.
Вернее сказать - Павел не успел этого сделать. Возникнув как бы на вершине претворенной в добро волны петровских мероприятий, он был смыт противоположным, неочищенным ударом, пришедшим из хаоса европейских событий. Его враги, отстраняя от него верных людей, тем самым лишали его духовной защиты и убили, когда он остался один.
В заключение остается еще сказать, что при восшествии Павла I на престол одному солдату дворцового караула было видение архангела Михаила, а кончина большинства убийц Павла, как свидетельствует один современник, "представляла ужасную нравственную агонию в связи с самыми жестокими телесными муками".
Александр I, занявший трон после убитого отца, самой своей судьбой был предопределен продолжать его дело. И он сознавал это. Получив известие о гибели отца, он заявил дворцовой страже: "Все при мне будет, как при батюшке".* Однако в обнародованном на другой день манифесте, написанном стоявшим в отдалении участником заговора Д.П.Трощинским, давалось обещание править в духе "августейшей бабки". Этим еще раз разоблачаются намерения заговорщиков. Они, как видим, не шли далее мечтаний о вальяжном житье-бытье времен Екатерины, а значит - золото было металлом этих людей. В ночь убийства Александр поставил им условие: "Определите права и обязанности суверена; без этого трон меня совершенно не привлекает". И вот их условие: править в духе "бабки". Другого желания у них не было, ибо в ту ночь все было в их руках, и они могли диктовать свою волю.
* Это также свидетельствует о его непричастности к заговору.
Но нам теперь важно другое. Заветной мечтой Екатерины было так воспитать наследника, чтобы он правил всецело в ее духе. Когда Павел примкнул к франкмасонам, то этим он как бы разоблачил себя раньше времени. Тогда определенное екатерининское окружение вознамерилось помешать ему занять трон. Но если Павла, так сказать, "прозевали", то в отношении родившегося у него первенца подобной "ошибки" решили не допускать.
Александр родился 12 декабря 1777 г. и тотчас же после крещения был отнят у родителей. И достойно серьезного внимания, как его растили и воспитывали под "протекторатом бабки". В комнате, куда поместили младенца, температура зимой не превышала 15 градусов. Купали его в холодной воде, спать клали под тоненькое одеяльце, без всякого режима, приучая засыпать среди шума и разговоров. Впоследствии Александр говорил, что ощущение холодной воды было первым сознательным переживанием детства. Как следствие всех подобных мероприятий у него на всю жизнь остался плохой слух. Едва он подрос, из его воспитания были исключены музыка и стихосложение. В четыре года ребенок читал на 2-х языках. В наставники ему был дан швейцарец Лагарп - мизантроп, чуждый всяких религиозных убеждений. С ранних лет он старательно будил в Александре критическое отношение к окружению. В 15 лет Александра женили.